Телекоммуникационный гигант «Узбектелеком» на пороге приватизации
24 ноября 2002
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

Для того чтобы просто понять, что из себя представляет акционерная компания «Узбектелеком», и обозначить ее роль в жизни Узбекистана (и не только) в целом и каждого из нас в отдельности, можно лишь сказать, что ни одно предприятие, организация, да и, пожалуй, ни один житель республики не может прожить и дня без деятельности целого комплекса телекоммуникационных предприятий и организаций, расположенных по всей стране, работающих в режиме — 365 дней в году, 24 часа в сутки и связанных общим понятием АК «Узбектелеком». Без слаженной работы подразделений АК «Узбектелеком» невозможны просмотр-прослушивание теле-,радиопрограмм, нормальная работа телефонной сети (включая работу любой без исключения сотовой компании Узбекистана), работа телеграфа, массовый доступ к сети Интернет и многое, многое другое.

АК «Узбектелеком» сегодня

АК «Узбектелеком» охватывает своей сетью всю территорию Республики Узбекистан и является национальным оператором, владеющим телекоммуникационной сетью емкостью свыше 1 миллиона 800 тысяч номеров, тысячами километров линий связи, из которых более 55% оптоволоконные. По состоянию на 1 января 2002 года на городских и сельских телефонных сетях компании работают 2000 АТС общей монтированной емкостью 1882,5 тыс. номеров, в том числе количеcтво номеров электронных (цифровых) АТСЭ составило 626,1 тыс.шт. Уровень «цифровизации» компании «Узбектелеком» (соотношение количества аналоговых и новых цифровых АТС) составил 33,3%.

В структуру АК «Узбектелеком» входят 14 филиалов, одно акционерное общество и 5 совместных предприятий. Трудовой коллектив компании составляет более 23 тыс. высококвалифицированных специалистов.

pic

«Узбектелеком» — государственная акционерная компания, которая в сегодняшнем ее виде была учреждена 18 июля 2000 года в результате слияния «Халкаро телеком» — оператора междугородной и международной связи и «Махаллий телеком» — холдинга, включающего в себя 15 местных операторов фиксированной связи. Благодаря значительным инвестициям компания за последние годы удвоила уровень цифровизации местной сети, а также построила ультрасовременную оптоволоконную национальную магистральную сеть. Национальная оптоволоконная сеть, в свою очередь, интегрирована в глобальную (всемирную) телекоммуникационную сеть через транс-азиатско-европейскую оптоволоконную сеть (TAE), которая проходит через Узбекистан (узбекский сегмент TAE), соединяя Западную Европу с Китаем. Можно сказать, что при активном участии компании «Узбектелеком» воссоздан современный телекоммуникационный «шелковый путь».

В 2001 году АК «Узбектелеком» добилась внушительных финансово-экономических результатов. За 2001 год предприятиями АК «Узбектелеком» оказаны услуги и получены доходы от основной деятельности в объеме 52050,0 млн. сумов. За 2001 год предприятиями электросвязи предоставлено 139,8 млн. междугородных и международных разговоров и передано 1008,8 тыс. телеграмм. Прибыль от общехозяйственной деятельности с учетом совместных предприятий составила 10289,1 млн. сумов, рентабельность — 23%. По итогам работы за 2001 год все предприятия АК «Узбектелеком» прибыльны. В 2001 году было экспортировано услуг связи на сумму 6202,8 млн. сумов, а импортировано — 6105,7 млн. сумов. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении компании, составила 2793,1 млн. сумов, рентабельность — 6%, которая была направлена на реинвестицию, формирование различных фондов и выплату дивидендов.

pic

Спектр услуг, оказываемых АК «Узбектелеком».
Новые технологии — новые услуги

Крупнейший оператор телекоммуникаций Республики Узбекистан АК «Узбектелеком» в настоящее время в основном предоставляет услуги голосовой связи (местная, междугородная и международная).

Для удовлетворения нужд общества в услугах международной телефонной связи «Узбектелеком» ведет взаиморасчеты со следующими крупными зарубежными компаниями: BT (Великобритания), АТ&T и MCI (США), Deutsche Telecom (Германия), Telecom Italia (Италия), Pak Telecom (Пакистан), France Telecom (Франция), KDD (Япония), Korea Telecom и Dacom (Корея), ETISALAT (ОАЭ), China Telecom (Китай), а также другими компаниями стран дальнего и ближнего зарубежья. По итогам 2001 года входящий трафик превысил исходящий трафик по странам дальнего зарубежья в 1,73 раза (исходящий трафик — 56013856 мин., входящий трафик — 96783472 мин.), что указывает на большую заинтересованность международных организаций и компаний в развитии бизнеса с Узбекистаном.

pic

В республике действуют 6 компаний сотовой связи с общим количеством более 145 тысяч абонентов. Все они напрямую взаимодействуют с фиксированными сетями «Узбектелеком».
Показателен в вопросах оказания новых услуг и опыт работы за 2001 год.

Организованы телефонные каналы на новых направлениях как по ТАЕ ВОЛС, так и по системам спутниковой связи ССС «Интелсат».

В направлении Китая для ведущих интернет-провайдеров Узбекистана (ООО «Саркор Телеком» и ООО «Технопросистем» (ТРS) организованы международные каналы емкостью 1024 Кбит/сек.

Через Global One организован цифровой выделенный канал связи для СП «Бузтон».

По заявкам ведущих компаний — таких, как ВВС, Рейтер, Асахи и др., организовывались международные ТВ-перегоны. В течение года были увеличены емкости каналов пользователей VSAT, что позволило увеличить приток валютных средств.

Велась работа по расширению сети роуминга компаний сотовой связи COSCOM, Daewoo Unitel, Uzmacom.

Компания «Узбектелеком» постоянно расширяет перечень оказываемых услуг на основе новейших технологий. Получены лицензии и уже оказываются услуги мобильной связи (на основе стандарта CDMA), передачи данных и Интернета. Определены также и основные направления развития сети телекоммуникаций:
• развитие, модернизация и техническое перевооружение средств и сетей телекоммуникаций на базе цифровой техники и технологий;
• увеличение объема предоставления универсальных услуг, дополнительных видов обслуживания и услуг ISDN- сетей;
• предоставление услуг передачи данных (телемаркетинг, телемедицина и т.п.), Интернет, IP-телефонии, мультимедиа на базе технологии АТМ;
• внедрение услуг беспроводного абонентского доступа (WLL) и мобильной связи на базе CDMA-технологии;
• предоставление услуг цифрового телевизионного вещания;
• внедрение услуг интеллектуальной сети (Freephone, вызовы по кредитной карточке и.т.д.);
Уже сегодня дочернее предприятие АК «Узбектелеком» — Intal Telecom, имея современную, высокоскоростную, мультисервисную сеть передачи данных на базе ATM и IP-технологий, предлагает для всех регионов Узбекистана такие услуги, как:
• доступ к Интернету и Интранет по коммутируемым и выделенным каналам;
• организация виртуальных частных сетей (VPN);
• Web-хостинг, Web-дизайн, электронная почта;
• организация пунктов дистанционного обучения с использованием выделенного пространства ilm.uz;
• строительство, проектирование, эксплуатация сетей любого масштаба, техническая поддержка, квалифицированные консультационные услуги, обучение и т.д.
У компании «Узбектелеком» имеются планы для широкого внедрения услуг IP-телефонии как более недорогой альтернативы услугам традиционной телефонной связи. В настоящее время компанией разработана концепция применения IP-телефонии и предоставления клиентам новых услуг:
• соединение офисных АТС через Интранет;
• передача факсов через Интернет;
• удаленный доступ в корпоративную телефонную сеть;
• телефонные звонки с компьютеров через Интернет;
• доступ к Call Center через Интернет.

Планируется и более широкое применение услуг ISDN. В настоящее время услуга ISDN предоставляется предприятием «Тошкент шахар телефон тармоги» (более известная как ТШТТ (Интернет-провайдер ТШТТ) или Ташкентская ГТС), однако в дальнейшем предполагается увеличение объема данной услуги путем полного использования возможностей международной станции EWSD и местных цифровых АТС, путем внедрения новых версий программного обеспечения.

В перечень оказываемых АК «Узбектелеком» телекоммуникационных услуг уже сегодня входят практически все возможные современные услуги, а с их дальнейшим развитием и более широким использованием в общественной деятельности Узбекистан может достичь уровня использования средств телекоммуникаций, соответствующего самым развитым странам. Для этого уже имеются возможности, но необходимы значительные инвестиции в расширение деятельности и наличие стратегического инопартнера. Именно поэтому сегодня АК «Узбектелеком» находится на пороге приватизации.

pic

На снимках: презентация АК «Узбектелеком» по вопросам предстоящей приватизации.

Зачем нужно приватизировать АК «Узбектелеком», и как это будет происходить?

Акционерная компания «Узбектелеком» сегодня находится в нормальном финансовом и техническом состоянии, все подразделения компании работают рентабельно и без убытков. Роль компании для общества и экономики страны в целом невозможно переоценить. Компания полностью государственная, и, казалось бы, все правильно: государственная важность компании предопределяет ее собственника — государство. Однако при всех достижениях в деле развития телекоммуникаций Узбекистана, особенно явно выраженных в годы независимости страны, очевиден тот факт, что темпы роста сетей коммуникаций и качество оказываемых услуг в этой сфере сильно отстают от веления времени. Отставание это будет еще более заметным, если прибавить необходимость ускоренного развития сети Интернет и интернет-технологий в нашей стране. Сегодня в Узбекистане на сто человек населения имеется всего около семи фиксированных телефонных аппаратов. При этом, если в городах (и особенно в Ташкенте) этот показатель составляет до 15-17%, то в сельской местности он зачастую не превышает 3%. Даже в Ташкенте уровень цифровизации составляет около 30% (правда, в некоторых регионах Узбекистана он составляет и 100%, т.к раньше там связи не было вообще). Естественно, в таких условиях развивать интернет-технологии и говорить о создании полновесного национального контента пока еще рано. По нашим оценкам, не более 1,5-2 % населения являются пользователями сети Интернет. Хотя еще год-два назад этот показатель был в два раза ниже. С каждым днем увеличивается число интернет-провайдеров (за год их количество практически удвоилось). Подавляющее число пользователей сети Интернет использует доступ к сети по низкоскоростному соединению Dial Up. Даже при таком невысоком количестве пользователей Интернетом существующие телефонные сети зачастую не справляются с потоком соединений, да и само это соединение оставляет желать лучшего (особенно на аналоговых АТС). Выделенные линии и технологии ISDN или xDSL доступны лишь корпоративным, богатым клиентам. А ведь сегодня ставится задача создания общенациональной сети дистанционного обучения в сфере образования, правительственной электронной сети и др., связывающих все регионы страны. Очевиден тот факт, что, несмотря на резкий рост числа пользователей услуг сотовой связи и наличие более чем 150000 абонентов, все-таки говорить о массовом переходе на новые телекоммуникационные технологии в стране еще рано. Всего лишь каждый стосемидесятый житель нашей страны (хотя и это неплохо) пользуется услугами мобильной связи, а мобильные интернет-услуги практически не используются.

pic

pic

И, наконец, хотя услуги обычной голосовой телефонной связи стали на порядок лучше, практически не стало очередей (или получить номер стало не такой глобальной проблемой, как раньше) на установку телефона, наверное, будет неправильным говорить об идеальном положении дел и в этой, пожалуй, главной для населения и всех предприятий деятельности АК «Узбектелеком».

Наступает эра информационных и коммуникационных технологий, которые буквально пронизывают все сферы деятельности современного человека. Узбекистан на пороге полнокровного вхождения в мировое информационное сообщество, а значит, следует ожидать лавинообразного увеличения потребностей в телекоммуникационных услугах. Сможет ли АК «Узбектелеком» в полной мере их удовлетворить? Пока нет. Значит, нужны дополнительное развитие и модернизация существующих сетей, закупка новейшего оборудования и подготовка новых кадров.

Развитие и модернизация сетей телекоммуникаций в любой стране стоит многих и многих миллионов долларов. Помимо чисто финансовых вливаний, необходим еще и опыт, и менеджмент мирового уровня, чтобы закупленное оборудование было смонтировано и обслуживалось на должном уровне. Необходимы также финансовые вливания и в дело обучения-переподготовки высококвалифицированных кадров. Все это не под силу существующей компании «Узбектелеком», несмотря на явные успехи и достижения. Нужен мощный инвестор, который и финансы бы по-хозяйски вложил, и наладил бы работу уже существующей структуры на более совершенном организационном уровне. К сожалению, на текущем этапе развития Узбекистана, национального инвестора, который имел бы и столь значительные средства и передовой опыт, понятно, нет. Исключительно поэтому было принято решение о проведении приватизации компании «Узбектелеком» путем продажи не менее 51% акций иностранному инвестору, который рассматривается не иначе как стратегический инвестор и даже партнер. Государство не ставит задачу полностью перепоручить иностранному инвестору заботу о наших телекоммуникациях, поэтому 30% акций АК «Узбектелеком» будет и в дальнейшем принадлежать государству. Речь о совместном более эффективном использовании потенциала АК «Узбектелеком». Отрадно, что 5,8 % акций компании будет принадлежать трудовому коллективу. Так что это скорее «партнерство во имя связи», чем просто продажа акций. Однако хозяин-инвестор должен быть один. Тогда и инвестиций не жалко, и за решения ответственность выше. Поэтому для продажи стратегическому иностранному инвестору предлагается не менее 51% акций АК «Узбектелекома».

pic

АК «Узбектелеком» на пороге приватизации

Создание АК «Узбектелеком» в соответствии с постановлением Кабинета Министров РУз от 30 июня 2000 года №253 «О вопросах организации деятельности акционерной компании «Узбектелеком» явилось по существу первым практическим шагом к приведению структуры компании в вид, привлекательный для инвесторов. Учитывая, что данным постановлением Кабинета Министров РУз приватизация АК «Узбектелеком» осуществляется по индивидуальному проекту, Государственной комиссией по проведению тендерных торгов в качестве финансового консультанта для приватизации АК «Узбектелеком» утвержден консорциум в составе авторитетных международных организаций — Коммерцбанк АГ, аудиторская компания «Артур Андерсен» и юридическая компания «Ле Боф Ламб, Грин и Мак Рэ». Привлечение столь представительного и авторитетного консорциума, состоящего из всемирно известных консалтинговых, аудиторских и юридических компаний, в качестве консультанта по проведению приватизации — распространенная и необходимая во всем мире процедура. Свою работу консорциум начал в декабре 2000 года. К настоящему моменту финансовым консультантом завершена обработка данных производственно-хозяйственной деятельности, представлены отчеты об оценке, по бизнес-диагностике и приватизационному климату, о стратегии приватизации.

В ходе работы над проектом «Приватизация АК «Узбектелеком» в соответствии с рекомендациями, изложенными в отчетах консорциума, постановлением Кабинета Министров РУз от 27 декабря 2001 года №488 приняты дополнительные меры по подготовке к приватизации, предусматривающие:
• реорганизацию телекоммуникационного сектора путем преобразования АК «Узбектелеком» из холдинговой структуры в операторскую компанию;
• передачу в уставный фонд АК «Узбектелеком» государственных долей в совместных предприятиях, оказывающих высокорентабельные услуги («Узмаком», «Рубикон», «Бузтон»);
• вывод из компании задолженностей по кредитам на сумму свыше 200 млн. долларов США при продаже иностранному инвестору не менее 51% акций АК «Узбектелеком».

АК «Узбектелеком» сегодня имеет лицензии на все виды телекоммуникационной деятельности, включая мобильную, международную связь сроком на 15 лет. При этом на оказание услуг международной связи АК «Узбектелеком» имеет эксклюзивное право сроком на 5 лет. Это означает, что на оказание высокорентабельных услуг международной связи на территории Узбекистана в ближайшие 5 лет не имеет права никто, кроме «Узбектелекома».

Согласно действующему законодательству в Республике Узбекистан для зарубежных инвесторов предоставляются большие приоритеты и стимулы. Так, инвесторы на 7 лет освобождаются от уплаты налога на прибыль, они не платят также налог на имущество. Важными стимулами являются и такие, как гарантии стабильности законодательства (к иностранным инвесторам применяется законодательство, действующее на дату инвестирования); гарантии сохранности собственности, использования средств по усмотрению инвестора, перевода денежных средств в республику и из нее без ограничений и многие, многие другие. Всего налоговых и экономических льгот более 45 видов. Компания «Узбектелеком», сотрудничая с иностранным инвестором, будет иметь все эти и другие льготы и преимущества.

На данный момент финансовым консультантом проводится последняя фаза приватизации, которая включает поиск стратегического иностранного инвестора, подготовку и организацию тендера по продаже инвестору до 70% акций, в том числе не менее 51% — для иностранного инвестора.

На ближайшие годы АК «Узбектелеком» планирует посредством целевых инвестиций значительно улучшить эффективность эксплуатации, улучшить качество услуг, предложить высокорентабельные услуги, привлекательные для бизнес-клиентов. Достижение данных планов будет эффективным совместно со стратегическим инвестором, который мог бы предоставить свои технологические ноу-хау, навыки современного менеджмента и инвестиционные возможности.

Будем надеяться, что через каких-нибудь 3-5 лет в результате успешно проведенной приватизации АК «Узбектелеком» мы уже никогда не услышим коротких гудков при наборе «восьмерки» или голос робота: «Вызывайте телефонистку», или «Неправильно набран номер» — фразы, которые сегодня звучат как «Можете жаловаться, можете жаловаться». И нашим детям будут неизвестны проблемы соединения с сетью Интернет с использованием аналоговых модемов, также как нам сегодня не знакомы слова молодости наших дедов: «Але, барышня, але-о». Так пожелаем же успешной приватизации АК «Узбектелеком» на благо процветания нашего Узбекистана да и каждого из нас в отдельности.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте