Вымышленная профессия web-master

pic

Веб-мастеров не существует?!

Итак, веб-мастеров не существует. Их не существует, как не существует единорогов, русалок, джинов и прочих мифических существ.
«А как же те специалисты, которые работают на должности веб-мастера в некоторых организациях и фирмах? И работают не один год!» — спросит возмущенный читатель.
Честно говоря, я понятия не имею, как они умудряются работать. Но если работают в полную силу (дай Бог им здоровья), то честь им и хвала. И вот почему.

Представьте себе организацию, которой почему-то стал очень нужен веб-сайт. Для такого важного дела руководство этой организации согласно взять на работу одного-единственного «интернетчика». А почему одного? Это понятно. Интернет — дело хорошее, но мало понятное, и начинать осваивать его необъятные просторы нужно с малого, постепенно. Далее ситуация развивается следующим образом: «интернетчика» назначают «веб-мастером», и он приступает к созданию сайта. Если это оказывается ему не по зубам (бездельник и неуч попался! А других нет), то либо сайт оставляют в непотребном виде, либо, скрепя сердце, заказывают сайт веб-дизайнерам.
После изготовления веб-сайта веб-мастер приступает к его «информационной поддержке» и «раскрутке».

pic

«А почему слова в кавычках? — спросит умудренный опытом читатель. — И то, и другое обычная, ежедневная работа любого веб-мастера».
Согласен. Давайте посмотрим подробнее, что делает (должен делать) веб-мастер:

1 Информационная поддержка сайта:

a. Сбор информации, поступающей из различных подразделений организации.
b. Обработка полученной информации (написание статей, пресс-релизов, отчетов, подготовка иллюстраций и т.д.).
c. Своевременная публикация информации.
d. Сортировка почты, поступающей от посетителей сайта, отправка ответов.
e. Предложение мер по развитию сайта и их осуществление в зависимости от потребностей организации и посетителей сайта.

2 «Раскрутка» (продвижение) сайта:

a. Разработка и реализация маркетинговой программы по продвижению сайта.
i. Регистрация сайта в удаленной системе статистики посещаемости, анализ получаемых статистических данных.
ii. Регистрация сайта в поисковых машинах и каталогах интернет-ресурсов, постоянная коррекция регистрационных данных для попадания в целевые поисковые фразы.
iii. Баннерный обмен (прямой, при помощи баннерных сетей), изготовление рекламных носителей (баннеров), их тестирование и коррекция, планирование рекламных акций, анализ статистики показов.
iv. Осуществление прямых и/или периодических почтовых рассылок, ведение базы адресов электронной почты, составление текста обращений, отправка сообщений, обратная связь с аудиторией рассылки.
b. Анализ результатов маркетинговой программы и ее коррекция.

3 Администрирование веб-сервера и других сервисов (mail-сервер, ftp-сервер и др.) (веб-мастеру приходится заниматься и этим, если в штате организации нет соответствующего специалиста, а веб-сервер находится прямо в офисе или на выделенном сервере (co-location) у провайдера).

a. Установка и конфигурирование веб-сервера, mail-сервера, ftp-сервера и др.
b. Контроль работоспособности сервера 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
c. Обеспечение пользователей правами доступа к различным сервисам.
d. Обеспечение безопасности сервера (защита от взлома).

Теперь для полной ясности представим список тех навыков, которыми должен обладать вебмастер, для того, чтобы качественно выполнять свои обязанности:
1. Менеджмент, создание, контроль и управление бизнес-процессами (сбор и обработка информации, PR, маркетинг).
2. Журналистика: написание статей с учетом специфики интернет-публикаций, подборка иллюстративного материала.
3. Секретарь-референт: ведение деловой переписки, перенаправление почты.
4. Веб-дизайн, оформление отдельных страниц, разработка рекламных носителей (баннеры, промосайты, промостраницы), оптимизация иллюстраций для публикации на веб-сервере.
5. HTML-кодинг: написание корректного HTML-кода, определение и внедрение корпоративного стиля использования HTML, ориентированного на целевую аудиторию.
6. Программирование: написание и внедрение динамической части сайта. Тут надо заметить, что задачи для программистов бывают разные — от простейшего обработчика форм, который может быть написан за полчаса одним программистом, до документооборота организации, который может делаться более 1 года двадцатью программистами.
7. Маркетинг: разработка и реализация маркетинговой программы по использованию сайта для нужд организации. Разработка и реализация программы по продвижению сайта в Интернете.
8. PR-менеджмент: разработка и осуществление различных PR-мероприятий через веб-сайт.
9. Системное администрирование: администрирование системы (Linux, Windows NT/2000/XP) и администрирование отдельных сервисов (web, mail, ftp и др.).

Из приведенного списка видно, что веб-мастер должен владеть по меньшей мере пятью-шестью специальностями, три-четыре из которых требуют высшего образования и несколько лет практики.
Спросите себя, много ли вы знаете людей, хотя бы приблизительно подходящих под нарисованный только что портрет веб-мастера?

pic

Я думаю, что в лучшем случае на 25 квадратных километрах густонаселенной городской местности вряд ли найдется больше одного такого специалиста. Это при том, что на тех же 20 квадратных километрах мы отыщем не менее 10 организаций, имеющих свой сайт, а также и веб-мастера в придачу, с одним-единственным высшим техническим образованием «компьютерщика», а то и просто студента.

Притча о том, как появился
первый веб-мастер

На заре появления веба почти все веб-сайты были статическими. Каждая страница сайта делалась вручную. Не было развитых средств интернет-рекламы. Не было опыта написания интернет-публикаций. Не было огромной аудитории пользователей Интернетом. Не было жесткой конкуренции между сайтами, открытие каждого сайта было событием. Так что и первые сайтостроители были немногочисленным кругом энтузиастов различных специальностей. Каждый из них был настолько популярен в своем кругу, насколько хотел быть популярным. Это и были веб-мастера. Люди увлеченные, они экспериментировали снова и снова, хватаясь то за дизайн, то за продвижение своего сайта, то за написание статей для него…
Но год за годом ситуация менялась. Начали появляться серьезные информационные общественные, специализированные и корпоративные порталы, на развитие которых были пущены суммы с вызывающим уважительный трепет количеством нулей.
Понятное дело, что содержать в порядке серьезные сайты такого масштаба, как AltaVista.com или Lenta.Ru, одному человеку абсолютно не под силу. Тут и появилась проблема разделения полномочий. Кто-то должен был заниматься системным администрированием, кто-то наполнять сайт содержимым, кто-то «раскручивать», кто-то руководить всем перечисленным коллективом…
Так происходит и по сей день.

«Но как это касается небольших сайтов, которые появляются и по сей день?» — спросит читатель.
Касается. Ибо

Истина где-то рядом

Современный Интернет — это не клуб, не библиотека, не супермаркет и не «место, где живут хакеры». Современный Интернета — это развитая коммуникационная среда, обладающая большим набором специфических свойств. Использование Интернета для извлечения максимальной выгоды представляет трудности для тех, кто не знает свойств этой среды и не умеет ими пользоваться.
Так, имея сайт, наполненный качественной уникальной информацией, можно не добиться его сколько-нибудь существенной посещаемости. Но, несмотря на правильную «раскрутку сайта», можно отпугивать аудиторию наспех сделанным и никому не интересным содержимым. А можно и то, и другое сделать правильно, но выпустить из виду обратную связь с посетителями сайта. В результате от высокой посещаемости сайта его владельцы не получат никакой выгоды, кроме морального удовлетворения сомнительной ценности. И так далее…
Итак, что можно сделать, чтобы все заработало?
Всего навсего перед тем, как начинать делать сайт, распланировать все процессы, связанные с его функционированием.
Прежде всего необходимо определить, какие процессы сможет взять на себя сайт. Но не рассматривать сайт и прикрепленного к нему веб-мастера как замкнутую систему, а попробовать вписать сайт в существующие процессы.
Хотите публиковать на сайте новости? Сейчас без новостей сайтов не делают. А откуда новости будут появляться? Кто их будет получать, сортировать, редактировать, формулировать, иллюстрировать, переводить, публиковать? И кто будет контролировать весь этот процесс?
Еще не перехотелось заваривать кашу с новостями?
А как будет протекать «раскрутка» сайта? У вас есть специалист-маркетолог, который сможет предложить для сайта грамотно составленный медиа-план. А кто будет этот план грамотно осуществлять? Кто будет делать рекламные носители, их тестировать, корректировать, менять на другие? Вы уже запланировали бюджет на услуги агентства интернет-рекламы или предпочитаете, чтобы ваш сайт посещали пять человек в неделю? Возможно, пять человек в неделю — это то, ради чего надо было тратить деньги, время и силы на создание сайта, но не лучше ли было своевременно получить консультацию специалиста?
Все еще хотите иметь сайт?
Тогда не приглашайте веб-мастера. Таких специалистов в природе не существует!
А надо-то всего-навсего:

  • Оценить реальные затраты на разработку, внедрение и поддержку сайта.
  • Подготовить схемы реальных процессов, в которых сайт будет не самоцелью, а одним из элементов.
  • Разработать маркетинговую концепцию сайта.
  • Разработать организационную схему с указанием обязанностей всех специалистов, которые будут заняты в процессах, связанных с поддержкой сайта.

А уж потом будет видно, сколько и каких специалистов надо будет задействовать в проекте. И все у вас получится.
Удачи!

Orphus system