ICT Summit
19 января 2004
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

23-24 сентября в столичном бизнес-центре был проведен Национальный саммит по информационно-коммуникационным технологиям, организованный УзАСИ совместно с Программой развития ООН. Он привлек внимание большого числа заинтересованных участников, среди которых были представители правительства Узбекистана, различных государственных ведомств и общественных организаций, крупных отечественных и зарубежных компаний, действующих в сфере ИКТ, а также международных организаций-доноров. Всего около 200 участников.

Саммит был организован так, что за столь короткое время были обсуждены практически все аспекты развития ИКТ в республике, определены задачи на будущее и обозначена позиция нашей страны для участия во Всемирном саммите по формированию информационного общества, который должен пройти в декабре в Женеве. Это стало возможно благодаря проведению работы одновременно в шести тематических секциях:
1) Электронное правительство
2) Электронное образование
3) Использование ИКТ в обществе
4) Доступ к сетевым ресурсам
5) Политика в сфере ИКТ
6) Электронная коммерция.
(Правда, для освещающих работу журналистов оказаться одновременно в шести местах было весьма проблематично. Но мы старались).
Начался саммит со вступительного слова заместителя премьер-министра РУз, Генерального директора Узбекского агентства связи и информатизации Абдуллы Арипова, который приветствовал участников саммита и определил его основные цели и задачи.
В частности, он отметил, что в настоящее время информационно-коммуникационные технологии, и в первую очередь технологии, связанные с Интернетом, формируют новый социальный и культурный уровень жизни граждан нашей республики, именно они являются одним из главных факторов поступательного развития экономики Узбекистана.
Результаты проведения Национального саммита по информационно-коммуникационным технологиям должны стать своего рода вкладом Республики Узбекистан в развитие информационного общества в целом.
Кроме того, он пригласил всех на проводимую в рамках Национального саммита международную выставку — форум «UzTel-2003», на которой будут представлены последние разработки в сфере ИКТ как отечественных, так и зарубежных фирм и компаний.
Затем с приветственным словом выступил Ричард Конрой — Постоянный представитель ПРООН в РУз — другой организатор саммита.
Весьма примечательным было участие в нашем саммите авторитетного иностранного специалиста в области Электронного правительства — исполнительного директора Эстонской академии электронного правительства Ивара Талло. Его выступление и последующие доклады на секции раскрыли очень ценный опыт реального строительства информационного общества в стране «не из большой восьмерки».
С развернутым докладом о ходе реализации «Программы развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы» на саммите выступил заместитель Генерального директора УзАСИ А.Д. Ходжаев. Он изложил наиболее важные этапы реализации Программы, а также отметил те положительные изменения, которые произошли за прошедший период в области информационно-коммуникационных технологий нашей республики.
В своем докладе он напомнил, что основой коренного пересмотра государственной политики в области ИКТ стал выход Указа Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30 мая 2002 года № УП-3080. Последовавшее в соответствии с Указом принятие Программы однозначно показало, что государство стало играть ключевую роль в создании и стимулировании благоприятной среды, необходимой для развития информационно-коммуникационных технологий в Узбекистане.
В первую очередь докладчик отметил ряд мероприятий, положивших начало совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы в сфере информатизации. Так, в течение 2002-2003 годов были разработаны и внесены в Олий Мажлис Республики Узбекистан законопроекты «Об информатизации» и «Об электронной цифровой подписи». Данные законопроекты приняты в первом чтении на 12-й сессии Верховного Совета второго созыва. Разработаны и внесены в Кабинет Министров законопроекты «Об электронном документообороте» и «Об электронной коммерции».
В целом состояние компьютеризации и ИКТ в государственных структурах значительно улучшилось по сравнению с предыдущими годами. В первом полугодии 2003 года Узбекским агентством связи и информатизации была проведена инвентаризация состояния и развития ИКТ в государственном секторе. Результаты инвентаризации показали, что на сегодняшний день из 97 органов государственной власти и управления 70 (72%) имеют собственные активнодействующие веб-сайты, в 65 (67%) существуют и активно используются локальные компьютерные сети в аппаратах управления и структурных подразделениях.
Отмечены положительные сдвиги в развитии компьютерных сетей и национального сегмента сети Интернет. Проведенный анализ состояния компьютеризации и ИКТ показал, что скорость доступа к международным информационным сетям, включая Интернет, к середине 2003 года увеличена до 28,1 Мбит/сек.
В результате возврата права администрирования домена «.uz» количество зарегистрированных веб-сайтов в доменной зоне «.uz» заметно увеличилось и на сегодняшний день составляет более 3 тыс.
В настоящее время завершены мероприятия по разработке единого интернет-портала государственных информационных ресурсов «gov.uz», при этом продолжаются работы по формированию англоязычной версии данного портала.
Необходимо отметить положительные результаты в развитии конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и услуг. Так, например, по сравнению с 2002 годом увеличилось количество операторов и провайдеров интернет-услуг до 187 (138,7%), при этом отмечается неуклонный рост количества пунктов коллективного доступа к сети Интернет. Если в 2002 году количество таких пунктов составляло 69, то на сегодняшний день — 111 (160%). Как следствие наблюдается и рост числа пользователей услугами сети Интернет. В настоящее время оценочное количество активных пользователей выросло до 375,0 тыс. человек по сравнению с началом 2003 года (275 тысяч). В то же время темпы роста количества пользователей Интернетом в регионах несколько отстают от темпов роста в городе Ташкенте, что приводит к увеличению концентрации основной массы пользователей в столице республики. Так, например, количество пользователей Интернет в Ташкенте на начало 2003 года составляло 72,9%, то на сегодняшний день — до 73,3%.
Одна из главных задач, направленных на развитие отрасли информационно-коммуникационных технологий, — это развитие производства средств ИКТ и программных продуктов. В настоящее время в целях создания условий для широкого доступа различных слоев населения к современным компьютерным и информационным системам отечественным производителям предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в размере 15,84 млрд. сумов (за 2002 год размер льгот составил 11,7 млрд. сумов). Наблюдается рост поэтапного перехода от импорта готовой компьютерной техники к импорту основных комплектующих, что, в свою очередь, приводит к увеличению количества отечественных фирм, занимающихся сборкой компьютеров в частном секторе.
Для развития экспорта программных продуктов и создания благоприятных условий отечественным производителям программных продуктов Узбекским агентством связи и информатизации совместно с Центром «УзИнфоКом» разработаны Концепция развития индустрии производства программных продуктов и информационных технологий и Положение о свободной научно-технической зоне по развитию индустрии производства программных продуктов и информационно-коммуникационных технологий СНТЗ «Интеллект Узбекистана». По мнению разработчиков, поэтапное осуществление задач и мероприятий, изложенных в данных проектах, позволит увеличить занятость населения республики путем создания дополнительных рабочих мест, наладить экспорт программных продуктов и информационных технологий, способных конкурировать с зарубежными программами и технологиями, удовлетворить спрос на отечественные программные продукты и информационные технологии, в полной мере отвечающие мировым стандартам и техническим требованиям.
Немаловажное значение в области ИКТ приобретает подготовка высококвалифицированных кадров. В высших учебных заведениях системы Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, а также в других специализированных вузах особое внимание уделяется формированию Национальной школы молодых программистов. Следует подчеркнуть, что практически во всех высших образовательных учреждениях создаются центры информационных технологий. Одновременно с этим Узбекским агентством связи и информатизации совместно с Программой развития ООН в целях повышения квалификации руководящих работников министерств и ведомств за отчетный период были проведены два семинара по тематике «Электронное правительство» в городе Таллинне (Эстония).
Независимую оценку состояния электронной готовности Узбекистана по основным индикаторам развития привел в презентации отчета «Мониторинг развития ИКТ в Узбекистане» представитель проекта ПРООН А.З. Юлдашев. В предыдущем номере мы уже публиковали статью на эту тему. Напомним только, что средний балл электронной готовности нашей страны, по оценкам экспертов, на май 2003 года примерно равен 2 (по 4-балльной шкале).
Но основная работа саммита, конечно, развернулась на секционных заседаниях.

Во всех секциях было много интересных докладов. Но, как нам показалось, наиболее интересными в плане рассматриваемых проблем были секции «Электронное правительство», «Электронная коммерция», «Политика в сфере ИКТ».
На секции «Электронное правительство» мы бы выделили следующие доклады:
• Программа внедрения электронных технологий в государственном управлении на период 2003-2010 годы (Ш. Шерматов — главный специалист Кабинета Министров РУз).
• Е-Правительство: опыт Эстонии. (Ивар Талло — директор Е-Академии Эстонии).
• Перспективы развития электронного документооборота и электронного делопроизводства в Узбекистане (А. Хаджиметов — руководитель отдела Кабинета Министров РУз).
• Интернет-портал «GOV.UZ». (А. Муминов — центр «УзИнфоКом»).
• Системы электронного документооборота в органах государственной власти России — опыт компании АйТи (Д.А. Романов — директор направления компании АйТи).

Безусловно, одними из самых интересных были доклады об опыте других стран.
Например, в своем докладе известный специалист из Эстонии Ивар Талло привел несколько очень полезных фактов. В Эстонии электронное правительство понимают как форму оказания государством качественных и оперативных услуг населению. Причем е-правительство — это не компьютеры в кабинетах, а прежде всего переосмысление и изменение традиционных методов управления. То есть для успешной реализации такого проекта под него необходимо провести существенную административную реформу аппарата управления. При этом надо реализовывать не «все сразу», а последовательно, только реальные проекты в этой области и заранее закладывать в бюджет расходы на их финансирование. Сейчас в Эстонии Электронное правительство уже работает и предоставляет своему населению, кроме общей политической, экономической и другой информации, также следующие услуги:
• оперативную связь граждан с правительственными органами через гражданский портал
• участие в обсуждении правительственных решений
• оформление и оплату налогов в он-лайне
• оформление таможенных документов в он-лайне.

И еще одно немаловажное условие успеха — это доступ к Интернету практически всего населения страны. В Эстонии в середине 2003 года Интернетом постоянно пользовались уже 45% населения. Кстати, такая доступность Интернета обусловлена, прежде всего, его низкой ценой ($20 в месяц за unlimited — неограниченное использование).
На секции «Е-образование» обсуждались следующие проблемы:
• место и роль ИКТ в выполнении задач, установленных 2-м этапом национальной программы по подготовке кадров
• концепция создания и развития системы дистанционного образования
• состояние и перспективы развития системы дистанционного обучения в Узбекистане
• опыт организаций повышения квалификации работников образования с помощью сеансов видеоконференции
• значение электронных учебников в образовательном процессе
• программа создания и развития информационной системы, профессиональной ориентации учащихся и молодежи Узбекистана
• проект создания, внедрения и развития информационной системы электронной переподготовки и повышения квалификации
• презентация научно-образовательного интернет-портала «Re.Uz»
• платформа для создания электронных учебников e-Saboq
• автоматизированная библиотечная система AILS
• презентация системы дистанционного обучения «Distance Learning.Uz».

Участники секции «Использование ИКТ в обществе» обсудили следующие вопросы:
• концепция развития информатизации Республики Узбекистан
• развитие телемедицины в Узбекистане
• вопросы информационной безопасности
• развитие информационной инфраструктуры Узбекистана
• комплексная автоматизация внешнеэкономической деятельности
• программа ПРООН «Инициатива цифрового развития».

На секции «Доступ к сетевым ресурсам» прозвучали выступления по следующим темам:
• программа развития телекоммуникаций на период 2003-2010 годы
• проект «Развитие Узбекистана через Интернет»
• проект приватизации АК «Узбектелеком»
• особенности услуги IP-телефонии в Узбекистане.

На секции «Политика в сфере ИКТ» участникам были представлены следующие доклады:
• концепция «Право и Интернет в Узбекистане»
• концепция развития индустрии производства программных продуктов и информационных технологий + СНТЗ
• государственная поддержка и стимулирование развития ИКТ
• новые рычаги развития конкуренции
• развитие инфрастуктуры поддержки: Ассоциация «Молодые программисты Узбекистана».

Участники секции «Электронная коммерция» провели очень оживленную дискуссию по следующим темам:
• программа развития электронной коммерции на период до 2010 года
• проект eCommerce в Узбекистане
• преобразование государственного управления финансами и перспективы создания информационной системы «Казначейство в Узбекистане»
• банковская система электронных платежей
• электронная система торгов УзРТСБ.

Результаты дискуссий всех участников саммита по представленным докладам были воплощены в его итоговом документе. Работа Национального саммита завершилась принятием специальной резолюции. Согласно этому документу, участники саммита констатируют:
• приоритетность развития ИКТ в социально-экономическом развитии страны
• принятие энергичных мер по развитию и широкому внедрению ИКТ в различные сферы общества, по преодолению «цифрового разрыва»
• проведение определенной работы международными и донорскими организациями по оказанию содействия Узбекистану в эффективном использовании ИКТ во многих аспектах развития страны
• интенсивность развития ИКТ в Узбекистане
• усиление активности в формировании благоприятной среды для ИКТ
• наличие существенного научно-технического потенциала и высокого общеобразовательного уровня в стране
• относительную развитость банковской системы с межбанковской сетью электронных платежей
• действие Координационного совета, который оперативно рассматривает вопросы компьютеризации и внедрения ИКТ в стране
• доведение цифровых (оптико-волоконных, радиорелейных) каналов до всех областных центров, а также до некоторых районных центров.

Кроме того, Национальный саммит отмечает следующие основные проблемы развития ИКТ и формирования информационного общества в стране:
• существенные различия в уровне доступа к информационным ресурсам между различными социальными группами, городским и сельским населением, женщинами и мужчинами
• проблема фокусирования донорских ресурсов
• недостаточное соответствие существующей нормативно-правовой базы по ИКТ современным требованиям
• ограниченность открытых источников статистической информации о рынке ИКТ
• недостаточность знаний о преимуществах информационных технологий и Интернет у людей, принимающих решения
• ограниченное распространение интернет-ресурсов на узбекском языке
• недостаточное количество квалифицированных кадров в области ИКТ.
В итоге Национальный саммит считает, что:
• информационно-коммуникационные технологии являются ключевым инструментом достижения целей социально-экономического развития страны и общества
• участие всех слоев гражданского общества (особенно молодежи и женщин, социально уязвимых и незащищенных слоев населения) и частного сектора на уровне принятия решений служит главным составляющим информационного общества
• всестороннее региональное сотрудничество в сфере ИКТ является важным фактором устойчивого регионального и национального развития
• важно определить и руководствоваться едиными критериями (индикаторами) оценки развития информационного общества. В этой связи необходимо обеспечить проведение комплекса мер на уровне органов статистики, министерств и ведомств по повышению надежности и достоверности информации о состоянии развития ИКТ.

Руководствуясь необходимостью реализации огромного потенциала, содержащегося в информационно-коммуникационных технологиях, а также учитывая скорость, с которой разворачиваются глобальные технологические и экономические преобразования, Национальный саммит рекомендует:

Секция I. В сфере дальнейшего развития Электронного правительства:
1. Разработка и поэтапное внедрение единой системы электронного делопроизводства и документооборота в органах государственного управления.
2. Разработка и практическая реализация отраслевых и региональных программ внедрения электронных технологий.
3. Формирование корпоративной государственной сети, так называемой системы Интранет государственных учреждений, с обеспечением полноценного присутствия в ней всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. Улучшение интерактивности и информационной насыщенности интернет-портала Государственной власти «GOV.UZ».
4. Формирование целостной системы, в том числе создание системы региональных центров, переподготовки работников органов государственной власти и управления для работы на средствах ИКТ.
5. Обеспечение постоянного мониторинга индикаторов развития Электронного правительства с разработкой конкретных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию взаимодействия государства с гражданами и обществом.
6. Проведение периодических консультаций и семинаров по вопросам внедрения информационно — коммуникационных технологий в государственное управление.
7. Подготовка предложений по гармонизации нормативно-правовой базы и унификации терминологии в вопросах развития Электронного правительства.
8. Разработка стандартов, технических заданий и необходимых требований для приложений и систем Электронного Правительства.

Секция II. В сфере развития электронного образования:
1. Разработка и реализация Государственной программы подготовки и переподготовки специалистов и преподавателей в области ИКТ на период 2003-2010 годы, направленной на расширение государственной поддержки научно-образовательных центров в сфере ИКТ.
2. Разработка и реализация Государственной программы развития национальной сети, обеспечивающей льготный доступ к Интернету научно-образовательных, высших, среднеспециальных и профессиональных образовательных, а также медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов и центров, научно-технических и публичных библиотек.
3. Обеспечение государственной поддержки развитию образовательных web-ресурсов на базе ведущих и базовых по ИКТ университетов, внедрению ИКТ и новые педагогические технологии на их базе, способствующих повышению качества образования. Подготовка предложений по развитию электронных учебных баз, web-ресурсов и библиотек в высших и средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях.
4. Продолжение постоянного мониторинга индикаторов развития e-образования с обеспечением увязки проводимых работ с международными программами и проектами, в том числе и с проектом АБР и ЮНЕСКО «Мониторинг реализации образовательных реформ».
5. Принятие и реализация «Концепции создания и развития системы дистанционного образования в Республике Узбекистан». Ускорить процесс разработки нормативно-правовых документов, нацеленных на регулирование отношений в сфере дистанционного обучения.
6. Подготовка предложений по развертыванию полномасштабной программы развития электронных библиотек на базе национальных программных продуктов, обеспечивающей накопление, сохранение и эффективное использование электронных информационных ресурсов.

Секция III. В сфере повышения интереса к ИКТ и Интернету со стороны различных социальных классов:
1. Стимулирование роста знаний населения об Интернете путем организации на регулярной основе различных мероприятий (семинары, конференции, конгрессы, конкурсы и выставки) по широкому рекламированию и внедрению ИКТ-технологий в повседневную жизнь.
2. Организация специальных образовательных теле,- и радиопередач по искоренению компьютерной и интернет-безграмотности.
3. Стимулирование развития различных способов доступа к Интернету путем установления специальных стимулов и поддержки деятельности общественных пунктов доступа к Интернету (интернет-кафе, интернет-клубы и другие).
4. Разработка и реализация специальных льготных условий доступа к Интернету для менее мобильных групп населения: детей, женщин, инвалидов, пожилых людей.
5. Содействие созданию интернет-контента на национальном языке, разработке программно-технических и лингвистических средств для поддержки национального языка.
6. Стимулирование создания интернет-контента, ориентированного на детей и подростков. Принятие мер для защиты детей и подростков от информации, получаемой через Интернет, стимулирующей их к противоправным действиям или создающей угрозу нарушения их прав и свобод.

Секция IV. В сфере обеспечения широкого доступа к глобальным информационным ресурсам:
1. Принятие и реализация конкретных мер по исполнению Государственной программы развития сетей телекоммуникации и расширения доступа к Интернету на период 2003-2010 годы.
2. Принятие мер по выравниванию возможностей доступа к информации для различных возрастных и социальных групп населения, более широкому привлечению молодежи и социально уязвимых групп в процесс производства и распространения информации.
3. Отмена лицензирования деятельности пунктов коллективного доступа к Интернету, а также упрощение процедур лицензирования операторам и провайдерам услуг Интернета и отмена существующего порядка получения ими свидетельства в качестве субъекта средств массовой информации.
4. Дальнейшая либерализация рынка услуг телекоммуникаций, направленная на развитие конкуренции и частного предпринимательства в сфере ИКТ. Особое внимание обратить на либерализацию услуг IP-телефонии.
5. Формирование национального роуминг-центра между операторами сети сотовой связи.
Секция V. В сфере повышения эффективности государственной политики:
1. Осуществление проводимой в стране административной реформы в тесной увязке с развитием и внедрением ИКТ.
2. Продолжение формирования свободной конкуренции на рынках телекоммуникационных услуг и дальнейшей либерализации регулирования процессов развития ИКТ.
3. Совершенствование режима наибольшего благоприятствования ИКТ и экономике, основанной на знаниях.
4. Активизация деятельности тренинг-курсов по компьютерной грамотности для руководящих работников государственного управления.
5. Продолжение практики обучения руководителей на лучшем передовом опыте зарубежных стран в сфере применения ИКТ.
6. Принятие и реализация Концепции совершенствования и гармонизации правовой базы по ИКТ, направленной на законодательное обеспечение регулирования всего комплекса общественных отношений, связанных с производством информации, ее распространением и использованием.

Секция VI. В сфере развития электронной коммерции:
1. Формирование системы государственной поддержки электронной коммерции и создание благоприятных условий для деятельности малых и средних предприятий в сфере ИКТ.
2. Стимулирование создания и развития электронных платежных систем и торговли в рамках развития электронной коммерции.
3. Организация системы закупок продукции для государственных нужд с применением элементов электронной коммерции.
4. Разработка и реализация пилотных проектов в области электронной коммерции.
5. Создать постоянно действующую рабочую группу по развитию электронной коммерции в Узбекистане.
Участники Национального саммита обращаются к международным организациям и инвесторам с предложением о сотрудничестве в развитии ИКТ в Узбекистане, прежде всего в следующих сферах:
• разработка и реализация специальной программы помощи, принимая во внимание план действий по сокращению разрыва в цифровых технологиях с учетом местных особенностей развития страны
• развитие социально значимых информационных услуг, в частности компьютерной грамотности, дистанционного обучения и телемедицины
• создание широкой сети пунктов коллективного доступа на местном уровне, в том числе в почтовых отделениях, что призвано обеспечить равные права и возможности для жителей удаленных, малонаселенных и труднодоступных районов
• использование высокоскоростных каналов связи для национальной научно-образовательной сети
• обеспечение доступа широких масс населения страны к мировым информационным ресурсам
• совершенствование деятельности по обеспечению информационной безопасности.

Без сомнения, оснащенная выработанными на Национальном саммите рекомендациями, наша правительственная делегация будет уверенно представлять позицию Республики Узбекистан на Всемирном саммите по информационному обществу, который состоится уже в декабре этого года в Женеве (Швейцария).

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте