Фонд развития информационно-коммуникационных технологий: надежная финансовая поддержка для развития отрасли

pic

Осуществление экономических реформ в любой отрасли и его результат в основном зависят от вкладываемых в эту отрасль инвестиций. Но одними лишь инвестициями далеко не уйти. Чтобы правильно распределить инвестиции, определить направление, проконтролировать их использование и осуществление мониторинга за экономической эффективностью финансовых вложений, необходимо создать определенную структуру финансовых институтов. Сюда входят фонды, страховые компании, инвестиционные компании, банки и др.
В этой связи необходимо сказать, что создание специализированных фондов по отдельным отраслям имеет большую пользу для развития данной отрасли. Так как в этом случае финансовые средства будут направляться на те проекты, которые уже заранее определены как приоритетные и важные на данное время. Экономическая эффективность использования финансовых ресурсов в этом случае гораздо больше, чем централизованное финансирование.

Учитывая важность и актуальность финансовой поддержки отрасли почты и телекоммуникаций, ее дальнейшего развития и обеспечения финансовой самостоятельности, правительство Республики Узбекистан 28 августа 1997 года приняло постановление № 420 «Об утверждении положений об Узбекском агентстве почты и телекоммуникаций и о Фонде государственной поддержки развития почты и телекоммуникаций», и тем самым в отрасли почты и телекоммуникаций был создан внебюджетный фонд для непосредственного управления и регулирования финансовыми ресурсами отрасли.
Положением о фонде определено, что он создан в целях оказания поддержки в финансировании приоритетных и социально значимых проектов развития почты и телекоммуникаций.
С момента организации фонда прошло более 6 лет, и за это время сделано немало работ — в самой отрасли произошли очень большие изменения, связанные с развитием компьютеризации и внедрением информационно-коммуникационных технологий.
Для развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий Президентом Республики Узбекистан был принят Указ УП №3-80 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30 мая 2002г. и постановление КМ РУз № 200 от 6 июня 2002 г. «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий».
Этим постановлением «Фонд государственной поддержки развития почты и телекоммуникаций» был переименован в «Фонд развития информационно-коммуникационных технологий», и на него дополнительно возложены задачи по финансовой поддержке проектов по компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий.
Во исполнение вышеизложенных подзаконных актов и в целях совершенствования деятельности в сфере связи и информатизации КМ РУз принял постановление № 328 от 23 сентября 2002 г. и утвердил «Положение о Фонде развития информационно-коммуникационных технологий», расширив его функции в финансировании приоритетных и социально значимых проектов, НИР в области развития связи и ИКТ.
Прежде чем говорить об осуществленных работах фондом за прошедшее время, необходимо коротко остановиться на источниках формирования средств фонда. Средства, располагаемые фондом, поступают от приватизации объектов и предприятий системы Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ), дивидендов по гос.пакету акций АО, СП системы УзАСИ, от гос.пошлины за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в сфере связи и информатизации, штрафных санкций за нарушение требований нормативных актов, государственных отраслевых стандартов качества предоставляемых услуг в сфере связи; безвозмездных взносов юридических и физических лиц, международных организаций; доходов от размещения временно свободных средств фонда в форме банковских депозитов и в других формах в соответствии с действующим законодательством.
За истекший период (1997 -2003 гг.) фондом аккумулировано от всех источников всего 4854 млн. сумов, в том числе от:

• 40% средств от приватизации объектов и предприятий связи, входящих в систему Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ) — 681 млн. сумов
• 25% дивидендов по принадлежащим государству пакетам акций (долей) в АО и СП, входящих в систему УзАСИ — 349,6 млн. сумов
• 50% из средств, поступающих от гос.пошлины за выдачу лицензий на право осуществления деятельности в сфере связи и информатизации — 3372 млн. сумов
• безвозмездных взносов юридических и физических лиц, а также международных организаций — 195 млн. сумов
• доходов от размещения временно свободных средств фонда в форме банковских депозитов и в других формах в соответствии с действующим законодательством — 191 млн. сумов
• средств, взимаемых в виде штрафных санкций с юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере связи, независимых от форм их собственности и ведомственной принадлежности, за нарушение требований нормативных актов, государственных отраслевых стандартов, качества предоставляемых услуг в сфере связи, кроме экономических санкций и штрафов, налагаемых за нарушение антимонопольного законодательства — 66,5 млн. сумов.

Как видно, наряду с теми источниками формирования, по которым средства поступают в фонд напрямую, есть и те, которые зависят от эффективности работы самого фонда, и их доля в общем объеме поступления средств с каждым годом увеличивается.

Аккумулированные фондом средства от различных источников направляются на решение задач, определенных положением о фонде. Это финансирование:

• приоритетных проектов, НИР и программ в области развития сетей передачи данных и ИКТ
• разработок и внедрения новых видов услуг в сфере связи, ИКТ, передачи данных и высокоскоростного доступа к национальным и международным информационным сетям по всей территории республики
• развития системы подготовки и переподготовки специалистов в области связи, компьютерных и сетевых технологий, программирования и создания электронных баз данных, а также системы обучения, основанной на широком использовании компьютерных и информационных технологий
• деятельности аппарата УзАСИ, а также входящих в его систему гос.органов регулирования, управления и контроля за телекоммуникационными системами, не имеющими самостоятельных источников доходов
• проектов по реконструкции, развитию и компьютеризации сферы связи и информатизации, отбор которых осуществляется на конкурсной основе
• частичного возмещения затрат на приобретение спец.контрольно-измерительной техники для гос.контроля за использованием радиочастотного спектра в целях предотвращения несанкционированного выхода в эфир и создания помех радиосредствам гос.структур
• развития инфраструктуры производства качественных ИКТ и отечественных программных продуктов
• временной финансовой помощи предприятиям связи, радиовещания и телевидения, оказывающим услуги в сельской местности
• частичных затрат на приобретение форменного обмундирования и велосипедов для почтовых работников
• целевого перевооружения и дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры сел и удаленных населенных пунктов РУз
• развития предоставляемых операторами и провайдерами универсальных услуг телекоммуникаций
• частичного погашения задолженностей АК «Узбектелеком» по контрактам, заключенным на поставку телекоммуникационного оборудования.

В новую редакцию положения о фонде включены финансирование развития компьютеризации и внедрения ИКТ, универсальных услуг, оказываемых операторами и провайдерами, в то время как ранее фондом лишь частично возмещались затраты на универсальные услуги связи.
Если конкретно остановиться на выделенных фондом средствах на финансирование направлений, то они представлены ниже. Всего за 1997 — 2003 гг. на решение задач, поставленных перед фондом, было направлено 6976,2 млн. сумов, в том числе 3404 млн. сумов безвозмездно и 3573,2 млн. сумов в виде займов на финансирование:

• приоритетных проектов, НИР и программ в области развития сетей передачи данных и ИКТ — 17 млн. сумов (безвозмездно — 17 млн. сумов)
• приоритетных проектов, НИР и программ в области развития сетей передачи данных и ИКТ — 296 млн. сумов (безвозмездно — 296 млн. сумов)
• разработок и внедрения новых видов услуг в сфере связи, ИКТ, передачи данных и высокоскоростного доступа к национальным и международным информационным сетям по всей территории республики — 168,3 млн. сумов (безвозмездно — 54 млн. сумов, займ — 114,3 млн. сумов)
• развития системы подготовки и переподготовки специалистов в области связи, компьютерных и сетевых технологий, программирования и создания электронных баз данных, а также системы обучения, основанной на широком использовании компьютерных и информационных технологий — 148,3 млн. сумов (безвозмездно — 148,3 млн. сумов)
• содержания деятельности аппарата УзАСИ, а также входящих в его систему гос.органов регулирования, управления и контроля за телекоммуникационными системами, не имеющими самостоятельных источников доходов — 1908,2 млн. сумов (безвозмездно — 1908,2 млн. сумов)
• проектов по реконструкции, развитию и компьютеризации сферы связи и информатизации, отбор которых осуществляется на конкурсной основе — 1094,3 млн. сумов (безвозмездно — 408,4 млн. сумов; займ — 685,9 млн. сумов)
• частичного возмещения затрат на приобретение спец.контрольно-измерительной техники для гос.контроля за использованием радиочастотного спектра в целях предотвращения несанкционированного выхода в эфир и создания помех радиосредствам госструктур — 60 млн. сумов (безвозмездно — 60 млн. сумов)
• развития инфраструктуры производства качественных ИКТ и отечественных программных продуктов — 165 млн. сумов (безвозмездно-5 млн. сумов, займ — 160 млн. сумов)
• временной финансовой помощи предприятиям связи, радиовещания и телевидения, оказывающим услуги в сельской местности — 1764,5 млн. сумов (безвозмездно — 124,5 млн. сумов, займ — 1640 млн. сумов)
• частичных затрат на приобретение форменного обмундирования и велосипедов для почтовых работников — 112 млн. сумов (безвозмездно — 112 млн. сумов)
• целевого перевооружения и дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры сел и удаленных населенных пунктов РУз — 17,7 млн. сумов (безвозмездно — 17,7 млн. сумов)
• развития предоставляемых операторами и провайдерами универсальных услуг телекоммуникаций -250 млн. сумов (безвозмездно — 250 млн. сумов)
• частичного погашения задолженностей АК «Узбектелеком» по контрактам, заключенным на поставку телекоммуникационного оборудования, — 265 млн. сумов (безвозмездно — 265 млн. сумов)
• размещения временно свободных средств в краткосрочные ликвидные финансовые инструменты (депозиты, ценные бумаги, облигации) — 655 млн. сумов (возвратно — 655 млн. сумов)
• инвестирования в капитал предприятий — 2 млн. сумов (возвратно — 2 млн. сумов)
• проектов малого и среднего бизнеса в отрасли — кредитную линию в АК «Алокабанк» — 53 млн. сумов (возвратно — 53 млн. сумов).

За отчетный период фондом профинансировано более 70 проектов. В настоящее время готовится пакет документов на финансирование в 2004 году еще несколько десятков проектов.
Из профинансированных фондом проектов можно отметить некоторые из них, хотя все проекты являются приоритетными и социально значимыми и представляют большую актуальность и важность для отрасли связи и информатизации. Так, за счет фонда осуществлен проект реконструкции сети телекоммуникаций Наманганской, Ферганской, Андижанской областей. После реализации проекта жители этих областей имеют возможность пользоваться качественной и надежной местной и международной связью. В настоящее время в этих областях проводятся работы по модернизации и техническому переоснащению сети современным оборудованием.

Много проводится работ по финансированию системы подготовки и переподготовки специалистов отрасли. В этом отношении следует отметить проекты по приобретению компьютерной техники для ТУИТ, ташкентских колледжа связи и лицея связи. Следует сказать, что материально-техническая база этих учебных заведений улучшилась за счет инвестиций фонда. Безусловно, оснащенность этих учебных заведений современными компьютерами и другим оборудованием будет способствовать повышению уровня преподавания, обучения и освоения материала студентами и учащимися. Кроме того, компьютеры в учебных классах подключены к сети Интернет, что также является немаловажным, по оснащенности компьютерами учебные заведения отрасли занимают одно из ведущих мест среди учебных заведений республики.

Много работ делается за счет средств фонда на предприятиях отрасли. Так, например, РТПЦ осуществлен проект по реконструкции Ташкентской телебашни. После осуществления проекта Ташкентская телебашня будет работать еще надежнее и качественнее.
Основное внимание деятельности фонда направлено также на развитие сети телекоммуникаций, компьютеризации и внедрения информационных технологий в сельской местности. Это одно из приоритетных направлений деятельности фонда.
Также хочется отметить о финансовой помощи фонда для развития сети Интернет как в городской, так и в сельской местности. Для этих целей выделяются средства для модернизации существующих мощностей, покупки современной информационной техники, внедрения в производство новых технологий информационного оборудования, создания всех условий для быстрого подключения к сети Интернет, обеспечения надежности ее работы, увеличения скорости обмена информации и передачи данных. Безусловно, будущее развитие отрасли напрямую связано с развитием сетей, ее техническим оснащением, обеспечением широкого доступа к сетям передачи данных, и фонд считает обеспечение финансовой поддержки этих проектов одним из своих основных приоритетов.
Главным направлением деятельности фонда за отчетный период является также и возмещение затрат на оказание универсальных услуг, оказываемых населению. Известно, что во всех странах эти услуги считаются убыточными, но они нужны населению, и от их услуг нельзя отказаться. И чтобы обеспечить их предоставление населению, правительство покрывает их различными путями: в одном случае оно само покрывает эти затраты через бюджет, в другом случае — через финансовые структуры в виде фондов и др.
В этом отношении до принятия новой редакции положения о фонде постановлением КМ № 328 от 23 сентября 2002 г. средства фонда направлялись на частичное возмещение затрат по универсальным услугам. В связи с развитием компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий в стране, а также исходя из опыта работы фонда в новой редакции было определено направление средств фонда уже на развитие универсальных услуг, оказываемых провайдерами и операторами.
Наряду с развитием телекоммуникаций особое внимание уделяется развитию почтовой связи: в этой связи фондом осуществляется проект по приобретению форменной одежды и велосипедов для почтальонов в областях Республики Узбекистан.

За счет финансовой поддержки фонда за истекший период осуществлено расширение линейно-кабельного хозяйства по республике на 37170 абонентских номеров, в том числе по вилоятам: Навоийский — 550 номеров, Сырдарьинский — 850 номеров, Наманганский — 5600 номеров, Республика Каракалпакстан — 3200 номеров, Ташкентский — 620 номеров, Хорезмский — 500 номеров, Бухарский — 500 номеров, Джизакский — 3600 номеров, Сурхандарьинский — 14744 номеров, Кашкадарьинский — 700 номеров. В результате реализации проектов с расширением ЛКХ жители этих областей получили возможность быстрого и качественного доступа к местной, междугородной и международной линий связи.
За прошедший период фондом проведена определенная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечению полноты поступления средств, упрощению механизма выдачи средств, контролю за целевым использованием средств и других направлений деятельности. Были разработаны «Положение о Комиссии по отбору приоритетных и социально значимых проектов при УзАСИ», «Положение об отборе приоритетных и социально значимых проектов развития связи и информатизации для финансирования фондом развития информационно-коммуникационных технологий», «Порядок финансирования фондом развития информационно-коммуникационных технологий предприятий, аппаратов управления, проектов, разработки НД и проведения НИР в сфере связи и ИКТ» и других, по которым осуществляется деятельность фонда.
Высшим органом управления фондом является совет фонда, состоящий из заместителей руководителя Узбекского агентства связи и информатизации, Министерства финансов, Госкомимущества, Министерства макроэкономики и статистики и Службы правительственной связи Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Совет фонда определяет приоритетные направления и условия использования средств фонда, в том числе прибыли, рассматривает бюджет фонда и итоги выполнения работ дирекции фонда за отчетный период.
До настоящего времени проведено уже 17 заседаний совета фонда, на которых рассмотрены организационные, финансовые и правовые вопросы по дальнейшему совершенствованию деятельности фонда, механизмов выделения средств и их целевого использования.
Руководство текущей деятельностью фонда и исполнение решений совета фонда осуществляется дирекцией во главе с директором, назначаемым и освобождаемым от должности Узбекским агентством связи и информатизации по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и утверждается в должности советом фонда.
В настоящее время фонд, руководствуясь положением о фонде, осуществляет финансирование приоритетных и социально значимых проектов в отрасли и тем самым оказывает финансовую поддержку для дальнейшего развития отрасли связи и информатизации.

Orphus system