Рыба растет с головы

pic

менеджмент, маркетинг и финансы — три источника, три составные части рыночной экономики

Пессимисты утверждают, что «рыба гниет с головы», однако нами, оптимистами, доподлинно установлено: рыба растет с головы. Понятно, что в данном контексте мы имеем в виду не рыбоводство как таковое, а руководителей или, как их сегодня называют, менеджеров. И правда, человеческий эмбрион, птенец, головастик, наконец, начинают расти именно с головы. Поэтому, наверное, и прилагательное «главное» происходит от слова «голова». Так вот, давайте и поговорим о самом «главном» — о наших менеджерах и о менеджменте как таковом.

pic

На дворе третье тысячелетие, на носу — новый, 2003 год, а Узбекистан строит рыночную экономику. Такие слова, как менеджмент и маркетинг, еще 12-15 лет назад были исконно капиталистическими и чужеродными, а такие советские слова, как «плановая экономика» (которая к тому же и еще должна была быть экономной) и «партхозактив» в эпоху развитого социалистического феодализма, когда все, и даже отдельно взятый руководитель, были всего лишь винтиками в единой государственной машине, не подразумевали под собой особую роль руководителя, как хозяина. Тогда ведь, если кто-то кое-где пускай даже порой и допускал ошибки, то их могли поправить товарищи, да и страдало государственное имущество, а значит, ничье. Сегодня к руководителям особое требование, от их умения правильно руководить, т.е. владеть рынком (маркетинг), наладить оптимальную систему работы коллектива предприятия (менеджмент), и правильной организации финансов предприятия (налоговая стратегия, бухгалтерский учет, ценовая политика) полностью зависит успех компании. Мы вошли в рынок в 1991 году стремительно и молниеносно, поэтому резервов «рыночных» кадров руководителей у нас не было (и если быть честными, нет их в достаточном объеме и сегодня), всем приходилось учиться по «ходу пьесы». У кого-то это получалось лучше, у кого-то нет. И хотя у А.Пушкина есть строка: «опыт — сын ошибок трудных», ошибок все же лучше избегать, а опыт нужно подкреплять знаниями. Нет, наверное, смысла пояснять, что есть такие научные дисциплины — менеджмент, маркетинг и финансы. И хотя последнее мы по старинке сводим лишь к бухгалтерии (зачем ее, спрашивается, знать руководителю), в развитых странах эти науки стоят в одном ряду с математикой, физикой, химией и даже выше (даже Нобелевские премии присуждаются). Ну, а если так, то наукам, стало быть, нужно учиться. В университетах (Ташкентский экономический университет) специальности эти самые популярные и рейтинговые, но вот в чем парадокс — студент, пусть даже самый одаренный, сразу после института руководителем, понятно, стать не сможет. Пройдут годы, пока вчерашний выпускник станет президентом корпорации. Средний же возраст современных руководителей, которые сегодня решают маркетинговые (рыночные) задачи «наощупь», составляет 45-60 лет, менеджмент (с маркетингом вместе) они, понятно, не изучали. Большинство из них работают по интуиции, или в лучшем случае читали какие-нибудь книги из этой области (например, Д.Карнеги и т.п.). Современный руководитель — человек занятой, поэтому говорить о втором университетском (высшем образовании) в области менеджмента и финансов и говорить нечего — времени нет. Что делать? Благо, есть информационно-коммуникационные технологии. Ведь компьютер-то практически каждый руководитель у себя на столе имеет. К сети Интернет подключиться недолго (интернет-провайдеров только в Ташкенте более 50). К тому же легко можно поступить в солидное европейское учебное заведение и получить приличное дистанционное обучение в области бизнес-образования в удобное для вас время ( хоть сидя на диване с ноутбуком на коленях, хоть в свободную минуту непосредственно в своем кабинете). Об одном из таких учебных заведений и пойдет речь ниже.

Международный институт менеджмента (МИМ) ЛИНК- стратегический партнер Открытого университета Великобритании

Международная образовательная сеть ЛИНК (LINK- Learning International NetworK) — организация сетевого типа, предоставляющая услуги в области бизнес-образования международного уровня. Сеть ЛИНК объединяет около 90 учебных центров, расположенных в городах России и «ближнего зарубежья». Ее работа строится на единой технологии обучения, программах и стандартах, разработанных Открытым университетом (ОУ) Великобритании — стратегическим партнером ЛИНК. ЛИНК — одна из крупнейших в России школ бизнеса, которая осуществляет подготовку 9000 менеджеров в год только по программам ОУ. За время существования ЛИНК более 35000 человек смогли повысить квалификацию. МИМ ЛИНК аккредитован Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве высшего учебного заведения (свид-во №25-0006 от 22.07.97 г., подтверждено 17.05.2000 г. свид-во №25-0935).

Теперь и в Узбекистане

Инновационный центр «Патент-сервис» является официальным представителем Международного института менеджмента — стратегического партнера Открытого университета Великобритании. Мы предлагаем реальную возможность качественного обучения менеджменту по международным стандартам по программе MBA (Master of Business Administration) на основе современных образовательных технологий. Науке управлять невозможно научиться только теоретически. Поэтому в этой программе дистанционное обучение сочетается с практической работой под руководством опытных преподавателей — тьюторов. Учебный процесс ориентирован на взрослых, самостоятельных людей, максимально приближен к их профессиональной деятельности и направлен на развитие организаторских способностей, творческого мышления и умения принимать нестандартные решения.

Организация учебного процесса

Вводное занятие
Студенты получают кейсы с комплектами учебных материалов, знакомятся со своей учебной группой, тьютором, планом проведения занятий и методикой обучения. В ней используется учебный цикл нового типа, основанный на применении студентом практического опыта и полученных знаний к своей «рабочей ситуации».

Учебные пособия
Комплект специально разработанных учебников — рабочих тетрадей содержит информационные материалы, а также вопросы и задания, выполняя которые, студент анализирует свою рабочую ситуацию, формирует собственную систему представлений об управлении компанией и контролирует степень усвоения материала. На аудио- и видеокассетах представлены практические ситуации и способы их решения, беседы с известными менеджерами и учеными. Все учебные материалы передаются в личную собственность студента.

Самостоятельные занятия
Интерактивная работа с учебными материалами и выполнение письменных заданий типа мини-проекта применительно к своей рабочей ситуации. Для более глубокого усвоения курса студенты используют обучающие компьютерные программы и выполняют письменные работы, которые оцениваются и комментируются тьютором. Студент может консультироваться у тьютора по вопросам курса по телефону, электронной почте или лично.

Тьюториалы
Закрепление и корректировка самостоятельно полученных знаний и умений, освоение коллективных методов работы и обмен опытом происходит на тьюториалах — групповых занятиях-тренингах, которые проводятся в неформальной обстановке. На них используются активные методы обучения: создание проблемных ситуаций, тренинги по их решению, деловые игры и «мозговые штурмы».

Завершение обучения
В конце курса проводится выездная воскресная школа (как правило, двухдневная), на которой студенты получают возможность систематизировать полученные знания, развить практические навыки групповой работы, установить деловые связи. Курс завершается сдачей письменного экзамена. При получении суммарного балла по письменным работам не менее 40 процентов, успешной сдаче экзамена и посещении воскресной школы студент получает сертификат открытого университета об окончании курса профессионального менеджмента.
Презентация программы дистанционного обучения менеджменту по стандартам открытого университета (Великобритания) состоится 15 января 2003 года в Государственном патентном ведомстве Республики Узбекистан. По интересующим вас вопросам обращайтесь, пожалуйста, в инновационный центр «Патент-сервис» по телефону 136-03-69.

pic

И С Т О Р И Я

Открытый Университет был основан Указом королевы Великобритании в 1969 году. Этому предшествовали следующие события.
В 1962 году лорд Михаэль Янг выдвинул идею «Открытого Университета» — учебного заведения, цель которого — подготовка взрослых работающих людей к получению степеней Лондонского университета.
В 1963 году Гарольд Вильсон предложил идею «Эфирного университета» — объединения существующих учебных заведений, использующих теле- и радиовещание для заочного обучения, и «доставки преподавателей на дом» ко взрослым студентам.
Став в 1964 году премьер-министром, Вильсон поручил министру культуры Дженни Ли взять этот вопрос под свою ответственность. Под ее руководством идея трансформировалась в проект самостоятельного Открытого Университета.

Рейтинги университетов Великобритании
1. Кембридж ………………………………………….96
2. Империал …………………………………………..86
3. Оксфорд ……………………………………………84
4. Йорк ………………………………………………….82
5. LSE ……………………………………………………82
6. Нотингем …………………………………………..67
7. SOAS …………………………………………………67
8. Лондон (Univ. Coll.) …………………………….67
9. Дарем ……………………………………………….65
10. Открытый Университет ……………………..65
11. Лафборо ………………………………………….63
12. Варвик …………………………………………….62
13. Ланкастер ……………………………………….61
14. Бристоль …………………………………………58
15. Шеффилд ………………………………………. 58
16. Бирмингем ……………………………………… 56
17. Сант Андрюс ………………………………….. 56
18. Лондон (Ring’s) ………………………………. 54

Orphus system