Узбекское агенство связи и информатизации
29 ноября 2002
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

От Министерства связи, Агенства почты и телекоммуникаций — к Агенству связи и информатизации
Движение отличается от застоя постоянными метаморфозами, которые мы и называем емким понятием «жизнь». Нам интересно жить потому, что каждый новый день несет нам нечто новое и неизведанное. А если это новое еще и заключает в себе положительные результаты, то мы называем это не иначе как эволюция. И хотя считается, что все новое — это хорошо забытое старое, никто, наверное, не станет спорить с тем, что процессы реформирования, развития и обновления несравненно лучше процессов стагнации, старения и застоя. Пусть говорят, что жить в эпоху перемен несладко, но ведь и без перемен не будет светлого будущего. Ни для нас, ни для наших детей и внуков.

23 июля 1997 года Указом Президента № УП-1823 «О мерах по реорганизации и совершенствованию управления сферой информационных систем» Министерство связи Республики Узбекистан было преобразовано в Узбекское агентство почты и телекоммуникаций.

30 мая 2002 года Указом Президента № УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно — коммуникационных технологий» Узбекское агентство почты и телекоммуникаций было преобразовано в Узбекское агентство связи и информатизации.

На Узбекское агентство связи и информатизации было возложено решение
следующих задач:
• реализация стратегических приоритетов в области создания, функционирования и предоставления услуг местной, междугородной, международной телефонно-телеграфной и почтовой связи, распространения печатных изданий, сетей передачи данных, включая Интернет, сетей радиосвязи, радиовещания и телевидения;
• управление деятельностью в системе почтовой связи, государственное регулирование развития телекоммуникаций и сетей передачи данных, создание конкурентной среды в этих сферах, лицензирование соответствующих видов деятельности;
• создание условий для привлечения иностранных инвестиций в развитие и совершенствование информационных систем сетей телекоммуникаций и передачи данных;
• внедрение современных международных стандартов, разработка и утверждение отечественных стандартов, технических условий и требований к телекоммуникационным и информационным технологиям;
• организация развития рынка информационных ресурсов, разработки и реализации программ по переходу к электронным формам обмена информацией в сфере государственного управления, бизнеса, здравоохранения, науки и образования, а также в других сферах жизни общества.

pic

На снимке: первое заседание координационного совета по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий

pic

Узбекистан в этом году отметил 11-летие своей независимости. Все эти годы процессы реформирования государства не останавливались ни на минуту. Не обошли стороной реформы и в такой важной сфере деятельности, как информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Государственным органом, отвечающим за функционирование, развитие и регулирование в сфере почты и телекоммуникаций в Узбекистане, вначале было Министерство связи, позднее преобразованное в Узбекское агентство почты и телекоммуникаций и в этом году вновь преобразованное в Агентство связи и информатизации. Что стоит за этими преобразованиями?

От приказов — к регулированию, от администрирования — к партнерству

Вы никогда не задумывались, чем отличается руководство, скажем, ротой в армии от дирижирования симфоническим оркестром? И в том, и в другом случаях руководитель (командир роты или дирижер) руководит деятельностью целого коллектива. Все зависит от поставленных задач. Одно дело армия: все подчинено выполнению понятного только полководцу приказа, никто не вправе обсуждать приказ командира. Другое дело руководить творческим коллективом, каждый член которого играет на инструменте пусть и в общей концепции, но индивидуальную партию. Такая же разница и была в методе руководства отраслью — Министерством связи и Агентством. После распада СССР Министерство связи представляло собой типичный образец главка, предназначенного работать в условиях плановой и командной экономики путем издания приказов и распоряжений и исполняющего по большей части функцию вертикального руководства всеми предприятиями и организациями, входящими в состав министерства или находящимися в его подчинении. Издание циркуляров и других ведомственных актов и инструкций было едва ли не главной задачей. Однако переход независимого Узбекистана к рыночной, многоукладной экономике — решение задач по созданию правового демократического государства расставили новые приоритеты в деятельности Министерства связи. В рыночной экономике в большинстве своем действуют механизмы регулирования, создания конкурентной среды и максимально благоприятных условий для деятельности организаций независимо от форм собственности. Предприниматели и государство решают по существу одинаковые задачи — развитие рыночных отношений и как результат — более высокий уровень развития страны в целом. Именно поэтому деятельность Министерства связи была построена в форме агентства. Организация в форме агентства означает, что для государства важна не командно-административная, а регулирующая, развивающая, создающая условия для конкуренции и внедрения новых технологий роль. Чему наиболее полно и соответствует понятие — агентство.

В качестве примера можно провести аналогию с деятельностью ГАИ. В задачи этого ведомства входит прежде всего разработка понятных и безопасных Правил (причем с учетом мирового опыта и стандартов) дорожного движения, оформление дорог яркими и заметными знаками и светофорами, регулирование и контроль за выполнением Правил дорожного движения и, наконец, выдача (а также прием экзаменов) водительских прав (т.е. лицензий на вождение). Но, заметьте, никогда сотрудники ГАИ не вмешиваются в график и маршрут движения и не решают, куда вам ехать и когда. Однако деятельность ГАИ — это все-таки деятельность инспекции — регулирующего и разрешительного органа. Деятельность же агентства подразумевает, помимо контролирующих (Государственная инспекция связи) и разрешительных (Отдел лицензирования), главные функции по внедрению новых технологий, дальнейшему развитию сети телекоммуникаций, развитию конкурентной среды в этой сфере, подготовке кадров, привлечению иностранных инвестиций и даже разработке и внесению на рассмотрение парламента и правительства новых законодательных актов, способствующих развитию этого сегмента экономики. Агентство и предприятия сферы ИКТ, независимо от форм собственности, являются партнерами по продвижению ИКТ-технологий в стране, решающими, между тем, индивидуально свои локальные задачи.

pic

Узбекское агентство связи и информатизации. Что за этим преобразованием?
Конвергенция в мире цифровых технологий, тесное переплетение и слияние информационных и коммуникационных технологий в единый сегмент ИКТ, необходимость повсеместного внедрения интернет-технологий, которые используют весь потенциал и информационных, и коммуникационных технологий, привели к тому, что понятие ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) стало единым и неделимым. До недавнего времени вопросами компьютеризации и информатизации в нашей стране в целом не занималось ни одно министерство или ведомство конкретно. А ведь эти вопросы весьма и весьма важны для развития Узбекистана и его вхождения в мировое информационное сообщество. За годы реформ в Узбекистане в секторе ИКТ и Интернета приняты и действуют более 10 законов, два Указа Президента и 28 постановлений Кабинета Министров, регламентирующих основные направления деятельности в сфере телекоммуникаций и информатизации.

В целях формирования национальной системы информатизации, массового внедрения и использования во всех сферах экономики и жизни общества современных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, наиболее полного удовлетворения растущих информационных потребностей граждан, создания благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширения доступа к мировым информационным ресурсам Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым издан Указ от 30.05.02 г. №УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий». Обеспечение комплексного решения проблем развития компьютеризации и внедрения информационно-коммуникационных технологий предусмотрено правительственным решением от 6 июня 2002 года, которым в структуру руководства Кабинета Министров Республики Узбекистан введена дополнительная должность заместителя премьер-министра Республики Узбекистан — руководителя Комплекса по вопросам связи и информационно-коммуникационных технологий.

pic

На снимке: на первом заседании Координационного совета обсуждаются задачи развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий.

Несогласованность действий и отсутствие централизованного органа, способного эффективно руководить структурами, принимающими участие в формировании экономической политики и юридической базы в области ИКТ, а также отсутствие возможности мобилизации и наиболее эффективного распределения финансовых ресурсов, выделяемых под специализированные программы, предопределило необходимость создания единого координирующего органа — Координационного совета по развитию информационно-коммуникационных технологий.

Основные задачи Координационного совета по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий:

• определение приоритетных направлений развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий;
• внесение предложений в Правительство по созданию благоприятных условий и экономических стимулов для ускоренного развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий;
• организация разработки и проведения экспертизы программ, проектов, нормативно-правовых актов в области развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий;
• обеспечение согласованной политики и совместного участия органов государственного управления, частного сектора и общественных организаций при выполнении программ развития информационно-коммуникационных технологий;
• содействие формированию конкурентной среды в сфере информационно-коммуникационных технологий, поддержка инновационного бизнеса;
• содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий, привлечению иностранных инвестиций, спонсорских средств и грантов для развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;
• коммуникационных технологий, привлечению иностранных инвестиций, спонсорских средств и грантов для развития инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;
• осуществление координации работ по подготовке и переподготовке квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;
• организация дальнейшего развития информационных систем безопасности в сфере информационнокоммуникационных технологий;

pic

Решением Координационного совета утверждены составы рабочих групп, на которые возложена разработка проектов программ и законов по ИКТ.
Более полная информация о проектах законов и программ на сайте www.ictcouncil.gov.uz

Указом Президента от 30.06.02 г. Узбекское агентство почты и телекоммуникаций преобразовано в Узбекское агентство связи и информатизации.
В качестве исполнительного органа при совете и агентстве создан Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий. Основная роль в формировании общей политики и стратегии деятельности центра принадлежит государству с учетом предложений и рекомендаций международных доноров и представителей инвестиционного сектора. Высшим органом центра определен попечительский совет во главе с председателем — заместителем премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Ариповым.

pic

Наряду с чисто технологическими и инновационными задачами центр осуществляет мониторинг и анализ информационного развития (общая политика, законодательная база и т.д.) других стран и готовит рекомендации практического применения наилучших наработок в условиях Узбекистана. Также под эгидой центра предусматривается реализация пилотных проектов в области электронной коммерции, электронного управления, внедрения цифровой подписи и т.д. с последующим широким внедрением в различных сферах деятельности в республике.
Деятельность центра позволит в значительной степени избежать дублирования в работе различных министерств и ведомств, занимающихся данной тематикой и позволит выработать унифицированный подход к решению вопросов данной сферы на общегосударственном уровне.

pic

Создание центра в статусе неправительственного органа поддержано международными организациями и иностранными инвесторами в области информационных технологий ввиду следующих причин:

• более высокая прозрачность процесса подготовки рекомендаций и принятия решений с участием международных экспертов;
• возможность непосредственного обмена информацией и избежания объективных бюрократических препонов;
• более эффективное привлечение средств международных организаций под определенные программы за счет непосредственной осведомленности о текущей деятельности и предполагаемых целях проектов.

Указом Президента утверждена Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 гг., нацеленная на ускорение развития современной технической инфраструктуры, создание условий для стимулирования развития компьютеризации, отечественной индустрии и экспорта программных продуктов, подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала, совершенствования законодательства, обеспечения информационной безопасности.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте