Состояние и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в Узбекистане
9 декабря 2002
Рубрика: Конференции, семинары и презентации.
Автор: .

В ноябре в Ташкенте прошел международный семинар на тему: “Состояние и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в Узбекистане”. Организаторами выступили Узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ), Программа развития ООН (ПРООН) и Центр развития и внедрение компьютерных и информационных технологий (УЗИНФОКОМ). В семинаре приняли участие члены правительства, представители различных государственных ведомств и общественных организаций Узбекистана, международных организаций, крупных отечественных и зарубежных компаний, действующих в сфере ИКТ.

Цель семинара – предоставление возможности для обмена мнениями о состоянии и перспективах развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в Узбекистане. На семинаре были заслушаны более двадцати докладов и выступлений участников о состоянии и перспективах развития ИКТ, текущей деятельности и планах международных организаций и зарубежных компаний по оказанию содействия развитию ИКТ и Интернета в Узбекистане, о проблемах внедрения электронной технологии в государственное и отраслевое управление; а также о перспективах развития электронной коммерции в стране.
С приветственным словом, к участникам обратились: от имени правительства – заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, генеральный директор УзАСИ Абдулла Арипов, от имени ООН – постоянный представитель ПРООН в Узбекистане – Ричард Конрой. Ведущим и координатором в течение всего семинара был директор центра развития и внедрения ИКТ-технологий (УзИнфоКом) — Ш.Ахунджанов. В своем кратком выступлении А.Арипов в частности сказал: “.. нам крайне важен объективный анализ и оценка состояния ИКТ (в Узбекистане прим. ред.). Нам нужна конкретная помощь международных организаций, крупных зарубежных компаний и фирм. Для достижения более весомых результатов нам следует поднять уровень координации своих действий в сфере ИКТ. Сегодняшний семинар нацелен на решение именно этих проблем.” Именно этим духом и была пронизана атмосфера работы прошедшего семинара.
— “Современное состояние и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета в Узбекистане” (докладчик Ш.Ш.Абиходжаев, заместитель генерального диктора УзАСИ) ;
— “Международный опыт развития ИКТ и Интенета” (докладчик Ш.Валитов, представитель GIPI (Инициатива цифрового развития) в Узбекистане) ;
— выступления по теме: “Содействие развитию ИКТ и Интернета в Республике Узбекистан” (Д.Пирс, глава представительства Всемирного Банка; М.Перлас, заместитель Главы представительства АБР в Узбекистане; А.Ильхамов, исполнительный директор ИОО Фонд содействия — Узбекистан (фонд Сороса); А.Нартаев, региональный директор корпорации “Карана” в Узбекистане, ЮСАИД);
— “Внедрение электронной технологии в государственное управление” (докладчик М.Махмудов, первый заместитель генерального директора УзАСИ);
— выступления по теме: “Внедрение электронной технологии в отрасли” (докладчики: Н.Мавлянова, ведущий специалист ООО”World Studio”; А.Лалова, генеральный директор компании “Unisoft”; И.Язвина, вице президент ЗАО “Корпорация “Парус”; генеральный директор российской IT-ассоциации (РИТА);
— “Состояние и проблемы компьютеризации образования “(докладчик Р.Джураев, министр народного образования Узбекистана);
— “Внедрение электронных технологий в банках Республики Узбекистан “(докладчик Р.Гулямов, заместитель председателя Центрального банка РУз.);
— “О проблемах занятости специалистов в области информационных технологий “(докладчик Р.Алимов, директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте РУз.);
— “Перспективы развития электронной коммерции в Узбекистане” (докладчик Р.Исаев, директор ЦНТМИ);
— выступления по теме “Презентация предложений своей компании по развитию ИКТ и Интернета в Узбекистане” (докладчики: В.Кутнер (SIEMENS), А.Кавабата (NEC), Г.Бегеманн (ERICSSON), Г.Молчанов (IBA,Беларусь), А.Никадамбаев (Институт стратегических и межрегиональных исследований);
Семинар был насыщенным и разносторонним. Остановимся на самых информативных на наш взгляд докладах и приведем основные тезисы из них. Полный текст докладов и выступлений можно найти по адресу: www.infocom.uz
Тезисы доклада на тему “Состояние и перспективы развития информационно-коммуникационных технологий и Интернет в Узбекистане “ (Ш.Ш. Абидходжаев, заместитель генерального директора УзАСИ).
Докладчик сообщил, что с принятием Указа Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года № УП-3080 “О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий” данное направление получило значительный импульс для дальнейшего развития. Так, в соответствии с упомянутым указом были проведены следующие преобразования и нововведения:
— определены основные задачи в области ИКТ;
— создан Координационный совет по развитию компьютеризации и ИКТ;
— Узбекское агентство почты и телекоммуникаций преобразовано в Узбекское агентство связи и информатизации;
— внебюджетный фонд государственной поддержки развития почты и телекоммуникаций переименован в Фонд развития ИКТ;
— Ташкентский электротехнический институт связи преобразован в Ташкентский университет информационных технологий;
— создан Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий (УзИнфоКом).
В настоящий момент определены основные стратегические приоритеты в области ИКТ:
— создание современных национальных баз данных;
— внедрение компьютерных и информационных технологий в отраслях реальной экономики, в сфере управления, бизнеса, науки и образования;
— подготовка высококвалифицированных специалистов;
— развитие рынка информационных ресурсов и услуг;
— поэтапный переход к электронным формам обмена информацией;
— обеспечение высокоскоростного доступа к национальным и международным информационным системам;
— стимулирование развития отечественного производства программных продуктов и их экспорта;
— развитие технической инфраструктуры с учетом конвергенции информационно-коммуникационных сетей и услуг.
Для успешного развития и внедрения ИКТ немаловажным является и наличие развитой и современной законодательной базы по вопросам регулирования деятельности непосредственно в сфере телекоммуникаций и информатизации, обеспечения правовой охраны интеллектуальной собственности и гарантий прав потребителей информации. Сегодня в Узбекистане действует 11 законов, 6 постановлений Кабинета Министров РУз., регулирующих отношения в сфере ИКТ. Многие из них приняты в самое последнее время с учетом современных требований и задач. На стадии разработки находятся законопроекты: “Об электронном документообороте”, “Об электронной цифровой подписи”, “Об электронной коммерции”, а также новая редакция Закона “Об информатизации” (т.к. прежний был принят в 1993 году и, естественно, несколько устарел- прим.ред). На рассмотрении также находятся и проекты государственных программ: “Программа развития телекоммуникаций”, “Программа внедрения электронных технологий в государственное управление”, “Программа развития электронной коммерции”. Все они рассчитаны на 2003-2010 годы.
По данным докладчика, в Узбекистане имеются следующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере передачи данных, включая Интернет:
— провайдеры, предоставляющие услуги Интернета – 63
— интернет клубы и кафе – 62
— хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги по проектированию, построению и использованию сетей передачи данных – 4
— корпоративные сети – 4

1 (идет диаграмма – Число абонентов, непосредственно подключенных к сети Интернет)

По состоянию на третий квартал 2002 года число абонентов непосредственно подключенных к Интернету составило 16410, а число зарегистрированных доменных имен в зоне домена “.UZ” составляет – 587 (необходимо понимать, что общее количество Web-сайтов в Узбекистане не обязательно 587, т.к. многие организации и пользователи регистрируют свои сайты в других доменных зонах, таких как “.com”,”.org” и другие, потому что это отчасти просто дешевле. Однако установить точно, сколько Web-сайтов реально работает в Узбекистане, не так-то просто — прим.ред.). Из общего числа зарегистрированных доменных имен в зоне “.UZ” – юридические лица составляют – 85%, остальные 15%- физические лица.

2 (идет диаграмма 2 – динамика роста числа доменов в зоне “.UZ”)

Тезисы доклада на тему: “О проблемах занятости специалистов в области информационных технологий” (Р.М. Алимов, директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте РУз.)
В настоящее время считается общепризнанным, что экономическое и даже политическое благосостояние населения определяется в большей степени уровнем развития информационных технологий в стране. Одним из показателей этого уровня является степень занятости специалистов по информационным технологиям (ИТ). Анализ доступной информации по текщему вопросу показал следующее:
1. Все страны мира (по которым в Интернете есть информация) имеют проблемы со специалистами в области ИТ.
2. Страны с развитым высокотехнологичным производством испытывают растущий дефицит специалистов. Например, в 2002 году в США дефицит составил 50% (850 тыс.), в Японии 50%, в Германии и Великобритании — 25%, по некоторым данным Латинская Америка испытывает недостаток в 1,6 млн. специалистов, Австралия остро нуждается в 30 тысячах специалистов, в целом по странам Западной Европы не хватает 1,6 миллиона специалистов в области информационных технологий. Скандинавия и Нидерланды, Малайзия и Тайвань, Индия и Южная Корея выражают озабоченность растущим дефицитом кадров.
3. Все страны, входящие в СНГ, а также Болгария, Румыния, Пакистан, Ирландия и Филиппины испытывают отток специалистов из своих стран.
4. Некоторые страны пытаются решать проблемы кадров различными методами. Например, США за последние три года санкционировали выдачу 585 тысяч виз для въезда в страну квалифицированных работников из других стран, и в настоящее время 40 % специалистов по ИТ в США являются иммигрантами. В Индии посольство США организовало 100 тысяч открытых виз для въезда индийских специалистов 80% средств, затрачиваемых страной на различные образовательные программы, идут на изучение новых компьютерных технологий и только в 1998 году эта сумма составила 18 миллиардов долларов. Компании США рассматривают возможность выделить от 5 до 7% своих бюджетных средств на повышение квалификации и обучение, что составит 7-10 тысяч долларов на человека. Кроме того, университеты США на 40% увеличили степень вовлечения своих коллективов в различные информационные программы. Одновременно крупные фирмы все активнее взаимодействуют со студентами и преподавателями, что способствует и улучшению качества образования.
В России, имеющей на сегодняшний день 50 тысяч специалистов в области информационных технологий, принята государственная программа развития информационно-коммуникационного сектора и управления под названием «Электронная Россия», которая уделяет значительное внимание проблеме подготовки специалистов, ежегодно количество которых планируется пополнять, начиная с 2006 года, на 33 тысячи специалистов с высшим и средним специальным образованием. Программой предусмотрена компьютеризация 40 тысяч сельских школ России, подключение к 2005 году всех вузов, а к 2010 году всех средних учебных заведений к сети Интернет. Для решения проблемы телефонизации предложено использовать специальные аэростаты.
Правительство Украины организует поездки своих специалистов в США для изучения опыта американских разработчиков.
В Болгарии правительство учредило корпорацию RILA SOFTWARE, которая предлагает услуги своих 7000 специалистов в области информационных технологий в Европе и Северной Америке. В этом же направлении движется и Бразилия. Правительство Румынии организует краткосрочные контракты с зарубежными странами для своих специалистов. В Венесуэле дефицит кадров вынуждает высокотехнологичные фирмы вкладывать до 20 % общего оборота в обучение студентов и последующую подготовку. В Малайзии реализуется проект мультимедийного коридора как основы формирования национальной информационной отрасли мирового значения.
Проблемы с недостатком и избытком специалистов в области информационных технологий буквально вынуждают искать различные формы взаимовыгодного международного сотрудничества. Так, например, Япония, Китай и Индия подписали ряд соглашений по финансированию Вьетнама с целью развития индустрии программного обеспечения. Правительство Японии и Китая окажут содействие Вьетнаму в подготовке 2000 специалистов. Япония поможет Вьетнаму оборудовать центр подготовки в городе Хо Ши Мине, а Индия предоставит заем в 50 млн. долларов на подготовку специалистов в обмен на последующую занятость их в Индии.
Дефицит специалистов привёл к появлению такой формы международного сотрудничества в области информационных технологий как аутсорсинг, при которой фирмы, нуждающиеся в специалистах, организуют группы разработчиков в развивающейся стране. Например, германская компания SAP AG создаёт рабочие места за границей, открывая центры исследований и разработок в Индии и России, а японская фирма SONY открыла в Бангалоре (Индия) свой центр с оборотом в 1.5 млн. долларов. В ряде городов России фирма MICROSOFT провела уникальную акцию по бесплатному обучению российских граждан.
Анализ ситуации с кадрами в области ИТ в Узбекистане показал, что по различным оценкам в республике в настоящее время работают около 1000 специалистов по ИТ – технологиям. Около 60% выпускников вузов по специальности «программирование» работают в сферах, не связанных с ИТ-технологиями по причинам отсутствия рабочих мест, низкой оплаты труда и недостаточной профессиональной квалификации. Большая часть выпускников вузов ищут пути для иммиграции за границу в целях найти работу по специальности.
“….на наш взгляд, необходимо уже сегодня принимать активные меры, направленные на снижение оттока специалистов из нашей республики. Наиболее реальным и эффективным методом обеспечения высокоплачиваемой является аутсорсинг. Однако для того чтобы аутсорсинг стал возможным в республике, нужно создать специальную организацию, которая будет заниматься вопросами обеспечения занятости программистов путем установления международных связей с заказчиками из стран, испытывающих дефицит ИТ-специалистов….. Возможно, что этими вопросами будет заниматься “УЗИНФОКОМ”, но, может быть, необходимо учредить новую организацию, например, “Ассоциацию ИТ-специалистов Узбекистана “.
Тезисы доклада на тему: “Состояние и проблемы компьютеризации образования” (Р.Х. Джураев, министр народного образования Узбекистана)
“В период приобретения республикой независимости из 8000 школ и других средних образовательных учебных заведений около 2500 были обеспечены вычислительной техникой. В основном это были компьютеры советского производства ДВК-1, ДВК-2, КУВТ-86, КОРВЕТ, АГАТ – 7, АГАТ-9 и ВОС ПРАВЕЦ-8 (производилась в Узбекистане СП”ВАРИАНТ” совместно с Болгарией, и по техническому уровню ниже, чем IBM PC XT — прим.ред.). Функционирование СП”Вариант” дало мощный импульс в обеспечении школ компьютерными классами. Наша республика вышла на первое место по обеспеченности школ компьютерами среди союзных республик бывшего СССР. И в связи с этим были получены определенные положительные результаты. В то время в республику поступили также около 100 классов ПЭВМ “ЯМАХА” японского производства, но количество их было незначительным. В общей сложности компьютерный парк народного образования был укомплектован более чем 10 различными типами вычислительной техники (из 9668 школ в 4975 есть компьютерные классы, в которых IBM совместимые компьютеры составляют 928 или 9,7% от общего числа, более 50% компьютерных классов оснащены компьютерами “Правец” — прим.ред.).

3 (далее идет диаграмма динамика роста компьютерных класс комплектов на базе IBM совместимых компьютеров)

Проблема низкой оснащенности школ современной компьютерной техникой остается важнейшей и до сего времени не решенной проблемой общеобразовательного сектора республики. Только после решения проблемы оснащенности школ компьютерной техникой в первую очередь и телекоммуникаонными средствами – во-вторую, можно говорить о присоединении наших школ через Интернет к мировой образовательной системе, начать процесс формирования собственной информационно-образовательной среды с распределенными базами данных, образовательными Web-сайтами, порталами и так далее.

4 (далее идет Анализ динамики коэффициента (компьютер на 100 обучающихся) 1997-2001 годы по факту и …..)

В Минобразования имеется 15 институтов повышения квалификации учителей, пропускная способность которых не превышает 60 тыс. в год, при контингенте преподавателей в республике около 500 тыс человек. Это значит, что преподаватель в нашей республике может повысить свою квалификацию примерно один раз в 7-8 лет, тогда как в практике развитых стран каждый преподаватель проходит повышение квалификации не менее одного раза в год.
Решение этой проблемы Минобразования видит в создании дистанционной информационно-обучающей среды, или системы электронной подготовки и повышения квалификации учителей … При этом необходимо будет не только оснастить все институты повышения квалификации современными компьютерными и телекоммуникационными средствами, но и создать не менее 70 региональных ресурсных центров этих институтов, объединенных в единую информационную сеть ….
Ежегодно в республике заканчивает среднюю школу более 500 тыс. выпускников. На наш взгляд, в каждой школе должен быть хотя бы один компьютер, подсоединенный к единой сети телепрофориентации и предоставляющий возможность школам и абитуриентам сориентироваться в выборе будущей профессии.
Эффективность использования компьютерной техники в школе зависит во многом и от наличия современных попредметных программных средств учебного назначения на узбекском языке. К сожалению, вынужден констатировать: их практически нет, в основном используется русско- или англоязычные программные средства …. без решения этой проблемы нельзя добиться высокой эффективности использования компьютерной техники в учебном процессе, поскольку дети говорят и лучше понимают в большинстве своем родной язык.
Более того, наряду с традиционной библиотекой в школе должна создаваться и электронная библиотека лазерных дисков с электронными учебниками, плакатами, слайдами и т.д. на родном языке большинства учащихся.
Завершая свое выступление, не могу не сказать и о системе управления образованием, которая также совершенствуется благодаря внедрению и использованию новейших достижений информационных технологий. В 2001 году введена в действие информационная система управления школами, обеспечивающая эффективный мониторинг достижений учащихся. Организована и действует информационная сеть обмена данными на уровне Министерство – Областные управления народного образования. Процесс создания компьютерной информационной сети управления образованием продолжается, многие районные и городские отделы уже включены в сеть, что существенно повысило оперативность управления системой образования.”
В работе семинара приняли представители практически всех организаций и предприятий Узбекистана так или иначе относящихся к сфере ИКТ (всего??? участников из??? организаций). По итогам семинара планируется подготовить предложения по созданию благоприятной среды для развития ИКТ в республике, совершенствованию законодательной базы, а также определить залачи на будущее и обозначить условия подготовки к Национальному саммиту по формированию информационного общества (что за саммит и когда будет???).
Данный семинар является первым совместным мероприятием Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ) и ПРООН в рамках реализации совместной программы “Инициатива цифрового развития “, подписанного между сторонами 30 сентября с.г. Целью данной программы является оказание содействия Узбекистану в максимальном использовании ИКТ во всех аспектах развития страны и в координации усилий международного и донорского сообщества, деловых и академических кругов и других структур, связанных с ИКТ.
Справка
ИКТ являются одним из шести программных направлений деятельности ПРООН по всему миру. Программа содействия ПРООН Узбекистану в области ИКТ началась в 1996 году и была сфокусирована на использовании ИКТ в качестве инструмента развития страны в сферах управления и образования.В 1996-1999 годах был реализован проект “электронного управления”, в рамках которого в системе правительственной связи была создана межведомственная сеть “Узнет”.Начиная с 2000 года ПРООН совместно с Институтом Открытое общество осуществляет проект по созданию академической и образовательной сети в Узбекистане и предоставлению некоммерческого доступа в Интернету для научных и образовательных учреждений страны. В 2001 году была начата подготовительная фаза программы “Инициатива цифрового развития “, в ходе выполнения которой был подготовлен отчет по оценке электронной готовности Узбекистана и проведена серия встреч “за круглым столом” и обучающих семинаров по проблемам развития ИКТ в стране.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте