Онлайновые торговые площадки — реальная прибыль
18 ноября 2003
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Константин Мосин.

pic

По использованию современной инфраструктуры рынка Узбекистан находится далеко не на первом месте и в этой сфере сильно отстает от развитых стран. Но формирование новых экономических отношений, основанных на новейших информационных технологиях и развитии глобальных телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, создание нового сектора экономического сотрудничества, называемого «электронной торговлей», заставляет проводить соответствующие рыночные преобразования и в Узбекистане.

Электронная торговля — это новый этап развития информационной инфраструктуры для формирования цивилизованного рынка в нашей стране. Технологическая революция в сфере электронной связи повлекла развитие электронного обмена данными, что, в свою очередь, изменило способы осуществления торговых операций и как следствие упростило процедуру торговой сделки.
Электронная торговля — это финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств. Операция в электронной торговле может быть очень легкой — достаточно простого подтверждения согласия на сделку. Но она также может оказаться и очень сложной, если для выполнения операции передача информации проходит через много сетей.
Первые примеры электронной торговли представляют собой банковские операции, и этот процесс получил название «телеграфные переводы». На смену телеграфным переводам пришли электронные средства передачи финансовой информации — процесс, в ходе которого один банк посылал телекс другому, поручая ему перевести денежные средства. При этом банки уведомляли друг друга о переводе телеграммами, телексами или по электронной почте.

pic

И хотя в Узбекистане уже действует несколько электронных торговых площадок и виртуальных магазинов, наша страна находится как бы в стороне от международного процесса развития электронной торговли. И причина этого — отсутствие надежной инфраструктуры этого сектора коммерции.

Электронная торговля в странах СНГ находится в стадии становления, и основная цель компонента «Развитие региональной торговли» Проекта ЮСАИД по развитию предпринимательства/Корпорация Прагма — внедрение международного опыта и передовых технологий в этой сфере, помочь субъектам частного бизнеса разработать и внедрить тактику и стратегию электронной торговли в соответствии с международными стандартами.
Узбекистан принимает все меры к тому, чтобы стать полноправным членом ВТО, и поэтому необходимо выполнять существующие международные требования и в области электронной торговли.

pic

Принятое Всемирной торговой организацией Соглашение по основным средствам связи (Agreement on Basic Telecommunications) позволило организовать глобальный рынок электронной торговли. На успешное развитие Е-торговли повлияли и международное законодательство в этой области, и жесткий контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности.
Международные требования по процедурам и правилам торговли разрабатывают Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Комиссия по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Центр по упрощению процедур международной торговли (СЕФАКТ) Европейской экономической комиссии. Еще в апреле 1998 года в рамках СЕФАКТ создана специальная рабочая группа по вопросам электронной торговли.

pic

Опыт создания подобных систем в наиболее продвинутых странах показывает, что частный капитал принимает на себя ведущую роль в развитии как Интернета, так и электронной торговли. В мире сложились две области применения электронной торговли. Первая — «бизнес-потребитель». Это электронная торговля с непосредственными потребителями товаров, т.е. розничная торговля. Вторая — «бизнес-бизнес», т.е. электронная торговля между бизнес-партнерами.
Компонент «Развитие региональной торговли» Проекта ЮСАИД, способствуя развитию электронной торговли, направлен решить многие проблемы частного бизнеса. Дело в том, что электронная торговля приводит к сокращению расходов на торговые операции. Европейскими исследователями определено, что стоимость выполнения одного заказа с помощью традиционных средств торговли составляет 50 — 200 долл., а при выполнении заказов в режиме он-лайн она снижается до 1-7 долл.
Электронная торговля позволяет решить проблемы, связанные с большими расстояниями между партнерами, и способствует появлению новых участников на растущем числе рынков. И в этих условиях малые и средние предприятия могут успешно конкурировать даже на международных рынках. Этот вид деятельности позволяет практически мгновенно получать информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами. По оценке фирмы «Эрнст энд Юнг» (Ernst & Young), в будущем электронная торговля будет занимать 10% объема традиционных торговых сделок.

pic

Важным и одним наиболее перспективным этапом Компонента Проекта «Развитие региональной торговли» является организация доступа к Интернету как можно большего количества субъектов частного бизнеса. Для этого специалистами проекта создается база данных на электронных носителях и распространяется среди участников торговой площадки www.smetradecenter.com Предприятие может самостоятельно зарегистрироваться на торговой площадке, используя Интернет или обратившись в центры развития предпринимательства, где им будет оказана помощь при регистрации, и автоматически начать продвижение своей продукции во всем мире.

pic

Сейчас уже стало привычным, если предприятие начинает деятельность в Интернете с создания представительства. Уже после этого руководство компании понимает преимущества менеджмента, основанного на информационных технологиях. И конечно же, это все обречено на провал, если систему электронной торговли предлагают человеку, который Интернета и в глаза не видел. Поэтому выигрывают те, кто обращается к настоящим профессионалам.
Специалистами Корпорации Прагма уже проводятся семинары и выездные сессии по подготовке специалистов в сфере маркетинга электронной торговли, внедрения информационных технологий.
Надо отметить, что успех электронной торговли зависит не только от передовых технических решений, но и от маркетинговых действий. Даже на Западе, по последним данным Gartner Group, 75% всех проектов в электронном бизнесе обречены на провал из-за плохого планирования и нереальных представлений об этой новой технологии. В нашей электронной торговле еще множество незанятых ниш, и потенциал у страны есть, главное — профессионально подойти к реализации своих проектов.

pic

Коммерческие возможности, вытекающие из электронной торговли, определяются спецификой сектора торговли и зависят от структуры торговли, контингента пользователей Интернета на местном рынке и других факторов. Использование электронной торговли позволяет обеспечить ряд выгод, непосредственно не связанных с повышением прибыльности, таких как создание условий для предотвращения криминализации рыночных процессов, утечки капиталов за рубеж и др.
Востребованность торговой площадки www.smetradecenter.com подтверждают цифры. За неполный год ее существования со своими товарами и услугами на нее вышло около 1200 представителей частного бизнеса со всей Центральной Азии, из них более 300 из Узбекистана. В нашей стране с помощью этой торговой площадки заключено 48 сделок на сумму, превышающую 2 миллиона 700 тысяч долларов США. И более 50 процентов сделок — это контракты с зарубежными партнерами — США, Австрией, Россией, Афганистаном, Болгарией, Казахстаном, Южной Кореей и другими.
Значительным событием в истории существования торговой площадки www.smetradecenter.com стало ее объединение с крупнейшей в мире торговой сетью GTN www.usgtn.net, что позволяет не только узбекистанским предпринимателям, но и бизнесменам всей Центральной Азии выходить со своими товарами и услугами на рынки 38 стран мира.
Оптимистический прогноз развития электронной торговли обеспечивает еще и то, что сейчас в Олий Мажлисе Узбекистана на рассмотрении находятся проекты законов об электронной цифровой подписи и электронной коммерции.
Итак, развитие коммерции с помощью электронных средств связи заставляет производителей и поставщиков услуг коренным образом перестраивать привычную систему классической торговли. Торговля через Интернет по своей природе интернациональна. Пока наибольшее применение она получила между США, Японией и странами ЕС.

pic

Торговля в Интернете устраняет расстояния, но не различия в национальных правилах бизнеса. Интернет не имеет государственных границ, и это не влечет за собой отмены действующих таможенных и налоговых формальностей и правил стран-партнеров, в которых существуют свои таможенные и налоговые режимы.

Электронная торговля представляет преимущества не только в быстром поиске нужного товара или услуги, она предполагает строгий контроль за законностью сделок, соблюдением требований покупателей к качеству товаров.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте