Новое тысячелетие — новое информационное общество
18 сентября 2003
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

pic

Технологическая революция несет глубокие изменения в общество. Информационно-коммуникационные технологии, если ими правильно пользоваться и управлять, могут улучшить все сферы социально-экономической и культурной жизни людей. ИКТ могут стать двигателем развития в XXI веке…Всемирная встреча на высшем уровне по информационному обществу будет значительным шагом в этом направлении.

Кофи Аннан,
генеральный секретарь ООН

Встречайте «цифровую» эпоху!

Давайте задумаемся, что является основным предметом потребления (а значит, и производства) современного человека, так сказать, homo sapiens третьего тысячелетия? Смею утверждать, что прежде всего это информация в самом широком смысле этого слова. По оценкам экспертов, в настоящее время уже более половины взрослого населения развитых стран заняты именно в сфере информационных технологий и предоставления информационных услуг.

pic

Даже для индустриального производства самого простого продукта или изделия сейчас требуется разработать массу технической, проектной и другой документации, то есть по сути информационную продукцию. Причем прогресс здесь был обеспечен тем, что в конце прошлого века человек наконец получил в свои руки первый инструмент, который позволял заметно увеличивать эффективность не физической, а интеллектуальной деятельности — персональные компьютеры. В свою очередь, их массовое распространение привело к возникновению феномена глобальной информационной сети Интернет, которая с каждым годом играет все возрастающую роль «жизнеобеспечивающих сосудов» для развития человеческого сообщества в целом. В настоящий момент в мире насчитывается уже около 498 млн. пользователей Интернета. Кроме того, всего в мире проложен 1 млрд. линий стационарной телефонной связи.

pic

Все более тесная связь между телекоммуникациями, теле- и радиовещанием и ИКТ способствует появлению новых продуктов и услуг, а также методов ведения бизнеса и торговли. Прибавьте к этому все более широкое использование спутниковых технологий, и картина становится более чем очевидной.

Кстати, не только нам самим. По мнению известного ученого-астрофизика И.Шкловского, за последние 50 лет из-за информационной активности развивающейся земной цивилизации такое важное глобальное свойство нашей планеты, как мощность радиоизлучения, выросла, по крайней мере, на метровом диапазоне, примерно в миллион раз (!), обогнав тем самым все планеты-гиганты и приблизившись к уровню Солнца. Таким образом, наш «информационный взрыв» для наблюдателя из далекого космоса выглядит вспышкой (в метровом диапазоне) новой «звезды», по яркости приближающейся к Солнцу, на месте холодной миллиарды лет планеты Земля. Остается только ждать ответа от братьев по разуму.

pic

Таким образом, трудно не заметить (особенно издалека), что человеческая цивилизация переживает очередной виток своего развития, который характеризуется бурным переходом от индустриального общества к информационному.

Этот динамичный процесс предвещает существенные изменения во всех областях нашей жизни, включая распространение знания, социальное взаимодействие, экономическую, деловую и политическую активность, средства массовой информации, образование, здравоохранение, досуг и развлечения. Мы действительно сейчас находимся в процессе революции, причем, возможно, самой значительной из всех пережитых человечеством. Чтобы мировое сообщество извлекло из нее максимальную пользу и чтобы эта новая тенденция развивалась успешно и устойчиво, необходима глобальная дискуссия и гармонизация усилий в соответствующих областях со стороны представителей всей «мировой прогрессивной общественности».

pic

Согласно докладу Центра экономических исследований, мировой опыт подтверждает преимущественно позитивное влияние развития ИКТ на социальное развитие общества. В рамках отдельно взятой страны это проявляется в следующем:

1. У населения появляются новые возможности занятости и получения доходов. Развитие ИКТ сопровождается созданием рабочих мест как непосредственно — через возникновение новых отраслей по производству физической инфраструктуры ИКТ (оборудование, сети и т.п.), программных систем и средств, информационных услуг, так и опосредованно — через воздействие на повышение эффективности экономики, на экономический рост. Широкий доступ граждан, занимающихся бизнесом или потребительскими покупками, к информации о ценах и качестве товаров на рынке через интернет-технологии поможет им принимать рациональные коммерческие решения и осуществлять эффективный потребительский выбор.

2. Повышение степени доступности различных информационных баз данных и внедрение дистанционных методов обучения позволяют выравнивать возможности получения качественного образования для различных слоев населения и повышают общую степень его грамотности.

3. Создание новых медицинских информационных технологий способствует формированию доступного банка данных о заболеваниях, методах и лекарственных средствах для их лечения, повышению общего уровня развития медицины, совершенствованию системы здравоохранения и улучшению здоровья населения.

4. С развитием Интернета и программ «электронного правительства» расширяются возможности участия населения в формировании гражданского общества, поскольку улучшается доступ к различного рода информации, становится более прозрачной работа государственных служб, сокращается число бюрократических барьеров. Через различные электронные форумы и дискуссии граждане могут свободно обмениваться мнениями, а власти получают возможность оперативного и наиболее дешевого способа выяснения общественного мнения по различным проблемам.

5. Формирование новой телекоммуникационной политики повышает роль средств массовой информации, электронные версии которых становятся более дешевыми и доступными.

pic

Вместе с тем развитие ИКТ несет в себе и заметные противоречия:

1. Уже выделились страны-лидеры в данной сфере, которые сосредоточивают у себя малоресурсоемкие отрасли ИКТ (разработку программных средств, аппаратных средств и сетей), а ресурсоемкие и капиталоемкие процессы их серийного производства переводят в развивающиеся страны.

2. Высокая капиталоемкость ИКТ на первых этапах их развития создает серьезные препятствия для их быстрого внедрения в большинстве стран Африки, Азии и Латинской Америки. В результате преимуществами ИКТ во все большей мере пользуются развитые страны, что увеличивает и без того гигантский разрыв в уровнях экономического и социального прогресса развитых и развивающихся стран.

3. Развитие ИКТ порождает новые виды, сферы и формы совершения преступлений (киберпреступность). Наименее защищенными от них оказываются развивающиеся страны, не имеющие финансовых и технических возможностей обеспечения соответствующего уровня безопасности.

4. ИКТ создают условия для расширения шпионажа (военного, политического, промышленного и т.п.).

5. Возникает проблема обеспечения индивидуальности личной жизни, поскольку с помощью ИКТ легче отслеживать и контролировать жизнедеятельность каждого человека: его передвижения, покупки, переписку и т.п.

6. Благодаря ИКТ культурные ценности, образ жизни, язык, мировоззрение и другие черты, присущие развитым странам, активно внедряются в развивающиеся государства, что несет в себе, наряду с положительными последствиями, опасность утраты национальной самобытности, культуры и исторических традиций их народов.
Таким образом, поступательное развитие ИКТ, став важнейшим фактором экономического и социального развития современного общества, вызывает и ряд социальных проблем, которые со временем проявляются все отчетливее и требуют своего решения.

pic

Всемирный саммит

Ввиду глобальной важности возникающих перед человечеством проблем Международный союз электросвязи (МСЭ) при поддержке Организации Объединенных Наций предложил всем странам совместно обсудить и скоординировать возможные пути информационного развития и провести Всемирную встречу на высшем уровне по проблемам информационного общества (WSIS, World Summit of the Information Society).
Главная проблема заключается в том, что использование новых коммуникационных технологий может быть ограничено определенными странами или определенным кругом людей, а остальные будут лишены связи с информационным обществом и его громадным потенциалом для развития. Следовательно, цель Всемирной встречи на высшем уровне — выработать общее видение и понимание информационного общества, а также подготовить стратегический план действий для согласованного развития, в первую очередь для того, чтобы устранить информационное неравенство. Все страны — как развивающиеся, так и экономически развитые — должны сотрудничать для достижения этой цели.
В 2001 году Совет МСЭ решил провести этот Всемирный саммит в два этапа:

• первый этап пройдет 10-12 декабря 2003 года в Женеве, Швейцария

• второй — в 2005 году в Тунисе, Тунис.

На первом этапе Встречи на высшем уровне в Женеве будет принята Декларация принципов и план действий, которые должны быть выполнены правительствами, организациями и всеми слоями гражданского общества с целью решения новых проблем зарождающегося информационного общества, а именно с целью определения способов преодоления цифровой пропасти между «имеющими» и «не имеющими» доступа к глобальной информации и коммуникационным сетям. На втором этапе Встречи в Тунисе ее участники обсудят вопросы развития, проанализируют полученные результаты и примут план последующих действий.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/183 определяет цель Встречи на высшем уровне как «выработку общего видения и понимания информационного общества, а также принятие декларации и плана действий для правительств, международных учреждений и всех секторов гражданского общества».

pic

Информационно-коммуникационные технологии могут стать мощным инструментом для достижения целей Организации Объединенных Наций в области развития человеческого сообщества при условии, что:

• будет обеспечен всеобщий и недорогой доступ к коммуникациям

• доступ к коммуникациям будет признан фундаментальным правом человека

• будет взят курс на прозрачную и предсказуемую политику, которая будет поощрять здоровую конкуренцию

• будут в наличии высококвалифицированные людские ресурсы.

Поскольку с формированием информационного общества связано много вопросов, проблемы встречи могут быть разделены как минимум на следующие основные группы, соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН:

A. Видение
В чем заключается общее видение информационного общества? Какой план действий может выработать мировое сообщество, чтобы максимально использовать возможные преимущества ИКТ для развития, сведя к минимуму возможные препятствия и трудности?

Б. Доступ
Как сделать так, чтобы доступ к ИКТ был повсеместным и экономически возможным для всего населения мира? Как можно помочь более эффективно использовать ИКТ тем, кто уже имеет доступ к ним?

В. Приложения
ИКТ имеют большое значение для экономического, социального и культурного развития. Как можно использовать ИКТ для продвижения и реализации общих целей человечества, сформулированных, в частности, в Декларации тысячелетия ООН?

Г. Безопасность
Информационно-коммуникационные технологии могут эффективно использоваться только при условии, что эти технологии и сети надежны и безопасны и используются по назначению. Какие шаги должны быть предприняты, чтобы обеспечить конфиденциальность и безопасность?

pic

Ожидаемый результат встречи — четкое формулирование и создание условий для реализации политической воли и конкретного плана действий для достижения целей информационного общества, полностью отражающих разнообразные интересы всех участников.

Надо отметить, что во многих регионах мира уже начали активную подготовку к Всемирному саммиту.
Например, в ноябре 2002 года в Бухаресте состоялась Панъевропейская региональная конференция на уровне министров связи и информатизации. В форуме приняли участие делегации из 55 стран Панъевропейского региона (Европа, США и Канада, СНГ, некоторые страны Северной Африки и Ближнего Востока). Их представители три дня обсуждали многочисленные аспекты создания информационного общества — от проблем внедрения и эффективности систем электронного управления до ликвидации цифрового неравенства. Принятый на конференции Итоговый документ определил ряд актуальных тем для Всемирного саммита, способствующих созданию в мире «нового информационного порядка», а также определил ряд фундаментальных принципов, направленных на общественное развитие, основанное на знаниях экономики и уменьшении цифрового неравенства.

pic

10 фундаментальных принципов Информационного Общества

Информационное Общество предполагается как «инклюзивное» (включающее в себя) общество, где женщины и мужчины, все граждане «без различий какого-либо рода», осуществляют свои права «искать, получать и сообщать информацию и идеи посредством любого СМИ и независимо от границ». Такое общество предполагает и, соответственно, стимулирует более высокий уровень устойчивого развития и демократического правления.

pic

Принцип 1. Права на информацию

Частные лица и организации должны иметь свободный доступ к информации и использовать ее для принятия решений или для участия в процессах принятия решений. Частные лица и организации должны предоставлять информацию заинтересованным лицам по делам, которые касаются их. Поскольку информация является основой для нормально функционирующего процесса принятия решений, государственная политика должна расширять возможности и таким образом устранять неравенство в доступе к информации для всех. Правительства должны предоставлять гражданам минимальный набор основной информации как общественное благо.

Ограничения доступа к информации могут быть установлены по причинам охраны частной информации, конфиденциальности, безопасности и охраны правопорядка.

pic

Принцип 2. Правовая, регулятивная и политическая среда

Чтобы максимизировать экономические и социальные блага от Информационного общества, правительствам необходимо создать заслуживающую доверия, прозрачную и недискриминационную правовую, регулятивную и политическую среду, способную развивать инновации, основные права и свободы, касающиеся информации.

pic

Принцип 3. Инфраструктура

Адекватно разработанная инфраструктура является условием для безопасного и надежного доступа к информации для всех заинтересованных сторон и для развития совокупности он-лайн услуг, которые с этим связаны. В основном она состоит из телекоммуникационной структуры, хотя также необходимы и энергетическая, и транспортная инфраструктуры. Инфраструктура должна обновляться по необходимости посредством инвестиций, исследований и развития — задача, которую должны взять на себя как государственный, так и частный сектор, действуя как партнеры.

pic

Принцип 4. Образование, тренинг и навыки

Люди должны иметь возможность получать необходимые навыки с тем, чтобы активно участвовать в Информационном обществе и полностью получать блага, которые оно предлагает. Эти навыки интегрируют специфические понятия, связанные с ИКТ, с более общими знаниями, и которые обычно получают через начальное, среднее и высшее образование, повышение квалификации, но также и дистанционное обучение. Технологические перемены будут требовать постоянного, в течение всей жизни, обучения и тренингов для всех. Образовательные услуги предоставляются государственными и частными организациями, что создает среду для партнерства между ними. Государственная политика должна сокращать неравенство в доступе к качественному образованию и тренингам для уязвимых групп населения и маргинальных территорий.

pic

Принцип 5. Доступность

Все социальные группы должны иметь возможность позволить себе доступ к основной информации. С тем чтобы увеличить доступность, должны предприниматься политические действия, направленные на либерализацию, применение открытой и честной конкурентной среды и на внедрение государственной поддержки.

pic

Принцип 6. e-правительство: больше эффективности и отчетности

Госадминистрация должна воспользоваться ИКТ-инструментами, чтобы увеличить прозрачность, эффективность использования государственных фондов и эффективность предоставления услуг гражданам. Услуги госсектора должны обеспечивать прозрачные и достижимые решения, быть интерактивными и, когда необходимо, в режиме он-лайн. Средства ИКТ должны применяться, чтобы сделать политику более подотчетной и делать возможным лучший мониторинг, оценку и контроль.

pic

Принцип 7. e-бизнес: больше конкуренции и лучшая работа

Использование цифровых технологий должно усиливать роль предприятий как образовательных организаций, способствующих предпринимательству, аккумуляции знаний, обновлению навыков, и таким образом увеличить продуктивность, доходы и работу. Предприятия должны использовать ИКТ для стимулирования инновации, сокращать стоимость сделок и получать выгоду от использования сетей. Для поддержки данного процесса правительству необходимо стимулировать услуги, прикладные программы и контент, основанные на широкодоступной инфраструктуре широкополосной сети, и стимулировать партнерство государственного и частного сектора.

pic

Принцип 8. e-общество и местные сообщества

Правительства должны способствовать развитию высококачественных прикладных программ, которые помогут улучшить качество жизни отдельных людей, в частности их здоровья. Государственная политика также должна стимулировать создание контента, сохраняющего и распространяющего местную культуру, язык и образ жизни.

pic

Принцип 9. Разработка национальной e-стратегии

Правительства должны стимулировать всеобъемлющие и перспективные национальные стратегии для развития Информационного общества, включающие бизнес, гражданское общество и НПО в открытом и партнерском консультационном процессе. Национальные стратегии должны отвечать специфическим требованиям национальных сообществ и отражать стадию развития и структурные характеристики национальной экономики. ООН должна обеспечить проведение региональных форумов для обмена опытом по национальным e-стратегиям, с тем чтобы был определен наилучший опыт, и страны могли учиться друг у друга посредством равного диалога.

pic

Принцип 10. Международная оценка Информационного общества

Международный диалог по политике Информационного общества на региональном, субрегиональном и глобальном уровнях должен способствовать обмену опытом, определению и реализации норм и стандартов, передаче ноу-хау и предоставлению технической помощи для уменьшения «цифрового разрыва». ООН в сотрудничестве со всеми другими международными организациями, бизнесом, социальными партнерами и НПО должны обеспечить механизмы и средства для международного диалога по политике.

pic

«Цифровой взрыв» против «цифрового разрыва»

Многие страны существенно отличаются по степени проникновения информационных технологий в различные аспекты общественной жизни. Эти различия называют «цифровым разрывом» (digital divide). Согласно концепции «цифрового разрыва», с ростом информатизации общества развитые и развивающиеся страны окажутся разделенными непреодолимой пропастью: между обычной и информационной экономикой гораздо больше различий, чем даже между сырьевой и индустриальной. А это приведет к росту нестабильности в мире. Под этот тезис в США создано несколько программ помощи развивающимся странам в преодолении «цифрового разрыва» путем внедрения информационно-коммуникационных технологий. Правда, злые языки утверждают, что программы эти (равно как и муссирование темы «цифрового разрыва») выгодны прежде всего пребывающим ныне в кризисе производителям электронного оборудования (прежде всего американским) — так они борются за новые рынки сбыта своей продукции.

pic

Проблема ликвидации «цифрового разрыва» неоднократно поднималась и на Бухарестском форуме, преимущественно в выступлениях представителей делегаций стран СНГ и Восточной Европы. Декларировать свое отставание в этой области им выгодно: можно попасть под действие вышеупомянутых программ. В этом контексте интересно прозвучал доклад эстонского парламентария Ивара Талло (он приглашен выступить на нашем национальном саммите), посвященный ликвидации «цифрового разрыва» в Эстонии. По мнению эстонцев, строить информационное общество имеет смысл лишь в том случае, если его членами будет все население страны, и не меньше. Проведенные эстонскими социологами исследования показали, что низкий жизненный уровень, традиционно считающийся причиной «цифрового разрыва», играет в его формировании не самую главную роль: многие из тех, кто может позволить себе купить компьютер и оплачивать подключение к Интернету, не делают этого. Настоящие причины — компьютерные фобии, недостаток знаний о новых технологиях, непонимание их выгод в конкретных ситуациях, недостаток качественного контента, языковые барьеры — то есть причины вполне субъективные. В результате сегодня в Эстонии форсируются программы IT-образования, позволяющие гражданам страны найти свое место в информационном обществе. То есть «цифровой разрыв» можно понимать по-разному…
Кстати, именно на изучении опыта Эстонии в области создания электронного правительства остановили свой выбор структуры, занимающиеся повышением квалификации органов власти и управления нашей республики. При содействии ПРООН за этот год уже организованы поездки двух групп, которые посетили Эстонию с этой целью.

pic

Электронные ошибки

Очень часто отчеты ответственных за развитие информатизации лиц напоминают рапорты об успехах «к съезду»: установлено N компьютеров, создано M правительственных порталов, к Интернету получило доступ «еще на P больше процентов» населения. Для стран с высокой степенью информатизации общества создание правительственных порталов — вчерашний день. Там уже пожинают плоды «электронизации». Например, в Великобритании сегодня имеется 1800 сайтов государственных органов, однако более 70% предлагаемых ими интерактивных услуг не используется гражданами. На небольшое количество электронных обращений граждан обращают внимание и специалисты в Финляндии. По их словам, в настоящий момент не представляется возможным сделать выводы об эффективности тех или иных технологий e-government, несмотря на то, что на этапе их разработки экономический эффект от уменьшения количества персонала и площади офисов казался очевидным. В Канаде, где до 60% населения — пользователи Интернета, лишь четверть обращений в правительственные органы происходит с его использованием. В развитых странах создалась ситуация, когда обычная бюрократия оказалась продублирована в онлайне. Там делают выводы: электронное правительство должно давать гражданам эксклюзивные, принципиально новые возможности по сравнению с теми, что дает правительство обычное. Думается, странам, которые только начинают строительство электронного общества, нужно учитывать этот опыт и не повторять ошибок развитых стран, не применять устаревшие технологии, не дублировать традиционные и электронные управленческие структуры, а также изначально развивать e-government в виде интегрированной системы.

Идеология информационного общества глобальна. Но каждый житель Земли должен осознать его преимущества для себя лично. Кроме того, необходимо сфокусировать развитие информационно-коммуникационных технологий на развивающихся странах, к которым мир относит и Узбекистан. Без нас мировое информационное сообщество не состоится. Еще одним достаточно важным моментом является создание единой платформы, которая позволит развивающимся странам общаться, обмениваться опытом. Третьи страны гораздо лучше понимают проблемы друг друга. И то, как они преодолевали трудности на различных этапах создания информационного общества в своих странах, может помочь другим.

pic

Национальный саммит по ИКТ

Как планируется, на Всемирный саммит поедет наша правительственная делегация во главе с заместителем премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Ариповым. Чтобы осознанно ехать на Всемирный саммит, нужно определиться со своим местом в мировом информационном сообществе, понять внутренние проблемы и возможный информационный потенциал республики, а также выработать свою позицию и подготовить соответствующие этой позиции предложения в области построения информационного общества. Именно в связи с этим и было принято решение о проведении Национального саммита по ИКТ в Ташкенте 23-24 сентября 2003 года.

Прорыв в области развития ИКТ очень важен для Узбекистана. Не случайно правительство республики в последнее время предпринимает значительные усилия по разработке стратегии, обеспечивающей массовое внедрение и использование современных информационных и коммуникационных технологий. Об этом, в частности, свидетельствует Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30 мая 2002 года, в котором определены первоочередные задачи в данной области и соответствующие организационные структуры. 6 июня 2002 года постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан была утверждена «Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы». В ней намечены основные направления в этой сфере:

• развитие инфраструктуры телекоммуникаций
• расширение национального сегмента сети Интернет
• компьютеризация
• индустрия программных продуктов
• формирование и использование информационных ресурсов
• подготовка кадров
• развитие конкурентной среды
• совершенствование нормативно-правовой базы
• обеспечение информационной безопасности.

Работа по реализации принятой программы только началась, но уже есть первые результаты. Во многом именно анализу этих результатов и путям дальнейшего развития планируется посвятить основные доклады Национального саммита.

На саммит будут приглашены представители правительства Узбекистана, различных государственных ведомств и общественных организаций, крупных отечественных и зарубежных компаний, действующих в сфере ИКТ. Всего планируется около 200 участников.

pic

По мнению организаторов саммита (УзАСИ и ПРООН), он позволит оценить современное состояние информационно-коммуникационных технологий в Узбекистане, будет способствовать развитию партнерства государственного, частного и общественного секторов, позволит подготовить предложения по совершенствованию среды для развития ИКТ в республике, а также определить задачи на будущее и обозначить условия подготовки к Всемирному cаммиту по формированию информационного общества.

Работа конференции будет проходить по 6 секциям:

1) Электронное правительство.
2) Электронное образование.
3) Использование ИКТ в обществе.
4) Доступ к сетевым ресурсам.
5) Политика в сфере ИКТ.
6) Электронная коммерция.

e-Узбекистан

Что касается внедрения технологий электронного правительства в Узбекистане, то наша страна находится в самом начале этого пути. С одной стороны, это позволит ей не повторить некоторых ошибок развитых стран. С другой стороны, организация системы электронного управления будет невозможна, если в органах исполнительной власти сохранятся дублирование функций, отсутствие персональной ответственности, огромные объемы и чрезвычайно малые скорости бумажного документооборота, слабая компетентность управленческих кадров. Оптимизация системы государственного управления — это задача административной реформы, однако ее необходимо изначально проводить «под e-government».

Кстати, из первых рук о реальном опыте «электронного правительства» можно будет услышать от докладчика из Эстонии.
На сегодняшнем этапе государственные органы вполне могут создать и поддерживать информационные веб-сайты. Однако обеспечить их интерактивность им пока достаточно сложно. Даже если запросы граждан будут приниматься через интернет-приемные, они не смогут быть обработаны быстрее, чем на это способны структуры того или иного ведомства с бумажным документооборотом (т.е. бюрократические). То есть на самом деле получится не электронное правительство, а лишь правительство с дополнительным электронным интерфейсом.

Любые управленческие процессы — как государственные, так и сферы производства — хорошо формализуются и доступны для осуществления с помощью компьютерных технологий. И здесь совсем не надо изобретать велосипед — на мировом рынке существуют многочисленные системы для поддержки электронного документооборота и системы управления предприятием, которые можно установить в госучреждениях (а чем исполнительный орган не предприятие?). Если уж на то пошло, то создание таких систем вполне под силу и многим нашим талантливым программистам (которые сегодня пишут программы для западных фирм). То есть проблема не в технологиях. Проблема в том, что технологии электронного управления подразумевают полную прозрачность управленческой деятельности, доступный и полный контроль за ней, однозначность распределения ответственности и полномочий управленцев. Но наше чиновничество к подобному стилю работы может быть просто не готово. Резюмировать вышесказанное можно словами одного докладчика из Великобритании, прозвучавшими на Бухарестском форуме: «Чтобы правительство могло работать в онлайне, надо быть готовыми сменить его».

Из последних важных событий в этом направлении нельзя не отметить запуск этим летом в тестовую эксплуатацию государственного портала «GOV.UZ», презентация которого также планируется на Национальном саммите. Однако, безусловно, предстоит еще большая работа по наполнению его достаточно информативным контентом. Кстати, особенно интересной мне показалась одна из заявленных основных целей правительственного интернет-портала, а именно «формирование механизма общественного контроля деятельности органов власти и управления».

pic

Интернет как проводник знаний

В нашей стране проблема образования обострена тем, что большую часть населения составляет молодежь до 20 лет. Правительством вкладываются большие средства в реализацию принятой Национальной программы по подготовке кадров. Однако ресурса квалифицированных преподавательских кадров пока недостаточно. И здесь действительно ключевую роль катализаторов могут сыграть ИКТ и Интернет.

Давно прошли те времена, когда вокруг одного известного учителя (домла) собирались несколько учеников (талаба), которым он передавал секреты своих знаний. Современные информационные технологии позволяют формализовать процесс отчуждения конкретных знаний от их носителей (т.е. действительно талантливых преподавателей или опытных специалистов) с тем, чтобы они стали доступны практически неограниченному количеству учащихся. Было бы только желание учиться, и обеспечен свободный доступ к «электронным учебникам» посредством ИКТ. Таким образом, становятся реальностью идеи виртуальных университетов, когда молодой, но пытливый житель отдаленного селения сможет получить доступ в режиме дистанционного обучения к системе знаний, ранее доступной только избранным.

Значительная роль в этом процессе принадлежит также электронным библиотекам. Через них огромные пласты знаний, накопленные поколениями ученых всего мира, должны стать доступными каждому, причем практически в режиме реального времени, через процедуры контекстного поиска и анализа.

Предполагается, что на Национальном саммите об опыте в реализации этих направлений пойдет речь в докладах секции «Электронное образование». В этом контексте хотелось бы отметить, что, как нам кажется, для широкого использования ИКТ в образовании необходимо постоянно поднимать общий уровень компьютерной грамотности всего населения в целом, что само по себе может потребовать достаточно больших усилий и ресурсов в совокупности с ростом доступности ИКТ для населения.

pic

Хотелось бы обратить внимание также на внедренную у нас в республике (одной из первых в СНГ) систему тестирования знаний при приеме в высшие учебные заведения. Она играет большую роль в повышении общего уровня знаний наших абитуриентов. Однако есть все предпосылки для перевода ее в разряд электронных систем, когда тестирование будет проводиться дистанционно в онлайн-режиме, что, безусловно, сделает ее недосягаемой для критики и выведет на уровень мировых аналогов. На ее базе можно будет создать системы тестирования для выпускников школ, а также для системы повышения квалификации кадров.

ИКТ способствуют совершенствованию общественного устройства

Как уже отмечалось, современные технологии меняют взаимоотношения как между самими людьми во всем мире, так и между гражданами и их правительствами. В информационном обществе государственные границы становятся некоторой условностью, а сами граждане начинают все более непосредственно влиять на управление собственным государством.

На саммите планируется обсудить новую Концепцию развития информатизации нашей страны, отражающую основные пути движения к информационному обществу. Ее разработчики отмечают, что информатизация — это глобальный процесс, связанный с кардинальными изменениями мирового развития, с переходом к новым, наукоемким технологиям, использующим компьютерную технику и телекоммуникации, которые способствуют созданию благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширению доступа к мировым информационным системам и ресурсам. Это объективный и закономерный процесс, через который проходит каждое общество, вступившее на путь устойчивого развития.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте