Интернет и электронная коммерция

pic

Новые рычаги в развитии конкуренции

Не будет преувеличением назвать 2002 год одним из ключевых в развитии Интернета в Республике Узбекистан, в течение которого произошли серьезные изменения как в организационно-правовой среде регулирования, так и в развитии рынка информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Примером тому является реорганизация и создание на базе Узбекского агентства почты и телекоммуникаций уполномоченного органа, ответственного за развитие информационных и коммуникационных технологий в республике. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года №УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», а также постановление Кабинета Министров от 6 июня 2002 года за №200 послужили толчком для дальнейшего их развития.

Несомненно, важным стало также постановление Правительства от 10 октября 2002 года за №352 «О децентрализации доступа к международным компьютерным сетям», отменившее действующий порядок осуществления доступа провайдеров к международным компьютерным сетям и устранив тем самым монополию компании «УзПАК». Любой учебник по экономике утверждает, что наличие монополии всегда имеет свои негативные последствия, а значит, демонополизация услуг «УзПАКа» послужит дальнейшему развитию ИКТ в республике.
В целях формирования законодательной базы развития ИКТ Узбекским агентством связи и информатизации разработаны проекты ряда законов в сфере регулирования ИКТ. Чтобы привлечь общественность к обсуждению данных законопроектов, впервые была разработана интернет-страница, на которой пользователи могли высказать свои предложения по совершенствованию данных законопроектов. Среди новых законопроектов — проект Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции». Принятие его безусловно послужит дальнейшему развитию ИКТ и электронной коммерции.
Нередко в республиканской прессе встречаются публикации, осведомляющие читателей о развитии Интернета в республике, однако тема выгоды электронной коммерции для потребителя и производителя товаров и услуг остается недостаточно освещенной. Главными вопросами являются: «Как осуществляется электронная коммерция?» и «Как она влияет на конкуренцию и потребителей?»

Поступательное развитие экономики, предпринимательства привело к необходимости внедрения новых принципов ведения бизнеса и, в частности, электронной коммерции. Электронная коммерция это новый термин, недавно появившийся в обиходе экономистов и бизнесменов и означающий совершение сделок через электронные сети, в частности Интернет. Несмотря на то, что транзакцию в Интернете могут совершать любые две стороны, в международной практике их принято разделять на следующие основные виды:

В2В (Business-to-business — транзакция компании с компанией)
В2С (Business-to-consumer — транзакция компании с потребителем)
С2С (Consumer-to-consumer — транзакция потребителя с потребителем)
Прочие: С2В (Consumer-to-business — транзакция потребителя с компанией), G2B (Government to business — транзакция правительственного органа с компаниями), G2С (Government to business — транзакция правительственного органа с потребителями)

Среди приведенных видов транзакций основная их доля приходится на первые три.

Business-to-business (В2В)

Если рассматривать характеристики каждого вида транзакций, то B2B — наиболее распространенный тип электронной коммерции, позволяющий осуществлять деловые отношения хозяйствующих субъектов посредством электронных сетей, в том числе Интернета в любой сфере деятельности: рекламной, кадровых агентств, финансовых инструментов (кредит), продажи товаров или услуг, рыночных исследований, технической поддержки и другие.
Примером В2В-коммерции является аукцион или тендер на интернет-странице определенной компании. Например, любая компания может поместить объявление о закупке определенной продукции на своей странице в Интернете. Компании-поставщики с помощью Интернета могут оставить свои коммерческие предложения в закрытой (доступной только для поставщика) или открытой (доступной для всех) форме. Сегодня практически любая интернет-страничка крупной компании является примером В2В-коммерции.
Крупные зарубежные исследовательские компании в области электронной коммерции, в частности Yankee Group, предполагают, что размер В2В-коммерции должен достигнуть уровня 541 миллиарда долларов к 2003 г. по сравнению с объемом в 138 миллиардов долларов в 1999 г. Несмотря на то, что в Европе эти объемы немного ниже, компания Visa International предполагает рост объема В2В-транзакций с 7,2 миллиарда долларов в 1998 г. до 176 миллиардов в 2003 г.
B2B-коммерция приняла различные формы. Среди них очень популярны и В2В-порталы, деятельность которых можно проиллюстрировать таким образом.

pic

Как известно, не всегда информация обо всех покупателях и продавцах бывает доступной для участников рыночных отношений. Эта проблема актуальна во фрагментированных рынках, на которых существует большое количество продавцов и покупателей. Покупатели не всегда имеют доступ к поставщикам и наоборот. С развитием интернет-коммерции появилось новое понятие «В2В-портал». По сути В2В-портал является посредником, где собирается информация об участниках определенного рынка — продавцах и покупателях. Используя В2В-портал, продавцы могут посмотреть текущие предложения потенциальных поставщиков, а поставщики — запросы покупателей. Следующий пример демонстрирует экономическую ценность существования В2В-порталов.

Допустим, что на рынке существует равное количество N покупателей, обозначенных В1, В2, …, Вn и продавцов, обозначенных как S1, S2, …, Sn. Стоимость одного запроса о товаре или услуге между продавцом и покупателем составляет 1 доллар. Для того, чтобы найти более подходящую цену, покупатель запрашивает информацию о товаре у всех продавцов, а продавец оповещает всех покупателей о наличии определенного товара. Допустим, на рынке существует по 2 покупателя и продавца (рисунок 1). Общая стоимость поиска покупателей и продавцов на рынке составляет N2, то есть 4 доллара.

pic

Допустим, количество участников рынка (N) возрастает до 4. Теперь общая стоимость поиска составляет 42=16 (рисунок 2).

pic

Теперь предположим, что на рынке появляется В2В-портал, в который идут все заявки продавцов и покупателей. Покупатели и продавцы отправляют свои заявки в В2В-портал, в котором содержится информация обо всех предложениях и запросах. Общая стоимость поиска теперь составляет 2*N (8 долларов для рынка, где N=4).

pic

Разница между стоимостью поиска на рынках с В2В-порталом и без составляет N2-2N=N*(N-2), значение которой всегда больше нуля при N>2. Выгода от использования В2В-портала растет на фрагментированных рынках, где количество покупателей и продавцов велико (т.е. высокое значение N).
Примером В2В-портала может служить сайт http://www.eSteel.com, с помощью которого покупатели и продавцы могут получать информацию о предложении и спросе на сталь.

pic
pic

Business-to-consumer (B2C)

Если B2В предусматривает деловые отношения между компаниями-партнерами, то B2C-транзакция — это, по существу, продажа товаров широкой публике через Интернет. Преимущество электронной коммерции в форме B2C — глобальные и мгновенные транзакции, позволяющие производителям и потребителям экономить деньги. Примерами В2С-коммерции являются «Интернет-магазины» — такие, как amazon.com и buy.com, обеспечивающие покупателям всего мира возможность делать покупки 24 часа в сутки. В настоящее время В2С-транзакции широко развиты в США и Западной Европе.
Принцип работы В2С-коммерции прост. Потенциальный потребитель посещает виртуальный прилавок, содержащий описание и изображение товара, выбирает интересные ему товары, которые после выбора помещаются в «виртуальную корзину», хранящую информацию о потенциальной покупке. Потребитель выбирает из нее нужный ему товар и предоставляет свои адрес и информацию о кредитной карточке. Как правило, доставка товара осуществляется в течение недели.

Consumer-to-consumer (С2С)

C2C-коммерция во многом похожа и является альтернативой B2C. Отличие С2С заключается в том, что обмен товаров и услуг происходит не между хозяйствующими субъектами и потребителями, а между потребителями по аналогии вторичного рынка. Пример этого — виртуальный аукцион типа Ebay.com.

Как происходит C2C-транзакция? Вначале потенциальный покупатель посещает интернет-аукцион и выбирает интересующие его категории (товары). Затем размещает свои предложения на конкретный товар. Данные предложения должны быть сделаны в пределах некоторого ограниченного времени, установленного продавцом. Наконец, по истечении времени товар, выставленный на аукцион, продается покупателю, предлагающему самую высокую цену.

Влияние «электронной
коммерции» и Интернета
на формирование конкурентной
среды

Многие ученые, исследующие отношения в «электронном бизнесе», называют электронную коммерцию стимулятором конкуренции и идентифицировали 10 свойств Интернета, которые могут повлиять на развитие внутриотраслевой конкуренции. Они включают понятия: технология-посредник, универсальность, «выгоды крупной сети», канал доставки, регулятор времени, уничтожитель информационной асимметрии, неограниченная производственная мощность, низкостоимостной стандарт, «творческий разрушитель» и уменьшитель стоимости транзакции.

Интернет как
посредническая технология

Так же, как банк служит посредником кредиторам и заемщикам, Интернет может служить местом встречи для заинтересованных в различного рода сделках различного рода сторон и «посредником» между производителем товаров и услуг и клиентом. Отличительной чертой Интернета как посредника является низкая стоимость его использования, массовость, что приводит к понижению стоимости транзакций, а значит, большим выгодам для конечного потребителя.

Универсальность

Другим свойством Интернета, имеющим эффект на рынке, является его универсальность. Предоставление потенциальному покупателю из любой страны мира доступа к информации, сокращающего географическую дистанцию между покупателями и продавцами и регулирующего время совершения сделок, стимулирует международную конкуренцию. Например, программисту из Индии больше не надо ехать в Японию для работы в японской компании, а информацию о выпускаемых товарах узбекской компании можно просмотреть любому потенциальному покупателю из всех стран. Наличие оперативного доступа к информации конкурентов вынуждает производителей товаров и услуг постоянно снижать стоимость своего производства для сохранения конкурентоспособности на рынке.

«Выгоды крупной сети»

С развитием компьютерных технологий экономисты все чаще используют понятие «выгоды крупной сети» (network externality) для объяснения феномена популярности отдельных товаров и услуг. Самым простым примером является телефон. Если владельцев телефонов очень мало, то польза от их эксплуатации тоже довольно низка. Но чем их больше, тем больше выгод от телефонной сети. Таким образом, уровень полезности телефона становится выше с расширением сети пользователей. Интернет также демонстрирует подобную характеристику. Увеличение пользователей Интернета приводит к росту возможностей для покупателей и продавцов осуществить электронную сделку, делая тем самым Интернет привлекательным для коммерческих субъектов.

Канал доставки

Интернет стал альтернативным каналом доставки определенного рода товаров. Во многом это касается информационных услуг — новостей, программного обеспечения, бизнес-информации, музыки, видео, авиабилетов и других. Традиционные поставщики этих услуг столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны альтернативных «электронных» поставщиков. Например, серьезную конкуренцию газетам составляют интернет-издания. Это вынуждает традиционных поставщиков выискивать новые методы привлечения или сохранения клиентов. Данное свойство Интернета является одним из главных факторов, влияющих на конкуренцию на рынке отдельных товаров и услуг.

Регулятор времени

Другое свойство Интернета — его способность регулировать время. Когда коммерческому субъекту необходимо познакомиться с характеристикой определенного товара, производимого в другой стране, он зачастую может сделать это моментально. Таким образом, Интернет позволяет сократить время, требуемое для получения информации. В то же время Интернет может «увеличивать» время. Допустим, потенциальный покупатель не сможет принять участие в проводимом с 12-00 до 15-00 аукционе. Используя электронную коммерцию, продавец может выставлять свой товар в Интернете 24 часа в сутки. Покупатель в удобное для него время также может обозначить свое предложение в Интернете. Рациональное использование времени дает возможность коммерческим субъектам эффективно конкурировать между собой, что создает дополнительные выгоды для конечного потребителя.

Уничтожитель
информационной асимметрии

Как известно, асимметричный объем информации является одним из признаков несовершенной конкуренции. Чем больше одна сторона знает о товаре по сравнению с другой, тем больше предпосылок для несправедливой конкуренции на рынке. Интернет, открывая равный доступ к огромному количеству информации, является своего рода уничтожителем такого рода асимметрии, что позволяет компаниям конкурировать за счет реальных преимуществ товара, а не за счет отсутствия информации о товарах конкурентов или неполной информации о своем товаре. Данное свойство Интернета, уравнивая информационный багаж участников рынка, способствует развитию конкуренции на нем.

pic

Неограниченная
производительная мощность

Другим важным свойством Интернета является его почти неограниченная производительная мощность. Эффект данного свойства особенно силен в интернет-магазинах. Создав систему, которая может обслуживать одного клиента, интернет-магазины могут использовать ее для обслуживания миллионов клиентов одновременно без особого увеличения затрат. Это означает, что компании могут продавать свой товар с небольшой наценкой в расчете на большое количество клиентов. Благодаря этому свойству Интернета электронные магазины могут успешно конкурировать с магазинами традиционными, которые для увеличения числа клиентов вынуждены расширять торговую сеть, увеличивать количество обслуживающего персонала и т.д.

Низкостоимостный стандарт

Однако, несмотря на все свойства Интернета, компании не смогли бы их использовать для повышения своей конкурентоспособности без принятия стандартов по осуществлению электронной коммерции. Принятие данных стандартов стало массовым во многом благодаря двум факторам: единому стандарту разработки веб-страниц и доступу к ним и низкой стоимости использования по сравнению с альтернативными электронными сетями. Большая часть стоимости разработки стандарта была поглощена за счет средств министерства обороны США, что сделало Интернет низкостоимостным стандартом.

«Творческий разрушитель»

Другим отличительным свойством Интернета является его способность «разрушать» барьеры для входа на рынок. Взять, к примеру, рынок печатных изданий. Издательские дома годами укрепляли свои рыночные позиции, покупая печатное оборудование, создавая торговую марку, каналы распространения своей продукции. Интернет вмиг изменил ситуацию на рынке, «разрушив» преимущества традиционных издателей и открыв рынок для многих конкурентов. Им не нужно покупать типографское оборудование, ибо информацию можно предоставлять в электронной форме. Доставку информации можно осуществлять через Интернет. Отсутствует необходимость в создании сети распространения. Это всего лишь один пример из многих трансформированных рынков. «Разрушая» старые преимущества, Интернет заставляет компании создавать или «творить» новые способы привлечения потребителей. Таким образом «творческий разрушитель» постоянно толкает компании к инновациям. С точки зрения конкуренции инновация является одной из ее основополагающих звеньев.

Уменьшитель
стоимости транзакций

Осуществление любой сделки (транзакции) между потребителем и продавцом требует определенных затрат. К стоимости транзакции относятся затраты, связанные с поиском продавцов/покупателей, сбором информации о товаре, переговорами, подготовкой и реализацией контрактов, транспортных расходов на доставку и других. Такие свойства Интернета как универсальность, способность уменьшать информационную асимметрию и низкостоимостный стандарт, позволяют продавцам и покупателям сократить затраты, связанные с осуществлением транзакций. Затраты на поиск товара и производителя сокращаются ввиду постоянной доступности информации. Затраты на переговоры также сокращаются, ибо подготовка контрактов возможна через электронную сеть без выезда на место. Уменьшение затрат, связанных с географической отдаленностью, создает интенсивную международную конкуренцию.

pic

Как показывает практика, потенциал Интернета в преобразовании рынка и создании конкурентной среды огромен. Несомненно, использование данных возможностей позволит отечественным производителям открыть для себя новые рынки, новых клиентов и заявить о себе на мировом рынке. Интернет открывает большие возможности для поставщиков товаров в Узбекистан. Уже сегодня воздействие Интернета заметно на отдельных рынках. Например, можно уверенно сказать, что Интернет-издания — такие, как uzreport.com и uza.uz, конкурируют в республике с печатными изданиями.

Однако не секрет и то, что для полноценного использования возможностей Интернета необходимо большее количество пользователей. На сегодняшний день наблюдается положительная динамика как в росте пользователей, так и в количестве провайдеров. Уверенно можно заявить, что дальнейшая поддержка развития Интернета со стороны государства обернется выгодами и в сфере развития конкуренции, и в продвижении отечественных компаний на мировой рынок.

При подготовке материала использованы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года №УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий».

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2002 года №200 «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий».

3. Allan Afuah, Christopher Tucci, «Internet Business Models and Stategies», McGraw Hill Education, 2001.

4. Kevin Kelly, New Rules for the New Economy: 10 Radical Strategies for a Connected World, Penguin, 1999.

5. A. Marlatt, «Creating Vertical Marketplaces», Internet World, February 1999, pp. 85-92.

Orphus system