Государственная инспекция связи – эффективная защита потребителей

pic

Практически каждый из нас ежедневно пользуется услугами связи. Мы смотрим телевизор, получаем письма и телеграммы, почтовые переводы и пенсии, слушаем радио, говорим по телефону (в том числе и по сотовому), а в последнее время еще и пользуемся сетью Интернет. Все мы являемся активными потребителями услуг связи, потому что без них современному человеку жить нельзя. От качества услуг связи во многом зависит и успех в бизнесе, и производственный цикл, да и качество жизни в целом. Сегодня мы сталкиваемся с новыми услугами связи — такими, как сотовая связь или доступ к сети Интернет. И зачастую недешевые услуги новейших технологий предоставляются нам на низком потребительском уровне. Кто из нас не ругал своего интернет-провайдера или сотового оператора. Понятно, что в рыночной экономике качество оказываемых услуг в максимальной степени регулируется конкуренцией, и тем не менее, хотелось бы знать, а кто со стороны государства контролирует качество связи и защищает наши интересы как потребителей?

Государственная инспекция связи по государственному контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов почты и телекоммуникаций в Республике Узбекистан (ГИС) была создана еще 16 января 1991 года постановлением Кабинета Министров РУз. № 13. Главной целью создания ГИС было улучшение качества оказываемых населению и народному хозяйству республики услуг связи. Работа ГИС как структурного подразделения (тогда еще) Министерства связи была в основном сосредоточена на контроле деятельности предприятий связи, входящих в министерство. Однако с развитием рыночных отношений в нашей стране, появлением в сфере связи предприятий (в том числе и иностранными инвестициями) различных видов собственности несколько изменилась и деятельность ГИС, т.к. появились новые функции по контролю за выполнением лицензионных соглашений всех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги связи. Постоянно дополнялась и нормативная база по контролю за оказанием новых видов услуг связи. Уже в 1998 году после преобразования Министерства связи в Узбекское агентство почты и телекоммуникаций (УзАПиТ) постановлением Кабинета Министров РУз.№293 от 10 июня было утверждено новое положение о Государственной инспекции связи. В Агентстве были сосредоточены организационные, регулирующие и лицензирующие функции в области связи, а контролирующие функции качества услуг связи, как и ранее, были делегированы ГИС.

pic

Государственная инспекция связи является органом государственного контроля по обеспечению выполнения и соблюдения требований законодательных и нормативных актов, государственных и отраслевых стандартов, условий лицензий и качества предоставления услуг в сфере почты и телекоммуникаций юридическими лицами, предоставляющими проектирование и строительство систем и сооружений телекоммуникаций и почты, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. ГИС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса, указами и распоряжениями Президента Узбекистана, постановлениями Кабинета Министров РУз, Конвенцией и Соглашением Всемирного почтового союза, рекомендациями Международного союза электросвязи, приказами, правилами, инструкциями Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ). ГИС имеет свои подразделения во всех областях республики, в Республике Каракалпакстан и Ташкенте.

Контроль за качеством оказываемых услуг связи со стороны ГИС начинается еще с момента проектирования и строительства (например, объекта телекоммуникаций) и затрагивает весьма широкий перечень услуг в сфере почты и телекоммуникаций: обеспечение сохранности почтовых отправлений и денежных сумм и контроль их доставки, обеспечение качественного вещания студий кабельного телевидения, проверка качества предоставления услуг обычной и сотовой связи, проверка лицензионных требований по услугам по передаче данных, включая доступ к сети Интернет. И это еще неполный перечень контрольной деятельности ГИС. Для проведения проверок у ГИС имеются и необходимые нормативы, технические нормы и стандарты и, естественно, штат высококвалифицированных специалистов. Понятно, что специфика работы различных предприятий в сфере почты и телекоммуникаций различна, поэтому в структуре ГИС имеются такие основные отделы, как: отдел нормативных документов, отдел телекоммуникаций, отдел почтовой связи, отдел по передаче данных и распространению телерадиопрограмм, отдел радиосвязи, отдел строительства и отдел по работе с санкциями, жалобами и обращениями. В 2003 году планируется открыть международный отдел для взаимодействия с партнерами ближнего и дальнего зарубежья.

Комплексные проверки предприятий почты и телекоммуникаций производятся строго согласно плану Республиканского координационного совета по деятельности контролирующих органов, а график проверок публикуется в печати. Если есть нарушения в деятельности предприятий, ГИС готовит предписание, а в случае систематических нарушений принимаются административные меры воздействия вплоть до приостановки действия лицензии через Межведомственную координационную комиссию по выдаче лицензий. Однако в соответствии с законом «О защите прав потребителей» через отдел по работе с санкциями, жалобами и обращениями ГИС вправе разбираться и в каждом конкретном случае с предприятиями и организациями по качеству предоставляемых услуг.

pic

Доверьте нам свои проблемы

Проблемы с обеспечением качества оказываемых услуг, например интернет-провайдерами, обсуждались на Координационном совете по развитию компьютерных и информационно-коммуникационных технологий. И общее мнение выступающих сводилось к тому, что каждый пользователь вправе обратиться напрямую в ГИС со своими проблемами, тем более что в самой ГИС уже в декабре 2000 года создана служба «телефона доверия» — «Ишонч». Однако телефоном доверия будут пользоваться еще большее число граждан, если будут знать о нем. Итак, запомните телефон 137-01-11. Он пригодится вам в случае, когда вы сами не сможете решить своей проблемы на местном уровне. К сегодняшнему дню по «телефону доверия» зарегистрировано 607 обращений, по которым приняты конкретные меры. Вы можете не только позвонить, но и прийти на прием в ГИС с 9-00 до 17-00 ( обед с 13-00 до 14-00), по адресу: ул. Толстого, 1 (в здании Главпочтамта с правой стороны). Каждое обращение — устное, письменное, поступившее из отдела по работе с санкциями, жалобами и обращениями ГИС, регистрируется и в зависимости от сути дела по нему направляется запрос в соответствующий отдел ГИС, непосредственно на предприятие, либо (в некоторых случаях) специалист отдела занимается разбором конфликтной ситуации сам, нередко с выездом на место.
Однако, воодушевившись лозунгом «Клиент всегда прав», не стоит забывать и о требованиях Закона «Об обращениях граждан», регламентирующего порядок обращения. Заявитель обязан сообщить о себе полную информацию как при личном посещении, так и по телефону. Необходимо помнить также, что так называемый «отдел жалоб» ГИС — завершающая инстанция. Проблему следует сначала попробовать решить на местном уровне и только при отрицательном результате «идти дальше». Не стоит превращать столь загруженное подразделение в бюро ремонта линий (а именно этот вид связи имеет больше всего нареканий).
И все же основная задача Государственной инспекции связи — защита прав потребителей. Поэтому вы — потребители должны запомнить «телефоны доверия» ГИС: г. Ташкент — 137-01-11, в Каракалпакстане — 361-224-0436, в Навоийской области — 436-223-8484, в Сурхандарьинской области — 376-222-86-36. К руководителям Республиканской ГИС можно попасть на прием каждую субботу с 11-00 до 14-00 (по адресу ул. Толстого,1). В ближайшее время будет работать интернет-сайт ГИС, где запланирована консультационная страничка вопросов и ответов.
Словом, всяческих вам успехов, старайтесь жить с предприятиями связи дружно. Но коль уж возникнет нечто неразрешимое, вам помогут специалисты службы доверия ГИС.
Инспекция связи — гарантия качества.

Orphus system