Мониторинг развития ИКТ в Узбекистане
7 января 2004
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Анвар Юлдашев.
pic

Развитие информационно-коммуни-кационных технологий (ИКТ) является одним из основных факторов благосостояния и экономического роста страны. Сегодня ИКТ становится одним из основных приоритетов государственной политики Узбекистана. Во исполнение Указа Президента страны И.А. Каримова «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30 мая 2002 года принимаются действенные меры по развитию ИКТ. С этой целью разработана и реализуется « «Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы» , утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №200 от 6 июня 2002 года. Приоритетность применения ИКТ для развития как «основной фактор прогресса во всех секторах страны признана и в совместном протоколе сотрудничества Программы развития ООН (ПРООН) и Правительства Республики Узбекистан на период 2000-2004 годы. В рамках реализации данного протокола ПРООН инициировала выполнение Программы « «Инициатива цифрового развития» (Digital Development Initiative, DDI).

В 2001 году эксперты Программы DDI провели оценку электронной готовности Узбекистана. Учитывая необходимость выявления динамики и тенденции изменения индикаторов/показателей электронной готовности, эксперты признали целесообразным провести постоянный мониторинг развития ИКТ страны.
«Методология оценки электронной готовности и мониторинга развития ИКТ основывается на единой базе, на разработках Центра международного развития при Гарвардском университете «Готовность к информационному миру: руководство для развивающихся стран». Всего системой оценки и мониторинга охвачены более 100 количественных и качественных индикаторов/показателей, сгруппированных по шести направлениям и 24 компонентам:

pic

Вышеперечисленные категории показателей оцениваются по 4-балльной шкале: стадия 1 — наименее развитая и стадия 4 — наиболее развитая. Детальное описание стадий дается на www.readinessguide.org Методология была дополнена специальным опросом, проведенным как среди государственных органов управления, так и среди населения.
Сравнительный анализ по двум проведенным исследованиям показывает повышение уровня электронной готовности страны как в целом, так и по конкретным направлениям:

pic

Эксперты отмечают, что общим положительным фактором стало распространение высокоскоростного доступа к Интернету, развитие мобильной связи, принятие новых правовых актов в области ИКТ. Развитию ИКТ способствовала также постепенная либерализация рынка телекоммуникаций. Особое значение имели разработка и реализация правительственных программ развития ИКТ и укрепление информационной инфраструктуры.

Электронное правительство

Как показывают проведенные исследования, государство начало играть существенную и определяющую роль в создании и стимулировании развития благоприятной среды для развития ИКТ в стране. Одновременно начаты действенные меры по внедрению ИКТ в самом правительстве. Решение об «электронном правительстве», т.е. переход правительственных учреждений в систему он-лайн и обеспечение единых электронных средств коммуникаций между государственным сектором и гражданами страны, станут наиболее убедительным примером того, что Республика Узбекистан серьезна в своих намерениях о вступлении в современную информационную эру.
Учитывая особое значение внедрения ИКТ в государственное управление, Правительством страны подготовлен проект « «Программы внедрения электронных технологий в государственном управлении на период 2003-2010 годы» , в котором предусмотрены действенные меры по широкому внедрению электронного документооборота в работе государственного управления, улучшению уровня предоставления услуг гражданам и обеспечению открытости принятия правительственных решений.

pic

В соответствии с программой «на первом этапе создаются веб-портал и веб-сайты государственных органов управления, где должна быть предоставлена информация об государственных услугах, размещены сведения общего характера, например часы работы, списки контактных лиц и номера телефонов.
«На втором этапе госорганы станут предоставлять динамичную всеобъемлющую информацию с возможностью для поиска по базам данных и службой ответов на сообщения по электронной почте. Они должны будут внедрять различные интерактивные услуги, позволяющие гражданам заходить на государственный портал и заполнять различные формы.
«Следующим этапом будет возможность предоставления финансовых и юридических услуг, чтобы граждане и частные фирмы могли покупать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации, платить штрафы и обращаться с просьбами о социальных льготах.
Для целей мониторинга в блоке «Электронного правительства» прослеживались показатели (индикаторы) по четырем компонентам:
Как видно из вышеприведенных данных, развитие электронного правительства в Узбекистане, по состоянию на май 2003 года, в целом находится на начальной стадии. Если сравнивать стадии развития электронного правительства со стадиями развития электронной коммерции, то развитие электронного правительства в Узбекистане находится на стадии публикации информации (publishing) и пока еще не перешло на стадии интерактивности (interactivity), завершения транзакций (completing transactions) и доставки (delivery): государственные органы только начинают публиковать информацию о своей деятельности через собственные сайты в сети Интернет. Использование Интернет протекает преимущественно односторонне, т.е. Интернет в основном используется для получения информации из сети.

Электронное образование

Образование определено в качестве одного из главных приоритетов Национальной стратегии Узбекистана. На сегодняшний день доступность ИКТ для учебных заведений, улучшение качества образования на основе ИКТ и развитие кадрового потенциала, специалистов в сфере ИКТ является опорной точкой развития сектора. Согласно экспертной оценке, страна обладает большим количеством образовательных учреждений и может быстро заполнить потребность в необходимых специалистах, систематически подготавливая персонал в сфере ИКТ. Однако республика в настоящее время не имеет достаточных финансовых и человеческих ресурсов для эффективного управления ИКТ — для достижения целей своего развития. Существует недостаток специалистов с техническими навыками, навыками ведения электронного бизнеса, которые могли бы более полно использовать существующую инфраструктуру.
ИКТ в основном используются в высших учебных заведениях, значение которых оценивается по гарвардской методике на уровне 2,6. В школах, как правило, используются компьютеры устаревших моделей. На начало 2003 года количество учеников общеобразовательных школ составляло 6.330 тысяч. Количество компьютеров в школах — 57117 шт. Отсюда на один компьютер приходится примерно 111 учеников.

pic

Согласно опросу, примерно 28-30 процентов студентов являются активными пользователями Интернет. По данным Министерства высшего и среднеспециального образования (МВССО), на начало 2003 года общее количество студентов в высших учебных заведениях республики составило 229,2 тысячи, количество компьютеров — 11 тысяч. Таким образом, на один компьютер в вузе приходится 21 студент.
Система дистанционного образования студентов и учащихся, основанная на интернет-технологиях, еще не сформирована — продолжается в основном использование традиционной формы заочного обучения. В настоящее время разработана «Концепция создания и развития системы дистанционного образования (СДО) в Республике Узбекистан». Разработка Концепции вызвана резко возросшим за последние годы спросом на образовательные услуги, а также высокой социальной значимостью дистанционного образования. Одновременно отмечено начало процесса создания системы дистанционного обучения. В частности, функционирует образовательная система «Distance Learning.Uz» (http://www.dl.uz):
Удельный вес студентов по специальностям ИКТ среди 14 направлений обучения на уровне бакалавров в 2002-2003 учебном году составил около 3,4%.
Примечательно, что с 1998 года по текущий год количество вузов, подготавливающих специалистов по различным направлениям ИКТ, выросло с 16 до 28. Так, в 2002 году Ташкентский электротехнический институт связи был преобразован в Ташкентский университет информационных технологий, и начиная с 2002/2003 учебного года в нем предусмотрена подготовка специалистов в области разработки программных продуктов, сетевых технологий, подвижной радиотелефонной связи, электронной коммерции и информационной безопасности. Одновременно в этом же году в Ташкенте открылся Международный вестминстерский университет. Ведутся переговоры по открытию в Узбекистане также филиалов университетов Васеда (Япония) и Фонтис (Голландия).

pic

По результатам мониторинга развитие кадрового потенциала сектора ИКТ оценено на уровне 2-й стадии. Число докторов и кандидатов наук, защитивших диссертации по специальностям, близким к ИКТ, измеряется десятками. Отношение количества преподавателей ИКТ к общему числу преподавателей средних специальных и профессиональных учебных заведений составляет около 4%, преподавателей вузов — почти 14%.

Использование ИКТ в обществе

Использование ИКТ в обществе является главным составляющим Концепции информатизации, разработанной в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30.05.02 года. В соответствии с Концепцией развитие информатизации, создание необходимых предпосылок и условий для построения информационного общества полностью отвечает условиям устойчивого развития страны формированию экономики, основанной на знаниях. В то же время по числу пользователей, а также объему информации (об Узбекистане) в Интернете республика значительно отстает от других стран.

pic

Динамика количества интернет-пользователей

На май 2003 года в стране было примерно 310 тысяч интернет-пользователей, из которых только 235 тысяч (а это около 1% населения) являются регулярными пользователями, т.е. используют Интернет, по крайней мере, раз в неделю:
Вовлечение республики в мировое информационное пространство немыслимо без широкого использования в повседневной жизни таких информационных устройств, как факсы, телевизоры, телефоны, устройства электрической связи всех видов, компьютеры. По данным мониторинга, уровень использования домашних телефонов в стране достаточно высок и составляет 34 телефона на 100 семей, однако основных телефонных линий на 100 человек приходится только 6,7. Телефоны общественного пользования распространены повсеместно, они широко используются.
Этого нельзя сказать о наличии компьютеров в индивидуальном пользовании. По данным проведенного опроса, только 2,17 человека из ста имеют дома компьютер. Немногие жители страны имеют доступ к Интернету у себя дома. Люди в основном используют Интернет на работе или в интернет-кафе.
Согласно проведенному опросу, на каждое действующее в республике предприятие приходится по 2 компьютера, которые используются в основном для печатания документов или бухгалтерских расчетов и в меньшей степени для интернет-приложений и общеобразовательных программ. Как правило, предприятия используют небольшие и недорогие системы, составленные либо самими организациями (в крупных государственных учреждениях или министерствах), либо местными компаниями, разрабатывающими программное обеспечение. Использование информационных систем управления, отношений с клиентами, планирования (ERP, ERM, CRM) ограничено. Системы электронного обмена данными (типа EDI) во взаимодействии различных организаций почти отсутствуют. Лишь незначительное число компаний применяют средства полного управления производством, соответствующие уровню мировых стандартов — такие как, SAP R/3, ORACLE APPLICATIONS и т.д.
В последние годы существенно увеличилось число организаций, имеющих собственные веб-сайты. Однако лишь немногие из них имеют настоящий корпоративный портал. Небольшое число организаций имеет местные сети, используемые для внутреннего обмена информацией. Отдельные из них имеют некоторые дополнения клиент/сервер с центральной статистической базой. Из действующих 195 тысяч предприятий, согласно экспертным оценкам, лишь примерно 10% (порядка 19,5 тысячи) используют системы управления, основанные на использовании информационных технологий. Наиболее компьютеризованными являются банковская система, налоговая и таможенная службы, службы МВД, МИД, ГКИ и других государственных органов.

pic

Количество действующих сайтов в зоне UZ

В целом численность занятого населения, использующего средства ИКТ в своей профессиональной деятельности, составляет 2,8% от общего числа занятых. Основная доля использующих ИКТ приходится на г. Ташкент, где сосредоточена примерно половина всех компьютеров страны.
По состоянию на май 2003 года, всего зарегистрированных доменов в зоне «.Uz» составляют 2,5 тысячи сайтов, из которых регулярно поддерживаются около 700 web-сайтов. Среди ресурсов зоны «.Uz» преобладают русскоязычные сайты. На этом языке «вещают» около 70% местных сайтов.

Доступ к сетевым ресурсам

В стране достаточно развита информационная инфраструктура, имеются альтернативные операторы связи. Быстрыми темпами увеличиваются численность пользователей Интернета и абонентов беспроводной связи, объем внешних каналов доступа к Интернету, количество пунктов коллективного доступа к Интернету.
Общая пропускная способность внешних каналов доступа в Интернет на май 2003 года составляет 24 Мбит/с против 6,7 Мбит/с в мае 2001 года, что отражает практически 4-кратный рост внешних каналов доступа в Интернет:
Исходя из количества регулярных пользователей Интернета — 235 тысяч человек, пропускная способность внешних каналов на одного регулярного пользователя Интернета составляет 102,1 Бит/с.

pic

Стоимость интернет-соединения по выделенной линии со скоростью 64 Кбит/с колеблется от 200 до 300 тысяч сумов в месяц, в зависимости от маркетингового плана и трафика. Понятно, что позволить себе подключение к Интернету по выделенной линии могут пока только крупные корпоративные клиенты, банки или иностранные представительства. Большинство же клиентов производит подключение по дозвону (в среднем соотношение тех, кто производит подключение по дозвону, и тех, кто подключается через выделенные линии, составляет примерно 100:1). Все более популярными становятся скидки, предоставляемые при подключении к Интернету в ночное время суток: если в среднем соединение по дозвону обходится в Узбекистане в 700-1600 сумов за 1 час в дневное время суток, то в ночное время в 450-700 сумов.
Учитывая низкую покупательную способность населения, ПРООН и Институт открытого общества (фонд Сороса) совместно с научным комитетом НАТО с 1999 года реализуют проект «Создание потенциала для развития интернет-технологий и их распространения в Узбекистане». Проект направлен на развитие Интернета в стране, причем с основным упором на создание опорной сети для бесплатного доступа в Интернет научных и образовательных учреждений Республики Узбекистан.
Мониторинг включает также данные о состоянии телекоммуникаций в Узбекистане. Как отмечено в отчете, на местных телефонных сетях действуют 2077 автоматических телефонных станций (АТС) общей монтированной емкостью 1910655 номеров, которая используется на 85,4 %. На сетях телекоммуникаций преобладают аналоговые АТС (координатные и декадно-шаговые системы). Доля цифровых АТС составляет 33,3 %. По экспертной оценке, в Узбекистане насчитывается около 5,8 млн. телевизоров, т.е. 22,82 телевизора на 100 жителей, или примерно 1,05 штук на каждую семью. Число абонентов кабельного телевидения на 100 семей составляет примерно 2,1.

Политика в сфере ИКТ

Отражением государственной политики в сфере ИКТ принято считать, прежде всего, систему регулирования телекоммуникаций, включающей законодательное и нормативно-правовое обеспечение всего комплекса общественных отношений, наличие конкурентной среды и степень либерализации рынка телекоммуникаций.
Следующим важным компонентом государственной политики в сфере ИКТ является торговая политика в области ИКТ, может быть помощником или препятствием в развитии ИКТ. Благоприятный климат для использования Интернета и электронной коммерции, который создается государственной политикой, способствует сообществу, организациям и частным лицам инвестировать в ИКТ и стать активными производителями или пользователями информационно-коммуникационных услуг/продукции.

pic

Третий компонент государственной политики — так называемая приоритетность развития ИКТ в стране, отражающая наличие стратегии развития ИКТ и эффективность ее реализации.
Государственная политика в сфере ИКТ на основании индикаторов и индексов по методике Гарвардского университета, по состоянию на май 2003 года, оценена на уровне 2,25:

pic

Развитие ИКТ в настоящее время регулируется более 15 законами, включая Конституцию, Гражданский и налоговый кодексы, а также кодекс об административной ответственности.
Управление и регулирование в сфере телекоммуникаций осуществляются уполномоченным государственным органом — Узбекским агентством связи и информатизации. Государственное регулирование в этом секторе осуществляется путем лицензирования, сертификации, налогообложения, формирования единой научно-технической политики, а также другими, предусмотренными законодательством средствами. Создан также Координационный Совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий, который, согласно Указу Президента Узбекистана от 30 мая 2002 года, является высшим координирующим органом в сфере развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий в стране.
В целях обеспечения открытости правительства, прозрачности и предсказуемости регулирования в сфере ИКТ созданы веб-сайты Координационного Совета (www.ictcouncil.gov.uz) и УзАСИ (www.aci.uz). На этих веб-сайтах систематически размещаются новости страны в сфере ИКТ, информация о мероприятиях, справочные материалы и нормативные документы, а также проекты законов и программ по развитию ИКТ в Узбекистане. Посетители сайта имеют возможность участия в обсуждении проектов законодательных актов и других проблем по развитию ИКТ.
Государство в лице Координационного Совета понимает важность роли частного и общественного секторов в развитии ИКТ. На заседание Координационного Совета регулярно приглашаются представители частного и общественного секторов для совместного обсуждения, разработки совместных программ и планирования развития ИКТ. Однако многие ведомства и органы государственного управления на местах все еще не принимают приоритеты частного и общественного секторов в вопросах развития ИКТ.

Электронная экономика

Использование ИКТ для целей электронной коммерции предоставляет уникальную возможность преодолеть невыгодное географическое положение страны, отрыв от важных торговых коммуникаций, недостаток материально-сырьевых ресурсов и других неблагоприятных факторов, сдерживающих устойчивое развитие национального бизнеса. Электронная коммерция позволяет, прежде всего, снизить издержки обращения на 20-30%, а в отдельных случаях — на порядок. Это еще главное условие повышения уровня прозрачности и конкурентности операций, совершаемых на рынках товаров и услуг, обеспечения равного доступа к ресурсам, ускорения выхода продукции узбекских товаропроизводителей на мировые рынки, утверждении новых стандартов предпринимательской деятельности.

pic

Правительство уделяет большое внимание развитию электронной коммерции. В стране разработан проект Программы развития электронной коммерции, целью которой является развитие информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг, формирование и совершенствование благоприятных условий для всемерного развития электронной коммерции на основе повышения эффективности мер ее государственной поддержки, объединения и координации усилий в этом направлении государственных, общественных и частных (коммерческих) институтов. Одновременно Правительство готовит новую законодательную инициативу по совершенствованию правовой базы электронной коммерции.

pic

Однако количественная оценка индикаторов и индексов электронной коммерции показывает, что республика по этому блоку находится в целом на стадии раннего развития. В УЗНЕТЕ функционирует лишь несколько интернет-магазинов, торговых площадок. Подавляющее большинство компаний используют сеть лишь для публикации прайс-листов:
Круг предприятий, успешно использующих ИКТ в своей деятельности, чрезвычайно узок. Хотя в стране имеется положительный опыт внедрения электронной коммерции. Так, инициированное Правительством Республики Узбекистан (постановление КМ от 1 мая 2001 года № 198) внедрение на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже (УзРТСБ) единой электронной системы биржевых торгов привело к заметному росту оборота биржевой торговли в целом по республике (рост в 1,45 раза от уровня аналогичного периода 2001 года). Впервые в истории биржевой деятельности рост оборота биржевых торгов в регионах республики (в 1,7 раза) опережал рост оборота биржевых торгов в столице страны (в 1,3 раза). Опыт УзРТСБ демонстрирует, что наибольшие выгоды от внедрения электронной коммерции получают предприниматели регионов республики, доступ к материально-техническим ресурсам, для которых без внедрения в практику бизнеса информационных технологий остается проблематичным.

pic

В Узбекистане создана единая банковская корпоративная сеть, которая может быть использована для ускорения развития электронной коммерции во всех сферах экономики. В то же время отсутствуют некоторые аспекты технологической основы для электронной торговли: в стране не имеется ни органа по электронной сертификации, ни единой государственной системы распространения ключей; отсутствуют технологии межсетевой защиты и технологическая структура для систем электронных платежей с использованием сети Интернет.
Рынки электронной коммерции Бизнес — Потребитель и Бизнес — Бизнес в стране ограничены также из-за высоких цен на телекоммуникации, отсутствия доверия к электронной коммерции как у покупателей, так и продавцов и отсутствия прозрачности в ведении дел.

Заключение

1. Мониторинг развития ИКТ в Узбекистане проведен на основе данных УзАСИ, Государственного комитета статистики, различных министерств и ведомств Республики Узбекистан, а также результатов социологических обследований Программы DDI. Можно констатировать, что в целом сформирована и отработана методика мониторинга развития ИКТ в стране. Она носит не только описательный характер, а скорее, включает в себе элементы анализа с целью выявления слабых и сильных сторон, выработки рекомендаций управленческого характера по всему спектру отрасли ИКТ, что очень важно для принятия оперативных управленческих решений.
2. На данном этапе уже реально решается задача внедрения системы мониторинга ИКТ в Узбекистане. В то же время остались вопросы, нуждающиеся в усилении. В первую очередь это касается повышения надежности статистических данных и социологических опросов. Эта задача достаточно объемная (принимая во внимание охват областей республики и разнообразия показателей) и требует разработки специальных мер по обеспечению сбора и объективности данных.
3. Несмотря на наличие достаточно большого пакета нормативно-правовых актов, регулирующих сферу ИКТ, существует настоятельная необходимость их совершенствования. В этой связи представляется целесообразным, наряду с уже подготовленными проектами законов «Об электронной коммерции», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте» и «Об информатизации» (в новой редакции), разработка и последующее принятие таких нормативно-правовых актов, как законы «Об информации персонального характера», «О компьютерных преступлениях», «Об информационной безопасности» и других. Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с производством информации, ее распространением и использованием.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте