Специальное аварийно-восстановительное управление САВУ УзАСИ

Часть первая, историческая

Специальное аварийно-восстановительное управление имеет более чем сорокалетнюю историю. В соответствии с директивой министра обороны и приказом командующего Туркестанским военным округом 10 октября 1960 г. был сформирован 1111 военно-строительный отряд, входящий в состав Военно-восстановительного управления Министерства связи СССР. Формирование прошло при войсковой части 37239, дислоцированной в городе Джамбуле (Казахская ССР).
В январе 1961 года часть была передислоцирована в Ташкент и размещена в здании нынешнего Ташкентского университета информационных технологий, строительством которого и занималась. В этом же году часть была передислоцирована в поселок Урта-Аул Янгиюльского района Ташкентской области, а в 1962 году, после завершения работ по строительству военного городка, — в поселок «Солнечный» Зангиатинского района Ташкентской области, где и располагается по настоящее время. С 1960 по 1992 годы 1111 Военно-строительный отряд занимался строительством и прокладкой линий связи на всей территории бывшего СССР.

После развала СССР, когда все воинские части перешли под юрисдикцию независимого Узбекистана, на базе отряда была создана 24-я Отдельная бригада связи Министерства связи Республики Узбекистан. В июле 1998 года постановлением Кабинета Министров РУз было создано Специальное аварийно-восстановительное управление — САВУ УзАСИ. Основными задачами управления определялись следующие:

• организация связи управления при проведении аварийно-восстановительных работ

• выполнение аварийно-восстановительных работ на объектах связи и телекоммуникационных сетях Республики Узбекистан

• накопление и качественное хранение материальных средств и резерва аварийно-восстановительных работ при чрезвычайных ситуациях

• военизированная охрана особо важных и категорированных объектов связи.

За годы существования части личным составом проделана огромная работа по строительству объектов связи и выполнению аварийно-восстановительных работ в Центральноазиатском регионе и на территории других регионов бывшего Советского Союза.
Коллектив управления принимал участие в строительстве кабельных магистралей: Ташкент — Москва, Алма-Ата — Ташкент — Душанбе, Ташкент — Ашхабад — Красноводск, Маргилан — Фергана, Коканд — Наманган — Фергана, Кушка — Мары, Ленинабад — Душанбе — Курган-тюбе, Вологда — Архангельск, Новосибирск — Мамонтово — Барнаул — Рубцовск, Семипалатинск — Талдыкурган — Алма-Ата и других линий связи. Личным составом проложено более 12 тыс. км кабеля, смонтировано более 300 НУПов, построены ОУПы и инфраструктура к ним в поселках Отар, Мерке, Вановка, Ленинское.
Совместно со строительными предприятиями связи нашей республики управление принимало участие в строительстве кабельной магистрали ТАЕ-ВОЛС, РРЛ СССР — Индия, крупнейшего Радиопередающего центра (объект № 900).
Одним из основных направлений деятельности управления было строительство городских телефонных сетей. Благодаря самоотверженному, ратному труду военнослужащих управления построены ГТС в Ташкенте, Самарканде, Фергане, Душанбе, Ашхабаде, Курган-тюбе и других городах. Личным составом проложено более 190 тыс. канало-километров труб кабельной канализации, смонтировано более 45 тыс. смотровых устройств.
Совместно с ГАИ МВД выполнен комплекс строительно-монтажных работ по Автоматической системе управления движением (АСУД) в Ташкенте.
Совместно с предприятиями связи, личным составом управления устранено более 170 аварийных ситуаций на объектах связи. Активное участие принято в выполнении аварийно-восстановительных работ на кабельных магистралях в Сурхандарьинской, Ферганской областях, городской телефонной сети Ташкента.
Специалистами управления разработан и реализован проект подвижного узла связи пункта управления, не имеющий аналогов в странах СНГ, предназначенный для обеспечения связью в районах чрезвычайных ситуаций УзАСИ, органов государственного управления в целях оперативного руководства аварийно-восстановительными работами.
На международных учениях «Фергана-2003» совместно со странами НАТО и СНГ было отмечено качество связи, предоставленной силами САВУ.

Часть вторая, «секретная»

Если вы впервые посещаете САВУ, то первое впечатление: попали в сказочный парк или пионерский лагерь — фонтан, клумбы, газоны, подстриженные деревья, свежепокрашенные бордюры, клуб с необычным оформлением, флаги и яркие плакаты. Но марширующие с песней солдаты и спешащие по делам офицеры свидетельствуют о том, что вы на территории войсковой части. САВУ и есть войсковая часть 15361, начальник САВУ является командиром части, а его первый заместитель — начальником штаба части. Как и положено, часть живет напряженной внутренней жизнью, невидимой, недоступной и непонятной посторонним. Постоянно несут дежурство дежурные по части, по КПП, по столовой, по автопарку и оперативный дежурный. Ежедневно идет учебно-воспитательная работа с личным составом. Это безликий штамп, за которым скрываются постоянные хлопоты о полноценном питании солдат, об организации занятий по изучению средств связи, об обмундировании, о лекарствах, о полноценном досуге.
И уж никак не вяжется состояние дел в в/ч 15361 с бытующим в народе представлением о воинских частях как полуразвалившихся зонах с ржавой техникой пятидесятых годов и голодных, измученных дедовщиной солдатах.
Сразу насчет дедовщины — она исключена. Вновь прибывшее пополнение первые полгода не соприкасается со «стариками», живет в отдельной казарме. Через полгода это уже не «молодняк», а сплоченный коллектив, которым никто не в силах помыкать. О питании солдат — вряд ли найдется еще войсковая часть, где так кормят солдат, при выезде на учения или на объекты вне части первым решается вопрос о питании личного состава. Продукты закупаются по рыночным ценам, но, тем не менее, меню всегда полноценное, вплоть до салатов и сладостей, по воскресеньям и праздникам — традиционный плов. О цветных телевизорах с видеомагнитофонами и коврах в казармах, роскошной библиотеке с читальным залом и прекрасным залом в клубе не стоит и говорить — к хорошему быстро привыкаешь.
О «полуразвалившихся зонах» — за все годы существования части и САВУ ни на один день не останавливалось строительство. Построен новый штаб, боксы для машин, отремонтированы клуб, столовая, медсанчасть, идет строительство нового учебного центра. Опытные хозяйственники могут себе представить все сложности, связанные с организацией строительства.
О «технике пятидесятых годов». Есть передвижные радиостанции тридцатилетней давности, поддерживаемые, кстати, в рабочем состоянии, но не они, конечно, определяют техническую оснащенность. Подразделения САВУ оснащены мобильными радиостанциями Motorola, Kenwood и Alinco, одними из первых в Узбекистане стали использовать сотовую связь (с 1994 года абоненты компании «Уздунробита»), используются современные ранцевые станции Barrett и радиотелефонные станции DECT. Территория САВУ просматривается на мониторах оперативного дежурного и начальника управления. Все службы оснащены современными компьютерами, разработано специальное программное обеспечение. Своими силами создана локальная компьютерная сеть, одним из первых в республике САВУ получило доступ в Интернет через выделенную радиолинию и создало свою страничку: http://cavu.uzpak.uz
Руководство управления следит за новинками техники и изыскивает возможности для приобретения необходимой техники, например видеокоммуникатор, устройство геопозиционирования GPS, цифровой фотоаппарат, цветной принтер формата А3.
Но, главное, конечно, — люди. Поддержание боевой готовности, текущие хлопоты и перспективные разработки — все возможно только в результате колоссальных нагрузок на личный состав. Тон задает начальник управления, рабочий день которого начинается на пару часов раньше, чем положено по распорядку дня, его энергия, инициативность и требовательность обрушиваются на трех заместителей и далее расходятся по нисходящей, приводя в движение отлаженный механизм. И еще о трех заместителях — вы не найдете более занятых и замотанных текучкой офицеров, остающихся при всей строгости и требовательности источниками юмора и оптимизма.

На этом секретную часть закончим. Догадливый читатель поймет, что больше рассказывать нельзя, это лишь видимая верхушка айсберга…

Часть третья. Два чуда

Первое чудо — то, что удалось это сделать. Ведь этого самого ПУСПУ (Подвижный узел связи пункта управления) вполне могло бы и не быть. Управление и так всегда было на хорошем счету в агентстве, МЧС и МО, с задачами справлялось, жило насыщенной жизнью, и без этого хватало планов, забот и нервотрепки. И только благодаря неуемной энергии начальника управления и энтузиазму его заместителей родилась идея сделать передвижной пункт современных средств связи. Оглядываясь назад, страшно вспоминать — сколько труда, нервов, души было отдано проекту. Надо было убедить руководство агентства и Республики Узбекистан добиться финансирования, грамотно уяснить требования к будущему ПУСПУ, найти поставщиков оборудования, найти автомобили и доработать их, привести возможности «разношерстной» техники связи к одному знаменателю, организовать тендер на поставку оборудования и провести его. Каждая из этих задач любому здравомыслящему обывателю покажется неподъемной, и только энергия и оптимизм с долей авантюризма в хорошем смысле позволили шаг за шагом решить все (ну или почти все) проблемы.
Второе чудо — то, что эта штука все-таки работает. Десятки радио- и телефонных станций от разных поставщиков, выполненные в разных стандартах, ноутбуки с капризными модемами, огромные складные антенны с растяжками, кронштейнами и заглушками, генераторы, аккумуляторы… Все это хозяйство требует ежедневной тренировки, отладки, шлифовки, выявления и устранения «узких» мест. Можно было бы пошутить, что, по известному закону Паркинсона, события, предоставленные сами себе, имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему, но заместителю начальника управления, отвечающему за связь, это не покажется смешным. Только ежедневная, ежечасная проверка и контроль ситуации позволяют обеспечить работоспособность комплекса. А уж хлопот хватает — то сильно греется, то помехи, то сигнал слабеет и пропадает, то несогласованность действий экипажей.
Зачем же нужен этот ПУСПУ? Самая главная решаемая им задача — дать связь во время чрезвычайных ситуаций. Обеспечить связью органы государственного управления в случае отсутствия стационарной связи, обеспечить связью руководство УзАСИ при ликвидации аварий на сетях телекоммуникаций Республики Узбекистан, обеспечить оперативное руководство аварийно-восстановительными работами на объектах и магистральных линиях телекоммуникаций Республики Узбекистан, выполняемых подразделениями САВУ. К сожалению, наш регион подвержен природным катаклизмам — каждый год в горах сходят селевые потоки, происходят разливы рек и землетрясения. И было бы большим благом, если бы ПУСПУ не пригодился и не было ЧС. Но жизнь заставляет быть реалистами, поэтому приглашаем познакомиться поближе с Подвижным узлом связи пункта управления.

Часть четвертая.
Состав и возможности ПУСПУ

ПУСПУ представляет собой комплекс средств связи на автомобилях, а также носимых и автомобильных УКВ-радиотелефонов и радиостанций, переносных, стационарных и мобильных КВ-радиостанций. Основу подвижного узла связи пункта управления составляют четыре автомобильные комплексные радиостанции (КРС):

• КРС-1 — центр коммутации ПУСПУ

• КРС-2 — машина привязки подвижного узла связи к опорной сети (сети телекоммуникаций общего пользования)

• КРС-3 — машина командного состава

• КРОС — комплексная радиостанция оперативной связи.

Самой интересной с технической точки зрения представляется КРС-1, центр коммутации. В зоне, где средства связи отсутствуют или повреждены, разворачивается комплексная радиостанция КРС-1 на автомобильном шасси, имеющая в составе:

• базовую транкинговую станцию LTR, 800 МГц, на 4 канала для развертывания радиосети с радиусом действия носимых радиостанций и радиотелефонов 5 — 8 км, автомобильных радиостанций и радиотелефонов 15 — 25 км в зависимости от профиля местности

• 10 носимых радиостанций для оперативной связи подразделений, выполняющих аварийные работы

• 3 носимых радиотелефона для оперативного руководства подразделениями и связи управления

• КВ-радиостанцию с радиотелефонным интерфейсом для связи абонентов ПУСПУ с удаленными корреспондентами

• мини-АТС для коммутации абонентов радиосети, проводных абонентов ПУСПУ, абонентов телекоммуникационной сети общего пользования

• 20 проводных телефонных аппаратов, телефонные аппараты внутренних линий мини-АТС могут быть вынесены на расстояние до 500 м от КРС-1

• сетевой контроллер DECT с 2 базовыми радиоблоками и 16 терминальных абонентских радиоблоков, которые могут быть отнесены на расстояние до 1,5 км от КРС-1 для обеспечения беспроводной телефонной связи абонентов ПУСПУ

• цифровой радиоудлинитель на 2 голосовых канала и 1 канал передачи данных для привязки ПУСПУ к телекоммуникационной сети общего пользования

• стационарный сотовый телефон для привязки ПУСПУ к телекоммуникационной сети общего пользования

• репитер диапазона 160 МГц с радиотелефонным интерфейсом для связи абонентов ПУСПУ с абонентами носимых и мобильных радиостанций САВУ

• дизель-электрический генератор 220 В мощностью 3 КВт для автономного питания КРС

• аккумуляторные батареи общей емкостью 440 А/ч для питания оборудования связи в аварийном режиме в течение 10 — 15 часов

• электрощит для подключения внешнего источника электропитания 220 В.

КРС-1 выдвигает на максимальную высоту направленную антенну и связывается так называемым радиоудлинителем с КРС-2, расположенной в ближайшем населенном пункте с действующей АТС. Личным составом, обслуживающим эти машины, наработан бесценный опыт по установлению соединения в горных районах. Иногда получается установить связь, только направив антенну в самом неожиданном направлении. Известны случаи, когда удалось установить связь из ущелья, направив антенну на ручей. Это к вопросам неосведомленных обывателей — зачем нужен ПУСПУ, если «Уздунробита» покрывает всю республику? Они, наверное, не отъезжали далее оз. Рохат, не говоря уже о горах.
КРС-1 разворачивает локальную сеть связи. Пользователи проводных и беспроводных телефонов пункта управления, переносных, носимых и автомобильных радиотелефонов и радиостанций находятся в общем номерном поле мини-АТС КРС-1 и имеют возможность индивидуального избирательного вызова друг друга, а также выхода в сеть телекоммуникаций общего пользования и организации конференц-связи.
Привязка локальной сети связи к сети телекоммуникаций общего пользования осуществляется посредством подключения нескольких внешних телефонных линий мини-АТС:

• к двум телефонным линиям радиоудлинителя (цифровой радиорелейной станции на 2 телефонных канала + 1 канал передачи данных); ответный полукомплект радиоудлинителя установлен, как мы уже говорили, в КРС-2, которая располагается в ближайшем населенном пункте с действующей АТС на удалении до 50 км от КРС-1

• к сотовому стационарному телефону СП «Уздунробита»

• к радиотелефонным интерфейсам КВ-радиостанций при необходимости развертывания ПУСПУ в зоне, удаленной от действующих АТС на расстояние, не позволяющее осуществить привязку с помощью цифрового радиоудлинителя, и вне зоны действия сотовой связи. В качестве радиоудлинителя используются автомобильные КВ-радиостанции средней мощности из состава ПУСПУ. Ответные КВ-радиостанции располагаются в стационарном узле связи центра подвижных пунктов управления и подключаются к телефонным линиям АТС, имеющей выход в сеть телекоммуникаций общего пользования.

Связь абонентов ПУСПУ с абонентами сети телекоммуникаций общего пользования, конференц-связь организуются дежурным радиотелефонистом КРС-1, выполняющим коммутацию на консоли оператора мини-АТС.
Для приема и отправки документальных сообщений, изображений по каналу передачи данных, программирования средств связи в составе КРС-1 имеется персональный компьютер типа NoteBook с факс-модемом и цветным принтером.
Для передачи изображений, отснятых на месте аварии, по радио на персональный компьютер КРС-1 в составе аппаратной имеются видеокоммуникаторы.
Вопросы оперативного определения географических координат и точного ориентирования направленных антенн радиоудлинителя и сотового стационарного телефона при развертывании КРС решаются с помощью имеющихся на комплексных радиостанциях приемников спутниковой навигации (GPS).
Для связи с удаленными подразделениями имеются 5 переносных ранцевых КВ-радиостанций Barrett 940.
Для обеспечения оперативного руководства аварийно-восстановительными работами в протяженной зоне аварии оборудована комплексная радиостанция оперативной связи (КРОС), оснащенная мобильным УКВ-радиотелефоном для связи через КРС-1, УКВ-радиостанцией, КВ-радиостанцией. Планируется установка телефонного радиоудлинителя, стационарного сотового телефона.
В настоящее время ведутся работы по установке на КРС-1 интерфейса передачи данных по КВ-радиоканалу на персональный компьютер стационарного узла связи.

Для обеспечения оперативного управления аварийно-восстановительными работами (работами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации) непосредственно на месте (в зоне ЧС) оборудована машина командного состава КРС-3, имеющая в своем составе следующие средства телекоммуникаций и электропитания:

• цифровая мини-АТС на 6 внешних и 12 внутренних линий для коммутации абонентов КРС-3 с другими абонентами локальной сети связи, образованной КРС-1, и абонентами сети телекоммуникаций общего пользования

• две УКВ дуплексные транкинговые радиостанции с эмуляторами телефонной линии для привязки телефонной сети КРС-3 к локальной сети связи, образованной КРС-1 (и сети телекоммуникаций общего пользования через КРС-1 и КРС-2)

• два терминальных абонентских радиоблока системы DECT для привязки телефонной сети КРС-3 к локальной сети связи, образованной КРС-1 (и сети телекоммуникаций общего пользования через КРС-1 и КРС-2)

• сотовый стационарный телефон для привязки телефонной сети КРС-3 к сети телекоммуникаций общего пользования

• факс-аппарат для обмена документальными сообщениями

• персональный компьютер типа NoteBook с модемом для обмена документальными сообщениями, передачи изображений в цифровом виде

• цветной принтер для распечатки документов и цифровых фотоснимков

• УКВ-радиостанция для связи в колонне и служебной связи с КРС-1 при развертывании КРС-3

• КВ-радиостанция для связи с удаленными корреспондентами

• цветной телевизор для просмотра информационных телепрограмм

• дизель-электрический генератор 220В мощностью 4,6 КВт для автономного питания КРС-3

• аккумуляторные батареи общей емкостью 220 А/ч для питания оборудования связи в аварийном режиме в течение 15-24 часов.

КРС-3 предусматривает размещение в полевых условиях руководителя штаба ликвидации ЧС на период производства аварийно-восстановительных работ любого масштаба. Имеется рабочий отсек, оборудованный письменным столом, телефонами, сиденьями для проведения совещаний с персоналом численностью до 8 человек, отсек отдыха со спальным местом, холодильником, душевой кабиной с подачей холодной и горячей воды, отсек оператора связи. Во всех отсеках предусмотрено кондиционирование воздуха.

Для привязки ПУСПУ к телекоммуникационной сети общего пользования планируется дополнительно установить на КРС-1, КРС-3 аппаратуру спутниковой связи.
Для тылового и технического обеспечения при длительной автономной работе в составе ПУСПУ предусмотрены: грузовой бортовой автомобиль, автоводоцистерна, автобус, автотопливозаправщик, полевая кухня.

Часть пятая.
Этапы реализации ПУСПУ

В марте 2000 г. в САВУ УзАСИ выполнен монтаж основного комплекса оборудования 1-го ПУСПУ (КРС-1, КРС-2). В качестве автомобильного шасси выбран базовый автомобиль УзОтойол 65.9 со специальным кузовом, изготовленным по техническим требованиям и чертежам САВУ в г. Самарканде на заводе СамКочАвто. Оборудование связи поставлено компанией «Новые технологии связи». В апреле проведены полевые испытания ПУСПУ, показавшие соответствие фактических параметров предъявляемым техническим требованиям.
В июне-октябре 2000 года ПУСПУ пополнился новым телекоммуникационным оборудованием, поставленным фирмой «Kvant-Aloqa»: системой беспроводного доступа DECT, приемниками GPS, КВ-радиостанциями Barrett, видеокоммуникаторами и др. Оборудована комплексная радиостанция оперативной связи на базе автомобиля УАЗ-3962, приобретены бортовой грузовой автомобиль УзОтойол 65.9, автомобиль для перевозки питьевой воды УзОтойол 80.12.
В июле 2001 года завершены работы по изготовлению комплексной радиостанции №3 ПУСПУ, которая предназначена для обеспечения связью управления руководящего состава штаба аварийно-восстановительных работ — генерального директора УзАСИ, министра по чрезвычайным ситуациям, начальника САВУ, других должностных лиц органов государственного управления. Специальный изотермический кузов автомобиля изготовлен по техническим требованиям и эскизам САВУ фирмой «Стан» в г. Ташкенте и установлен на шасси автомобиля УзОтойол 80.12 СП «СамКочАвто». Оборудование связи поставлено и смонтировано фирмой «Kvant-Aloqa».
В 2002 году смонтирован и сдан в эксплуатацию переносной транкинговый ретранслятор, позволяющий значительно расширить зону охвата радио и радиотелефонной связью зону производства аварийно-восстановительных работ. Для выхода радиоабонентов в телефонную сеть в составе ретранслятора имеется стационарный сотовый телефон СП «Уздунробита». Комплект антенн: коллинеарная, комбинированная спиральная направленная, делитель мощности — позволяет варьировать конфигурацию зоны радиоохвата в зависимости от требований обстановки. Оборудование поставлено и смонтировано фирмой «Kvant-Ol».

Часть шестая.
Развитие и перспективы

Связь при проведении аварийно-восстановительных работ должна отвечать требованиям устойчивости, живучести при любых повреждениях на узлах и линиях сети телекоммуникаций общего пользования. Наиболее эффективной для покрытия территории Узбекистана в данном случае представляется система многозоновой транкинговой связи с базовыми станциями, расположенными на господствующих (горных) высотах. Каждая базовая станция обеспечит связь в радиусе 200 км и более на носимые или автомобильные радиостанции или радиотелефоны, а также привязку ПУСПУ по радиоканалам к сети общего пользования через стационарный узел связи подвижных пунктов управления, который должен иметь одного-двух дублеров на взаимодействующих узлах связи.
Одной из основных задач САВУ является выполнение аварийно-восстановительных работ на магистральных линиях телекоммуникаций. При крупномасштабном повреждении ТАЕ ВОЛС и других оптико-волоконных линий связи возможно повреждение и резервирующих их кольцевых ВОЛС, и радиорелейных линий в связи с затоплением или разрушением строительной части аппаратных или антенно-мачтовых сооружений. Восстановление связи по постоянному варианту в таких случаях весьма трудоемко и отнимает много времени. Для восстановления связи по временной схеме в САВУ предусмотрено иметь мобильные цифровые радиорелейные станции со скоростью передачи информации 155 Мбит/с. В настоящее время разрабатывается оперативно-техническое обоснование, изучается зарубежный опыт, подбирается оборудование.

Orphus system