Проблемы развития новых видов услуг на базе ИКТ
7 ноября 2003
Рубрика: Конференции, семинары и презентации.
Автор: .

pic

Узбекское агентство связи и информатизации продолжает целенаправленную деятельность по координации развития в республике передовых информационных и коммуникационных технологий. Примером тому стал очередной научно-технический семинар «Проблемы развития новых видов услуг, основанных на информационно-коммуникационных технологиях», который прошел в агентстве 17-18 июля.

В последние годы во всем мире наблюдается устойчивая тенденция все большего внедрения информационных технологий в повседневную деятельность человека, в том числе в производстве, коммерческой сфере, образовании, здравоохранении и даже в быту. Естественно, что эти процессы затронули и нашу республику. Поэтому предполагалось, что предметом данного семинара должно стать изучение новых видов информационных услуг и возможностей их применения в различных секторах социально-экономической сферы Узбекистана. В частности, это вопросы внедрения методики дистанционного обучения в учебных заведениях, применение электронной лечебно-профилактической диагностики и телемедицины в области здравоохранения, совершенствование законодательной и нормативной базы для сферы ИКТ, проблемы обеспечения информационной безопасности, развития электронной коммерции и электронного документооборота.

Открыл семинар заместитель генерального директора Узбекского агентства связи и информатизации А.Д. Хаджаев. Он подчеркнул особую актуальность данного научно-технического семинара, при этом привел ряд фактов, характеризующих состояние и динамику развития ИКТ в республике. В частности, емкость (или скорость доступа) международных информационных каналов выросла за год на 150% и составила 26,6 Мбит/с. Важным событием для сферы ИКТ республики стала официальная передача управления доменом .UZ узбекской неправительственной организации — Центру UzInfoCom. Количество доменов .UZ увеличилось за год на 130%. Общее количество пользователей Интернетом в республике (по оценке УзАСИ) составляло на 1 января 2003 года 301 тысячу, а уже к середине года — 351 тысячу. Отдельно было отмечено, что предприятия и организации республики, работающие в области ИКТ, получили (со времени принятия специального постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2002 года) льгот на сумму 15 миллиардов сумов.
Что касается законодательной базы, то в настоящее время в Республике Узбекистан развернута большая работа по созданию пакета нормативно-правовых актов, являющихся законодательной базой для внедрения новых информационных услуг в Узбекистане. К ним относятся проекты законов «Об электронном документообороте», «Об электронной коммерции», «Об электронной цифровой подписи». Судьба этих законов не оставила равнодушными и участников семинара. Многих интересовали сроки их введения в жизнь. Как сказал господин Хаджаев, в настоящее время проекты этих законов уже внесены на рассмотрение Олий Мажлиса, и есть надежда, что на ближайшей сессии они будут обсуждены и приняты в 1-м чтении.
Тему положительных сдвигов в развитии информационно-коммуникационных технологий в республике продолжил начальник отдела Узбекского агентства связи и информатизации С. Авганбайев.
В частности, он отметил увеличение количества зарегистрированных веб-сайтов в доменной зоне «.UZ», которое на сегодняшний день составляет более 700.
Идет активное внедрение ИКТ в государственном секторе. Органами государственной власти и управления осуществляются мероприятия по созданию собственных активно действующих веб-сайтов в сети Интернет. Так, по результатам анализа состояния и развития ИКТ в органах государственной власти и управления, проведенного в первом полугодии 2003 года, в настоящее время из 97 органов государственной власти и управления 65 (67%) имеют и активно используют локальные компьютерные сети в аппаратах управления и 70 (72%) имеют собственные адреса веб-сайтов. Идет изучение передового мирового опыта «электронного правительства»: уже несколько групп госслужащих прошли стажировку в государственных органах Эстонии.
Как сказал господин Авганбайев, в настоящее время секретариатом Координационного совета по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий совместно с Узбекским агентством связи и информатизации, Центром UzInfoCom завершены мероприятия по разработке единого интернет-портала государственных информационных ресурсов «GOV.UZ», при этом осуществляются мероприятия по формированию узбекскоязычной версии данного портала. То есть у каждого гражданина появляется возможность из первых рук узнать все о своем правительстве!
Положительные результаты дало развитие конкуренции в области ИКТ. Так, по сравнению с началом 2003 года увеличилось количество операторов и провайдеров интернет-услуг до 186, количество государственных учреждений, подключенных к сети Интернет, — до 316, количество хозяйствующих субъектов — до 6093. При этом следует отметить неуклонный рост количества пунктов коллективного доступа к сети Интернет. По сравнению с началом 2003 года количество таких пунктов увеличилось до 136.
Как отмечалось выше, отечественным производителям средств ИКТ и программных продуктов предоставляются существенные льготы по уплате таможенных платежей. При этом наблюдается поэтапный переход от импорта готовой компьютерной техники к импорту основных комплектующих, что, в свою очередь, приводит к увеличению количества отечественных фирм, занимающихся сборкой компьютеров в частном секторе.
Необходимо отметить и такой факт, что для развития экспорта программных продуктов и создания благоприятных условий отечественным производителям программных продуктов Узбекским агентством связи и информатизации совместно с Центром UzInfoCom разработаны и представлены на рассмотрение в Координационный совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий проекты документов Концепция развития индустрии производства программных продуктов и информационных технологий и Положение о свободной научно-технической зоне по развитию индустрии производства программных продуктов и информационно-коммуникационных технологий СНТЗ «Интеллект Узбекистана». Как предполагается, поэтапное осуществление задач и мероприятий, изложенных в данных документах, позволит увеличить занятость населения республики и наладить экспорт программных продуктов и информационных технологий.
Немаловажное значение приобретает подготовка высококвалифицированных кадров. Здесь следует подчеркнуть, что практически во всех вузах создаются центры информационных технологий и особое внимание уделяется формированию Национальной школы молодых программистов.
О перспективах внедрения электронной цифровой подписи и проблемах ее правового обеспечения в своем докладе участникам семинара рассказал директор ЦНТМИ Р.И. Исаев.
— Объективной необходимостью введения и юридического закрепления механизма электронной цифровой подписи стало изменение характера общественных отношений в экономике, управлении и банковской сфере, связанного с широким внедрением информационных технологий. В этой связи возникло новое понятие — электронный документ. Он отличается от традиционного документа прежде всего тем, что имеет не физическую, а логическую природу. А это, в свою очередь, приводит к отрыву свойств документа от свойств носителя и, соответственно, к невозможности применения таких традиционных реквизитов, как рукописная подпись, печать, бланк и защитные элементы бланка при совершении различного рода сделок, в том числе договоров.
В 2002 году была начата разработка проекта закона «Об электронной цифровой подписи» в нашей республике. К настоящему моменту данный проект прошел практически все предварительные этапы создания и согласования и будет вынесен на первое чтение на ближайшей сессии Олий Мажлиса.
В проекте закона Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи» введены нормы, обеспечивающие признание равнозначности электронной цифровой подписи в электронном документе и собственноручной подписи на бумажном носителе при одновременном соблюдении определенных условий. Проект закона устанавливает права и обязанности владельцев электронной цифровой подписи, пользователей открытых ключей электронной цифровой подписи, центров регистрации ключей электронной цифровой подписи, а также принципы государственного регулирования в области использования электронной цифровой подписи. Кроме того, в проекте закона приводятся принципы процедур выдачи, приостановления действия и аннулирования сертификатов ключей электронной цифровой подписи.
Докладчик выделил следующие основные задачи, которые предстоит решить при внедрении электронной цифровой подписи в Республике Узбекистан:

• создание нормативной базы, разработка государственных и отраслевых стандартов, руководящих и других нормативных документов, регламентирующих все тонкости использования электронной цифровой подписи
• разработка алгоритмов для электронной цифровой подписи
• создание благоприятных условий для формирования центров регистрации различного рода преференций и льгот
• необходимость предоставления базовых знаний по электронной цифровой подписи населению республики путем проведения специальных семинаров, конференций, публикаций в прессе, организации телепередач. Кроме того, необходимо внедрить темы по электронной цифровой подписи в планы обучения вузов республики.

О решении проблем демонополизации и развития конкуренции через использование услуг Интернета и электронной коммерции рассказал заместитель начальника управления конкурентной политики Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции А. Ходжаев.
— Электронная коммерция — это новый термин, недавно появившийся в обиходе экономистов и бизнесменов и означающий совершение сделок через электронные сети, в частности Интернет. Однако вопрос выгоды электронной коммерции для потребителя и производителя товаров и услуг остается пока недостаточно освещенным. И среди главных остающихся вопросов являются «Как осуществляется электронная коммерция?» и «Как она влияет на конкуренцию и потребителей?».
Многие ученые, исследующие отношения в «электронном бизнесе», называют электронную коммерцию стимулятором конкуренции. Ученые идентифицировали 10 свойств Интернета, которые могут повлиять на развитие внутриотраслевой конкуренции. Это: технология-посредник, универсальность, «выгоды крупной сети», канал доставки, регулятор времени, уничтожитель информационной асимметрии, неограниченная производственная мощность, низкостоимостной стандарт, «творческий разрушитель» и уменьшитель стоимости транзакции.
И действительно, так же как банк служит посредником для кредиторов и заемщиков, Интернет может служить местом встречи для различных сторон, заинтересованных в сделках различного рода. Отличительными чертами Интернета как посредника являются низкая стоимость его использования и массовость. Или, например, сокращая географическую дистанцию между покупателями и продавцами и регулируя время совершения сделок, Интернет стимулирует международную конкуренцию. Например, программисту из Индии больше не надо ехать в Японию для работы в японской компании, а информацию о выпускаемых товарах узбекской компании можно просмотреть любому потенциальному покупателю со всех стран. Наличие оперативного доступа к информации конкурентов вынуждает производителей товаров и услуг постоянно снижать стоимость своего производства для сохранения конкурентоспособности на рынке.
Как показывает практика, потенциал Интернета в преобразовании рынка и создании конкурентной среды огромен. Несомненно, использование данных возможностей позволит отечественным производителям открыть для себя новые рынки, новых клиентов и заявить о себе на мировом рынке. Интернет открывает большие возможности для поставщиков товаров в Узбекистан в отношении новых партнеров и товаров. Уже сегодня воздействие Интернета заметно на отдельных рынках. Например, можно уверенно сказать, что интернет-издания, такие как uzreport.com и uza.uz, конкурируют с печатными изданиями в республике.
Однако не секрет и то, что для полноценного использования возможностей Интернета необходимо большее количество пользователей. На сегодняшний день наблюдается положительная динамика как в росте пользователей, так и в количестве провайдеров. Уверенно можно заявить, что дальнейшая поддержка развития Интернета со стороны государства принесет свои выгоды и в сфере развития конкуренции и продвижении отечественных компаний на мировой рынок, сказал в заключение господин Ходжаев.
Нам, кроме этого, кажется, что как раз электронная коммерция по своей сути лишена всех тех «родимых» пятен традиционной торговли, которые тормозят развитие нашей экономики.
Одним из новых направлений для нашей медицины является дистанционное консультирование, или телемедицина. О развитии этого направления подробно рассказала профессор, зав. лабораторией Института кибернетики НТЦ СИТ АН РУз Ф.Т. Адылова.
— Работающая с 2002 года в ТашГосМИ-1, телемедицинская система DMS была получена и запущена в эксплуатацию с помощью благотворительного фонда Swinfen Charitable Trust (Великобритания). Прототипом этой системы является телемедицинская система для медицинской службы британской армии ОМ8.
Телемедицинская система DMS уже использовалась в гражданской практике в Великобритании, США, Бангладеш, на Соломоновых островах и в Непале. Она состоит из:

• цифровой камеры (не менее 1 Мегапиксела)
• треноги, которая используется в момент фотографирования рентгеновского снимка или микроскопического изображения
• компьютера, или ноутбука
• адреса электронной почты с возможностью хранить и отправлять тексты и картинки
• телефона и модема.

С июля 2002 г. по март 2003 г. были проконсультированы 78 пациентов из 7 стран мира, в том числе 3% из Узбекистана. Консультантами по запросам выступали врачи-волонтеры из Австралии, Австрии, Великобритании. Полученные ответы на запросы узбекских врачей помогли существенно улучшить диагностику и лечение больных клинического госпиталя ТашГосМИ-1. Таким образом, первая система телеконсультаций успешно работает в Узбекистане, преодолев технические и организационные трудности на первом этапе использования. В перспективе предполагается реализовать еще два пилотных проекта, сказала в завершение профессор.
По сути этого доклада у нас сложилось впечатление, что ничего тут особо военного нет. При желании собрать и установить подобные системы в массовом порядке по силам практически многим нашим ИТ-компаниям. Были бы средства! И тогда консультации между врачами из столицы и районного центра вполне могут стать реальностью.
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Правительство должно знать, сколько у него денег, сколько оно должно из них отдать, когда и кому, а также прогнозировать, сколько оно и когда получит доходов. Основным поставщиком этой информации для правительства выступает казначейская система, т.е. система автоматизации казначейского исполнения бюджета, отметил в своем докладе заместитель директора ИВЦ Министерства финансов Т. Кучкаров.
— Система автоматизации казначейского исполнения бюджета включает в себя комплекс программно-технических и телекоммуникационных продуктов для ввода, хранения и обработки данных, отражающих все процессы бюджетного планирования, казначейского исполнения бюджета, формирования аналитической и бухгалтерской отчетности.
Собранная казначейской системой информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики. Правительство может увидеть, кто и как тратит бюджетные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами правительства, в структуре государственной исполнительной власти казначейство выполняет роль «кассира» и «главного бухгалтера». Причем эта роль не должна ограничиваться только работой с бюджетными деньгами, речь идет и о государственных внебюджетных средствах, а в конечном итоге о всех государственных финансовых ресурсах.
Однако реализация системы автоматизации казначейского исполнения бюджета невозможна без наличия надежной цифровой связи в республике. Наличие развитой системы цифровой связи во всех районах республики, обеспечивающее on-line режим связи, будет залогом успешной реализации казначейской системы управления государственными финансами.
— В 1994 году постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан в составе Центрального банка был создан Департамент безопасности и защиты информации, — доложил участникам семинара первый заместитель директора Департамента безопасности и защиты информации ЦБ РУз Х.З. Саидов.
— Главной целью департамента является обеспечение устойчивого функционирования банковской системы и предотвращение угроз ее безопасности, защита законных интересов банков от противоправных посягательств, недопущения хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств.
Основные источники угроз безопасности информации в компьютерных системах — мошенничество, саботаж персонала, действия профессиональных хакеров, ошибки в деятельности человека и сбои оборудования системы.
Злоумышленники разрабатывают множество комбинаций для хищения средств. Наиболее распространенной техникой банковского мошенничества стала схема, получившая за рубежом название «атака салями». Она заключается в аккумулировании остатков денежных сумм, образующихся за счет округления счетов и процентных операций по ним.

Создав в 1973 году общество СВИФТ (SWIFT — Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication), западные банки — члены СВИФТ перешли на международный стандарт использования компьютеров и средств телекоммуникаций в банковском деле, обеспечивающий более надежную, быструю и безопасную систему передачи информации.
В 1996 году в Узбекистане была внедрена собственная система электронных платежей (СЭП — безбумажная технология платежей), участниками которой являются Центральный банк, все коммерческие банки Республики Узбекистан, Главный центр информатизации и расчетно-кассовые центры главных территориальных управлений Центрального банка.
Система электронных платежей объединяет локальные сети участников посредством Банковской телекоммуникационной сети (БТС). Система защиты БТС Центрального банка построена в соответствии с проектом, который предусматривает защиту информации от вторжения извне (установлен межсетевой экран — брандмауэр), защиту информации локальной сети от несанкционированных пользователей, строгую аутентификацию (установление подлинности сообщения источника данных) участника СЭП, защиту информации при передаче по каналам связи (шифрация информации), безопасность информации по свойствам конфиденциальности и целостности при передаче посредством проставления электронной цифровой подписи.
Для защиты информации от несанкционированного доступа во всех компьютерах пользователей системы установлены программно-аппаратные средства Dallas Lock, которые имеют показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации по 3-му классу защищенности. Кроме того, все компьютерное и телекоммуникационное оборудование соответствует международному сертификату ISO 9000. Используемые маршрутизаторы CISCO имеют международные сертификаты. Межсетевой экран WatchGuard FireBox имеет сертификат соответствия Гостехкомиссии России.
Оконечное шифрование информации и проставление электронной подписи выполняется аппаратно-программным комплексом (АПК) при помощи устройств TouchMemory DS 1994. Генерация и замена ключей шифрации и электронно-цифровой подписи выполняется Центром распространения ключей, расположенным в головном офисе Центрального банка. Периодичность обновления — раз в полгода.
Что касается правового аспекта защиты, то в настоящее время Центральным банком Республики Узбекистан разработан проект закона «Об электронных платежах», целью которого является придание правового статуса электронным платежам. Данный проект определяет основные понятия в сфере электронных платежей, содержит требования, предъявляемые к электронному платежному документу, условия его обработки, требования и правила защиты, службы защиты, а также определяет орган, призванный контролировать деятельность по защите электронных платежей, и в этом качестве определен Центральный банк Республики Узбекистан.
Интересные данные по проблеме информационной безопасности привел в своем докладе профессор И. Мирзаев (МВД РУз).
— По сведениям ФСБ РФ, самыми распространенными видами компьютерных правонарушений являются: похищение учетных записей для доступа в Интернет по коммутируемой телефонной сети; незаконное бесплатное получение услуг связи; взлом какого-либо информационного ресурса с предложением устранения этого дефекта за деньги под угрозой разглашения сведений об этом дефекте; хищение и распространение баз данных.
Одним из проблем автоматизированных информационных систем остается уязвимость на атаки программ-вирусов. По данным «Лаборатории Касперского», в 2002 году было зафиксировано 12 крупных и 34 менее значительных новых вирусных эпидемий. В конце января 2003 года вирус «Хелпер» нанес ущерб в $10 млрд., а в начале июня 2003 года почтовый вирус вывел из строя автоматизированную информационную систему платежей за коммунальные услуги в г. Москве.
Проблемой обеспечения информационной безопасности остается отсутствие во многих министерствах, ведомствах и на предприятиях нашей республики подразделений информационной безопасности, квалифицированных администраторов баз данных и компьютерных сетей. Также отсутствуют подразделения по расследованию преступлений в сфере высоких технологий, в частности информационных технологий. Например, в МВД РФ имеются управления «К» и «Р», а в ФСБ РФ — подразделение компьютерно-информационной безопасности, занимающиеся профилактикой и расследованием преступлений в сфере высоких технологий, Министерство обороны, ФБР и ЦРУ США, полиция Китая также имеют соответствующие подразделения.
Еще одну очень актуальную проблему — проблему организации узла межсетевого обмена интернет-провайдеров нашей республики — поднял в своем выступлении технический директор филиала «Интал Телеком» А.А. Кодиров.
— В настоящее время число пользователей Интернета в нашей стране неуклонно растет. Растет и количество расположенных внутри страны информационных ресурсов. Однако из-за отсутствия внутренних межпровайдерских связей дорогостоящая пропускная способность международных каналов все сильнее и сильнее загружается исключительно внутриреспубликанским трафиком. Очень часты случаи, когда электронное письмо, отправленное на соседнюю улицу, идет от одного нашего провайдера по прямому внешнему каналу в Европу, оттуда — в Штаты и уже оттуда, по другому международному каналу — обратно в Узбекистан, к провайдеру адресата. Понятно, что ни дешевизне, ни качеству коммуникаций такая организация связи не способствует.
В этих условиях, когда внутриреспубликанский трафик начинает занимать в общем потоке заметную долю, становится очевидным, что было бы намного удобнее переслать пакет данных на соседнюю улицу по прямому проводу, чем дважды гонять его через океан и обратно. Но так как количество существующих узбекских провайдеров в настоящий момент уже составляет значительную цифру, прокладывать прямой кабель от каждого к каждому представляется задачей непосильной организационно и неподъемной финансово. Куда дешевле и удобнее будет организовать обмен трафиком в одной точке — каждому из участвующих провайдеров было бы достаточно дотянуть до нее единственный канал, чтобы иметь возможность напрямую передавать трафик всем остальным участникам.
Наиболее оптимальным местом организации такой точки или узла межсетевого обмена на сегодняшний день, по мнению докладчика, является Ташкентская телеграфно-телефонная станция (ТашТТС), в которой сконцентрированы все международные и междугородные каналы связи и каждый крупный провайдер, имеющий международные каналы связи, располагает здесь своей точкой присутствия и имеет технические средства (маршрутизаторы, модемы и др.). Обслуживание канала по Ташкенту и аренда стойки под оборудование в здании ТашТТС будут обходиться дешевле по сравнению с расходами на международные каналы, и главное — эти расходы совершенно не будут зависеть от объемов передаваемого трафика. Кроме этого, оборудование различных провайдеров, расположенное в одном здании, естественно, будет соединено между собой по технологии Ethernet (то есть на скоростях 10 или 100 Мбит/с), что позволит говорить о создании десяти- или стомегабитного национального бэкбона.
В качестве технического решения может быть предложено установить роут-сервер на базе маршрутизатора CISCO3660 и коммутатора CISCO Catalyst 2950, к которому будут подключаться провайдеры, изъявившие желание участвовать в межсетевом обмене.

Кроме затронутых выше проблем, в ходе семинара не остались незамеченными и такие темы, как дистанционное обучение, электронный документооборот, IP-телефония, межведомственные сети и даже подписка на газеты и журналы через Интернет. В целом всего в течение 2 дней семинара прозвучали 36 докладов и выступлений по различным проблемам предоставления информационных услуг. Радует, что многие участники были не только из столицы, но и приехали из различных областей республики.
Обсуждая итоги семинара, организаторы и участники высказывали мнения о совершенствовании формы проведения подобного семинара в будущем. Ввиду большого разнообразия тем, возможно, более эффективным было бы проведение, помимо пленарных, в основном секционных заседаний. Это позволило бы привлечь заинтересованных в данной тематике специалистов к более детальному обсуждению конкретной проблемы и сократило бы сроки проведения семинара за счет параллельного проведения секционной работы.
Нельзя не отметить, что очень показательным в плане применения информационных технологий стало уже то, в какой форме организаторы подготовили материалы семинара. Усилиями специалистов Центра UzInfoCom вместо традиционного книжного формата каждый участник получил мультимедийный компакт-диск с электронными версиями докладов в PDF-формате. Очень компактно и удобно!
Безусловно, прошедший научно-технический семинар стал заметным событием в отрасли ИКТ и, хочется надеяться, даст новый импульс в решении многих поднятых на нем проблем.

pic

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте