Олий Мажлис Республики Узбекистан будет рассматривать новые законопроекты в области ИКТ
7 ноября 2003
Рубрика: Новости.
Автор: .

pic

Кенгаш Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановил созвать двенадцатую сессию парламента страны 29 августа 2003 года.
Согласно утвержденной повестке дня, депутаты обсудят исполнение Государственного бюджета Узбекистана за первое полугодие 2003 года. Рассмотрят проекты законов «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» (новая редакция) (второе чтение), «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О выборах в областные, районные и городские Советы народных депутатов», «О Регламенте законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Кроме того, в повестку дня сессии внесены проекты законов Узбекистана в области информационно-коммуникационных технологий: «Об информатизации» (первое чтение), «Об электронной цифровой подписи» (первое чтение). Учитывая важность данных законопроектов для информационного сообщества нашей страны, мы публикуем обоснования к данным законопроектам, которые подготовило Узбекское агентство связи и информатизации, для того чтобы читателям было понятно, почему они внесены на рассмотрение парламента и какие изменения в законодательстве нас ожидают в ближайшее время.

Обоснование проекта нового Закона Республики Узбекистан «Об информатизации»

Разработка проекта нового Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» была обусловлена необходимостью совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, отвечающей современным требованиям экономического и социального развития общества.
Основным условием для детального пересмотра действующего Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» послужил выход Указа Президента Республики Узбекистан от 30.05.02 г. № УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», в котором изложены первоочередные задачи дальнейшего развития рынка информационных ресурсов и наиболее полного удовлетворения растущих информационных потребностей всех слоев населения республики.
В настоящее время действующий Закон Республики Узбекистан «Об информатизации», главным образом, определяет экономические, правовые и организационные основы функционирования информационного комплекса, регламентирует взаимоотношения органов государственной власти и управления, юридических и физических лиц — собственников и пользователей информации. Именно поэтому данный Закон в той или иной степени затрагивает некоторые базовые аспекты, подпадающие под юрисдикцию других законодательных актов Республики Узбекистан.
Глава IV. Правовой режим информации полностью дублирует ряд законодательных актов Республики Узбекистан, принятых после 1993 года. В частности, в Статье 2. Сфера действия Закона оговорено, что «Действие данного Закона не распространяется на … отношения, регулируемые нормами авторского и патентного права.», однако в то же время в Статье 23. Право собственности на информацию, Статье 24. Субъекты права собственности на информацию и в Статье 31. Авторское право на программу для ЭВМ фактически изложены основные вопросы, касающиеся авторского права и смежных прав собственности, регулируемые Законом Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах». Кроме того, требования, изложенные в Статье 31. Авторское право на программу для ЭВМ, регулируются Законом Республики Узбекистан «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».
Действие Статьи 30. Защита личной информации и информации о частных лицах полностью регулируется Законом Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации».
Помимо вышеизложенного существует ряд принципиальных отличительных моментов, так или иначе отраженных в действующем Законе Республики Узбекистан «Об информатизации».
Так, в Статье 3. Государственная политика в области информатизации указано, что основные направления государственной политики в области информатизации «… определяются Концепцией информатизации…».
В действующем Законе «Об информатизации» не определены основные понятия, применяемые в области информатизации, что может повлечь за собой различные толкования и разночтение. Кроме того, по некоторым аспектам недостаточно полно изложены правовые условия, необходимые для формирования и использования информационных систем и ресурсов, являющиеся фундаментом сферы информатизации.
В настоящее время в республике все более активно внедряются и используются новейшие информационные технологии, меняется и процесс регулирования в сфере информатизации, что, в свою очередь, и подтолкнуло к пересмотру действующего и разработке принципиально нового Закона «Об информатизации» с учетом специфики развития и совершенствования информационно-коммуникационных технологий.
Упразднение Государственного комитета по науке и технике Республики Узбекистан и возложение части его функциональных обязанностей на Узбекское агентство связи и информатизации также повлекло за собой необходимость внесения существенных изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Узбекистан в области связи и информатизации.
Проект нового Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» состоит из 22 статей.
В проекте нового Закона конкретно определены цель Закона и государственная политика, направленная на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, технологий и систем. Также проект нового Закона «Об информатизации» содержит статьи, определяющие правовые и организационные основы функционирования информационной инфраструктуры республики.
В отличие от действующего Закона «Об информатизации», в новом законопроекте сформулированы категории доступа к информационным ресурсам и порядок их определения (статья 10).
Во избежание различных толкований и разночтений, в новом Законе даны четкие определения основным терминам и понятиям, применяемым в сфере информатизации (статья 2).
В редакцию нового Закона добавлены статьи, определяющие право собственности на информационные ресурсы и информационные системы (статья 7), сертификацию информационных систем (статья 19), межсетевое соединение информационных систем (статья 20).
При подготовке проекта нового Закона были изучены статьи действующего Закона Республики Узбекистан «Об информатизации», действующие законодательства в области связи и информатизации таких стран, как США, Германия, Япония, Россия, Казахстан и другие.
Проект нового Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» подготовлен Узбекским агентством связи и информатизации с участием рабочей группы из числа представителей заинтересованных министерств и ведомств.
Данный проект Закона согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе Министерством юстиции, Министерством финансов, Министерством макроэкономики и статистики, Министерством внутренних дел, Службой национальной безопасности, Государственным комитетом по демонополизации и развитию конкуренции, Агентством по внешнеэкономическим связям, Агентством по печати и информации, Центральным банком Республики Узбекистан, Центром по науке и технологиям и Главным архивным управлением.
Проект нового Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» рассмотрен Координационным Советом по развитию компьютерных и информационно-коммуникационных технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также обсужден на «круглом столе», организованном Комитетом Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи, Институтом мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе, Узбекским агентством связи и информатизации, Центральным банком и Программой развития ООН 26.03.2003г. в Олий Мажлисе по теме «Законодательная база развития информационно-коммуникационных технологий Узбекистана» и 15.04.2003г. на заседании Комитета Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи.

Обоснование к проекту Закона Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи»

Проект Закона «Об электронной цифровой подписи» разработан Узбекским агентством связи и информатизации в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.06.2002 года «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий».
В настоящее время отношения в области использования электронной цифровой подписи не регулируются никакими законодательными актами. Применение электронной цифровой подписи в Центральном банке Республики Узбекистан регламентируется только внутренними документами банка.
Принятие Закона Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи» обеспечит базу для развития законодательства в области информатизации и принятия Законов «Об электронной коммерции» и «Об электронном документообороте», которые, в свою очередь, послужат основой для развития принципиально новых направлений взаимодействия субъектов Республики Узбекистан и дальнейшему вхождению нашей страны в мировое сообщество. На основе законодательства об электронной цифровой подписи будет осуществляться модернизация деятельности органов государственной власти и управления, совершенствование взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами.
В настоящем проекте Закона введены нормы, обеспечивающие признание равнозначности электронной цифровой подписи в электронном документе и собственноручной подписи на бумажном носителе при одновременном соблюдении определенных условий. Проект Закона устанавливает права и обязанности владельцев электронной цифровой подписи, пользователей открытых ключей электронной цифровой подписи, центров регистрации ключей электронной цифровой подписи, а также принципы государственного регулирования в области использования электронной цифровой подписи. Кроме того, в проекте Закона приводятся принципы процедур выдачи, приостановления действия и аннулирования сертификатов ключей электронной цифровой подписи.
В процессе работы над проектом Закона детально изучено законодательство России, Германии, США, Малайзии, Эстонии, СНГ, Европейского союза.
В разработке закона принимали участие специалисты Кабинета Министров, Узбекского агентства связи и информатизации, Центра научно-технических и маркетинговых исследований, программы ГИПИ (Глобальная инициатива по политике Интернета), торгового дома «Канемацу», Центрального банка Республики Узбекистан, Ташкентского университета информационных технологий, Патентного ведомства, Центра развития и внедрения компьютерных и информационных технологий, Министерства юстиции и другие.
Проект Закона прошел экспертизу в Министерстве юстиции, Министерстве финансов, Министерстве макроэкономики и статистики, Министерстве внутренних дел, Совете национальной безопасности, Государственном комитете по демонополизации и развитию конкуренции, Агентстве по внешнеэкономическим связям, Агентстве по печати и информации, Центральном банке, Центре по науке и технологиям, Главном архивном управлении. Проект Закона был рассмотрен в Олий Мажлисе на «круглом столе» по теме «Законодательная база развития информационно-коммуникационных технологий» 26 марта 2003 года.
Проект рассматривался в Комитете по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи Олий Мажлиса пять раз. В составе рабочей группы комитета участвовали специалисты Кабинета Министров, Узбекского агентства связи и информатизации, Центра научно-технических и маркетинговых исследований и других ведомств.
В основу проекта Закона положен Модельный Закон «Об электронной цифровой подписи», принятый межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ 9 декабря 2000 года.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте