Менеджмент предприятий с иностранными инвестициями, оказывающих услуги в области телекоммуникаций
9 января 2004
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Одил Алимов.
pic

Республика Узбекистан за двенадцать лет своей независимости осознанно стремится к построению государства с рыночной экономикой. Одной из приоритетнейших задач в эпоху переходного периода от плановой социалистической к свободной рыночной модели хозяйствования является привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Привлечение иностранных инвестиций в виде прямого финансирования (кредитования) различных проектов имеет важное значение. Однако наиболее эффективным является привлечение иностранных инвестиций путем создания предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) или предприятий со 100% иностранным капиталом.

pic

По данным Министерства юстиции Республики Узбекистан, на 1 января 2003 года в республике было зарегистрировано 2941 ПИИ (с учетом ликвидированных и выведенных из реестра). Из них 2372 совместных предприятия и 569 предприятий со 100% иностранным капиталом. К сожалению, статистика также свидетельствует о ликвидации значительной части ПИИ. Считается, что основной причиной приостановки деятельности и ликвидации отдельных предприятий является несформированность их уставных фондов, потеря связей с иностранными учредителями и невыполнение иностранными учредителями взятых на себя обязательств.
Но наряду с упомянутыми причинами, на наш взгляд, очень существенным фактором ликвидации многих ПИИ является недостаточно квалифицированная организация менеджмента предприятиями в условиях сложного переходного периода, отсутствие грамотной адаптированной маркетинговой деятельности, что приводит к естественному страху иностранных инвесторов перед возникающими сложностями и как следствие к закрытию предприятий.
При создании ПИИ важны не только и не столько финансовые вливания в приобретение оборудования и современных технологий, сколько привлечение передового зарубежного менеджмента, который прошел длительный эволюционный путь с момента зарождения капитализма и до наших дней. Причем, привлекая передовой иностранный менеджмент, можно получить готовую модель хозяйствования, которая доказала свою эффективность в условиях жесточайшей конкуренции в мировой рыночной экономике.
Вместе с тем роль прямого переноса готовых зарубежных решений в вопросах управления предприятием без адаптации к местным условиям не может быть достаточно эффективной. Многие ПИИ в течение некоторого времени с момента своего создания «импортировали» готовую модель менеджмента, причем на руководящие должности в качестве топ-менеджеров приглашались исключительно зарубежные специалисты, а местные кадры занимали лишь технические или низшие вакансии. Возможно, это оправданно в случае с представительствами крупных зарубежных компаний, когда важны представительская роль и единообразие корпоративной философии. Однако в вопросах организации деятельности полнокровного предприятия, как хозяйствующего субъекта Узбекистана, необходим постепенный переход от готовой модели управления ПИИ на базе зарубежного менеджмента к выработке собственной, индивидуальной модели управления. Причем с широким привлечением топ-менеджеров из числа местных кадров.
Привлечение большого числа зарубежных высокооплачиваемых топ-менеджеров приводит к значительным финансовым издержкам, что неоправданно в условиях жесткой конкуренции. В то время инвестиции в образование и постепенную подготовку местных руководителей высшего и среднего звена могут дать ощутимый эффект и устойчивую работу совместного предприятия.
Именно такой подход в вопросах организации менеджмента ПИИ можно проследить на примере СП BUZTON. Это совместное (вначале Британско-узбекское) предприятие было создано в 1996 году при участии британского капитала (50%). Создание СП BUZTON на стадии его учреждения было продиктовано острой необходимостью в качественных сетях связи, с применением новейших цифровых технологий и волоконно-оптических сетей. В условиях отсутствия современного оборудования и новейших технических решений на базе цифровых технологий у других операторов связи наложенная волоконно-оптическая сеть СП BUZTON за короткий срок стала эталоном для международной, междугородной и местной связи. В течение четырех лет с момента создания СП BUZTON менеджмент компанией осуществлялся британской стороной, зарубежными топ-менеджерами. В этот период современное техническое оснащение предоставило СП BUZTON неоспоримое превосходство среди других предприятий связи и обеспечило его высокую рентабельность. Однако уже через три года после образования предприятия в Узбекистане стали интенсивно внедряться цифровые технологии и у других операторов связи, и преимущество в вопросах технического оснащения СП BUZTON стало постепенно сокращаться. В этот период на первый план выдвинулись такие качества предприятия, как высокий сервис обслуживания и грамотный менеджмент. С 1999 года руководство компанией было передано узбекской стороне. В этот же период произошли коренные изменения и в составе учредителей: 50% стало принадлежать инвестору из США и 50% — узбекской стороне.
Необходимо понимать, что в сфере информационно-коммуникационных технологий все стремительно меняется. Во-первых, это касается развития и совершенствования техники и технологий. Во-вторых — резкого изменения рода и состава услуг связи. Если еще пять лет назад приоритетными были услуги в области голосовой и факсимильной связи, то впоследствии на смену и в дополнение к традиционным услугам на первый план стали выходить совершенно новые сервисы, основанные на технологиях передачи данных и Интернет.

pic

В этой связи перед руководителями предприятий связи в режиме “цейтнота” стоят проблемы постоянного обновления морально устаревшего оборудования и диверсификации деятельности для внедрения новых видов услуг и сервисов. При этом следует понимать, что техническое переоснащение и внедрение новых видов услуг производится в режиме «on line», когда оборудование или работа сети в целом не могут быть выключены даже на сравнительно малый промежуток времени. Круглосуточная работа высококвалифицированного персонала по обслуживанию сети и клиентов выдвигает особые требования по подбору и управлению кадрами. Необходимо также постоянно совершенствовать знания и повышать квалификацию специалистов для освоения новой техники. Так, ведущие менеджеры и инженеры СП BUZTON прошли обучение в тренинговых центрах ведущих производителей телекоммуникационного оборудования и операторов с мировым именем (Маркони коммуникейшнз — Великобритания, Эрикссон — Швеция, HUAWEI — Китай, Equant — Франция, Голден Телеком — США, Транс Телеком — Россия и др).
На примере СП BUZTON можно проследить эволюцию развития менеджмента этого предприятия, который впитал в себя лучшие британские традиции по управлению бизнесом. Но, вместе с тем, в условиях переходного периода, постоянно изменяющихся условиях ведения бизнеса, изменения состава учредителей, расширения перечня и видов услуг была создана собственная модель управления конкретным предприятием. Ведется постоянный мониторинг технологических изменений на мировом рынке телекоммуникаций, постоянно отслеживаются требования клиентов к новым услугам и как результат осваиваются и внедряются новые интеллектуальные услуги.
Стартовые инвестиции в приобретение высокотехнологичного оборудования — необходимое, но далеко недостаточное условие для успешного ведения бизнеса. Очень важным необходимым моментом для оправдания инвестиций, развития бизнеса в целом может быть внедрение передового зарубежного менеджмента, его обогащение, адаптация в местных условиях и выработка собственной модели управления конкретным предприятием.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте