Первый чемпионат Узбекистана по компьютерным играм
5 ноября 2003
Рубрика: Компьютерные игры.
Автор: .

pic

Uzbekistan Cyber Games 2003

C 10 по 25 августа 2003 года в Ташкенте проводился Первый чемпионат по компьютерным играм — Uzbekistan Cyber Games 2003 (UCG 2003). Чемпионат проводился при официальной поддержке Узбекского агентства связи и информатизации. Организаторами выступили журнал InfoCOM.UZ и клуб TransNet. Генеральным спонсором чемпионата является компания Samsung Electronics. Чемпионат проводился по пяти наиболее популярным компьютерным играм, в семи самых технически оснащенных компьютерных клубах Ташкента. Всего в играх чемпионата приняло участие около 700 геймеров. Но обо всем по порядку.

Идея проведения чемпионата.
Цели и задачи

Идея проведения чемпионата Узбекистана по компьютерным играм не является уникальной и буквально лежала на поверхности. Посудите сами: только в Ташкенте, по нашим исследованиям, более 100 компьютерных клубов, в которых насчитывается более 2000 компьютеров! Значит, это кому-нибудь нужно. Клубные и межклубные турниры проводились уже в 2001-2002 годах и, кстати, пользовались огромной популярностью и массовостью.
Еще в то время, когда наш журнал назывался «Компас», мы планировали провести геймерский турнир на призы журнала, но у нас не хватило сил одним поднять столь массовое мероприятие. Начиная с октября 2002 года наш журнал пережил второе рождение и стал называться InfoCOM.UZ. Значительно расширился состав учредителей, в число которых вошли Узбекское агентство связи и информатизации, АК «Узбектелеком», крупнейшие компьютерные компании («Нурон», «Нихол Комтех») и интернет-провайдеры (BCC, Sarkor-Telekom, UzPAK и TPS). При поддержке таких учредителей можно организовать представительный турнир.

pic

Собственно, зачем журналу нужно проводить чемпионат по киберспорту? Мы пишем об информационно-коммуникационных технологиях, а компьютеры и компьютерные технологии в сегменте ИКТ являются центральными. Большая часть наших читателей играет в компьютерные игры и просит о них регулярно рассказывать на страницах журнала. А если мы еще и чемпионат поможем организовать или, по крайней мере, станем его инициаторами, то вообще будет великолепно. И все же главной причиной активного участия нашего журнала в организации и проведении чемпионата Узбекистана по компьютерным играм является популяризация компьютерных технологий. Чтобы все от мала до велика знали и любили компьютер, приобщались к компьютерным технологиям пуcть и посредством игры.
Однако, как говорится, даже хорошая идея — это только идея. Для того чтобы провести чемпионат, необходимо иметь хотя бы некоторый опыт, а его у журнала нет. Именно поэтому мы обратились к партнеру и активному рекламодателю нашего журнала — клубу TransNet с предложением стать соорганизатором чемпионата, тем более что этот клуб уже имел положительный опыт проведения крупного турнира по компьютерным играм (мы об этом рассказывали на страницах нашего журнала в статье «Праздник киберспорта», № 4 за 2003 год).

pic

Итак, у нас сложился тандем: журнал InfoCOM.UZ + клуб TransNet. Совместными усилиями изучив зарубежный и приобщив собственный опыт, были составлены предварительные тезисы проведения чемпионата. С этими тезисами мы обратились в государственный орган, регулирующий все информационные технологии (а значит, и компьютеризацию всей страны) в Узбекистане — Узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ), тем более что УзАСИ является для журнала самым близким ведомством (более половины учредителей журнала входят в подразделения УзАСИ), а Генеральный директор агентства Арипов Абдулла Нигматович является членом редколлегии журнала. Если государственный орган, отвечающий за развитие информационных технологий, окажет официальную поддержку чемпионату (не говоря уже о финансовой), то с полным основанием победителей чемпионата можно называть официальными чемпионами Узбекистана по компьютерным играм. Идею чемпионата в агентстве связи и информатизации активно поддержали, мало того, расходы по изготовлению медалей чемпионата (а они заказывались на Ташкентском монетном дворе по индивидуальным эскизам) взяли на себя. В процессе проведения чемпионата УзАСИ также оказывало помощь в размещении иногородних участников чемпионата и привлечении средств массовой информации к освещению чемпионата.
Ну что ж, начало положено. Однако необходимо понимать, что первым всегда трудно. Особенность компьютерных игр как вида спорта в том, что нет ни федерации киберспорта, ни тренеров, ни судей, ни всего того, что годами складывается во всех других традиционных видах спорта. Только энтузиазм и зарубежный опыт. Исходя из этого, было принято решение создать общественный оргкомитет Первого чемпионата, который стал бы руководящим и регулирующим органом, а уж в дальнейшем, возможно, возникнут и Федерация киберспорта Узбекистана, и другие постоянно действующие органы самоуправления.
Для того чтобы чемпионат был массовым и в нем мог принять участие по возможности любой гражданин Узбекистана, было решено пригласить в оргкомитет чемпионата максимальное количество компьютерных клубов Ташкента. Есть, конечно, клубы и в других областях Узбекистана, и даже рассматривался вариант дистанционного проведения геймерских турниров по областям с последующим проведением финалов в Ташкенте. Однако ввиду того, что чемпионат проводился в первый раз и нет информации о точном количестве клубов и геймеров в регионах (по нашим подсчетам, только в восьми областях Узбекистана имеются крупные геймерские клубы или интернет-кафе), было решено дать объявление в газете с приглашением принять участие в чемпионате UCG 2003 руководителей компьютерных клубов в качестве соорганизаторов. На наш призыв откликнулось порядка пятнадцати клубов, но только семь из них согласились принять на себя заботы по организации и проведению чемпионата.

pic

У первого чемпионата Узбекистана было достаточно спонсоров, включая и генерального спонсора — компанию Samsung (о них мы расскажем несколько ниже), но все же основную тяжесть в проведении игр чемпионата, причем абсолютно бесплатно, взяли на себя семь клубов:

TransNet, ул. А. Темура
TransNet, Чиланзар
TransNet, пр-т. Космонавтов
Elite
@lmamater
Бизнес-центр «Кор-тур»
Begim

Редакция журнала выражает особую благодарность директору клуба @lmamater Самигову Эркину Пулатжановичу, руководству клуба Elit и Государственного музея истории Тимуридов, директору клуба Kortour Киму Донг Юл, директору клуба Begim Юсупову Бобирбеку Каримовичу, директору клуба TransNet Инамжанову Рустаму Ганижановичу и директору клуба TransNet на проспекте Космонавтов Гасанову Кадыру Ильдаровичу.

pic

Представители этих клубов и журнала InfoCOM.UZ, собственно, и составили оргкомитет чемпионата, на заседаниях которого были обсуждены и приняты порядок проведения чемпионата, правила и судейский состав.

Порядок проведения Первого чемпионата Узбекистана по компьютерным играм
(Uzbekistan Cyber Games)

В результате долгих дебатов и обсуждений на оргкомитете было принято решение провести в рамках чемпионата турниры по следующим общеизвестным и популярным играм:

1. Counter-Strike (командная игра, команда из 5 человек);
2. Star-Craft: Brood War;
3. Quake III: Arena;
4. Age of Empires II: The Conquerors;
5. WarCraft III.

Выбор данных игр обоснован тем, что они популярны у геймеров Узбекистана, некоторые игры входят в программу мирового чемпионата по компьютерным играм (WCG World Cyber Games), что при нормальном проведении чемпионата позволяет надеяться на дальнейшее участие наших спортсменов в мировом чемпионате. Особые трудности были с принятием решений по версиям игр, так как наиболее продвинутые геймеры требовали (писали письма на сайт infocom.uz) более новые и продвинутые версии, в то время как большинство играющих никогда их не видели. В результате было принято «соломоново» решение — играть пусть и по старым, но знакомым для большинства правилам (да простят нас истинные про-геймеры). По отдельным видам программы чемпионата (игра WarCraft III) вообще было принято беспрецедентное решение при жеребьевке путем согласования со всеми участниками окончательно определиться с версией игры. Это указывает не на слабость оргкомитета, а на его гибкость в вопросах учета интересов всех играющих. Естественно, когда будут проходить отборочные турниры на WCG 2004 (следует понимать, что победители чемпионата Узбекистана UCG 2003 автоматически не получат право на участие в мировом чемпионате), то они будут проходить по правилам, утвержденным оргкомитетом WCG, и никаких либеральных отклонений как по составу игр, по версиям и правилам (особенно по части консольных и прочих команд) уже не будет. Для примера в программу третьих мировых игр WCG 2003 были включены турниры по следующим играм: StarCraft: BroodWar, WarCraft III, Age of Mythology, FIFA 2003, Unreal Tournament 2003 и всеми любимой Counter-Strike (или как ее сокращенно называют геймеры CS). Что касается SC, StarCraft или WarCraft III, то у нас в Узбекистане их любят, знают и играют (если не считать новых /старых версий).

pic

Забегая вперед, скажем, что на командную (5х5) игру Counter-Strike зарегистрировалось аж 98 команд — вот это популярность! Ну а что было делать с такими «экзотическими» у нас играми, как FIFA 2003 (футбольный симулятор, о котором в этом номере мы поместили статью, дабы спровоцировать интерес геймеров к этой игре) или Age of Mythology (стратегия). По общему мнению членов оргкомитета, а среди них есть немало и любителей поиграть, количество потенциальных участников на игры FIFA 2003 и Age of Mythology могло быть настолько небольшим, что турниры могли бы и не состояться. Поэтому и было решено провести турниры по трем играм, входящим в WCG 2003 (с некоторыми отклонениями по правилам и версиям), а также по Age of Empires и Quake III: Arena. Что касается последней игры, то, как известно, правительство Южной Кореи (а WCG продвигается именно министерством образования Южной Кореи и компанией Samsung) наложило запрет на «стрелялки» от первого лица (игры категории FPS First Person Shooter), к числу которых относятся Quake I, II и Half-Life. Эксперты посчитали, что «уровень жестокости» в них слишком высок. Однако версия популярной игры Quake III: Arena, турнир по которой проходил в рамках нашего чемпионата, прошла корейскую «цензуру» и, по-видимому, не является столь жестокой. И это радует.

pic

К участию в чемпионате было решено допускать только граждан Узбекистана старше 14 лет, при этом абсолютно бесплатно. Все расходы по проведению игр взяли на себя клубы. Большое им за это спасибо. Поверьте, это очень и очень не просто предоставить зал и оборудование (а главное — судей и сотрудников) для 700 геймеров на целых две недели. Огромное количество желающих поучаствовать в чемпионате было в возрасте до 14 лет, и родители чуть не плача уговаривали оргкомитет разрешить поиграть и им. Данное решение по ограничению возраста участников мы аргументируем тем, что подросток-геймер может, не сообщая родителям, поехать из одного конца города в другой (да не один раз: на регистрацию, на жеребьевку, на игры), и что с ним по дороге случится, одному Богу известно.

pic

Впрочем, если на следующий год (а мы надеемся, что чемпионат станет регулярным) оргкомитет примет решение, то, возможно, более юные геймеры смогут принять участие в чемпионате, правда, при условии обязательного сопровождения ребенка — тинэйджера родителями или совершеннолетними братом (сестрой). На отборочные турниры WCG, например в России (или на Украине), также допускаются только граждане в возрасте 16 лет и старше. Просто у нас очень «молодая» страна, и мы снизили возрастной ценз.

О сроках проведения чемпионата

Российские исследования показывают, что основная масса геймеров — это молодые люди в возрасте 17-18 лет. У нас, наверное, та же картина. Учитывая тот факт, что геймеры — люди весьма одаренные (киберспорт как-никак), то большинство из них в июне-июле активно готовятся к поступлению в вузы (про школьное время мы вообще не говорим). Так вот, 1 августа, успешно сдав вступительные тесты, основная масса геймеров на радостях к званию студент может еще добавить звание чемпиона Узбекистана по компьютерным играм. Поэтому и было решено игры чемпионата провести с 10-го по 25-е августа. Отрадно, что финалы игр чемпионата и вручение наград будут проходить в канун празднования 12-й годовщины независимости Узбекистана.

pic

Регистрация участников началась 26 июля, а закончилась 7 августа. Поначалу у оргкомитета была прямо-таки паника: за первые три дня зарегистрировались всего 20 участников, включая две команды в SC. Были срочно изготовлены плакаты, призывающие к участию всех и вся в чемпионате. Агитаторы чемпионата из числа родных и близких членов оргкомитета просочились на все чаты и форумы: «Люди, не проходите мимо, примите участие в чемпионате!» Мы не учли, что наш народ (и даже молодые и талантливые господа геймеры) все важное откладывает на последний день. Так и получилось — около 90% участников были зарегистрированы в последние три дня. При том, что регистрация закончилась аж в 21.00, все равно нашлись опоздавшие, которые на следующий день просили зарегистрировать их. Но, как говорится, кто не успел — тот опоздал. Итоги регистрации таковы:

Общее число зарегистрировавшихся — 691 чел.

В том числе по играм:
1. Counter-Strike (командная игра, команда из 5 человек) — 98 команд (!)
2. Star-Craft: Brood War — 74 участника
3. Quake III: Arena — 49 участников
4. Age of Empires II: The Conquerors — 29 участников
5. WarCraft III — 51 участник.

Как показала регистрация, самой популярной и массовой игрой является Counter-Strike — около 500 участников, да еще и организованных в команды! Оргкомитетом прогнозировалось столь массовое участие геймеров в SC, поэтому турнир по данной игре проводился одновременно в четырех клубах (во всех трех клубах TransNet и клубе Elite). Турнир по StarCraft`у проводили в двух клубах (клуб Elite и бизнес-центр KORTOUR). «Квакеры» обосновались в клубе Begim, а «стратеги» в игре Age of Empires состязались в вузгородке, в интернет-кафе @lmamater.
Чемпионат задумывался как общенациональный, поэтому организаторам очень хотелось бы видеть побольше игроков из всех областей Узбекистана. К сожалению, из вилоятов приехали только 22 участника. Это команды по Counter Strike из Самарканда (было заявлено две команды, но приехала только одна), Андижана, Бекабада и Ташкентского тумана Ташкентской области. А также геймеры, выступающие в личном зачете. Есть, по всей видимости, просчеты организаторов по информированию иногородних участников о проводимом чемпионате. Даже с учетом того, что основная масса игроков проживает в столице, иногородних участников все же могло быть больше. Надеемся, что на следующий год так и будет.
Поступало много писем от геймеров из Кыргызстана, России, Казахстана, которые хотели бы участвовать в чемпионате, из чего можно сделать вывод, что о чемпионате знали и за пределами Узбекистана. Нам пришлось с сожалением им сообщать, что в чемпионате принимают участие только граждане Узбекистана.

pic

Жеребьевка участников

Правилами чемпионата не допускалась возможность одновременного участия игрока в нескольких играх. Это связано, прежде всего, с тем, что игры проводились одновременно в семи клубах, а опоздания геймеров на игры могли вконец сместить и без того напряженный график проведения чемпионата. Было решено жеребьевку провести 9 августа в 11.00 одновременно в четырех клубах. Каждый участник получал бейджик с фирменным удостоверением участника чемпионата. Жеребьевку по игре Counter-Strike проводили капитаны путем вытягивания из мешка боченков с номерами от старой и доброй игры «лото». Турнирная таблица по SC заняла семь страниц. Каждый капитан получил на руки карточку с графиком игр. Жеребьевка по другим играм проводилась при помощи специального ПО. Турнирные таблицы были развешаны во всех клубах, так что перепутать график соревнований было невозможно.
Самой большой неожиданностью стало то, что на жеребьевку не явились 11 команд по SC и 12 «квакеров». Видно, пришли домой, подумали еще раз, прикинули свои возможности и решили еще год-другой потренироваться. А зря. Главное — не победа, а участие. Впрочем, никто не хочет быть «мясом» (так называют слабых игроков). Вполне возможно, что даже и некоторых про-геймеров не устроили правила соревнований. Вы уж не серчайте, все ведь в первый раз.

pic

Судейство чемпионата осуществляют утвержденные оргкомитетом судьи из числа персонала клубов, в которых проводился чемпионат. Вообще по опыту других стран с судейством в киберспорте пока большие проблемы. Во-первых, нет многолетнего опыта обслуживания и судейства чемпионатов, нет самой судейской коллегии, да и просто судей в таком количестве на 15 дней в Ташкенте просто не найти. Тем не менее силами клубов судейство было организовано на приличном уровне, тем более что самим клубам — организаторам чемпионата нет никакого желания проводить судейство игр некорректно, так как это поставит под сомнение престиж самого клуба.
Порядок проведения чемпионата, фоторепортажи, списки зарегистрировавшихся участников, победителей и призеров были размещены на официальном сайте чемпионата www.infocom.uz В шести самых популярных изданиях были опубликованы порядок и сроки регистрации участников, места проведения жеребьевки и игр.

Спонсоры чемпионата и информационная поддержка

Привлечь внимание спонсоров к Первому чемпионату Узбекистана, да еще и по компьютерным играм было не так-то просто. Если бы не решение представительства компании Samsung стать генеральным спонсором UCG 2003, то чемпионата, скорее всего, могло и не быть. Быть генеральным спонсором означает взять на себя основную часть расходов по рекламе чемпионата, изготовлению символики и проведению церемонии награждения победителей и призеров. Компания Samsung предоставила и супер-призы чемпионата: каждый победитель получает в подарок высококачественный 17-дюймовый CDT-монитор Samsung SyncMaster 753. Кроме того, победители, занявшие первые места, смогут поехать в Москву для участия в товарищеской встрече между геймерами России и Узбекистана.

pic

Спонсором чемпионата является также и компания HP, которая учредила специальный приз для победителя в игре Quake III: Arena — это карманный компьютер класса HighEnd — Compaq iPAQ 3970. Кроме того, компания HP снабдила одну из команд про-геймеров в игре Counter-Strike фирменными футболками с логотипом HP. Кто знает, может, в будущем эта команда киберспортсменов будет спонсироваться столь известной IT-компанией и сможет выезжать на международные турниры.
Не останутся без хороших призов и призеры чемпионата. Так, призеры, занявшие вторые места, получат беспроводные комплекты радиоклавиатур и радиомышек. Данные качественные устройства предоставила компания «Нурон». За третье место призеры получат телефоны от представительства компании Alcatel SEL AG в Узбекистане, оптические мышки и т.п.
Интернет-провайдер Sarkor-Telekom каждому победителю и призеру чемпионата подарит интернет-карту стоимостью 10000 сумов. Такие же интернет-карты презентуются другим спонсором — филиалом АК «Узбектелеком» — интернет-провадером Intal Telekom.
Очень оригинальными и интересными призами наградит победителей чемпионата медицинская компания MDS-Service, которая преподнесет призерам специальные подростковые очки с антибликовым покрытием фирмы Polaroid от магазина оптики при клинике MDS-Service.

pic

Во время подготовки и проведения чемпионата оргкомитет пользовался качественной сотовой связью от компании UZMAСOM. Члены оргкомитета убедились, что связь уважаемой компании никогда не подводит. Несмотря на то, что нам приходилось разъезжать по нуждам чемпионата практически по всем районам, мы всегда пользовались качественной связью СП UZMACOM.
Спонсором чемпионата явился также и «Алокабанк», благодаря финансовой помощи которого были оплачены расходы по проезду и размещению участников чемпионата из Самарканда.
Пожалуй, самыми первыми о предстоящем чемпионате узнали абоненты пейджинговой компании Radiopage, потому что эту компанию и редакцию журнала InfoCOM.UZ связывают тесные партнерские отношения. СП Radiopage оказывало информационную поддержку чемпионату.
Особую благодарность оргкомитет чемпионата хотел бы выразить FM-радиостанциям и нашим коллегам из газеты «Новости Узбекистана». Дело в том, что бюджет Первого чемпионата был не столь обилен, как нам хотелось бы, поэтому мы обратились к нашим коллегам-журналистам с просьбой рассказать о чемпионате. Ведь он нужен молодежи, а не только организаторам. Практически все радиостанции рассказывали о чемпионате, о порядке проведения турниров и даже сделали специальные звуковые ролики. Причем абсолютно бесплатно.
Нам очень хотелось бы поблагодарить радио «Гранд» за ту информационную поддержку, которую оно оказало чемпионату. Поистине радио «Гранд» — это молодежное радио. Кстати, радио «Гранд» для победителей чемпионата также приготовило призы — фирменные майки с логотипом и прочие сувениры. Как нам кажется, никто из призеров чемпионата не останется без подарков.
Мы также благодарны радио Setar, которое является учредителем журнала InfoCOM.UZ и активно освещало на своих волнах весь чемпионат. Мы благодарим: BBC World Service-ташкентское бюро, радиостанции: Гранд fm 101,5, Навруз медиа fm 88,4, Ориат Доно (Ориат fm) fm 106,5 100,5, Пойтахт-информ fm 107,2, Сезам fm 105,4, Сетар fm 90,0, Терра fm 105,0, Узбегим таронаси fm 101,0, Хамрох fm 102,0, Эхо долины 102,7 fm, а также Ешлар телеканал, ТВ-1, ТВ-4, ТТВ (3-й канал).
Спасибо, коллеги, без вашей помощи чемпионат, наверное, был бы не столь представительным и интересным.

Церемония награждения победителей и призеров

К сожалению, специфика печати цветного журнала такова, что данный номер мы сдали в печать за несколько дней до окончания чемпионата. Поэтому о победителях, призерах и о самой церемонии награждения мы расскажем уже в следующем номере. Скажем лишь то, что официальная церемония награждения победителей и призеров Первого чемпионата по компьютерным играм будет проходить 27 августа 2003 года в концертном зале «Заравшан». Несмотря на то, что спонсоры приложили максимум усилий для того, чтобы призы чемпионата были весомыми и интересными, мы все же считаем, что главными призами для победителей станут медали чемпионата и звания первых чемпионов по компьютерным играм независимого Узбекистана.
Нам очень хотелось бы, чтобы сегодняшние про-геймеры стали высококлассными программистами, системными администраторами, web-дизайнерами и просто современными образованными людьми. Мы не сомневаемся — киберспорт им в этом поможет.

P.S. Интервью с победителями Первого чемпионата Узбекистана по компьютерным играм читайте в следующем номере. Фоторепортаж c чемпионата UCG 2003 и церемония награждения выложена на сайте www.foto.uz

Киберспорт и американцы
По данным всеамериканского опроса общественного мнения, около 60% населения США играют в компьютерные игры (что-то около 145 млн.чел.). При этом, как показал опрос, основной игрок вовсе не подросток, который таким образом убегает от домашних заданий в школе, а вполне остепенившийся, относительно молодой гражданин.

pic

Средний возраст игроков составляет 28 лет (72 % из них старше 18 лет, 42 — старше 35 лет). Любопытно также, что женщины играют почти на равных — 43% от общего числа геймеров. И пока все спорят о будущем киберспорта, исследователи обнародовали еще несколько впечатляющих цифр. На компьютерные и видеоигры только в Америке ежегодно тратится около 9 миллиардов долларов, что превышает доходы кинопроката. Так что этот рынок под названием киберспорт имеет весьма заманчивые экономические перспективы.

А что у нас
Масштабных опросов общественного мнения по вопросам развития киберспорта пока в Узбекистане никто не проводил, поэтому будем опираться на данные по регистрации участников на Первый чемпионат Узбекистана по компьютерным играм. Среди геймеров, участвующих в UCG 2003, подавляющее большинство — юноши в возрасте 16-19 лет, при этом среди более чем шестиста участников количество девушек составило всего 12 чел. (менее 2%).

pic

Игроков в возрасте до 16 лет было всего 5%. Вот такие цифры. Однако все мы понимаем, что реальные данные об игроках могут быть совсем другие. Кто из нас, взрослых, не любит иногда посидеть и поиграть в рабочее время в любимые Lines или разложить партию карт в Solitare, пока руководство не видит или сын на дополнительных по английскому. Так что играйте, играйте — это не вредно.

История киберспорта. Быть киберспорту спортом или нет.

pic

У меня дома есть толстенная книга про Олимпийские игры «От Афин до Москвы», книга издана в канун Московской олимпиады 1980 года, и надо полагать, за эти двадцать три года история олимпийского движения добавила еще немало страниц. Почему я начал рассказ про историю киберспорта с упоминания об этой книге? Да потому, что истории киберспорта в нашем привычном понимании пока еще нет. Обществу тяжело объяснить, зачем нужен киберспорт. Так же как в конце девятнадцатого столетия основателю современного олимпийского движения Пьеру де Кубертэну было тяжело объяснить всему миру, зачем, собственно, нужны человечеству игры, пусть даже и олимпийские. Лишь с помощью друзей ему удалось собрать всемирную встречу сторонников олимпизма — 72 делегата из 12 стран, и это по всем видам спорта при поддержке правительства Франции. Похоже, что и киберспорт ожидает такое же восхождение к «олимпу», хотя сегодня большинство так и не определилось: киберспорт — это спорт или не спорт. Не говоря уже о том, что многие считают киберспорт никчемным и вредным времяпровождением молодежи.

pic

С чего все начиналось, и как сейчас все есть
Возможно, в истории киберспорта роль основателя олимпизма Пьера де Кубертэна может вполне принадлежать Эйнджелу Мунезу, который еще в 1997 году учредил Профессиональную лигу кибератлетов The CPL The Cyberathlete Professional League (www.thecpl.com) День 27 июня 1997 года считается официальным днем рождения профессиональной лиги кибератлетов. Первые турниры проводились по знаменитой игре Quake, сегодня проводятся турниры и по другим играм, но основным жанром турнирных игр CPL по-прежнему остаются игры «стрелялки от первого лица» (FPS — First Person Shooter).
В Европе отделение Профессиональной лиги кибератлетов CPL Europe организовано в феврале 2000 года. Под эгидой этого отделения проводятся крупные состязания в Англии, Германии, Голландии, Франции.
Однако уже в 2001 году в Южной Корее прошел первый мировой чемпионат по компьютерным играм WCG World Cyber Games, который проходил при непосредственной поддержке правительства Южной Кореи (особенно министерства образования) и генеральном спонсорстве компании Samsung.
В первом WCG 2001 приняли участие около 400 участников из 37 стран. Призовой фонд чемпионата составил $300000. Во втором чемпионате приняло участие более 500 геймеров из 50 стран.
На самом деле турниров, фестивалей и всевозможных профессиональных киберлиг очень и очень много, но CPL и WCG, пожалуй, самые крупные. Чемпионаты WCG отличает, то что наряду с бродилками-стрелялками (кстати, далеко не все версии популярной Quake разрешены в Южной Корее) в программу чемпионата WCG включены также игра-стратегия (Age of Mythology) и спортивный симулятор FIFA 2003. Вообще организаторы WCG хотели бы, насколько это возможно, сделать программу чемпионата в плане подбора игр менее жестокой и агрессивной. Организаторы WCG ведут переговоры с Международным олимпийским комитетом о признании киберспорта олимпийским видом.

pic

Наиболее активными участниками игр чемпионата WCG из стран СНГ являются киберспортсмены России и Украины. Так, например, команда России по Counter-Strike стала чемпионом чемпионата WCG 2002 года, первое место в Quake III занял также россиянин. В России киберспорт на законодательном уровне признан спортом, создана национальная Федерация киберспорта России. Компания Samsung, будучи генеральным спонсором WCG, является спонсором отборочных турниров WCG на Украине и в России, а также спонсором национальных сборных этих стран. Интерес компании Samsung к киберспорту очевиден, не стал исключением и Первый чемпионат Узбекистана по компьютерным играм UCG 2003. История киберспорта в Узбекистане делает только первые шаги. Надеюсь, что в будущем у нас будут регулярно проходить отборочные турниры на WCG и наши кибератлеты принесут славу Узбекистану своими победами.

Тест на определение степени кибернетической зависимости
У вас есть альтернатива — пойти на дискотеку или пойти в компьютерный клуб, вы выбираете клуб
• вы скрываете свои увлечения онлайновыми играми перед одноклассниками, боясь быть осмеянным
• вы искренне убеждены в том, что впоследствие сможете жить на доходы от своих выигрышей в киберспортивных соревнованиях
• когда вам нечего делать, вы включаете компьютер и начинаете отрабатывать триксы (писать конфиги, учить карты и тп.) и можете заниматься этим более часа
• после того, как ваш друг (одноклассник, однокурсник), так же как и вы, увлекся онлайновыми играми, в личных беседах вы стали называть друг друга по никам, а не по именам, как раньше
• родители зовут вас выехать с ними на природу (купаться и т.п.), вы отказываетесь, так как договорились с соклановцами об игре в компьютерном клубе
• у вас начались серьезные проблемы с учебой и ухудшились оценки с тех пор, как вы начали регулярно посещать компьютерные клубы
• вы вынуждены были взять академический отпуск из-за проблем с прогулами, связанными с посещением компьютерных клубов
• вас отчислили из института (выгнали из школы) из-за проблем с прогулами, связанными с посещением компьютерных клубов
• ваши родители с большим удовольствием дадут вам деньги на пьянку с друзьями, но с неохотой — на очередное посещение компьютерного клуба
• ваши родители отказываются давать вам деньги на компьютерный клуб, а потому вы пошли зарабатывать их, лишь бы не отказываться от вашего увлечения
• по большому счету, у вас нет друзей вне киберспорта
• когда вы попадаете в незнакомую компанию, вы осознаете, что вам не хочется общаться с людьми, так как им неинтересны ваши познания в области стратегии на de_dust, а знаниями об остальных отраслях жизни не обладаете вы. А потому вы вынуждены сидеть и молчать, не участвуя в разговоре
• вы принимаете душ раз в неделю
• сидя на экзамене, вам с трудом удается сосредоточиться, так как вы думаете не о лежащем на столе билете, а о завтрашнем кланворе
• в повседневном обиходе, в разговорах с вашими близкими вы часто употребляете выражения, которые обычно употребляете во время игр в клубе.
Если хотя бы две из предложенных ситуаций вы можете характеризовать как — «Да, это про меня», вам стоит всерьез задуматься о своей жизни и поразмыслить, не являются ли для вас игры некоей незаменимой потребностью, чем то, что подменяет подлинные, жизненные интересы и ценности, подобно тому, как действуют на человеческий организм наркотики.

pic

(По материалам сайта www.gamebox.ru)

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте