Образование в сети Интернет : развитие в мире и в Узбекистане
21 ноября 2003
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Файзулла Агзамов.

pic

Стремительное развитие сетевых информационных технологий открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, в частности основанных на интернет-технологиях. С использованием интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, значительно усиливается интенсивность учебного процесса и т.д. Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих вузов по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса. Первые дистанционные программы открывались малоизвестными университетами, пытающимися таким образом улучшить свои позиции на рынке образования. Ведущие университеты долгое время относились скептически к электронному образованию. Но ситуация в последние годы сильно изменилась.

Ведущие университеты не смогли противостоять велению времени — везде создаются электронные обучающие программы, соответствующие требованиям современных пользователей. Электронное образование не только ликвидирует объективные трудности, стоящие нередко перед потенциальным студентом (нежелание или невозможность прерывать трудовую деятельность, менять место жительства и т. д.), но и имеет ряд других существенных преимуществ перед очным и заочным обучением. Обучение в сети позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранять привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.
Положительным является также возможность самопроверки с помощью автоматического тестирования. Разбор практических ситуаций, пользование справочной информацией, сочетание самостоятельной и групповой работы — все это новые методики, делающие процесс обучения более эффективным.
Дистанционное обучение вряд ли сможет в ближайшее время заменить очное обучение, но стать его дополнением и заменить вечернее и заочное обучение может уже сейчас. Если сравнивать дистанционный метод обучения (через Интернет) и традиционный заочный, то первый имеет ряд неоспоримых преимуществ:

• доступность
• высокое качество обучения, гарантированное престижностью вуза
• эффективность контроля знаний
• интерактивность, активное взаимодействие с преподавателем и слушателями
• качественные учебные материалы в электронном виде
• индивидуальный подход
• гибкий график обучения. При дистанционном образовании нет жесткой привязки процесса обучения к работе в определенном месте и в определенное время
• использование передовых технологий
• доступ к зарубежным источникам знаний
• демократичность. Здесь нет старых и молодых, богатых и бедных, больных и здоровых, все учатся и общаются на уровне друзей или коллег
• постоянное обновление программ обучения.

Главное преимущество дистанционного образования — возможность эффективного обучения в условиях значительного удаления от центров обучения. К тому же многочисленные электронные учебники убирают преграды, связанные со временем. Обучающимся в сети Интернет не приходится планировать свой рабочий день в зависимости от расписания университета. Существует, однако, и ряд недостатков:

• недостаток доверия к электронным средствам общения и обучения. Многие студенты предпочитают строить свои отношения с преподавателем на личном контакте, общаться с ним «вживую»
• неустоявшиеся стандарты дистанционных программ. Например, еще невозможно получить государственный диплом дистанционно, без обязательных очных часов в учебном заведении
• инертность как учебных заведений, так и слушателей. Несмотря на бурный рост популярности электронных сетевых услуг и средств коммуникаций, образование остается одной из наиболее консервативных областей
• обезличенное общение. Любое, даже самое живое общение через Интернет, — это всего лишь опосредованное общение
• ориентированность на технические средства, на виртуальную среду.

Постоянная концентрация на экране монитора, длительное включение в виртуальный мир не могут не отразиться на внутреннем состоянии учащегося. Этот фактор должен особым образом учитываться при разработке нормативной базы дистанционного образования.

pic

Часто приходится сталкиваться с таким обстоятельством, как высокая стоимость пользования Интернетом или же низкая скорость подключения. Дистанционное образование даже при интенсивной организации все же более длительно, нежели очное, а в некоторых случаях и менее эффективно. Во-первых, это может быть связано с отсутствием у обучаемого элементарной самодисциплины и самомотивации. Во-вторых, это может быть обусловлено преимущественным развитием, например, аудиального канала восприятия информации, когда человек способен усвоить новую информацию исключительно в озвученной форме. По данным компании IDC (www.idc.com ), глобальный рынок онлайн-образования в 2000 году составил $ 2,2 млрд. К 2005 году в мире будет продано образовательных интернет-продуктов на сумму $ 18,5 млрд. И речь здесь идет не о курсах, доступных через Интернет, и не о проектах, связанных с дистанционным образованием. Софтверные компании обещают в ближайшем будущем направить свои усилия на предоставление пользователю возможности персонализировать обучение. Каждый пользователь сможет ориентироваться на свой уровень знаний. Представители Cisco Internet Learning Group (www.cisco.com), к примеру, считают, что именно специализированное программное обеспечение, позволяющее студенту приобрести знания через Сеть, станет следующим этапом развития дистанционного образования. Из информационного потока студент выбирает то, что его интересует, а искусственный интеллект, представленный в виде алгоритмов, расположенных на сервере, делает выводы об эффективности того или иного курса, популярности определенного учебника, результативности конкретной методики. Для России и стран СНГ, находящихся в процессе модернизации экономики и рыночных преобразований, потребность в электронном бизнес-образовании ничуть не меньше, чем в западных странах. Такие факторы, как большая территория, сосредоточенность большинства кадров высшей квалификации в крупных городах, делают эту потребность еще более насущной. В регионах, где развивается крупное производство, остро стоит проблема повышения квалификации специалистов по бизнесу.

В мае 2001 года, выступая на пятой сессии Олий Мажлиса, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов поставил конкретные задачи по достижению высокого уровня компьютеризации и внедрению информационных технологий в производство, использованию их в программах школ и вузов, в повседневной жизни. Сегодня большое внимание в республике уделяется развитию и модернизации сетей телекоммуникаций, передачи данных и Интернета. В 2002 году вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», а затем постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий», предусматривающих мероприятия по созданию национальной системы информатизации.
В соответствии с Указом Президента Ташкентский электротехнический институт связи был преобразован в Ташкентский университет информационных технологий, где начиная с 2002/2003 учебного года проводится подготовка специалистов в области разработки программных продуктов, сетевых технологий, подвижной радиотелефонной связи, электронной коммерции и информационной безопасности. Здесь также особое внимание уделяется разработке и реализации образовательных программ и стандартов высшего вузовского и послевузовского образования по вопросам повышения квалификации, переподготовки, получения второй специальности.

В университете уже имеются электронные версии конспектов лекций по всем дисциплинам учебного плана. Все электронные версии введены в сервер электронной библиотеки. В настоящее время здесь функционируют отдел информационных технологий, электронная библиотека со своими серверами и подключенная к Интернету, мультимедийный класс для изучения иностранных языков. Университет имеет договора о сотрудничестве с родственными вузами стран СНГ по связи и телекоммуникациям, которые охватывают все стороны подготовки высококвалифицированных кадров, обмен учебными планами.
В Университете мировой экономики и дипломатии (УМЭД) Узбекистана также уделяется большое внимание применению информационных технологий в процессе учебы. Автоматизация коснулась всех сторон деятельности университета — от приема документов абитуриентов до объективного контроля знаний студентов. Компьютерный парк УМЭД составляет более 500 единиц. Компьютеризованы все подразделения университета. Кафедры оснащены техникой серии Pentium 4. Разработано 110 электронных учебников, которые хранятся в фондах электронной библиотеки на специальном сервере, доступном всем абонентам. Эти электронные учебники служат базовым материалом для организации дистанционного обучения.
Подключение к сети Интернет открыло студентам УМЭД доступ к информационным массивам всего мира. На базе интернет-клуба, учрежденного в 2001 году, студенты и специалисты университета проходят дистанционное обучение в различных международных виртуальных университетах. Многие студенты и преподаватели получили гранты международных образовательных фондов и продолжили учебу или повышение квалификации за рубежом. В августе 2002 года УМЭД принял участие в работе международной летней школы в Алматы по проектированию программных продуктов при Международном университете ООН. В начале 2003 года в Ташкенте открылся региональный учебный центр Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, где проводится обучение менеджменту по международным стандартам по программе MBA (Master of Business Administration) без отрыва от производства. Благодаря открытию этого центра стало возможным претворение в жизнь концепции непрерывного образования, которую реализуют все ведущие университеты мира. Дистанционное обучение, рассчитанное на взрослых работающих людей, сейчас самое перспективное направление современных образовательных технологий. В программе Открытого университета дистанционное обучение сочетается с регулярной практической работой под руководством опытных преподавателей. Для лучшего усвоения курса студенты используют интерактивные обучающие программы, выполняют письменные работы, которые оцениваются и комментируются преподавателем — тьютором. Помимо курса «Эффективный менеджмент», обучение в центре будет проводиться также по направлениям «Финансовый менеджмент» и «Практический маркетинг».
Для Интернета нет границ, он проникает во все уголки нашей страны. В начале 2003 года в Карши открылся Общественный центр расширения доступа и обучения в Интернете. Новый центр — это не только бесплатный доступ в Интернет и бесплатное обучение работе в глобальной Сети, но и помощь в создании сайтов для общественных организаций, и активная пропаганда интернет-технологий. Таких центров только в Центральной Азии одновременно открылось около полусотни. Они действуют благодаря «Программе расширенного доступа и обучения в Интернете» (IATP). Эту программу развивает в нашем регионе Бюро по вопросам образования и культуры государственного департамента США.

pic

С уверенностью можно сказать, что Узбекистан идет в ногу со временем. Дистанционное обучение необходимо Узбекистану сейчас как никогда. Огромное число граждан, которым необходимо получить высшее или дополнительное профессиональное образование, не могут осуществить это из-за отсутствия в местах их проживания необходимых учебных центров, высокой стоимости обучения и огромных командировочных затрат. С развитием Интернета в Узбекистане спрос на услуги в области сетевого дистанционного обучения будет только расти. Естественно, предстоит еще много работы по внедрению компьютерных образовательных технологий в сферу обучения и подготовки кадров. Но уже сегодня тысячи пользователей доверяют свое образование компьютерным системам и тьюторам. Можно прогнозировать бурное развитие образовательных интернет-технологий в нашей республике уже в самом ближайшем будущем. Согласно прогнозам Фонда им. Бартельсмана (Германия), уже в 2005 году система образования подвергнется коренным изменениям благодаря Всемирной сети. Появится целая палитра новых предложений в области образования, возникнет даже «новая культура» обучения. Благодаря курсам и факультетам, обучение на которых будет предлагаться через Интернет, посещение «реальных» университетов станет излишним, а все учебные материалы будут доступны дома. К 2005 году минимум половина студентов будет проходить часть учебы в Интернете.

Использованная литература

1. Базилева И. Электронное обучение — дистанции не существует//«Мир Internet», 2000. — № 8.
2. Кокоуров А. Я спросил у тьютора… //Мир Inernet, 2000. — № 8.
3. Москалюк А. Образование в Интернете: с чего начать?//Мир Internet, 2002. — № 2.
4. Батыров Б. Образование и информационные технологии//«Правда Востока», 24 октября 2002 г. — № 206.
5. Санаева Т. Учиться по-новому//«Народное слово», 13 ноября 2002 г. — № 234.
6. http://www.it-study.ru/whatis.htm — сайт центра дистанционного обучения «Инфотек».
7. http://specialist.ru/publication/doklad.htm — Белов А.В. Практика и перспективы дистанционного обучения компьютерным технологиям (Доклад на НПК «Профессиональное обучение безработных граждан в условиях рынка труда: новые технологии и эффективность», 15-17 сентября 1999 г., г. Жуковский).
8. Шайян Ж. Новая учеба в сети//Экономическое обозрение, 2002. — № 9.
9. Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 31 мая 2002 г.
10. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» от 6 июня 2002 г.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте