Не ошибись выбирая провайдера
1 апреля 2003
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .
pic

Эх, что ни говори, а европейцы народ отсталый. Особенно по части Интернета. К нам тут недавно один Голландец (или Нидерландец, короче общеевропеец) приезжал. Важный такой. На наш домашний ПК глянул, ухмыльнулся («Пень» третий лишь) и на Алайский базар пошел. Мы ему по дороге стали вопросы задавать:

— Интернет у тебя есть?
— Есть.
— А какой у тебя модем?
— Не знаю.
— Кто провайдер?
— Не знаю?
— А какая скорость доступа?
— Не знаю?
— А цена за час Интернета?
— За что?
— За час … Интернета?
— За час…(?), не знаю, я один раз в месяц оплачиваю счета за кабельное телевидение, и все.

Вот такие они, европейцы, ничегошеньки про доступ к Интернету не знают. Мы, естественно, сделали ему «ликбез» про плохие модемы, про цифровые и нецифровые АТС, про почасовую оплату за доступ к Интернету, про хорошего и плохого провайдера (которым не всегда Бог дал ум, честь и совесть), про последнюю милю в плохую погоду, про местный и неместный пирринг, про хостинг и контент национальный, про внешние каналы и модемные пулы… Светало… Наш Голландец спал… А мы скорей к модему, ведь до 8:00 осталось два часа. Прекрасен мир ночного Интернета! И дешево, и 33600, ну чем не рай. Пущай Европа спит.

Доступ к Интернету — уравнение с десятью неизвестными

pic

Попасть в Интернет можно только через интернет-провайдера, который, как известно, является поставщиком сетевых (в данном случае сети Интернет) услуг. Иными словами, ваш доступ (или не доступ) к Интернету, этому океану информации и кладезю знаний, целиком и полностью зависит от вашего провайдера. У вас, конечно же, может быть не один провайдер и не один account, однако беспорядочные связи с большим числом провайдеров, как правило, ни к чему хорошему не приводят. А раз так, то выбирать его нужно тщательно и осмотрительно. Однако, прежде чем выбирать провайдера, вам необходимо знать, с какими трудностями столкнетесь вы, став счастливым пользователем сети Интернет. Итак, доступ к сети Интернет в наших условиях имеет очень сложную систему расчета. Условно можно сказать, что это уравнение с десятью неизвестными:
ДИ = Х1+Х2+Х3+Х4+Х5+Х6+Х7+ Х8+ Х9+Х10, при Ц=ХХХ сум/час,
где ДИ — доступ к Интернету;
Х1 — тип АТС (цифровая — нецифровая, в Ташкенте шестизначная или семизначная);
Х2 — тип и модель модема;
Х3 — модемный пул провайдера;
Х4 — техническое оснащение провайдера;
Х5 — хостинг;
Х6 — наличие и объем внешнего канала у провайдера;
Х7 — проблема местного или удаленного пирринга;
Х8 — погода;
Х9 — последняя миля;
Х10 — совесть провайдера;
Ц — цена за доступ.
Единственная константа в данном уравнении — это ЧАС, который, как известно, равен 3600 секундам. Что же касается оплаты за час, то и она меняется в зависимости от времени суток (ночное время, час «пик» и т.п.). И хотя в цифровом мире все измеряется в байтах и битах, при сеансовом коммутируемом доступе к сети Интернет (Dial-UP) по модемному соединению (а это сегодня основной вид соединения, в особенности для частных лиц) оплата производится именно за час доступа, а сколько при этом вы за час «скачали метров», никого уже не волнует.

Мне — час борща и два часа бифштекса

Теоретически в идеальных условиях (когда все Х имеют максимальное значение) по коммутируемому доступу можно получить скорость соединения до 56 Кбит/с или около 25 Мбайт в час. Что ж неплохо. Однако это в идеале, но всегда есть потери. Как говорил великий терминатор (второй): «Я не чувствую боли, я ощущаю потери». Так какие же потери мы имеем в нашем случае.

Х1 — тип АТС
АТС бывают цифровые (в Ташкенте — семизначные) и аналоговые (в Ташкенте — шестизначные). Естественно, на старых аналоговых АТС связь хуже по чисто техническим параметрам. На цифровых АТС качество связи лучше и модем лучше «слышит» линию ведь модулятор-демодулятор (отсюда и модем) передает именно шумоподобные сигналы в аналоговом виде. Поэтому всякие потрескивания и наложения «букетов» голосов нашей многонациональной родины, а также короткие гудки на заднем плане приводят к тому, что скорость передачи автоматически снижается или прерывается. Бывает и так, что из-за плохих межстанционных связей (МСС) некоторые АТС не «дружат» друг с другом. Выбирая провайдера, нужно проверять и эту «совместимость».

Х2 — тип и модель модема
Пожалуй, этот показатель один из немногих, который полностью зависит от вас. Правильно подобрать модем вам поможет и провайдер (в данном номере журнала есть статья «Железные кони Интернета», где рассказано о выборе и настройке модема). Мы же считаем, что на модеме не нужно экономить, так как в результате вы потеряете и время, и деньги. Плохой модем работает суммарно медленней, а платить-то нужно повременно.

Х3 — модемный пул провайдера
Модем — это устройство, которое работает только в паре с другим модемом. Естественно, если в этой паре один из модемов плохой, то работает плохо вся пара. У провайдеров модемный пул (попросту стойка или массив модемов) может быть организован как на простеньких «бытовых» модемах типа USR Sportser, уложенных вповалку на столе или стеллаже, так и на базе серьезного модемного пула (стойка), например, производства Cisco Systems. Главным параметром модемного пула провайдера является соотношение портов модемного пула к количеству абонентов. Это означает, что если абонентов слишком много, а модемный пул слишком маленький, то вы не сможете просто даже дозвониться до провайдера. Нормальным считается соотношение: модемный пул на 70 портов на 1000 абонентов (соотношение 1:15). Однако при очень большом количестве клиентов (ведь не все же разом сидят в сети) это соотношение может быть и 1:50 (как, например, у одного корейского провайдера на 1,5 млн. абонентов модемный пул всего на 30000 портов). При количестве клиентов менее 500, наоборот, модемный пул должен быть больше (1:10 и меньше). Хорошо, когда провайдер для дозвона дает не список из 30 телефонов (попробуй, попади на свободный), а 3 — 4 многоканальных телефона, тогда на АТС вы автоматически попадаете на свободную линию.

Х4 — техническое оснащение провайдера
Стать провайдером можно: получив лицензию, купив канал у другого провайдера (как правило, выделенная линия 64-128 Кбит/с), проведя несколько телефонных линий, и на одном-двух простеньких компьютерах сделать серверы и подсоединить их к модемам. При этом потратив не более 3-5 тыс.долларов (с учетом лицензионных отчислений). Серьезный же провайдер (как и театр с вешалки) начинает проектирование сети с решения вопросов электропитания и, особенно, его резервирования (ведь Интернет нельзя выключить, если свет моргнул, — Online, однако), вплоть до установки блоков бесперебойного питания и даже дизель-генераторов, заканчивая специализированным активным и пассивным сетевым оборудованием (включая всевозможные серверы и программное обеспечение). Оборудование крупного провайдера стоит не менее 50-100 тыс. долларов, и, поверьте, это оправданно.

Х5 — хостинг
Хостинг — это предоставление пользователям дискового пространства для размещения своих web-документов. Наши провайдеры не любят заниматься хостингом (а хостовых компаний у нас почти что нет) и предоставляют нашим компаниям 1-5 Мбайт под web-сайт. Вот и приходится исконно узбекистанским компаниям хоститься где придется (например, на просторах «рунета»), а нам, пользователям, размещая/посещая наши сайты, приходится опять-таки ждать и ждать… пока сольется, пока загрузится.

Х6 — наличие и объем внешнего канала у провайдера
Любой местный провайдер является субпровайдером по отношению к провайдеру, предоставляющему международный канал. Каждый провайдер мечтает иметь свой международный внешний канал. До недавнего времени монопольное право на внешние каналы имело только ПГСПД UzPAK, но в конце 2002 года было принято постановление Кабинета Министров РУз о децентрализации доступа к международным каналам. Это не означает, что все 64 провайдера Узбекистана сразу же будут иметь свои внешние каналы (для этого необходимо иметь и лицензию, и конвертацию, и инфраструктуру и т.п.). Сегодня де-факто в Узбекистане имеется всего пять провайдеров, имеющих свои внешние каналы — UzPAK, «Найтов», «Саркор», TPS и сеть Uzscinet (последняя не оказывает коммерческих услуг). Если у провайдера широкий (2-3 Мбит/с) международный канал, то доступ в мировое пространство более «легкий». Хорошо, когда провайдер имеет несколько международных каналов (или по нескольким направлениям, например, UzPAK) или хорошего «внешнего» провайдера (например, у «Найтова» — ROL — Russia OnLine). «Обычный» же провайдер приобретает канал 256-512 Кбит/с (на 1000 абонентов необходимо не менее 512 Кбит/с) у провайдера, имеющего международный канал. Иногда некоторые провайдеры используют и асинхронный доступ типа DirectPC и имеют очень дешевый «контрабандный» входящий трафик. Как известно, трафик входящий в несколько раз превышает трафик исходящий, поэтому можно запросы посылать по легальному каналу, а данные принимать на «тарелку». Но это в общем-то не совсем законно, поэтому к такому провайдеру лучше не подключаться.

Х7 — наличие удаленного и местного пирринга
Как было сказано выше, сегодня в стране имеется пять провайдеров, имеющих внешние каналы, причем от разных (и географически, и коммуникационно) внешних операторов. Поэтому для того, чтобы отправить письмо или посетить сайт компании, которая, например, подключена к провайдеру Sarkor-Telecom (внешний канал ChinaTelecom), от вашего провайдера, например, «Найтов» (внешний канал Golden Telecom), ваши данные будут блуждать по всему миру (от Шанхая до Америки, в Россию и опять в Узбекистан), хотя ваш адресат может находиться в соседней комнате. Это называется местный пирринг. При прохождении каждого узла связи (Hop) могут быть потери. Отсутствие местных пирринг-пунктов между провайдерами, помимо потерь данных, еще и увеличивает себестоимость трафика.

Х8, Х9 — погода и последняя миля
Погода влияет на скорость доступа самым банальным образом — в дождь и снег намокает кабельное хозяйство, и качество связи падает на нет. Последняя миля — это отрезок кабеля от распределительного киоска до вашего модема. Этот параметр зависит от вас, нужно устранить скрутки и замыкания проводов в квартире и т.п. (в данном номере также есть статья на эту тему).

Х10 — совесть провайдера
Честное слово, никого из провайдеров даже и не думаем обидеть, и все же кто-то кое-где у нас порой… В общем, есть провайдеры (не будем показывать пальцем), которые, набрав клиентов больше, чем может «обслужить» канал, кое-что по программной части, «закручивают», и вы уже не сможете (ни теоретически, ни физически) получать данные со скоростью больше чем 3-4 Мбайта за час. Как правило, это провайдеры (вот и показали пальцем), которые в рекламе пишут: Интернет — 400 сум/час. Ну, да это пусть на их совести и останется.
Разрубить этот гордиев узел можно одним махом — поставить себе выделенную линию хотя бы на 32-64 Кбит/с асинхронного канала. Но позволить себе это могут только крупные организации или мелкие провайдеры, потому что стоит «выделенка» порядка 250 000 сумов в месяц с оплаченным трафиком в 1 Гбайт. Так что пока нам не светит стать «трафигистами» и придется оставаться «почасовиками». Вся надежда на DSL-технологии широкополосного доступа (о них тоже есть статья в данном номере), да на кабельный Интернет по типу «Камалак TV» (плюс Интернет). Интернет же у нас пока дорогой, потому что нет массовости. Оптом внешние каналы стоят куда дешевле. Да и откуда она возьмется, если наш Интернет пока для очень любопытных и жутко нуждающихся пользователей, имеющих неограниченное время и деньги. Если же после всего сказанного выше вам все-таки захотелось подключиться к Интернету (поистине велика тяга к познанию) — выбирайте себе провайдера с учетом описанного выше уравнения. И дай вам Бог поменьше неизвестных.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте