Международная выставка UzTel-2003
Итоги, впечатления и оргвопросы.
13 октября 2003
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

pic

Мы все уже привыкли, что в конце сентября проводится международная выставка по телекоммуникационным и компьютерным технологиям UzTel. В этом году с 23 по 25 сентября выставка проходила уже в четвертый раз и называлась UzTel – 2003. По традиции официальную поддержку осуществляли Узбекское агентство связи и информатизации и АК «Узбектелеком». Местом проведения стал новый павильон №1 в «Узэкспоцентре». По данным организаторов, в ней принимали участие около (хотя непонятно, что значит «около» применительно к количеству компаний) 50 компаний из 12 стран. 8 компаний участвовали в этом ежегодном мероприятии впервые. Так как выставка проводилась в новом просторном павильоне, можно констатировать: UzTel-2003 была более представительная, нежели прошлогодняя, потому что, если помните, UzTel-2002 проводилась в хрустальном зале отеля Interсontinental. Впрочем, даже этот новый павильон был отгорожен и использовался где-то на три четверти.

pic

Согласно официальному каталогу выставки, было представлено 35 стендов только ИКТ-компаний, не считая стенды печатных изданий (ПрессТИЖ и каталога «Золотые страницы») и самих организаторов. Тематически экспозиции стендов можно разбить на 13 направлений: «Радиооборудование и радиосвязь», «Мобильные телефоны», «Спутниковая связь», «Глобальные компьютерные сети, Интернет», «Источники бесперебойного питания», «Компьютеры специального назначения», «Комплектующие», «Программное обеспечение», «Образование», «Копировальная техника», и даже не знаю, как назвать стенд всемирно известного производителя компании Samsung, на котором были представлены в основном мониторы Samsung, но в очень и очень широком ассортименте. В целом можно сказать, что «телекоммуникационное» направление (с учетом интернет-провайдерства) значительно преобладало над «компьютерным».
Самым популярным у молодежи был стенд компании Samsung, я бы назвал его образцовым. Во-первых: сама структура пространства стенда была в максимальной степени доступной для того, чтобы посетители могли буквально бродить среди мониторов Samsung, выбирая себе подходящий или разглядывая новинку LCD-монитора с диагональю 40”. Если же возникали вопросы по приобретению мониторов, то тут же, на стенде, можно было получить прайс-лист официального дилера (UCD Micros по CDT-мониторам). На стенде все вращалось в стиле «Матрица» и блестело новизной. Были и яркие девушки — супер-модели и главное украшение стенда – гоночный автомобиль, сесть за руль которого мог любой участник выставки (правда, выстояв в очереди) и погонять в компьютерную гонку, глядя на экран огромного LCD-телевизора.

pic

Самыми «компьютерными» стендами были стенды компании Agata Impex, компании «Навигатор» и ООО Delfi-Servis. На стенде компании Agata Impex была представлена огромная экспозиция компьютеров и периферии всемирного брэнда HP. Это и новейшие струйные, лазерные, цветные лазерные принтеры и MFP-устройства HP, а также компьютеры и серверы Compaq, выпускаемые HP. Наибольший интерес у всех посетителей вызывали карманные персональные компьютеры HP iPAQ. Вторая часть стенда Agata Impex была отведена под источники бесперебойного питания и другие устройства по защите питания от компании MGE (Франция). Отличительной особенностью стенда Agata Impex является то, что все представленное на стенде можно было купить (выписать договор) в этой же компании по факту, чего нельзя сказать о многих других стендах. Например, на стенде Siemens mobile было выставлено порядка девяти относительно новых моделей сотовых телефонов (некоторые, например Siemens S-55, можно давным-давно купить на ярмарке по ул. Навои), которые представляли симпатичные девчонки, не знающие, ни кто продает телефоны, ни что они умеют делать, ни какие планы у Siemens Mobile по поводу нашего рынка сотовых телефонов. На стенде можно было лишь через стекло поглядеть на модели и получить скудный лист-буклет на одну не шибко новую модель аппарата (никаких там смартфонов и прочих новинок, а ведь у Siemens есть что показать – это ведь мировой лидер в производстве трубок, по крайней мере стандарта GSM).

pic

Очень и очень порадовал стенд компании Delfi – Servis. Здесь можно было увидеть и редкие для нашего рынка (пожалуй, никто у нас их и не продает) великолепные струйные принтеры от компании Epson, и персональные компьютеры собственной сборки и комплектующие для любителей собирать все самому, и большой ассортимент расходных материалов.
Открытием для меня стал стенд компании «Навигатор». Всякий любитель самосборки и компьютерного «моддинга» просто не мог отойти от данного стенда. В первый день выставки я не смог в течение получаса протиснуться сквозь толпу посетителей. Что же на нем было интересного? Во-первых, богатый ассортимент материнских плат, видеоплат от компании Soltek. Во-вторых, всевозможные корпуса как с прозрачными стильными стенками, так и выполненные в виде металлического куба. Уже широко известные в Узбекистане, недорогие, но относительно качественные акустические системы всевозможных причудливых форм и размеров от MicroLab дополняли этот компьютерный рай.

pic

Самым классическим, выполненным по всем канонам «евростиля», был стенд компании Sharifa-T, которая представляла множительную технику Xerox. Являясь ветераном выставочного движения, Sharifa-T всегда участвует в выставках UzTel. Стенд этой компании отличается тем, что новая техника Xerox представляется в работающем состоянии: профессиональный менеджер все расскажет, покажет и даже откопирует пару-тройку образцов.
Богатым и интересным был стенд и у компании Setco. На стенде широчайший ассортимент учрежденческих АТС — от телефонов стандарта DECT до интегрированных телефонных систем, рассчитанных на крупные предприятия.
Единственной сотовой компанией Узбекистана, представленной на выставке, была компания COSCOM. На стенде компании любой желающий мог ознакомиться с новейшим 3G-аппаратом производства Motorola, имеющим компьютерный интерфейс и операционную систему на базе Windows CE Phone Edition. COSCOM также представляла новые услуги компании с использованием SMS-сообщений.
По соседству с компанией COSCOM стенд всемирно известной компании Huawei, которая за неполные пять лет работы в Узбекистане наладила тесные контакты с предприятиями связи Узбекистана как в области поставки оборудования для сотовой связи стандарта GSM (используется в СП «Уздунробита» и ИП Daewoo Unitel) и CDMA, так и коммутационные системы, оптические транспортные сети, интеллектуальные сети для подразделений АК «Узбектелеком» и телекоммуникационных сетей Узбекистана. Здесь можно было ознакомиться с новейшими образцами продукции, в частности с оборудованием для передачи данных (различные маршрутизаторы, серверы управления интегрированного доступа, программное обеспечение для управления сетями и пр.).

pic

Новое, но уже известное имя – компания Unitech, известная большинству из нас по интернет-картам Platinum Connect. Совместное Узбекско-британское предприятие Unitech было создано в 2002 году, но за столь короткий срок стало одним из самых популярных интернет-провайдеров, хотя деятельность данной компании правильней будет охарактеризовать как «системный интегратор», объединяющий услуги сети передачи данных, Интернета и телефонии. У стенда компании всегда много посетителей, и мы договорились с руководством компании, что позднее в нашем журнале расскажем об СП Unitech несколько обстоятельнее и подробнее.
СП Buzton, которое не нужно представлять публике, было также представлено собственным стендом. Сегодня СП Buzton является признанным интегрированным телекоммуникационным оператором. И если 120-я АТС является эталоном в области предоставления услуг обычной телефонии, выделенные линии для VPN-сетей или доступа к сети Интернет на скоростях до 512 Кбит/сек. уже хорошо известны самым притязательным корпоративным пользователям, то как мы узнали на стенде компании, в самое ближайшее время СП Buzton планирует выйти на самый широкий пользовательский рынок, то есть к нам с вами.

pic

Были и новые имена в мире интернет-провайдеров, например ЗАО Shark Telecom, которое является независимым коммерческим оператором связи, имеющим международные наземные оптоволоконный и спутниковый каналы связи. Одно из направлений деятельности компании – предоставление услуг населению (Интернет, телефония, интерактивное телевидение).
Были на выставке и представители компаний, выпускающих специфическую технику, такую как военные радиостанции и специализированные компьютеры для армии (Harris РЧ связь), техника и системы видеонаблюдения (СПП Vinlad – проектирование, поставка, монтаж, гарантийное обслуживание систем безопасности на базе технических средств) и оборудование для шифрования данных и разговоров (Delta Special Engineering GMBH/CRYPTO AG).

pic

Вообще на выставке было достаточно много стендов в основном зарубежных компаний, которые так и не смогли внятно объяснить, зачем они приехали на выставку и на кого рассчитаны их товары и услуги. Возможно, эти компании пытались привлечь внимание государственных органов как потенциальных заказчиков, но в этом случае, мне кажется, логичным было бы сделать не стенд, а презентацию, куда и пригласить потенциальных заказчиков как это делает SAP. А так, подходит студент спрашивает, ему что-то отвечают, но ничего непонятно. Даже мне после долгих объяснений (так, мол, и так, тематический журнал, что представляете народу нашей страны) зачастую объясняли, что это нашим читателям будет не интересно. Например, представительница компании «Транстелеком», объяснив, что эта компания является крупнейшим российским оператором, предоставляющим услуги связи более чем в 900 городах, а также интернет-провайдерам и корпоративным клиентам, подарила фирменный пакет, а на вопрос: какую цель преследует на данной выставке эта компания в плане налаживания партнерских контактов, сказала, что точно ответить на этот вопрос не может. Главная цель – чтобы знали. Стенд был и впрямь выполнен лаконично – надпись «Транстелеком», и все. Ах да, еще пакеты.

pic

Очень и очень порадовал стенд АК «Узбектелеком». Эта компания представляла на выставке новые предоплаченные телефонные карточки, при помощи которых наши граждане могут позвонить как из Ташкента в любую точку мира, так и из Москвы. Карты работают с применением технологии IP-телефонии, так что международные телефонные звонки обходятся дешевле на 15-20%.
На стенде АК «Узбектелеком» можно было также увидеть новые таксофоны, которые в самое ближайшее время появятся на улицах Ташкента.

pic

Единственным стендом учебного заведения был стенд Ташкентского университета информационных технологий. Несмотря на то, что здесь не было никакого новейшего компьютерного и иного оборудования (только компьютер и видеопроектор, проецирующий презентацию), он пользовался повышенным спросом, и вот почему. Дело в том, что Ташкентский университет информационных технологий и всемирно известная компания CISCO Systems создали региональную сетевую CISCO-академию. Любой специалист в области коммуникационных технологий мечтает пройти курс обучения в этой академии. Теперь такая возможность появилась и у наших граждан, причем не выезжая из Ташкента, а в самом ближайшем времени локальные CISCO-академии при региональной академии ТУИТ будут созданы и в областных центрах Узбекистана.

pic

Было еще несколько интересных стендов, но о них нужно писать либо много, либо ничего. Национальные производители были представлены продукцией компании «Андижанкабель». Понятно, что основную массу посетителей всегда интересует активное оборудование, в особенности новинки потребительского толка. Пассивное оборудование интересует в основном покупателей. Однако стенд СП ОАО «Андижанкабель» оставил самые теплые впечатления. Во-первых, продукция, представленная на стенде, вызывала удовлетворение (ведь могут выпускать и у нас высококачественные изделия), во-вторых, сам стенд был выполнен по всем канонам выставочного дела.
Был на выставке стенд одного производителя компакт-дисков из Алматы — ТОО Q-Complex. Эта компания имеет полный производственный цикл по производству (тиражированию), нанесению изображения и упаковки CD-дисков форматов CD-Data, CD-audio, CD-video. Производственные мощности производственной линии — 20000 дисков в сутки. Впрочем, компания согласна выполнять заказы, начиная с 500 экземпляров. Хозяева стенда всем показывали макет производственной линии, раздавали гранулы поликарбоната, из которого делаются диски, ну и в подарок фирменный CD-диск.

pic

Производителей программного обеспечения на выставке практически не было, если не считать компанию CBOSS, которая является ведущим российским разработчиком интегрированных высокотехнологичных решений в области связи. Но это уже слишком специализированный софт, чтобы он мог заинтересовать широкую публику.
Подводя экспресс-итоги, можно сказать, что выставка удалась. Может быть, по европейским меркам — это и не выставка, а больше «капустник». Но, как говорится, что имеем, бережем, любим и лелеем. Можно сказать только огромное спасибо компаниям, которые оплатили расходы по проведению выставки и дали возможность приобщиться всем нам в «живую» к высоким цифровым технологиям. И все же в чашку меда (до бочки пока не дотягиваем), я бы добавил ложку дегтя.

Организационный вопрос

Если к участникам выставки особых претензий нет, то вот к организаторам их, на мой взгляд, очень много. Вот уже четвертый год подряд выставку UzTel организует Британская выставочная компания ITE Group Plc., а точнее, ее эксклюзивный партнер в Узбекистане – компания Itesa-Osiyo. Из чего следует, что компания имеет большой опыт проведения подобных выставок, а с учетом того, что она же еще и проводит выставки по нефти и газу, туризму и т.п., то опыт у этой компании просто огромный. Однако некоторые факты заставляют задуматься: а так ли это?

pic

Начало выставки и, соответственно, ее открытие предваряла пресс- конференция, проходившая в маленьком неприспособленном зале, в котором половина приглашенных журналистов просто стояла — не хватило мест, а ведь пришли только приглашенные. Акустика зала и аппаратура не позволяли нормально записать вопросы-ответы, и журналистам приходилось перекидывать микрофоны от выступающего к выступающему. Сама пресс-конференция продолжалась всего 30-35 минут, и это с учетом кофе-брейк, поэтому было задано всего три-четыре вопроса (а приглашенных было около полусотни), и всем пришлось удовольствоваться лишь куцым пресс-релизом, который дублирует один в один пресс-релиз прошлого года с добавлением новых данных об участниках и о проходящем параллельно с выставкой национальном саммите по ИКТ.
По окончании пресс-конференции все в спешном порядке ринулись к выставочному павильону, так как через 15 минут уже начиналась официальная церемония открытия, а еще нужно было развернуть оборудование для телесъемки. Однако, подойдя к дверям входа на выставку, мы увидели толпу, которую до 12 не пускали, а в 12-00 началась «насильственная» регистрация участников и все стояли в очереди, как в советские времена за ливерной колбасой, потому что при регистрации необходимо было собственноручно заполнить бланк печатными буквами и тебе в обмен на него выдавали «бейджик» в гордым наименованием «посетитель» (ни имени, ни организации). Тех, кто отказывался от регистрации, секьюрити в зал не пускал. В общем, организаторы, прихватив с собою VIP-посетителей (да и то не всех), прошли, как водится, с заднего крыльца, а простые граждане, в том числе и приглашенные журналисты, простояли до 12-45 в очереди. Даже глава представительства ПРООН в Узбекистане Ричард Конрой честно отстоял около 20 минут (секьюрити по барабану, кто ты, в очередь, и все тут), пока благодаря ИКТ-технологиям (благо, мобильный телефон он взял с собой) его не проводили через VIP-вход. Так что было ли открытие выставки и кто ее открывал, не знаю, врать не буду, я честно стоял в очереди.

pic

Приблизительно в 12-45 мне все же удалось войти в павильон. Взяв бланк, я зарегистрировался как «Пупкин Василий Алибабаевич – президент корпорации Intel» (да простят меня господа из этой мною любимой компании), я сдал его и получил бейджик – «посетитель». Так что, если в отчетах организаторов вы увидите компанию Intel, не удивляйтесь.
Побродив по выставке, я подошел в стойке-стенду организаторов и, представившись, попросил официальный каталог выставки, для того чтобы иметь представление об ее участниках для подготовки публикации в наш журнал. В обмен на каталог с меня потребовали визитку. Как потом выяснилось, каталог весьма поверхностный. Титульная обложка написана на узбекском (латиница) и английском языках. И как любой нормальный человек, я подумал, что он и составлен на этих языках. Но нет, кроме обложки, в каталоге на узбекском языке нет ни слова. Каталог выполнен на двух языках: русском и английском. И не понятно, для чего выпускать каталог наполовину на английском языке, и ни слова на узбекском, если выставка ориентирована на посетителей из Узбекистана. Для иностранных гостей можно было сделать и специальный буклет о выставке на английском, тем более что их не так уж и много.
Содержание каталога также самое-самое поверхностное, буквально несколько фраз и адрес компании. Несмотря на то, что каталог официальный, я в нем не обнаружил ни информации о компании Huawеi, ни о сотовой компании Coscom, ни об ООО Delfi-Servis, хотя стенды у них были очень интересными. В то же время около трети каталога занято широченными полями с рекламой этой выставки и их организаторов, причем на каждой странице. В общем, поняв, что каталог мне не подмога, пошел по стендам собирать информацию и обнаружил, что практически на всех стендах студенты все уже разобрали, так что договорился с компаниями, что приду завтра и мне подготовят раздаточный материал.
У стенда Agata Impex получил приглашение от главы этой компании на семинар по продуктам MGE (источники бесперебойного питания). Представитель из далекого зарубежья приехал, что-то этакое хотел поведать о своих достижениях. Прихожу ровно в 15-00 к импровизированному залу для семинаров (просто слегка отгороженный от общего павильона стенд), вижу, что стульев маловато (любят у нас UPS от MGE, и все тут), причем один вообще поломанный. Ну, думаю, ничего, не графья – постоим, на диктофон запишем, может, потом чего и в журнал попадет. Не тут-то было – зал не оборудован ни микрофоном, ни усилителем — ничем, а ведь он без звукоизоляции. В общем, иностранец (выставка-то международная) что-то говорил на английском, переводчик что-то переводил, а представитель организаторов строго следил, чтобы никто лишний (стульев-то не хватает) не дай Бог, не пришел на семинар-презентацию MGE.

Оргвыводы

Никто не ставит под сомнение, что Itesa Osiyo, и в особенности ее британский партнер ITE Group PLC, имеют опыт в проведении международных выставок. Никто не подвергает сомнению и то, что сегодня в Узбекистане нет компании, которая взяла бы на себя организацию выставки по информационным и коммуникационным технологиям, кроме как организаторы UzTel. Однако и не говорить о таких откровенных промахах организаторов тоже не честно.
Мне кажется, что нужно было бы более детально продумать весь сценарий данной выставки. Ввиду того, что в силу некоторых объективных и субъективных причин у нас выставка UzTel является по своей сути «капустником»: и телекоммуникации, и компьютерные технологии — все в одном-единственном павильоне. Так зачем устраивать еще более крутой капустник? Мне кажется, что нужно было бы продумать специализацию в регламенте работы выставки. Скажем, для прессы провести пресс-конференцию накануне (ну никак не за час до открытия) или за два-три часа до открытия выставки, пока все павильоны чисты и красивы, пригласить СМИ и телевидение. Чтобы можно было и картинку снять, и интервью взять. Вот тогда будет общественный резонанс, на который так надеются и участники, и организаторы.
Если нет возможности сделать специализированные павильоны, только для специалистов (B2B) или для пользователей (В2С), как это делается во всем мире, то можно сделать, к примеру, один день только для специалистов, другие дни — только для пользователей и широких масс любопытных.
Если организаторы не могут обеспечить нормальную пропускную способность при регистрации, то ее нужно вовсе отменить (даже если и со статистикой все будет не так хорошо). Это не дело, когда человек приходит на выставку самых высоких технологий и, как в советские времена, стоит в очереди. Регистрацию, кстати, можно вести и по Интернету. Пришел, назвал свой номер, получил распечатанный на принтере свой именной бейджик, и нет никаких очередей.
В общем, оргвыводы должны сделать сами организаторы, тогда, может, будет и два, и три павильона, и эффект от проведения выставки. Впрочем, организаторы (Itesa Osiyo) сейчас уже заняты проведением другой международной выставки (если не ошибаюсь, в области туризма) и далеки от информационно-коммуникационных технологий.
Выставка же UzTel-2004 намечена, как всегда, на конец сентября 2004 года. Вот тогда о нас опять и вспомнят!

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте