Мультимедиа проектор – мир кино у Вас в портфеле
2 апреля 2003
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .
pic

Когда я впервые в жизни пошел в кино, а это был фильм «Миллион лет до нашей эры», то от вида динозавров я просто залез под сиденье и прятался там почти весь фильм. Мне было пять лет и было так страшно! Хотя к тому времени я смотрел многие фильмы по телевизору. Просто в кинотеатре был высок эффект присутствия. Спустя много лет я узнал, что когда братья Люмьер устроили публичный показ первого в истории кинематографа киноролика «Прибытие поезда», даже взрослые мужчины вскочили с мест и ринулись прочь — настолько сильным было впечатление от увиденного. С тех пор человечество стремится создать проекцию реального мира при помощи различных аппаратов, дабы максимально приблизить мир кино к реальности.

И если с профессиональным кино все было ясно, то вот о том, чтобы снимать и проецировать с приличным качеством любительские фильмы, мы даже и не мечтали. Еще пятнадцать лет назад в продаже были портативные кинопроекторы (типа «Русь») с кинопленкой 8 мм, без звука. Нужно было записывать четырехминутные ролики на пленку, проявлять ее, склеивать на 15-минутную «бобину», чтобы получить кино без звука и с качеством, прямо скажем, далеким от кинотеатра. С появлением цветного телевизора и видеокамеры (да и видеомагнитофона) проблема с собственным «портативным» видео была частично решена. Почему частично? Да потому что большой экран был по-прежнему недоступен приватному пользователю. Только в кинотеатрах, и все. Однако все изменилось с появлением в начале девяностых годов прошлого столетия аппарата под названием мультимедиапроектор.

Почему видеопроектор
называют мультимедиапроектором?

Слово «мульти» означает множественность, а медиа — все, что связано с видео и аудио, проектор, ясное дело, означает проектор — устройство для проецирования изображения. Современный видеопроектор изначально является цифровым устройством, поэтому к нему можно подключить и видеомагнитофон, DVD-плейер, видеокамеру, телевизор, а также компьютер. Проецировать изображение можно и на обычный экран, и на просветный экран (когда проектор стоит сзади экрана), можно ставить проектор под углом (и вертикальным, и горизонтальным) к экрану, можно повесить «вверх ногами» под потолок. Мультимедиапроектор не имеет жестко зафиксированного фокусного расстояния, поэтому проектор можно поставить и в неприспособленных помещениях на различном расстоянии от экрана. Современные проекторы можно использовать и в незатемненных помещениях, используя его практически круглосуточно. Самый портативный проектор может проецировать изображение размером до 8 метров по диагонали, а самый мощный — до 36 метров по диагонали. И при всех этих разносторонних «дарованиях» устройство не требует особых знаний при использовании, весит 1,3 — 5 кг и имеет размер от книги до дипломата. Самые мощные профессиональные проекторы весят не более 38 кг.

Мультимедиапроектор «множественен» и в местах использования. Его можно использовать:
• для домашнего кинотеатра
• для презентаций
• для лекционных занятий
• для концертов и зрелищных мероприятий
• для ресторанов и кафе
• для выставочной деятельности на стендах
• и, наконец, для использования в кинотеатрах. У нас в Ташкенте практически все кинотеатры используют именно цифровые мультимедиапроекторы. За рубежом в дорогих кинотеатрах используют новейшие… пленочные кинопроекторы, правда, с цифровым объемным звуком. Так что в этом смысле история движется по спирали.

Классификация видеопроекторов
по типу используемой технологии

В основе любого проектора (как правило) лежит проецирование изображения путем пропускания (или отражения) через полупрозрачный слайд света. В кинопроекторах кадры (слайды) кинопленки с определенной скоростью протягивались перед мощным источником света, проецируя движущуюся картинку на экран.

pic

В современных проекторах роль слайда (пленки) могут играть различные устройства, поэтому различают пять (не считая разновидностей) видов видеопроекторов:

проекторы CRT — содержат три излучающих кинескопа, создающих на площадках с цветными люминофорами яркие изображения небольших размеров в первичных цветах R,G и B. Эти изображения тремя объективами в оптически независимых каналах проецируются на экран, где оптически точно совмещаются и образуют общее цветное изображение. Этот вид проекторов существует более 60 лет и имеет самую высококачественную среди всех проекторов картинку. Однако все преимущества CRT-проекторов в полной мере можно увидеть при просмотре только высококачественных, профессиональных видеозаписей в хорошо затемненном помещении, на экране диагональю до 2 метров. CRT-проекторы довольно громоздки (вес, как правило, более 50 кг) и требуют квалифицированного и аккуратного обращения. После любой транспортировки они нуждаются в квалифицированной настройке для совмещения на экране трех первичных изображений. Используются в дорогих клубах и небедных организациях, так как имеют наилучшее разрешение и цветопередачу. Используются только как стационарное устройство для небольших залов

проекторы с модуляцией отражаемого светового потока (светоклапанные проекторы Light Valve и проекторы ILA — Image Light Amplifier). В основе данного вида проекторов лежит принцип отражения светового потока и его модуляция. Среди множества разработок наиболее применимыми являются светоклапанные проекторы Light Valve, на основе проекционных CRT-кинескопов (Cathode — Ray Tube — электронно-лучевая трубка) и более новые проекторы ILA на основе также CRT-кинескопов и микрозеркальных модуляторов. В светоклапанных проекторах Light Valve используется физическое явление деформации тонкого поверхностного слоя прозрачной вязкой жидкости (масла) под влиянием падающего на нее электронного пучка. Под воздействием электрического поля телевизионного изображения в тонком слое жидкости образуется рельефный растр, который играет роль дифракционной решетки, модулирующей световой поток. Технология ILA является разработкой совместного предприятия Hughes-JVC, и еще в 1992 году были экспериментально обоснованы возможности данной технологии — световой поток до 12000 люмен при разрешении 3000 ТВЛ (телевизионных линий; для примера, у телевизора разрешение 280-400 ТВЛ) и контрастности 1000:1. В 1996 году в Японии появились первые промышленные образцы под торговой маркой ILA. Однако для широкого использования данный вид проекторов не подходит и по цене, и по габаритам, поэтому в данной статье мы не будем описывать принцип их действия, хотя они этого и заслуживают

проекторы D-ILA (Direct-drive Image Light amplifier) — данный вид проекторов разработан компанией JVC Professional Products и является его торговой маркой. Эти проекторы также модулируют отражаемый световой поток типа ILA, однако не используют CRT-кинескоп. Световой поток отражается от трех отражающих ЖК-панелей и формирует цветное изображение. У отражающей ЖК-панели, кроме весьма малых тепловых потерь, есть и другие существенные преимущества. Матрица полевых транзисторов, управляемых вносимой пикселами поляризацией, не занимает пространства в жидкоскристаллическом слое, а расположена за ним на подложке с электроникой. Все это позволяет увеличить и разрешающую способность, и яркость изображения. Первые сообщения об успехах в разработке проекторов с отражающими ЖК-панелями появились в 1997 году и производились фирмами JVC Professional, Hughes-JVC, InFocus и Pioneer. Несмотря на приличные характеристики, эти проекторы не получили столь широкого распространения, и не в последнюю очередь за счет цены. В последнее время многие компании начали активно продвигать проекторы D-ILA с применением технологии отражающей матрицы LCOS (Liquid Crystal on Silicon — жидкие кристаллы на силиконе), в которой используются диффузионные процессы для создания полевых транзисторов и полистирольных конденсаторов непосредственно на общей кремниевой подложке, что позволяет снизить уровень пикселизации и соответственно увеличить разрешение. И все же широкое применение проекторов D-ILA, похоже, — дело далекого будущего

микрозеркальные проекторы DMD (или проекторы DLP) — весной 1996 года фирма Texas Instruments представила первый цифровой проекционный блок DLP (Digital Light Processing), основой которого является матрица DMD (Digital Micromirror Device — цифровой микрозеркальный кристалл). Чип DMD представляет собой световой модулятор, состоящий из матрицы поворотных алюминиевых зеркал, количество которых соответствует оптическому разрешению проектора. Зеркала размером 16х16 мкм крепятся на подложке с помощью механических подпружиненных подвесов, позволяющих им поворачиваться в пределах +(-) 10O. Существуют две разновидности DLP-проекторов: с тремя DMD и с одним DMD. В случае с тремя кристаллами DMD (по одному DMD на каждый первичный цвет R,G,B) изображение получается весьма ярким, с высокой контрастностью, так как отражается от зеркал практически весь световой поток без потерь. К тому же время оптического переключения состояний микрозеркал не превышает 2 мкс (10 мкс с учетом затухания переходных процессов). В результате существенным преимуществом DLP-проекторов является отсутствие на экране контурных шлейфов за быстродвижущимися фрагментами изображений, что из-за «неповоротливости» молекул жидких кристаллов наблюдается у проекторов с ЖК-панелями. У DLP-проекторов отсутствует также эффект засветки «белыми» пикселами соседних «черных», что обеспечивает лучшую передачу контрастных переходов и тонких линий. По всем параметрам DLP-проекторы с тремя DMD являются лучшими в своем классе. Однако из-за того, что блок DMD (который продается для производителей проекторов компанией Texas Instruments в виде законченного модуля Optical Engine, содержащего чипы DMD, электронику управления и оптическую систему с источником света и вентилятором) является устройством весьма сложным, а потому дорогим. Самыми распространенными (и относительно недорогими) проекторами DLP являются проекторы DLP с одним DMD. При применении только одной микрозеркальной матрицы DMD возрастает нагрузка на зрение из-за того, что изображение на экране появляется последовательно в каждом из трех цветов. Процесс выглядит следующим образом: между источником света и матрицей DMD находится вращающийся светофильтр, содержащий три цветных сектора (недавно стали применять и с четырьмя секторами — три цветных и один прозрачный), и на эране поочередно формируется изображение для каждого цвета. Однако мозг воспринимает целостное цветное изображение. Это возможно, так как наше зрение имеет определенную «инерцию». Частота смены цветов составляет 150 Гц (180 Гц для системы NTSC), что не всегда является достаточно для исключения зрительных артефактов. Зрители, которые длительное время смотрят DLP-проектор с одним DMD, отмечают некоторую утомляемость зрения. В этой связи можно утверждать, что изображение одночиповых проекторов DLP значительно уступает трехчиповым. И тем не менее за счет высокой яркости и контрастности проекторы DLP с одним DMD являются вторыми по распространенности в мире (до 30% рынка проекторов) вслед за LCD-проекторами.

pic

жидкокристаллические проекторы LCD — наиболее распространенная разновидность проекторов, основанная на применении ЖК, LCD (Liquid Crystal Display) матриц. Современные LCD-проекторы используют термостойкие активные ЖК-панели на полисиликоне (P-si TFT) и тонкопленочных транзисторах TFT и достигают разрешения QXGA (2048×1536). Процесс работы LCD-проектора в самом общем виде выглядит следующим образом: световой поток при помощи дихроичной оптики разбивается на три составляющих (R,G,B) и подается на три матрицы, которые формируют «слайд» для каждого из цветов, после этого с помощью опять же оптики (сложная система призм) световой поток собирается вместе и через объектив проецируется на экран. Понятно, что, проходя через «просветные» LCD-матрицы, световой поток слабеет, а матрицы нагреваются. Именно поэтому долгое время LCD-проекторы значительно уступали проекторам с модуляцией отражаемого светового потока (ILA, D-ILA, DLP) по таким главным для проектора показателям, как световой поток и контрастность, так как больший световой поток сильнее нагревал матрицы. Другим недостатком LCD-проекторов было большое время задержки (более 45 мс) — время, за которое жидкие кристаллы матрицы могли поменять положение в пространстве. Это приводило к тому, что на экране появлялись контурные шлейфы за быстро движущимися фрагментами изображения. Однако применение активных матриц с временем задержки менее 30 мс позволяет проецировать изменение изображения практически в реальном времени. Использование же полисиликоновой технологии в производстве LCD-матриц, которая позволяет матрице выдерживать более высокую температуру, и вследствие этого использовать в LCD-проекторах мощные металлогалогенные лампы. В каждом пикселе матрицы на полисиликоне используется транзистор меньшего размера, благодаря чему свет легче проходит сквозь матрицу. Все это привело к тому, что LCD-проекторы сегодня достигли яркости 7700 ANSI-люмен и даже выше, что позволяет использовать их даже для профессионального применения (например, в кинотеатрах). Компания Sanyo, например, при помощи специального механического устройства совмещает два LCD-проектора для совместной работы, их световые потоки складываются и достигают величин 14000 ANSI-люмен и выше при контрастности до 1000:1. По соотношению цена/производительность LCD-проекторы являются самыми лучшими. Наверное, поэтому они и являются самыми массовыми и покупаемыми мультимедиапроекторами (до 70 % объемов рынка).

DLP или LCD, так что же лучше?

Наверное, никто не станет спорить с тем, что в сегменте самых профессиональных цифровых видеопроекторов самыми лучшими являются DLP-проекторы с тремя DMD. Так, например, DLP-проекторы известной фирмы Barco используют три DMD-панели с разрешением до 1280х1024, имеют яркость более 11000 ANSI-люмен, что позволяет использовать их при оформлении шоу-программ, театральных постановок, создании больших кинозалов с полноэкранным изображением. Однако стоимость этих проекторов (не считая веса и габаритов) превышает десять тысяч долларов.

pic

Наиболее подходящими для потребительского рынка являются проекторы DLP с одним DMD и, конечно же, LCD-проекторы. Последнее время не утихают споры, что же лучше: DLP-проекторы (имеется в виду с одним DMD) или LCD-проекторы. И те, и другие имеют как неоспоримые достоинства, так и недостатки. Так, например, считается, что LCD-проекторы имеют более высокую насыщенность воспроизводимых цветов, так как во многих DLP-проекторах используется вращающийся светофильтр с дополнительным прозрачным сегментом для повышения яркости изображения. Это приводит к тому, что цвета как бы разбавляются дополнительной порцией белого цвета и выглядят менее яркими. Однако в последнее время (особенно для домашнего кинотеатра, где важна цветопередача, а не яркость) стали выпускать DLP-проекторы с шестисегментным цветофильтром, в котором нет прозрачного сектора. По насыщенности цветов такие проекторы уже приближаются к лучшим LCD-проекторам. К тому же скорость вращения светофильтра увеличилась вдвое (в моделях первого поколения скорость вращения светофильтра была 60 Гц) — до 120-150 Гц, а с учетом шестисегментного светофильтра получается учетверение скорости за счет того, что за один оборот светофильтра каждая составляющая (R,G,B) воспроизводится дважды. И, тем не менее, некоторым зрителям при резком перемещении направления взгляда заметен эффект «радуги».

Есть существенные недостатки и у LCD-проекторов. Самыми популярными сегодня являются LCD-проекторы с SVGA-разрешением (800х600), так вот при просмотре изображения с близкого расстояния сильно заметен эффект пикселизации, когда изображение состоит как бы из квадратиков. Однако применение LCD-матриц с уменьшенными межпиксельными расстояниями, дополненными технологией микролинзового растра (MLA — Micro Lens Array, когда специальные микролинзы дополнительно фокусируют световой пучок на каждый пиксел ЖК-матрицы), плюс применение LCD-панелей с XGA-разрешением, позволили свести эффект пикселизации к минимуму.
Более мелким достоинством одноматричной оптической системы DLP-проекторов является то, что у нее нет проблем со сведением цветов. В то время как у трехматричных LCD-проекторов (особенно производства малоизвестных производителей) при плохой настройке сведения цветов может появиться паразитная цветная окантовка по краям отдельных элементов изображения. Как бы подводя итог, можно констатировать: у DLP-проекторов выше яркость и контрастность (до 3000:1) и наименьшие габариты и вес (масса менее 2 кг, размер книжки средних размеров). Однако у LCD-проекторов более высокая насыщенность цветов и отсутствует мерцание изображения. К тому же по основным показателям — яркость (до 7700 ANSI-люмен) и контрастность (до 1000:1) — они не столь сильно отстают от DLP-проекторов (как, впрочем, и по габаритам). Что же касается цены, то аналогичные LCD-проекторы всегда более предпочтительны, чем их DLP-соперники. Наверное, поэтому, по данным PMA (Pacific media Associates), в 2002 году более 75% мировых продаж видеопроекторов пришлось на LCD-проекторы, в то время как на DLP-проекторы пришлось всего 22 %. На рынке Узбекистана эта разница еще более существенна. По моим оценкам, более 90% продаваемых у нас проекторов — это LCD-проекторы. О них и пойдет речь.

Основные характеристики
LCD-проекторов

Для того чтобы верно подобрать нужную модель LCD-проектора, необходимо знать его основные характеристики. Главными техническими характеристиками проекторов являются яркость и поддерживаемое разрешение. Немаловажными характеристиками являются контрастность и габариты. Итак, по порядку. Яркость современных проекторов колеблется в пределах от 600 до 7700 ANSI-люмен. Некоторые производители, совмещая световые потоки двух спаренных проекторов, добиваются яркости в 14000 ANSI-люмен. Проекторы со световыми потоками 600 ANSI-люмен используются в затемненных помещениях с экранами до 100” по диагонали (ширина — 200 см, высота — 150 см).
Для того чтобы использовать проекторы в незатемненных помещениях, существует формула расчета яркости в зависимости от размера экрана: если световой поток проектора в 500 раз превышает площадь экрана с хорошим покрытием, то его яркость будет соответствовать яркости экрана больших цветных телевизоров. Например, для экрана размером 150х200 см, то есть 3 квадратных метра, идеальным будет проектор с яркостью 1500 ANSI-люмен. Но даже в этом случае прямая засветка экрана, особенно солнечная, должна быть исключена. Обычно правильным решением является установка экрана в затемненной нише или углу, в котором выключен свет, в то время как остальное помещение может быть не затемнено. Все современные проекторы оборудованы вариообъективами, которые позволяют, не перемещая проектор относительно экрана в некотором диапазоне, изменять максимальный и минимальный размеры изображения по диагонали. Как правило, проекторы яркостью 600-1000 ANSI-люмен могут проецировать максимальный размер изображения до 200” по диагонали (ширина — 406 см, высота — 305 см), яркостью 1200-2500 до 300” по диагонали (ширина — 610 см, высота — 457 см), а самые яркие проекторы 2600 ANSI-люмен и выше могут проецировать максимальное изображение до 400” по диагонали (ширина — 812 см, высота — 610 см). При работе сдвоенных проекторов яркостью 5200 ANSI-люмен и более максимальный размер изображения может достигать 600” или более 15 метров по диагонали! Расстояние от проектора до экрана обычно составляет минимально 1,4 м, и размер изображения не превышает 30-40” по диагонали, а максимально — до 15 м. В случае, когда расстояние до экрана не может быть большим, применяют дополнительный короткофокусный объектив с zoom (например, в комнате для переговоров), что позволяет увеличить размер проекции. В случае, когда до экрана больше, чем 15 м, применяют дополнительный длиннофокусный объектив с zoom (например, большой конференц-зал), что позволяет сфокусировать изображение на экране.

pic

Вторым важнейшим показателем видеопроектора является его разрешение. По этому показателю все проекторы делятся на SVGA, XGA, UXGA-проекторы с разрешением соответственно 800х600, 1024х768,1280х1024. Понятно, что чем большее количество пикселов участвует в формировании изображения, тем более реалистичная картинка получается. Тем более что при максимальном размере изображения размер пиксела может достигать 1х1,5 см. Именно поэтому, если находиться слишком близко к экрану, можно увидеть «пикселизацию» изображения. Считается, что граница различимости отдельных пикселов экранного изображения находится на расстоянии 1,5 ширины экрана. Так, например, если ширина экрана составляет 2 м, то зрителям не рекомендуется находиться ближе, чем в 3 м от экрана. Сегодня в LCD-проекторах используются LCD-панели размерами 0,7; 0,9 и 1,3 дюйма. Размеры пикселов в XGA-матрицах уменьшены до 18х13 мкм. При столь небольших размерах большое значение имеет эффективная площадь пиксела с учетом его непрозрачных участков, то есть реально участвующая в модуляции проходящего светового потока. Проблема увеличения эффективности пикселов решается использованием микролинзовых растров, фокусирующих проходящие световые потоки в центре каждого из пикселов так, что световой поток обходит непрозрачные участки и увеличивается более чем на 40%. Некоторые известные производители сегодня используют технологию микролинзовых растров начиная даже с младших моделей проекторов (например, Sanyo).

Немаловажным показателем для проектора является контрастность — отношение освещенностей при демонстрации белого и черного полей. У многих производителей этот показатель заявлен от 400:1 до 800:1 и даже выше. На самом деле этот показатель весьма и весьма субъективен. Тестовые испытания в Лаборатории средств отображения информации (Москва, опубликованы в журнале PC Magazine RE # 12/2002) показали, что контрастность, измеренная при заводских установках, более или менее соответствует (или даже выше) заявленным производителем. Но вот контрастность, измеренная с выставленным серым клином (а именно этот показатель и влияет на глубину восприятия и сочность красок изображения, так как этот тест гарантирует отображение всего серого градиентного клина), может различаться до половины от заявленных показателей в худшую сторону (у некоторых проекторов и больше. При том, что есть модели, у которых при этом тесте контрастность даже выше заявленных производителем параметров).

Есть различия и по яркости (световым потокам), заявленной производителем и измеренной реальным световым потоком. У большинства производителей разница между заявленным и измеренным световым потоком составляет от 15 до 20 %, но у некоторых — почти 50%, в меньшую сторону, т.е. при покупке проектора заявленной яркостью в 1000 ANSI-люмен можно приобрести проектор яркостью в 850 и даже в 550 ANSI-люмен. Таковы факты.

Ну и последний, важный показатель проектора — вес и габариты. Вес LCD-проекторов колеблется от 2,5 кг (габариты от 298 х 84 х 215 мм) и до 17 кг (габариты 439х277х604 мм). Средний же вес среднего проектора составляет от 3 до 5 кг, и он свободно помещается в сумку из-под ноутбука (даже вместе со шнурами). Портативные проекторы весом до 3 кг очень удобно носить вместе с ноутбуком в одном портфеле, а наличие переносного экрана на треноге позволяет организовывать презентацию или лекцию практически в любом месте, без особой подготовки. Более габаритные проекторы, как правило, используют стационарно, размещая, как правило, на креплении под потолком. При отсутствии возможности устанавливать проектор посередине зала (ведь фокусное расстояние исчисляется в 15 м или чуть более со специальным объективом), а также крепить проектор на потолке (например, на летних площадках), проектор можно поставить сзади специального просветного экрана. Все эти метаморфозы с изображением позволяют делать дополнительные функции проекторов (в основном за счет цифровых эффектов).

Другие показатели
LCD-проекторов

Эти показатели можно разделить на две основные группы. Первая — возможность (наличие разъемов) подключать различные устройства с различными интерфейсами. Вторая — наличие цифровых эффектов для изменения параметров изображения: коррекция трапециедальных искажений, функции инверсии изображения по вертикали и горизонтали, возможность показа в формате 16:9/5:4, функции смещения изображения по вертикали — горизонтали, презентационные функции (голубой или черный экран, «замораживание», цифровое увеличение фрагмента, шторки, указатель (курсор), таймер докладчика, функции «стоп-кадр» или «картинка в картинке» и др.).

pic

К современным проекторам можно подключить множество устройств, таких как компьютер (в том числе ноутбук), видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, видеокамера (в том числе и цифровые), телевизор или TV-тюнер (в том числе цифровой), цифровую фотокамеру, игровую приставку. Для этого у проекторов могут иметься следующие разъемы:
• для подключения компьютера — аналоговый RGB (15-pin HD D-sub), цифровой RGB (DVI-D), аудио (стерео mini-jack)
• для подключения источника видеосигнала — S-Video (mini-din 4 pin), композитный (RCA), компонентный (RCA), аудио (RCA для каналов L и R). В профессиональных моделях сверхвысокой яркости максимальное внимание уделяется работе с компонентными сигналами. Кроме использования основной разновидности Y, B-Y, R-Y, предусмотрена работа с сигналами Y, Cb, Cr, применяемыми в высококачественных проигрывателях DVD, Y-Pb-Pr цифрового телевидения (DTV) с чрезстрочной и прогрессивной разверткой при стандартном (4:3 SDTV) и широкоэкранном (16:9, HDTV) форматах изображения с растровым разложением до 1920х1080 элементов
• выход RGB-аналоговый (15-pin HD D-sub). Удобен для подключения монитора и проектора одновременно
• звуковой выход — аудио (стерео mini-jack), для подключения внешней аудиосистемы (у каждого проектора имеется встроенный маломощный динамик не более 2-3 Ватт, но этого, как правило, недостаточно)
• интерфейс управления — RS-232 C (15-pin HD D-sub) и с недавнего времени USB.

pic

Некоторые модели проекторов могут иметь порты для подключения Flash Card, для демонстрации фотоснимков и цифровых камер. Может применяться и разъем интерфейса PCMCIA. С помощью этого интерфейса некоторые производители могут применять и возможность организации передачи данных с компьютера на проектор при помощи радиокарты PCMCIA, что весьма удобно, так как нет ограничений по расположению и расстоянию от проектора до компьютера и нет шнуров. На отдельных моделях с помощью PCMCIA карты памяти (может применяться даже жесткий диск IBM мини-драйв емкостью до 1 Гб) можно организовать проведение презентации без компьютера. Компания Sanyо, например, даже применяет доукомплектование компьютера карточкой PCI или PCMCIA в качестве специализированного графического акселератора, при этом качество показа становится более совершенным как для аналоговых, так и для цифровых сигналов. Но это, так сказать, уже «примочки».

pic

Понятно, что разные модели проекторов в силу того, что они предназначены для различного применения могут иметь (или не иметь) названные выше разъемы. При покупке проектора необходимо сразу учитывать это, так как дальнейшее расширение возможностей проектора (по наличию разъемов) практически невозможно.

pic

Искажения скорректирует,
изображение перевернет.
Ставь проектор хоть на потолок.
Главное, чтобы было удобно

Современные мультимедиапроекторы обладают набором цифровых эффектов по изменению параметров изображения. Так, например, при стесненных условиях презентации, когда проектор невозможно поставить строго перпендикулярно к плоскости проекции (т.е. к экрану), а измененный угол восходящей проекции приводит к трапециедальным искажениям экранного изображения, можно воспользоваться функцией коррекции трапециедальных искажений (как по вертикали, так и по горизонтали). Однако изображения могут быть откорректированы в пределах +/- 15 градусов, путем электронной выборки только части пикселей LCD-панелей, соответствующей прямоугольному изображению. В стационарных или нормальных условиях этой функцией лучше не пользоваться, так как проектор должен работать строго в горизонтальном положении, а луч падать перпендикулярно к плоскости экрана. Есть еще одна хитрость. Экранное изображение видеопроекторов формируется так, что его нижний край находится на уровне проектора (правда, современные проекторы могут делать фиксированный сдвиг вверх, но в определенных пределах). Это удобно, когда проектор стоит на столе. А что делать, если проектор стоит посередине зала и проходящие зрители пересекают луч проектора. В этом случае проектор должен стоять либо совсем близко к экрану (но тогда размер изображения будет небольшим даже с применением специальных объективов или рефракционных пленок-линз), либо под потолком (но тогда нижний уровень экранного изображения будет находиться слишком высоко), либо сзади экрана (в этом случае нужен просветный экран, а само изображение быть «зеркально» перевернуто). Это решается при помощи функции электронной инверсии (переворота) изображения по вертикали и горизонтали. В первом случае проектор крепится на специальном креплении под потолком в перевернутом положении (должна быть рассчитана длина штанги потолочного крепления для достижения горизонтальности изображения). Принцип же расположения проектора за просветным экраном широко используется для стадионов, летних эстрадных площадок, а также в широкоэкранных проекционных телевизорах и видеостенах. Для этого необходимо использовать специальные просветные экраны (натяжные на люверсах или жесткие). Так что ставьте проектор, где вам удобно.

Какие LCD-проекторы
присутствуют на нашем рынке?

Производителей проекторов (и DLP и LCD) очень много. Постараюсь вспомнить хотя бы первые двадцать: Toshiba, Panasonic, Plus, Nec, Sony, Canon, LG, Mitsubishi, Epson, Sanyo, Hitachi, InFocus, Sharp, Philips, Compaq (HP), CTX, Pioneer, Dell, IBM, Barco… При этом многие производители производят как DLP-проекторы, так и LCD. В целом же, по анализу рынка проекторов, производители США (InFocus, Dell,HP,IBM) предпочитают технологию DLP, а вот японские производители (Sony, Epson, Sanyo, Nec, Hitachi) — технологию LCD. На рынке же Узбекистана регулярно присутствуют LCD-проекторы производства Sanyo, Hitachi, Sony. Эпизодически представлены проекторы производства Canon, CTX, Sharp. По прогнозам представительства компании LG, на рынке Узбекистана с 2003 года будут относительно широко представлены проекторы LG (и DLP, и LCD), хотя какое-то количество проекторов LG на нашем рынке уже продавалось. Есть на нашем рынке также и очень недорогие проекторы малоизвестных производителей, имя которых нет смысла запоминать, так как они представлены разовыми партиями отдельно взятых моделей.
Немного о цифрах. Самые первые LCD-проекторы на рынке Узбекистана появились примерно в 1997 году, правда, под контракт, а не в свободной продаже со склада. Мировые продажи проекторов всех технологий (по данным PMA, — Pacific media Associates) составляют порядка 1,4 млн. штук в 2002 году. Среднегодовой прирост продаж проекторов составляет около 40% (правда, в 2001-2002 гг. отмечалась некоторая стагнация, и рост составил 14% в 2001 году и 2% — в 2002 году). К 2005 году прогнозируются продажи на уровне 4 мнл. проекторов в год. Так что рынок проекторов развивается весьма стремительно. По моим субъективным оценкам, в Узбекистане в год продается не более 500 проекторов. Причем более 95% из них — это SVGA LCD-проекторы яркостью до 1200 ANSI-люмен. Практически все кинотеатры используют профессиональные LCD-проекторы. Проекторы DLP с тремя DMD у нас в стране я не видел ни разу. Рынок проекторов в Узбекистане находится лишь на начальной стадии развития, и пользователи только-только узнали выгоды от применения проекторов.

pic

Структура рынка

Во всем мире LCD-проекторы используют следующим образом: более 60% — для конференций (презентации, семинары, лекции и т.п.), около 30% — для мобильного офиса (в качестве презентационного оборудования в малых офисах компаний) и около 8% — для использования в системах домашнего кинотеатра. В какой-то степени эта тенденция сохраняется и у нас. Самое массовое применение LCD-проекторов отмечается при проведении презентаций, семинаров и т.п. Большинство вузов Узбекистана имеют видеопроекторы (может быть, в недостаточном количестве), имеются проекторы и у большинства министерств и ведомств. И все же из-за дороговизны проекторов для нашего потребителя рынок проекторов в Узбекистане довольно беден как по количеству, так и по моделям.
Наиболее стабильно представлены на нашем рынке LCD-проекторы Hitachi и Sanyo. Наибольшей популярностью пользуются младшие модели с разрешением SVGA и яркостью 1000-1200 ANSI-люмен. Проекторы яркостью 2500-3500 ANSI-люмен и разрешением XGA или UXGA покупаются крайне редко, не более 5% продаж.

О ценах

Начальный уровень цен на LCD-проекторы с разрешением SVGA и яркостью 1000-1200 ANSI-люмен составляет чуть более $2000. Правда, в продаже имеются и LCD-проекторы с разрешением VGA и яркостью чуть ли не 100 ANSI-люмен (например, проекторы фирмы Sharp) и ценой ниже $1000. Понятно, что цены являются важным фактором, однако проекторы малоизвестных производителей или устаревшие модели известных фирм вряд ли дают приличное изображение даже по минимуму. Как показали тесты, у некоторых малоизвестных производителей завышены показатели светового потока в два раза и более. Так что, покупая проектор, скажем, в 1000 ANSI-люмен, вы фактически приобретаете проектор яркостью в два раза ниже. Так же обстоят дела и с реальной контрастностью, сведением лучей, равномерностью изображения. Есть и еще более важный критерий — срок службы лампового блока. Ясное дело, в проекторах используются специализированные лампы (причем под определенную серию проекторов своя модель), а не обычные, бытовые. Так вот, в дешевых проекторах невнятных производителей используются лампы, срок службы которых не превышает 500 часов (а реально и того меньше), а ведь ламповый блок стоит не менее $200. Срок службы ламп, применяемых, например, в проекторах Hitachi, составляет 2000 часов (реально даже больше), без потери яркости на 50% (если даже использовать проектор по 8 часов в день, это составит 250 рабочих дней). На проекторы Hitachi, кстати, дается гарантия 2 года, других производителей — в лучшем случае год. Так вот, если у вас сгорела лампа в малоизвестной модели, малоизвестного производителя (или друг привез проектор из-за рубежа), мало того, что вы «попадаете» на деньги, так еще может статься, что никто вам не привезет редкой лампы. Хотя в целом LCD-проектор — устройство надежное и некапризное при правильном с ним обращении.

Правила эксплуатации проекторов

Нет смысла объяснять типичные для всех компьютерных и электронных устройств требования по электрическому питанию, «горячему» подключению-передергиванию шнуров, дабы избежать поломки проектора. Это все как везде. Главным для любого видеопроектора является температурный режим. Проектор использует мощный световой поток, который нагревает LCD-панели, а система охлаждения проектора держит температуру в пределах допустимого. Понятно, что оптическая система (которая и сильно электризуется в процессе работы) проектора не любит пыли, поэтому в проекторах используются пылевые фильтры, которые в нашем жарком и пыльном климате часто засоряются. Поэтому перво-наперво необходимо не реже одного раза в две недели чистить фильтры. При использовании проектора в сильно задымленном помещении (например, в ресторане) фильтры необходимо чистить чаще. Компания Hitachi, например, предлагает использовать специальные фильтры от дыма. Иногда и трепетное отношение к проектору может стать причиной поломки. В моей практике был случай, когда заботливый хозяин подстелил под проектор махровое полотенце, закрыв тем самым доступ воздуха к фильтрам, находящимся на днище проектора. На сигнальную лампу перегрева он внимания не обращал, как, впрочем, и на частые аварийные отключения проектора (когда срабатывала защита). В общем, матрицы слегка оплавились и светофильтры тоже. И все же самым главным врагом проектора (и лампы) являются внезапные выключения проектора, так как проектор должен выключаться из сети не выдергиванием шнура питания, а нажатием специальной кнопки отключения. После того, как погасло изображение, вентилятор должен «выгнать» из проектора горячий воздух, охладить нагретые части, и лишь затем после автоматического выключения вентилятора можно выдергивать шнур питания.

Вместо P.S.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте