Как повысить свою IT-грамотность?

pic

XXI век вошел в нашу жизнь и стремительно набирает темпы. Динамика экономических и общественных изменений требует создания гибкой образовательной системы, готовящей квалифицированных специалистов, способных к творчеству, личной инициативе и быстрой адаптации к различным нововведениям. Наверное, никому не надо доказывать, что в нынешнем веке экономические успехи в огромной степени будут зависеть от уровня образования людей.
Несмотря на сложности переходного периода, стране удалось сохранить систему подготовки кадров и обеспечить широкий доступ ко всем ступеням системы образования всех слоев населения. На каждые 1000 работающих 948 имеют образование, в том числе неполное среднее — 127, среднее — 480, среднее специальное — 199, высшее и незаконченное высшее — 142. Правительство нашей республики, понимая важность данной проблемы, определило образование в сфере ИКТ в качестве одного из главных приоритетов национальной стратегии. Ведь успешное продвижение в этом направлении является решающим фактором для обеспечения развития в других отраслях деятельности. В целях ускорения и стимулирования развития сферы ИКТ Правительством Республики Узбекистан предпринимаются активные шаги, в том числе освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость до 1 января 2006 года услуг по обучению компьютерным и информационным технологиям, а также услуг на сервисное обслуживание программных продуктов.

И хотя Узбекистан обладает большим количеством образовательных учреждений и может быстро заполнить потребность в необходимых специалистах, систематически обучая персонал в сфере ИКТ, в настоящее время страна все-таки имеет ограниченные финансовые и человеческие ресурсы.
Подготовкой специалистов по информационно-коммуникационным технологиям занимается ряд вузов республики. И, конечно же, лидирующее положение здесь занимает Ташкентский университет информационных технологий (бывший институт связи), который с 2002/2003 года стал готовить специалистов по таким направлениям, как: информатика и информационные технологии, информационная безопасность, разработка программных продуктов и электронная коммерция.
Кроме Ташкентского университета информационных технологий, подготовку специалистов в области ИКТ осуществляет ряд вузов страны. Так, специализированные курсы по ИКТ составляют примерно 16% общего числа предметов в учебных планах вузов страны.
Поскольку переход к рынку связан с определенными трудностями и «совершенных и идеальных» систем не существует вообще, нынешняя система образования имеет свои плюсы и минусы. Одним из таких минусов можно назвать нехватку практических навыков. Для приобретения практических навыков по ИКТ выпускаемые бакалавры, помимо занятий в вузах, должны заниматься самостоятельно. Кроме того, сказывается нехватка соответствующего оборудования в учебных заведениях и хорошо подготовленных преподавателей. Обеспечение университетов компьютерами в среднем составляет 3.3 на 100 студентов по сравнению с 35-37 в развитых странах. Общее число компьютеров на 100 студентов варьирует от 2.1 до 17.7. Вузы страны имеют ограниченный выход на Интернет. Согласно данным Минвуза, только 42 из 61 вуза страны имеют доступ к Интернету.
Другой вопрос — это квалификация самих преподавателей: лучше, если преподаватель сочетает в себе теоретические знания и практический опыт.
Получить теоретические знания и практические навыки по ИКТ можно, посетив краткосрочные и относительно недорогие курсы, информация о которых достаточно часто публикуется в различных рекламных объявлениях, предлагающих широкий выбор образовательных курсов и программ, включающих ознакомление с «элементарными офисными программами» MS Word, MS Excel и так далее.
Более продвинутое обучение предполагает наличие у обучающих достаточного опыта и знаний, то есть рассчитано на профессионалов ИКТ, поэтому стоимость обучения гораздо выше. Специфические продвинутые курсы действуют в центрах, сертифицированных Microsoft и Cisco Networking Academia.
Но несмотря на разнообразие организаций, предлагающих обучить нас компьютерным и информационным технологиям, в стране остро ощущается потребность в обучении вовлеченного в активную трудовую деятельность населения — как рядовых работников предприятий и организаций, так и руководителей высшего и среднего звена. Согласно мониторингу развития ИКТ в Узбекистане, осуществленному Программой развития ООН «Инициатива цифрового развития» и Узбекским агентством связи и информатизации, обучение ИКТ сотрудников органов государственного управления находится на начальном уровне развития. Решить эти проблемы также могут государственные и частные специализированные центры, в числе которых и Центр «UzInfoCom».
Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UzInfoCom» — унитарное предприятие, созданное в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2002 года №200 «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» с целью содействия разработке и реализации стратегических приоритетов национальной программы развития компьютеризации и внедрения ИКТ.
Одной из задач центра является проведение образовательной и тренинговой деятельности, содействие в повышении квалификации специалистов и формировании высокопрофессиональных кадров в сфере ИКТ.

pic

Реализация стоящих перед центром задач в области обучения и тренинга осуществляется в виде разработки программ обучения и организации специальных тренинговых курсов по данной программе. Так, Центром «UzinfoCom» была разработана программа двух — и трехдневных курсов обучения (по темам «Интернет-технологии» и «Информационно-коммуникационные технологии»), позволяющих всем желающим получить элементарные знания и навыки, столь необходимые в процессе их повседневной деятельности. Кроме того, эти курсы интересны и тем, кто имеет определенные знания и опыт работы с ПК, так как позволяют расширить свой кругозор и представления о перспективах развития сферы информационно-коммуникационных технологий.
Предоставление центром данного вида услуг началось с сентября 2003г. Первыми слушателями стали работники предприятий отрасли телекоммуникаций, в том числе: АО «Алокаинвест», ООО «Алока Лойиха», ОАО «КОИНОТ», Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), Центра научно-технических и маркетинговых исследований и других.

pic

Поскольку внедрение услуг тренинга по ИКТ требует постоянной корректировки с учетом изменения «внешней среды», а также контингента обучающихся, для достижения наибольшего эффекта Центром «UzInfoCom» проводится предварительный опрос слушателей, по результатам которого формируются группы с «равным» уровнем знаний.
Так, в сентябре-октябре 2003г. Центром «UzInfoCom» совместно с Узбекским агентством связи и информатизации проводилось исследование среди руководителей предприятий отрасли. Главной целью его стало определение общего уровня знаний руководящего состава предприятий.
Исследование было проведено не случайно, ведь принцип «первого руководителя» предполагает, что повышение ИТ-грамотности должно начинаться с верхних уровней управления. Согласно отчету ООН, именно «первый руководитель» принимает непосредственное участие в информатизации руководителей органов государственного управления, местного самоуправления, организаций и учреждений, но, к сожалению, руководители этого уровня меньше всего находят времени для обучения.
В процессе исследования респонденты подтвердили необходимость наличия навыков работы с компьютером, электронной почтой и Интернетом в своей работе, что позволяет повысить эффективность деятельности руководимого ими учреждения.
Однако постоянно пользуются компьютером 53% опрошенных, 35% используют ПК по мере необходимости, 6% — редко и 3% — раз в неделю (рис 1).
Для 42% опрошенных не имеет значения, с документами какого вида работать. Однако для 10% респондентов «бумажная форма» документов остается наиболее предпочитаемой (рис.2).
Больше половины опрошенных пользуется базами данных (61%) и умеет работать с графическими программами (55%), хотя используют средства ИКТ в своих выступлениях только 33%.
Интересен и такой факт: для поиска информации к услугам Интернета обращаются 73% респондентов, и только 15% на вопрос: «Пользуетесь ли Вы интерактивными программами Интернета? (теле-, видеоконференции, голосование, участие в форумах и так далее)» ответили «да».
Несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов владеют элементарными офисными программами (MS Word, MS Excel) (таблица 1), потребность в получении дополнительных знаний все же существует. Кроме того, есть определенный спрос на обучение специализированной программой для работы с базой данных Access (39%).

pic

Примечательно, что из общего количества опрошенных навыки программирования имеют 18% и 82% желают их приобрести, что свидетельствует о необходимости внедрения специализированных обучающих курсов по данному направлению.
Кроме того, учитывая реальные потребности предприятий в повышении уровня знаний в области информационно-коммуникационных технологий, выявленные в результате исследования, Центром развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UzInfoCom» была разработана специальная программа обучения, ориентированная на руководителей высшего и среднего звена, включающая две ступени. В ближайшем будущем центр планирует начать предоставление данного вида услуг.
Более подробно с информацией о деятельности центра в этом направлении можно ознакомиться на сайте www.uzinfocom.uz

Orphus system