Виртуальная реальность 3Dnet
13 февраля 2003
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Даниил Плакида.
pic

«Игрушечная» тема прошлого номера несколько деформировала плавный и неспешный ход моего повествования о бескрайних просторах виртуальной реальности. Тем не менее, я уверен, она не помешала нашему исследованию, разбавив монотонную последовательность фактов, прогнозов и размышлений эмоциональным порывом виртуального «экстрима». Мы добавили себе адреналина, и есть надежда, что не уснем на лекции по предмету «Виртуальная реальность». Тема сегодня, как и было заявлено на последнем академическом занятии, связь 3D и глобальной сети Интернет.

Припоминаю, что в самом первом материале на тему виртуальности я предложил рассматривать прогресс глобальной сети в трех ипостасях. Напомню суть. С момента зарождения Интернет прошел три стадии своего развития. Первая Фидонет, или текстовый режим передачи информации. Второй Интернет в том виде, который знаком большинству современных пользователей, то есть с возможностью трансляции изображений, видео- и звуковых потоков. И, наконец, этап, который начал свое развитие около двух лет назад и который можно назвать кратко — 3Dnet.
Усовершенствование процессов компрессии и передачи данных позволило доселе громоздким 3D-форматам достаточно быстро работать в сети. Первыми на это нововведение откликнулись, как и полагается, различного рода игры. Далее 3D-онлайн взялось за усовершенствование другого, не менее популярного направления в сети — чаты, форумы, знакомства. Имея неоспоримые преимущества в реалистичности по сравнению с двухмерным интерфейсом привычных «болталок», 3D-ресурсы объединили в себе всю гамму общения, приблизив сетевые отношения пользователей к реальным условиям оффлайна. Роль лидера в этой области очень быстро перешла к Activeworlds.com, Inc и их специальному броузеру AW. Технология «Активные Миры» оказалась настолько популярной, что в настоящий момент этот сервис во многом уже стал платным. Более 200000 пользователей глобальной сети ежедневно бороздили просторы Миров уже год назад. Какова статистика сегодня, вполне можно узнать на одноименном сайте компании. За это время своеобразные филиалы «Активных Миров» открылись во всех странах мира. Это такие ресурсы, как: www.aw.com, www.aw.it и т.д. На русскоязычном ресурсе www.aw.ru можно более подробно познакомиться с возможностями «Активных Миров» и даже скачать небольшую программку-броузер весом чуть более 1 Мб. Зайдя на форум на этом же ресурсе, вполне можно раздобыть информацию о том, как прикоснуться к прелестям виртуального общения, не имея, как говорится, «ни цента за душой».

pic

На примере AW очень хорошо можно проиллюстрировать все возможности 3Dnet`а. Во-первых, попадая в абсолютно трехмерное пространство «Активных Миров», человек приобретает свой объемный прототип, наделенный возможностью видеть, говорить и перемещаться. В любой момент можно отрегулировать «себя», выбрать пол, цвет кожи, рост и габариты. Сменить имя и возраст также не представляет проблемы. Кроме этого, можно предстать перед общественностью жирафом, слоном, медвежонком или, извиняюсь, оленем с ветвистыми рогами. Сами миры представляют собой гигантские города, отстроенные сотнями тысяч пользователей этого ресурса. В них есть все: дома, кинотеатры, школы, музеи, а также места, не столь лицеприятные по духу и содержанию. Здесь, как и в реальном мире, вас могут поджидать непредвиденные радости и неприятности. Можно выиграть приз, перевести абсолютно реальные деньги со своей электронной карточки, зайдя в банк. Можно попасть в ловушку, устроенную недобросовестным строителем Миров. Да, заплатив некоторую, весьма символическую по западным меркам сумму, можно самому строить любые сооружения в любом мире на выбор. Можно, например, построить магазин. Причем создать вполне работоспособный интернет-магазин с возможностью продавать вполне материальные вещи. Выступая в роли покупателя, нелишне будет поинтересоваться легитимностью такого рода заведений, дабы не перечислить свои кровные за симпатичный, но абсолютно виртуальный товар. Да, как и в реальном мире, жуликов хватает везде.

pic

Конечно, самым удивительным в «Активных Мирах» является то, что процесс знакомства с другими пользователями в отличие от реальной ситуации протекает в совершенно раскрепощенной атмосфере. Несмотря на то, что за прототипами стоят реальные люди из разных стран мира. Кто-то может пригласить вас посмотреть свой дом или понравившееся место в «Активных Мирах», прокатить на модной машине или предложить что-то, еще более экзотичное. Помнить о личной безопасности нужно ничуть не меньше, чем в мире реальном, а может, даже и больше. Не стоит опрометчиво пускаться в сомнительное путешествие с сексуальной блондинкой в супермини, не удостоверившись в истинных мотивах ее притязаний на ваш досуг.
Страсть к путешествиям, которая в «Активных Мирах» больше тяготеет к фантазийным городам с порой жутким нагромождением зданий, численность которых в некоторых Мирах перевалила за миллион (к примеру, в городе Ташкенте всего около 600000 сооружений, включая телефонные будки и рекламные щиты), может быть удовлетворена не только общительными подростками, но и серьезными путешественниками. Огромный портал виртуального туризма Sky Line http://www.skylinesoft.com предлагает пользователям полетать по реально существующим городам, которых в базе данных уже около сотни. Париж, Лондон, Лос-Анджелес предстанут перед вами в том виде, в котором они существуют на самом деле. Можно прогуляться по Медиссон Сквер Гардену, можно побывать в Голливуде или на Манхеттене. Система навигации позволит вам мгновенно перемещаться по всей планете, выбирая свой маршрут по самым различным каталогам и категориям, включая поиск по словам. Набрав, например, «Куин Мери» вы действительно окажетесь посреди океана на этом историческом суденышке… А вокруг стелы в Вашингтонском парке летает вполне реалистичный «кукурузничек» с привязанными флажками и лентами.
Для подосновы этих городских ландшафтов используются реальные геофотосъемки со спутников, и далее на них уже выстраиваются трехмерные аналоги зданий. Поэтому внимательный путешественник разглядит на асфальте дорог распластанные проекции авто и даже людей, которым «посчастливилось» попасть в объектив космических надзирателей. Можно выбрать режим перелета из города в город, ориентируясь по карте. И тогда в полной мере ощущаешь всю крохотность нашей планетки и то, как агрессивно заселил и «обустроил» её наш брат гомосапиенс.
Спутники. Это техническое чудо второй половины двадцатого века стало основой инструмента, значение которого большинство людей не могут оценить до сих пор. GPS — глобальная система позиционирования. Еще несколько лет назад сверхсекретное оружие, а сегодня точный инструмент мониторинга всей поверхности земли и всего на ней находящегося. Все, кто видел голливудский блокбастер «Матрица», помнят, что самые захватывающие моменты касаются как раз эпизодов, связанных со «спутниковыми погонями». И большинство зрителей со скептицизмом отзывалось о трехмерности спутникового зрения, когда сцена прокручивалась по оси, позволяя разглядывать участников застывшего момента со всех сторон. Не скрою, я тоже был в рядах непримиримых борцов с «кинотрюкачеством», пока не познакомился поподробнее с возможностями GPS. На сегодняшний день в этой программе задействовано около сотни спутников, барражирующих космос на геостационарных орбитах. Задав определенную точку, те из них, которые находятся в зоне прямой видимости, начинают «сканировать» эту координату каждый под своим углом горизонта и азимута. В результате получается вполне реальная трехмерная модель объекта с разрешением, которое присуще скорее микроскопу, чем такой удаленной точке, как спутник. На сегодняшний день «различимость» деталей достигла уже нескольких миллиметров. Единственной преградой на пути прогресса в этой области остаётся пока невозможность преодоления видимым спектром непрозрачных преград. Так что ваша кухня и ваша спальня пока что вне досягаемости Пентагона. Хотя кто знает, для чего еще два года назад на спутниках стали устанавливать гамма-излучатели? Напомню, что для частот этого диапазона нет преград и границ. Успокаивает пока только то, что раз на свободе разгуливает Бен Ладен, не все гладко с идентификацией полученных таким образом данных.
Если кто-то из читателей спросит, при чем здесь 3Dnet, я буду в шоке. Тем не менее найдутся и такие. Перед ними бессильно любое красноречие, и им прямая дорога на поисковые серверы с паролем «спутниковые камеры, GPS, наблюдение из космоса и т. д.». По всем этим параметрам будет немало дорожек, где вполне бесплатно можно заставить спутник поглядеть на свой город и даже свой дом из космоса. Поговаривают, что можно даже разглядеть номер автомобиля возле своего подъезда. Мало того, во время афганской компании выяснилось, что на протяжении трех недель восемьдесят тысяч пользователей Сети беспрепятственно наблюдали за ситуацией со сверхсекретного военного спутника. Кто-то из «умельцев» проделал «дыру» и прорекламировал её в Интернете.

pic

Полтора года назад нам тоже захотелось внести свой скромный вклад в развитие 3Dnet и на протяжении нескольких месяцев в кругу своих товарищей мы материализовывали свой проект «Виртуальная Азия» http://www.archibase.narod.ru/3d_online/ 3d_online.htm . Хотелось представить миру исторический облик архитектурных памятников Востока в суперсовременном оформлении. Была даже получена лицензия от корпорации Сикоре на использование необходимого программного обеспечения для реализации этого проекта. Но… Сколько больших «но» в нашей жизни, особенно в нашей…
Как бы то ни было, а пять объектов удалось сделать и разместить в Сети. И у вас есть возможность посмотреть их в режиме онлайн. Вкратце поясню, что просмотр организован в двух режимах: для обычных пользователей и для специалистов архитекторов и историков. Можно просмотреть сооружения в трехмерном виде с текстурами и анимацией или исследовать их пространственные параметры при помощи инженерного броузера. Специально отмечу, что размер файлов находится в пределах 100-300 килобайт, так что дорога открыта для всех. Необходимые пояснения вы найдете на страницах сайта. Вопросы и пожелания с удовольствием приму на свой адрес, критику равномерно распределю по всем участникам этого проекта.
Чтобы наиболее полно ощутить возможности броузера от Сикоре, будет интересно заглянуть на их сайт www.cult3d.com, www.cycore.com Там множество интересных объектов, от зажигалок, которые можно зажигать, до космических кораблей, на которых можно летать. Не сомневаюсь, что скоро по сотовым телефонам, которые там представлены в трехмерном виде, можно будет вполне реально разговаривать…

Пора заканчивать нашу лекцию. Но только на сегодня. Завтра нас ожидают новые открытия и новые путешествия по киберсистемам. Помните! Виртуальный мир поглощает нас ежедневно и ежечасно. Главное, не захлебнуться в этом море, выбрав правильные ориентиры. Вот именно на них, ориентирах, и хотелось бы остановиться в нашем следующем выпуске.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте