Двусторонняя подвижная радиосвязь оказывает влияние на валовой внутренний продукт страны

pic

Мобильная связь прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Такие средства мобильной связи, как двусторонние радиостанции, получили самое широкое распространение. Рынок двусторонней подвижной радиосвязи (ДПР), так же как и сотовой, переживает во всем мире стремительное развитие. В 1995 г. только в Европе рынок подвижной радиосвязи охватывал около 15 млн. абонентов с ежегодным оборотом более 8 млрд. долларов. Ежегодный рост количества абонентов подвижной радиосвязи в западных странах составляет около 25% [1]. Вместе с тем один очень важный аспект, связанный с применением двусторонних радиостанций, проявился не так уж давно. Оказалось, что их использование на производстве может принести очень значительные доходы в валовой национальный продукт любой страны.

Специальные исследования, проведенные за последние годы в ряде стран мира, свидетельствуют о безусловной эффективности средств мобильной связи. Результаты исследований, проведенных Киевским МВА в 1970 и 1994 гг., свидетельствуют: применение радиостанций повышает эффективность организации труда и управления на 20-30 процентов. Работы ученых Иерусалимского университета Хебрью (Hebrew University) в 1992 и 1996 гг. наглядно подтвердили, что у тех, кто применял в своей деятельности средства мобильной связи, производительность труда выросла на 22 процента. Точно такой же результат (22%) мы находим и в отчете Радиоагентства Великобритании по итогам исследований английских ученых в 1995 и 1997 годах. Таким образом, на основе этих и ряда других исследований мы действительно убеждаемся: применение двусторонних радиостанций намного повышает производительность труда. Принято считать, что эта цифра в расчете на одного работника составляет от 10 до 20 процентов, а в некоторых производствах (отраслях) — до 30%. Полученные результаты, которые подтверждают существенный рост эффективности труда при использовании средств мобильной связи, — это еще не сами сэкономленные или заработанные с их помощью деньги. Однако ожидаемую прибыль все же можно подсчитать.

pic

Если мы умножим цифру прироста производительности труда одного работника с радиостанцией на количество радиостанций на предприятии, то получим вклад, который вносит в доходы компании применение мобильной связи. А умножив прирост производительности труда одного работника с радиостанцией на количество радиостанций по всей стране, мы получим вклад, который дает применение этих средств мобильной связи в валовой внутренний продукт (ВВП) государства. Вывод из этих подсчетов следующий: если увеличить количество радиостанций в стране, то увеличится и валовой внутренний продукт, что означает экономический рост страны. При этом видятся интересными результаты исследования, проведенного в 1996 г. известной консалтинговой компанией RCF Economic & Financial Consulting, Inc. [2] по заказу компании Моtоrоlа Inc. [3]. Исследователи ставили целью оценить среднегодовой вклад в ВВП развивающейся страны, получаемый от применения двусторонних радиостанций. Базовыми показателями для оценки вклада стали прогнозируемые данные спроса на эти средства мобильной связи и возможное увеличение производительности труда при их применении. Компания RCF применила новый подход при разработке экономической модели плотности установленных радиостанций как функции ВВП и национального коэффициента экономической свободы. Изменяя эти переменные величины, исследователи с помощью экономической модели получили реальную возможность прогнозировать дальнейший рост количества радиостанций.

pic

Как уже было сказано, при знании точного количества радиостанций, установленных в стране, а также прироста производительности труда от применения одной радиостанции, можно легко вычислить вклад в ВВП от применения радиостанций. К сожалению, эта формула не так проста, как кажется, поскольку в развивающихся странах данные о количестве установленных радиостанций не всегда доступны. Поэтому RCF разработала еще одну экономическую модель для прогнозирования этой неизвестной величины.
При разработке модели были использованы данные о количестве радиостанций, установленных в 16 административных единицах (землях) Германии. Объединенная Германия была выбрана для разработки модели по двум причинам. Во-первых, в стране существуют полные статистические данные, опубликованные в печати, о количестве установленных радиостанций. Во-вторых, в Германии представлены как развитая экономика в бывших западных землях, так и развивающаяся экономика — в бывших восточных. Эти особенности страны позволяли легко проверить предложенную экономическую модель на достоверность и точность. С этой целью компания RCF рассчитала прогнозируемое количество радиостанций в каждой немецкой земле, а затем сравнила полученные данные с реальными цифрами, приведенными в статистике. Оказалось, что использованный метод действительно позволяет рассчитать количество установленных радиостанций: расчеты RCF достаточно точно совпали со статистическими данными во всех 16 землях. Теперь, когда методика подсчета количества установленных радиостанций апробирована, можно рассчитать число установленных радиостанций в нашей стране. Для проведения расчетов следует знать уровень экономического развития Узбекистана и условия регулирования. Уровень экономического развития лучше всего отражает ВВП страны. Для характеристики условий регулирования RCF использовала коэффициент экономической свободы Фонда народонаселения земли (Heritage Foundation)[4]. Коэффициент экономической свободы, используемый для характеристики условий регулирования, раз в год публикуется для 154 стран специализированным агентством Heritage Foundation. Коэффициент рассчитывается на базе 10 индикаторов уровня вмешательства правительства в экономику страны. Эти индикаторы отражают торговую политику, правила осуществления иностранных инвестиций, права собственности, налоги, объем промышленного продукта, который расходуется на содержание органов управления и др.

pic

По данным этого фонда, Узбекистан имеет достаточно строгий регуляторный коэффициент (4.45). К примеру, в России этот коэффициент равен 3,65, в Украине — 4,05, в то время как в Германии — 2,00 для бывших западных земель и 3,00 для бывших восточных земель. Следует пояснить, что более низкий коэффициент обозначает более либеральное регулирование экономики в целом и отрасли связи в частности, а это, в свою очередь, приводит к увеличению спроса на радиостанции. При использовании данной экономической модели для показателей Узбекистана в 2001 г., по данным Министерства экономики РУз, количество установленных радиостанций составило 76333 единиц [5]. Моделирование ситуации подсказывает нам, что спрос на радиостанции при данном уровне ВВП может быть увеличен при изменении условий регулирования. Например, при понижении регуляторного коэффициента до значения, присущего западной части Германии (2.0), спрос на радиостанции может возрасти более чем в 2 раза и составить 175582 единиц.

pic

Следующий шаг на пути определения вклада в ВВП страны от применения радиостанций логически вытекает из некоторых предыдущих рассуждений. Как нам уже известно, применение радиостанций дает прирост производительности труда 10 — 20%. RCF выбрала для своих расчетов среднюю оценку — 15%. Как же измерить производительность труда и ее прирост? Исходя из того, что зарплата является мерой труда, RCF разработала метод оценки среднегодовых зарплат на одного работающего в каждой развивающейся стране, а затем умножила полученное значение на прирост производительности труда (15%). Для Узбекистана среднегодовая заработная плата на одного работника была определена в размере 504,78 доллара США. Следовательно, предполагаемый вклад от применения радиостанции на одного работника должен составить 75,72 доллара США в год.
Теперь у нас есть все необходимые данные для оценки вклада в ВВП нашей страны от средств двусторонней подвижной радиосвязи. Достоинство данной экономической модели заключается в ее гибкости при оценке разных допущений или сценариев. Так, расчеты произведены для разных показателей прироста производительности и коэффициентов экономической свободы. В сущности, представленная ниже таблица отражает некоторые результаты различных допущений и сценариев для Узбекистана.

pic

Из приведенной таблицы видно, что при изменении условий регулирования в нашей стране от очень строгих к более либеральным, как это мы видим на примере Германии, а также изменяя данные прироста производительности труда от самого консервативного (10%) до самого оптимистичного (20%), можно планировать получение вклада от применения радиостанций в ВВП Узбекистана до 18 миллионов долларов США в год, или 0,23% от ВВП, что более чем в два раза больше существующего значения данного показателя.

pic

Подытожив вышесказанное, отметим, что в Узбекистане имеются необходимые инструменты и рычаги, с помощью которых при существующем состоянии экономики можно стимулировать потенциальных пользователей на приобретение мобильных средств связи. Этому также может способствовать либерализация в области государственного регулирования в отрасли связи. Прежде всего это вопрос изыскания свободных частотных каналов и вопрос гармонизации отечественного радиоспектра в соответствии с требованиями Международного регламента радиосвязи. Достаточно важными являются вопросы лицензирования деятельности операторов мобильной связи и создание условий для их деятельности, вопросы таможенного регулирования ввоза/вывоза и сертифицирования продукции радиосвязи, вопросы проектирования сетей связи и т.д. Этот путь позволит повысить спрос на средства мобильной радиосвязи, что, как мы увидели выше, может обеспечить значительный экономический эффект в масштабах государства.

Список использованной литературы

1. Ю.А. Громаков. Стандарты и системы подвижной радиосвязи. — М.: Эко-Трендз, 1999
2. Компания RCF Economic & Financial Consulting Inc. Вклад в валовой внутренний продукт развивающихся стран от двусторонней радиосвязи. 1997 г. http://www.rcfecon.com/
3. Компания Motorola Inc. Материалы о двусторонней подвижной радиосвязи. http://www.mot.com/
4. Heritage Foundation. Индекс экономической свободы. 2001 г. (http://www.heritage.org)
5. TACIS. Ежеквартальный бюллетень по экономическим показателям Республики Узбекистан. Июль — сентябрь 2002 г.

Orphus system