Внедрение электронной технологии в высшее образование Республики Узбекистан

Качество образования — основное требование реализации второго этапа Национальной программы подготовки кадров, и оно во многом определяется качеством и степенью внедрения информационных технологий и дистанционного обучения в процесс обучения, переобучения и повышения квалификации специалистов. Вот почему в последнее время Министерство высшего и среднего специального образования активно проводит ряд мероприятий по внедрению современных технологий в образовательный процесс. В организационном плане при министерстве высшего и среднего специального образования было создано Управление развития информационных технологий и дистанционного обучения, в учебных заведениях введена должность проректора по информационным технологиям и дистанционному обучению, открыты и начали функционировать Центры информационных технологий.

В целях развития информационных технологий в области высшего образования и во исполнение Постановления N 200 от 6.0.6.02 “О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению ИКТ” основными направлениями деятельности Министерства высшего и среднего специального образования является координация работ по повышению качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, проведение семинаров-тренингов для профессорско-преподавательского состава вузов в области ИКТ, организация конференций и выставок, посвященных проблемам развития и применения ИКТ и дистанционного обучения в Республике Узбекистан, создание и поддержка компьютерной и телекоммуникационной инфраструктуры учебных заведений республики, создание и поддержка образовательного портала и Интернет-сайтов вузов, установление и укрепление деловых связей по новым информационным технологиям и дистанционному обучению с отечественными и зарубежными учебными заведениями, центрами и структурами в целях обмена опытом, проведения различных мероприятий, создания совместных учебных курсов и др., привлечение инвестиций и грантов от местных и зарубежных организаций на развитие информационных технологий и системы дистанционного обучения в вузах. В этом направлении МВССО активно сотрудничает с международными организациями, фондами, университетами США, Германии, Англии, Японии, Индия, России и стран Средней Азии. Сотрудничая с такими международными организациями необходимо вести работу непосредственно над совершенствованием содержания образования.
МВССО также проводит ряд мероприятий по повышению квалификации, так как большинство преподавателей не имеют доступ к компьютерным технологиям и сети Интернет. Эти мероприятия проводятся при активном участии и содействии Узбекского Агентства связи и информатизации и недавно созданного по распоряжению Кабинета Министров Республики Узбекистан Центра УзИнфоКом.
Одним из важнейших направлений работы Министерства является создание образовательной сети Республики Узбекистан, объединяющей информационные ресурсы академических лицеев, профессиональных колледжей, высших образовательных заведений страны. Такая сеть позволит решить такие задачи, как:
-обеспечение доступа подразделений учебных заведений к электронным информационным базам, доступность необходимо рассматривать как дань демократизации общества
-организация сети дистанционного обучения
-обеспечение обмена собственными электронными информационными ресурсами между подразделениями учебных заведений при решении научных и учебных задач.
-обеспечение объединения вычислительных ресурсов при выполнении общих вычислительных задач.
-обеспечение механизма передачи всех видов трафика с возможностью управления и приоритизации этого трафика;
-обеспечение поддержки применяемым оборудованием международных стандартов и рекомендаций международных форумов (ITU-T, IETF, АТМ, IP и Frame Relay)
-обеспечение систем защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, создание закрытых виртуальных групп в соответствии с требованиями учебного процесса.
-обеспечение других интеллектуальных услуг в корпоративной сети МВССО для образовательных учреждений страны.

При содействии Узбекского Агентства связи и информатизации, Центра “УзИнфоКом”, а также других организаций, в начале следующего года будет проведен конкурс “Лучшая разработка в области информационных технологий”. Целью конкурса является стимулирование развития новых информационных технологий в Узбекистане, а также активизация деятельности и поддержка особо одаренных программистов, разработчиков и дизайнеров Web-страниц, систем автоматизации учебных процессов, электронных учебников среди преподавателей, аспирантов, докторантов, студентов, а также школьников. В настоящий момент для спонсирования конкурса привлекаются различные организации.
В настоящее время, с целью реализации “Программы освещения процессов развития ИКТ и поэтапного повышения компьютерной грамотности широких слоев населения через средства массовой информации” и обучения широких общественных масс информационным технологиям, Министерство высшего и среднего специального образования объявляет конкурс на лучшего ведущего теле и радио передач в области информационных технологий.

В этом году впервые команды высших учебных заведений Республики Узбекистан приняли участие в студенческом командном чемпионате мира по программированию (Association for Computing Machinery International Collegiate Programming Contest). Четвертьфинальные соревнования прошли в октябре на базе Ташкентского университета информационных технологий в режиме online. По результатам чемпионата 7 команд из Узбекистана из 30, принимавших участие, вышли в полуфинал. Полуфинальные соревнования пройдут в Санкт-Петербурге, Барнауле, Тбилиси.
В этом году прошла серия видеоконференций на базе Ташкентского государственного технического университета, Ташкентского государственного экономического университета, Университета мировой экономики и дипломатии, Каршинского, Гулистанского университетов. В августе этого года, после официального визита Президента Узбекистана И.А.Каримова в Японию, состоялась видеоконференция с участием Аппарата Президента Республики Узбекистан, Ташкентского государственного экономического университета и Университета мировой экономики и дипломатии на тему: “Узбекистан — Япония: сотрудничество в сфере новых информационных технологий”. Значительная часть видеоконференции была посвящена информатизации и компьютеризации образовательного процесса; современным информационным технологиям; Интернету; дистанционному обучению; электронным образовательным системам и сетям; новым специальностям по использованию компьютерных и информационных технологий и подготовке конкурентоспособных кадров в этом направлении.
Большое внимание МВССО обращает на развитие электронных библиотек и последние 3 года работает над созданием электронных баз. Совместно с Фондом Сороса в этом направлении нарабатываются информационные данные по гуманитарным наукам. Перспективным направлением стратегии развития библиотечной сети в Узбекистане является преобразование библиотек в информационно-ресурсные центры, обеспечивающие открытый доступ к мировым информационным ресурсам посредством автоматизации ведущих библиотек и создание региональных информационно-библиотечных сетей с формированием собственных электронных библиотечных баз данных на основе международных форматов, а также поддержка и развитие библиотечных ассоциаций.
В течение 2002 года было проведено несколько крупных семинаров в этом направлении. В октябре, в Бухаре состоялась международная конференция “Интернет и библиотечно-информационные ресурсы в науке, культуре, образовании и бизнесе”, а в ноябре, на базе Ташкентского Государственного Технического Университета, совместно с Библиотечной Ассоциацией Республики Узбекистан и Институтом Открытое общество Фонд содействия, был проведен научно–практический семинар на тему “Передовые информационные технологии в библиотечном деле”.

С целью дальнейшего развития информационных технологий в высшем образовании хотелось бы внести несколько предложений:
1. Необходима интеграция образования с производством и наукой.
2. Необходимо разрабатывать образовательные программы, имеющие направленность на информационные технологии.
3. Необходимо повышать компьютерную грамотность путем подготовки и переподготовки специалистов в области информационных технологий.
4. Темы исследований и разработок должны находиться в гуманитарных рамках. В эту область необходимо привлекать различные социальные структуры и классы, новые кластеры и слои населения.

Впереди у нас большие планы по развитию информационных технологий и дистанционного обучения в сфере высшего образования и мы надеемся на скорейшее достижение уровня развития новых технологий наиболее развитых стран.

Orphus system