Ваш ВЕБ-САЙТ — это Ваша собственность
4 ноября 2003
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

pic

Данный веб-сайт охраняется авторским законодательством Республики Узбекистан. Любое его воспроизведение (также и издание в любой форме и размещение на других веб-сайтах путем отражения самого содержания сайта либо установления гиперссылок, указывающих на данный веб-сайт), внесение изменений и дополнений возможно только при наличии согласия автора и/или правообладателя с обязательным указанием имени автора, а также при соблюдении личных неимущественных и имущественных прав автора и правообладателя данного веб-сайта. При несоблюдении вышеуказанных требований и других положений авторского законодательства возникает:

a) гражданская ответственность на основе ст. 1072 ГК РУз и ст. 46 ЗоАСП РУз, и нарушитель обязан возместить правообладателю понесенные им убытки, включая упущенную выгоду, а также правообладатель вправе взыскать с нарушителя вместо убытков полученные им вследствие нарушения доходы;
b) уголовная ответственность на основе ст. 149 УК РУз, и правонарушитель может быть наказан штрафом от двадцати пяти до семидесяти пяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет либо арестом до шести месяцев.
ГКРУз -Гражданский кодекс Республики Узбекистан, ЗоАСП -Закон Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах», УК РУз — Уголовный кодекс Республики Узбекистан
Подобную запись следовало бы разместить на домашней странице каждого веб-сайта, ибо это было бы законно и, главное, справедливо.

Когда Тим Бернерс основал стандарт гипертекста, он наверняка не думал, что это приведет к появлению нового объекта гражданского права. Такой объект на языке оригинала называется веб-сайтом (web-site), и выражения интернет-страничка, веб-страница, интернет-документ, гипертекстовый документ, HTML-документ являются синонимичными, а часто аналогичными. Чтобы не путаться в терминах, мы будем использовать понятие «веб-сайт» (далее без кавычек) для обозначения известных нам всем веб-сайтов, ибо это уже общеупотребительный термин.
Интернет стал новой формой выражения мысли. Тут нет ни иронии, ни преувеличения и даже недооценки. По крайней мере, в Интернете появился такой объект, в котором могут быть воплощены практически любые мысли человека, и подобный объект теряет смысл и назначение без самой Сети. Это веб-сайты, которые мы почти каждый день «пролистываем» в поисках «пищи» для ума, ради развлечения и т.п. Сегодня в Интернете существуют различные веб-сайты, где можно найти все — от ежедневных новостей до произведений известных писателей, от любительского фото до произведений известных художников, вплоть до целых художественных галерей. А все это — труд.

В каждый веб-сайт вкладывается (кроме материальных затрат) значительный интеллектуальный труд. Красивый дизайн, ценная информация, удачная фотография, размещенные на веб-сайтах, всегда привлекают внимание посетителя. Посетитель веб-сайта не только обращает внимание на красивый дизайн, но и прилагает усилия, чтобы иметь у себя на веб-сайте такой же…
С самого начала следовало задаться вопросом: стоит ли вообще защищать веб-сайты от неправомерного копирования и использования их содержания и всего того, что доступно через веб-сайты. Практика развитых стран показывает, что значительную часть судебных разбирательств по поводу Интернета составляют нарушения авторских прав на содержание веб-сайтов. Так как веб-сайт может содержать аналог любого традиционного объекта (речь идет об объектах авторского права) в виде текста, изображения, аудио- и видеофайла, преобразованного в цифровую форму, такие объекты могут быть доступны неограниченному количеству лиц. Кроме того, веб-сайт имеет свой дизайн, который также имеет немаловажное значение как объект авторского права. Разумеется, наблюдать за использованием и распространением таких объектов практически невозможно. Ученые-правоведы, теоретики и практикующие юристы уже высказали свое мнение по поводу защиты авторских прав на веб-сайт. Например, А. Куприянов и С.А. Судариков считают, что особым объектом авторского права, охраняемым в сети Интернет, является сайт. Естественно, веб-сайт представляет собой определенную систему HTML-файлов (расширение *.htm или *.html), которые представляют собой отдельные страницы сайта. Однако многие авторы считают, что HTML-файл (сами авторы называют его «документом Интернета») также имеет все признаки произведения и в не меньшей степени может считаться самостоятельным объектом авторского права. Учитывая особенности HTML-файлов, Ю. Кобелев дает следующее определение: «Документ Интернета — это объективная форма представления и организации совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью передачи информации методами сети Интернет и через эту сеть, включая порождаемые ею аудиовизуальные отображения». Основная особенность документа Интернета — это комплексность. Документ может состоять, наряду с текстом и изображениями, из самостоятельных различных объектов: аудио- и видеофайлов, аудиовизуальной анимации, различных программ для ЭВМ и базы данных. Ученые из Университета Саар (Universitat des Saarlandes, Германия) считают, что отдельные компоненты веб-сайта также подлежат защите по положениям авторского права. Однако, по их мнению, защищается авторское право только тех объектов (компонентов сайта), которые созданы умственным трудом, в которых отражены творческие способности автора (создателя объекта). Как утверждают немецкие специалисты, на практике самым важным является вопрос, имеет ли объект достаточный уровень воплощения творчества. Кроме того, следует устанавливать путем сравнения, имеет ли объект индивидуальный характер, хотя это и не очень жесткое требование. Поэтому в случае сомнения на практике рекомендуется исходить из правовой защиты интересов автора. Все же, согласно ст.ст. 5-6 Закона Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах» (30 августа 1997 г.), документ Интернета, как и веб-сайт, является одним из объектов авторского права и обладает всеми признаками для того, чтобы получить охрану в соответствии с положениями авторского права. Такой вывод можно сделать при анализе ст. 5 вышеуказанного Закона. Охрану получают произведения, обладающие следующими признаками:

• произведение относится к сфере науки, литературы и искусства
• создано в результате творческой деятельности. При этом не имеет значения ни назначение произведения, ни его творческая ценность, ни способ выражения (единственное требование — существование произведения в какой-либо объективной форме).

Таким образом, законодательство об авторском праве вполне применимо к веб-сайтам и документам Интернета, и им должна быть представлена защита, предусмотренная для традиционных объектов авторского права. Конечно, в силу особенностей Интернета полноценное и эффективное применение авторского законодательства к веб-сайтам пока невозможно, ибо оно предполагает некоторые изменения в законодательстве. Однако специалисты не остановились в поиске подходящего варианта по применимости законодательства в отношении веб-сайтов. Некоторые относят веб-сайт к средствам массовой информации. Так, например, Л.К. Терещенко утверждает: «По сути, распространение на сообщения, периодически передаваемые посредством телекоммуникационной сети Интернет пользователям сетевых информационных ресурсов, правового режима радио- и телепрограмм, приводит к невозможности исполнения норм Закона «О средствах массовой информации», так как под категорию радио- или телепрограмма подпадает любой сетевой информационный ресурс мира(!), даже если информацию с него получает только его владелец».

pic

Согласно ст. 1 Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» от 26 декабря 1997 года, к средствам массовой информации относится наряду с другими и электронно-информационная связь. Естественно, такая формулировка дает возможность применить данный закон и к электронным изданиям в Интернете, которые представляются нам в виде веб-сайтов. Если учесть тот факт, что далеко не все веб-сайты обладают признаками СМИ (имеют постоянное название, периодичность и т. п.), то распространение закона ограничивается лишь небольшим процентом веб-сайтов. Действительно, такое применение законодательства обусловлено целевым подходом к веб-сайтам. То есть закон распространяется на них в зависимости от того, для чего предназначен веб-сайт. Одним из примеров такого подхода можно привести деятельность американских юридических фирм. Судя о споре ученых Правовой школы университета Хофстра (HOFSTRA UNIVERSITY SCHOOL OF LAW, N.Y.), веб-сайты юридических фирм представляют собой рекламу и должны регулироваться законами о рекламе. Такой подход обоснован тем, что юридические фирмы (и не только юридические) создают свои веб-сайты в Интернете преимущественно для рекламы. С точки зрения целенаправленности этот подход вполне оправдывает себя. Но само собой разумеется, что применение законодательства о СМИ или рекламе решает лишь часть поднятой в этой статье проблемы. Все же авторское право определяет дальнейшее развитие Интернета, сохраняя баланс между интересами создателей и потребителей творческого продукта, распространяемого через Интернет.

При подготовке статьи использованы следующие литература и сайты:
Кобелев Ю. Авторское право и Интернет, 2002.
http://www.russianlaw.net/law/doc/a142.htm

http://remus.jura.uni-sb.de/faelle/index.html — «Remus-Newsletter» электронный бюллетень юридического факультета Саарского университета, Германия. Петровский С.В. Сайт — иное СМИ: коллизии права. «Журнал российского права», № 2, 2001,

http://www.infointel.ru/article.php?what=article &id=370.

http://pirate.shu.edu/~jenninju/InternetLaw/01_InternetTechnology/LawFirmWebPagesEthics.htm Ethics and the Internet: Regulation of Web Pages Law.com Seminars November 22, 2000 ©2000 Law.com.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте