Немецкая традиция в музыке
20 января 2004
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .
pic

Cреди производителей синтезаторов немецкие компании занимают особенное положение. Какую из них ни возьми — Quasimidi, Waldorf или Access, — все производят добротные инструменты, обладающие собственным характером.
Компания Waldorf стоит особняком даже среди немецких производителей — начиная с рождения в 1989 году, она большей частью выпускает цифровые синтезаторы на основе принципа Wavetable, аналоговые звуковые модули и аналоговые фильтры, не обращая внимания на более простые технологии типа воспроизведения семплов (Sample Playback). И только совсем недавно у нее появился первый синтезатор, работающий по принципу физического моделирования. Секрет такого постоянства прост — главным конструктором Waldorf работает знаменитый Wolfgang Palm, автор очень известного в 80-х годах инструмента PPG Wave 2. И все синтезаторы Waldorf несут на себе отпечаток его индивидуальности — их звук легко узнаваем.

Сейчас флагманом продукции Waldorf является уникальный инструмент под названием Wave. Его главные отличия — Wavetable-синтез и аналоговые фильтры, придающие звуку особенную насыщенность и окраску. Ну и, конечно, цена — порядка 9000 долларов (сейчас это самый дорогой серийный синтезатор в мире). Следом за ним идет Waldorf Q — довольно «навороченная» новинка на основе физического моделирования. Ее, кстати, уже оценили исполнители, в том числе и такие именитые, как OOMPH! и Front 242.

pic

Речь пойдет о Microwave XT (клавишная версия — XTk) и Microwave II — двух вариантах одного и того же инструмента, являющихся наследниками Microwave, легендарного звукового модуля, с которого началась история Waldorf.

Wavetable-синтез

Термин Wavetable (Волновая таблица) знают все, кто имеет дело с компьютерами, — так обычно называют метод синтеза звука, используемый в звуковых платах. Однако это название не совсем верно: в звуковых платах применяется метод Sample Playback — синтез на основе воспроизведения семплов. А почему производители обозвали его «Wavetable», история умалчивает. Итак, что же такое «истинный Wavetable»? Как и у Sample Playback-синтезатора, в постоянной памяти «табличного» инструмента хранятся семплы с различными волновыми формами. Причем все волновые формы имеют длительность в один период и абсолютно одинаковую высоту звучания. Но в отличие от Sample Playback инструментов звуковой генератор Wavetable-синтезатора обращается не к ним, а к некоему промежуточному элементу — волновой таблице, содержащей ссылки на семплы из ROM.
В этой самой таблице и вся суть Wavetable-синтеза. Таблица имеет 64 ячейки, к каждой из которых может обратиться звуковой генератор. Но в ячейке не обязательно должна содержаться ссылка на семпл. Если ее нет, то синтезатор при помощи метода интерполяции генерирует отсутствующую волновую форму из двух семплов, на которые содержатся ссылки в соседних ячейках. Если и в соседних ячейках ничего не содержится, то синтезатор ищет ближайшие ссылки и заполняет пустующие ячейки необходимым количеством переходных волновых форм. Например, на рисунке заполнены ячейки 00, 02, 05 и 60-63. Ячейка 01 будет создаваться путем сложения семплов 00 и 02. Ячейки 03 и 04 будут иметь переходные формы от семпла 02 к семплу 05 и т. д.

pic

По существующим в Microwave II/XT правилам игры в каждой волновой таблице обязательно должно быть заполнено только пять ячеек, причем три последние (под номерами 61, 62 и 63) всегда содержат классические волновые формы — треугольную, импульсную и пилообразную, чтобы они были всегда под рукой. То есть можно указать для первой ячейки таблицы одну волновую форму, для 60-й — другую и в результате получить 58 промежуточных волновых форм, которые будут представлять собой ступени своеобразного «морфинга».
Кроме того, звуковой генератор может последовательно обращаться к разным ячейкам таблицы под воздействием модуляции (например, от динамики или колеса модуляции). И вы в результате получаете изменение тембра одной ноты в тех пределах, которые требуется. Конечно, такое изменение будет «шаговым», но, например, при вращении колеса модуляции эти шаги почти не слышны — кажется, что одни звуки плавно перетекают в другие. Вот в такой гибкости тембральных переходов и заключается вся прелесть Wavetable-синтеза. Помимо этого, в современных «табличных» синтезаторах используется по два генератора на голос, которые, правда, одновременно обращаются к одной и той же таблице. Но это позволяет довольно основательно уплотнить звучание или сделать «стереоморфинг» — перетекание тембра из канала в канал. А если использовать режим комбинации, когда работает одновременно несколько звуковых генераторов, обращающихся к разным таблицам, то можно такие звуки нарулить, что тембр будет меняться как угодно: и справа налево, и сверху вниз, и задом наперед… Ни один Sample Playback-синтезатор или классический аналоговый инструмент на такое не способен.

Основные характеристики

Оба инструмента — Microwave II и Microwave XT — имеют рэковое исполнение, плюс клавишная версияXT k. Только у XT и XT k на передней панели находится 44 физических регулятора для редактирования звука в реальном времени, а у Microwave II — всего четыре. Кроме того, XT k имеет аналоговый стереовход для подключения внешних источников звука и обработки их фильтрами и эффектами, а в Microwave II его нет. Еще одно отличие — меньшее количество доступных алгоритмов эффектов в Microwave II. Все остальное у них одинаково.

pic
pic

Помимо упомянутых регуляторов, на передней панели обоих инструментов находятся дисплей (2 строки по 40 символов), колесо ввода данных, двухпозиционная кнопка Play/Shift (нажимаешь на ее верхнюю часть — получается Play, на нижнюю — Shift), пять кнопок переключения режимов редактирования (таблица с подсказками находится чуть выше кнопок), пять светодиодных индикаторов режимов редактирования и кнопка включения питания. На задней панели (на рисунке показана задняя панель Microwave XT) есть четыре несимметричных выхода на джеках, три MIDI-разъема (In, Out и Thru) и гнездо питания (адаптер прилагается).

pic

В постоянной памяти обоих инструментов находятся 300 волновых форм, из которых составлено 64 волновые таблицы (в памяти есть место для увеличения их числа до 96 — фирма Waldorf позаботилась о будущем). Кроме того, есть оперативная память, в которую можно записать до 250 пользовательских волновых форм и составить из них 32 пользовательские волновые таблицы. Однако средствами самих синтезаторов сделать это нельзя — для глубокого редактирования надо использовать специальную компьютерную программу, которая передает семплы и информацию о таблицах в память инструментов по MIDI (этой программой можно разжиться у дилеров Waldorf). Результаты редактирования можно сохранять в одной из 256 звуковых (Sound) или в одной из 128 мульти (Multi)-программ. Причем оба модуля поставляются со 128 произвольно редактируемыми заводскими звуковыми и 16 мультипрограммами.
Оба синтезатора имеют полифонию десять голосов и мультитембральность восемь частей. Причем полифония может быть увеличена до 30 голосов при помощи платы Voice Expansion ($520). Кроме того, выпускается и 30-голосные версии инструментов. Процессор эффектов может производить одновременно три эффекта, которые можно использовать в разрывах разных каналов. Также на каждом из восьми каналов можно применить хорус, который работает независимо от трех инсертных эффектов. Еще оба инструмента имеют восьмиканальные арпеджиаторы.

Структура синтеза

Структура синтеза одного голоса инструментов показана на рисунке. По большому счету, она мало чем отличается от структуры синтеза большинства классических синтезаторов. Как уже говорилось, самое главное принципиальное отличие — волновая таблица.

pic

Итак, поступающие на вход звуковых модулей MIDI-ноты заставляют работать два звуковых генератора (осциллятора). Звуковые генераторы могут обращаться к двум разным семплам одной волновой таблицы (волновая таблица на рисунке обозначена двумя элементами — Wave 1 и Wave 2). Семплы могут быть подвергнуты кольцевой модуляции. Далее сигналы поступают в микшер, где смешиваются с сигналом от генератора шума и сигналом от кольцевого модулятора.
После микшера сигнал попадает в первый фильтр с резонансом. Фильтр переключается между тремя типами: пропускающим низких частот (Low Pass), пропускающим высоких частот (High Pass) и полосовым (Band Pass). Крутизна первых двух переключается между 12 дБ/окт и 24 дБ/окт. Как написано в руководстве, новые типы фильтрации могут быть добавлены в будущих версиях операционной системы. У второго фильтра (Filter 2 ) нет резонанса, он имеет фиксированную крутизну 6 дБ/окт и переключается только между High и Low Pass.
Цепочка прохождения сигнала завершается усилителем и блоком эффектов. Надо сказать, что в Microwave II/XT эффект является неотъемлемой частью пресета, но при мультитембральной работе мощностей процессора хватает только на три произвольные части. У обоих синтезаторов общими являются следующие эффекты: хорус, фленджер, автовау, овердрайв и амплитудный модулятор. У MicroWave XT к ним добавляются три линии задержки — обычная одноотводная, панорамная и модулируемая. У всех эффектов регулированию поддаются по три параметра. Кроме того, на любом канале можно применить хорус, у которого, правда, отсутствуют какие-либо регулировки — либо она есть, либо ее нет.
Каждый из двух генераторов низкой частоты (LFO) производит шесть форм волны: треугольную, прямоугольную, пилообразную, синусоидальную, случайную и так называемую Sample and Hold — это когда случайные значения удерживаются в течение одного цикла работы генератора. Любая из производимых волн может меняться при помощи параметра Symmetry — изменении симметрии каждого периода волны и параметра Humanize — случайного изменения скорости LFO. Разумеется, возможна синхронизация обоих генераторов низкой частоты с MIDI Clock.

pic

Два из четырех генераторов огибающей — Filter Envelope и Amplifier Envelope — производят четырехступенчатую огибающую типа ADSR и, по умолчанию, модулируют фильтр и усилитель соответственно. Самый навороченный генератор огибающей — это Wave Envelope. По умолчанию, он модулирует блоки Wave 1 и Wave 2 и заставляет звуковые генераторы обращаться к разным ячейкам волновой таблицы. Его огибающая состоит из восьми сегментов, для каждого из которых можно указать произвольный конечный уровень. Кроме того, можно задавать параметры закольцовывания сегментов для нажатой и отпущенной клавиши раздельно (Key On Loop и Key Off Loop). С помощью этой функции можно конструировать довольно необычные огибающие, например, такую, как на рисунке. Фактически это пилообразная волна с разными периодами: если держать клавишу, период этой волны равен времени Time 2, а когда клавиша отпущена — Time 4.

pic
pic

Последний генератор огибающей называется Free Envelope. Как явствует из названия, он не имеет привязки по умолчанию и может модулировать что угодно. Огибающая, производимая этим генератором, имеет всего четыре сегмента, но в отличие от ADSR у нее можно произвольно регулировать уровни конечных точек каждого сегмента.
Для изменения способа запуска генераторов огибающей есть специальный блок под названием Trigger. У него для каждой огибающей можно выставить три режима. В первом режиме (Normal) огибающая запускается отдельно для каждой взятой на клавиатуре ноты. Во втором режиме (Single) запускается одна огибающая для всех взятых нот (генератор стартует от первой взятой ноты). В третьем режиме (Retrigger) все происходит так же, как и в режиме Single, только каждая новая взятая нота перезапускает генератор огибающей.
Все перечисленные модуляторы, а также модулирующие MIDI-сигналы (контроллеры, MIDI-ноты при выбранных функциях Keyfollow и Keytrack, сообщения послекасания, динамики и т. д.) могут подвергаться преобразованиям в блоке модификаторов (Modifiers). Всего доступно четыре модификатора, каждый из которых может производить с двумя произвольно выбранными модуляторами одно из 16 действий, в том числе сложение, вычитание, умножение, переключение и т. д. Действует это так: например, в первом модификаторе выбираются генератор низкой частоты и MIDI-контроллер 1 (колесо модуляции), и к ним применяется функция сложения. В результате получается, что к значениям, генерируемым LFO, прибавляются значения контроллера 1, то есть можно при помощи колеса модуляции произвольно менять форму волны LFO.
Блок под названием Modulation Matrix (матрица модуляции) — это сердце всей системы модуляции Microwave II/XT. Существует возможность взять 16 произвольных параметров и указать их в качестве источников (Source) модуляции. В качестве точек назначения (Destination) модуляции также могут быть использованы 16 произвольных параметров. Причем все это можно делать, невзирая на привязки по умолчанию, — то есть Wave Envelope может модулировать резонанс фильтра, Amplifier Envelope — частоту среза фильтра, а Filter Envelope в это время заниматься модуляцией панорамы усилителя. Таким образом, в Microwave II/XT можно модулировать что угодно и чем угодно, за исключением арпеджиатора и процессора эффектов. Кстати, цепочки модуляции могут включать и сами модуляторы: можно взять первый LFO и модулировать им первый сегмент (Attack) огибающей фильтра, а саму огибающую заставить работать, как модулятор для второго LFO, который, в свою очередь, будет управлять четвертым сегментом (Release) свободной огибающей (Free Envelope). И уже эта «замодулированная» со всех сторон огибающая будет управлять частотой среза фильтра. Во как!
Последний элемент синтеза — это арпеджиатор. Не удивляйтесь: в Microwave II/XT арпеджиатор — это неотъемлемая часть любой программы, и его можно сделать постоянно активным. Таким образом, при выборе программы сразу будет слышна вожделенная секвенция. Арпеджиатор имеет 15 произвольно программируемых паттернов. Можно изменять их длительность и разрешение (от целой ноты до 1/32), настраивать диапазон работы в октавах, порядок проигрывания арпеджио (от самой высокой ноты, от самой низкой ноты, случайным образом) и значение динамики. Разумеется, арпеджиатор синхронизируется с MIDI Clock.

Операционная система
и дополнительные программы

Операционная система Microwave II/XT не отличается особой простотой, но выстроена вполне логично. Хотя, конечно, с непривычки приходится периодически лазить в руководство пользователя. Зато после того, как разберешься с основной терминологией и структурой синтеза, управление инструментами не представляет особого труда. Операционная система обновляется по MIDI, новые версии можно получить на сайте производителя.
По умолчанию, при включении питания инструмент находится в режиме Sound. Здесь можно послушать любые программы и отредактировать их. Но для работы с секвенсором надо переключаться в режим Multi. Также этот режим используется для составления многослойных звуков. В последнем случае можно для каждого канала указать диапазон действия на клавиатуре и рабочий диапазон значений динамики.
На обоих синтезаторах базовые операции выполняются при помощи колеса ввода данных, кнопки Play/Shift и четырех регуляторов под дисплеем. Регуляторы имеют маленький недостаток — они не совсем точны, и при вводе значений не всегда удается с первого раза попасть туда, куда надо. Для входа в режим редактирования используются пять кнопок в правой части передней панели. Единственное неудобство всей системы — при нажатии одной из кнопок редактирования на дисплее появляется страница, на которой был завершен предыдущий сеанс работы, а не первая из указанных в таблице с подсказкой. Пока не очень хорошо знаешь инструмент, не всегда можно однозначно идентифицировать эту страницу и понять, сколько еще раз нужно нажимать кнопку для того, чтобы попасть в нужное место. Между прочим, 44 регулятора Microwave XT действительно очень сильно упрощают процесс редактирования. На Microwave II вся работа идет через меню, что не так наглядно.

pic

Для редактирования волновых таблиц и загрузки в синтезаторы собственных волновых форм, как уже говорилось выше, приходится прибегать к дополнительным программам. На сайте Waldorf для этих целей рекомендуется четыре программы: Intelios MicroWave Sound Editor — платный полнофункциональный редактор; The Lab wav2mWave — бесплатная программа, позволяющая импортировать в синтезаторы обычные WAV-файлы; The Lab mWave — бесплатный редактор волновых таблиц и The Lab Waldorf Microwave II/XT Winsysex driver — утилита с набором SysEx сообщений. Но при попытке получить бесплатное программное обеспечение оказалось, что фирма The Lab включила утилиту vaw2mWave в состав редактора mWave и распространяет последний по принципу Shareware — то есть можно скачать программу с сайта и использовать в демонстрационном режиме. Полностью же все функции становятся доступны только после уплаты $50. Таким образом, за удовольствие самостоятельного редактирования волновых таблиц придется платить.

Впечатления

Мне довелось довольно близко познакомиться только с синтезатором Microwave XT k с набором программ под названием Analog Classics, но все, что будет сказано про Microwave XT k, в полной мере относится и к Microwave II, так как по звуку они ничем не отличаются. Помимо Analog Classics, можно приобрести еще четыре дополнительных набора: Industrial & Electronics, Studio & Production, Techno & House и Ambient & FX. А с сайта производителя (www2.waldorf-gmbh.de) можно скачать четыре бесплатных набора.

pic

Итак, сначала общие впечатления об инструменте. Несмотря на свою цифровую природу, синтезатор звучит очень насыщенно и тепло, особенно в средней части частотного диапазона. Но наверху (когда начинаешь играть самые высокие ноты) он становится немного резковат, а в самом низу — дрябловат. Похоже, это связано с тем, что в отличие от Sample Playback инструментов Microwave XT не имеет сложной системы раскладки семплов по клавиатуре, и волновые формы при сильном транспонировании немного теряют естественность.
Демонстрационная композиция как бы в стиле «транс» не произвела на меня особо сильного впечатления. До настоящего «транса» ей не хватает мощной накачки ударных — барабаны в Microwave XT довольно чахлые (особенно смешно звучат хет и малый барабан, да и бочке не хватает упругости и низкочастотной насыщенности). Но зато в демо уже отлично слышны плотность и приятный теплый окрас звука, а также очень необычные тембральные «переливы». Кроме того, привлекают внимание секвенции, сыгранные с помощью арпеджиатора, — у них не очень обычные ритмические рисунки и своеобразный «вязкий» характер.
Пожалуй, барабаны — это единственное откровенно слабое место Microwave XT. Когда начинаешь слушать пресетные программы из набора Analog Classics, то несколько невнятное впечатление от демо тут же рассеивается. Теплые и вкрадчивые солирующие звуки, плотные и вязкие секвенции, мягко работающие фильтры — и все это с особой окраской, присущей синтезаторам Вольфганга Палма. Конечно, местами Microwave XT немного проигрывает лучшим синтезаторам, работающим по принципу физического моделирования. Например, по качеству работы фильтра Access Virus однозначно обставляет Microwave (а вот Novation Nova и Korg Z-1- проигрывают). Но Virus никогда не сможет полностью заменить Wavetable-синтезатор — на нем просто невозможно получить странные тембральные изменения, свойственные этому типу синтеза. Кстати, в Microwave XT очень важную роль играет колесо модуляции — при его вращении во многих пресетных программах происходят довольно занятные изменения окраса звука. Как это отличается от прямого, как палка, навязчивого вибрато большинства синтезаторов!
Есть среди пресетов набора Analog Classics две группы, которые по сравнению с остальными программами сделаны немного слабее. Это пэды и басы. Пэды довольно однообразны и очень слабо раскрашены. Еще мне в них не хватало прозрачности и насыщенности стереокартины (хотя это, скорее всего, следствие несовпадения моих вкусов и вкусов создателей звуков, так как никаких технических препятствий для создания таких звуков вроде нет). А вот басам не хватает плотности и низкочастотной насыщенности (как и бас-барабанам). Хотя есть и четыре вполне приличные пресетные басовые программы: Tri Bass, Hopped Bass, 4 Sine Bass и Filter Open. Но если рядом с Microwave есть семплер формата Akai, то, на мой вкус, лучше воспользоваться библиотеками с семплированными басами аналоговых инструментов — пока их победить не может ни один псевдоаналоговый синтезатор.
Зато есть пресетные программы, которые вызвали мое безоговорочное восхищение. Например, в первом же десятке мне повстречалось три очень приличных звука — Puzzling, Sweet и Hitwerk. Puzzling имеет активную и яркую перкуссионную атаку, из-за которой медленно вылезает нечто вроде пэда. Только это «нечто» имеет почти незаметную модуляцию «гуманизированным» LFO, в результате чего звук можно слушать почти бесконечно — настолько живым он кажется. Sweet демонстрирует работу фильтра, модулированного генератором огибающей, и особенно красив в нижней середине. Кроме того, в фазе поддержки огибающей в фильтре вылезает легкая вибрация (очень ненавязчивая) — плод деятельности модулированного огибающей LFO, а также появляется модуляция панорамы — звук начинает гулять справа налево и обратно. Все эти метаморфозы буквально завораживают. А Hitwerk похож на Sweet, только имеет не такую глубокую модуляцию и очень хорош в середине. Соло на нем играть — сплошное удовольствие.
Также обращают на себя внимание Geegagok (секвенционный звук со случайной модуляцией), 3Osc?Yep! (очень теплый и мягкий, но при этом необыкновенно плотный соло звук), BleepLead2 (пробивной соло звук треугольной формы со слегка расстроенными генераторами и кольцевой модуляцией) и Jarre Swish (FX- «леталка» с изменяющимся тембром из арсенала Жана Мишеля Жарра). Кстати, среди пэдов мне пришелся по вкусу, пожалуй, только один — Train Robbep — очень простенький подклад с быстрой атакой и коротким сустейном. Но он оживляется при помощи самого банального фленджера. Убрать эффект — и все, никакой жизни…

Заключение
Лично мне Microwave XT k очень понравился. Нельзя сказать, что этот синтезатор может быть основным инструментом в студии, но в качестве дополнения к универсальным синтезаторам и семплерам очень сильно может пригодиться — его звук весьма своеобразен и ни на что другое не похож. А еще я был в полном восторге от его совместной работы с Novation Nova — более контрастной, и поэтому отлично совместимой пары сложно придумать: холодная «северная» Nova создавала прекрасное окружение для теплых соло звуков Microwave XT k.
Также Microwave II/XT k хорошо послужит для создания загадочных «переливающихся» секвенций: арпеджиаторное наполнение вполне может создать фактуру песни без применения других инструментов — останется записать только вокал и контрастный солирующий инструмент. Еще одно сильное место синтезатора — вязкие низкосерединные звуки, хорошо подходящие для создания вторых басовых линий на октаву выше основных.
Но если вы не занимаетесь современными стилями электронной и танцевальной музыки, то Microwave II/XT, скорее всего, будет для вас бесполезен — вы не найдете здесь ни одного имитатора живого инструмента или пафосных подкладов для гимноподобных баллад. Также будет ошибкой покупать синтезатор, если у вас в студии не найдется приличных инструментов для создания басовых линий и партий ударных — на Microwave их лучше не делать.
Осталось только выяснить, в каком случае лучше приобрести Microwave II, а в каком — XT. На самом деле ответ прост и незамысловат — XT нужен в том случае, если вы собираетесь активно заниматься редактированием. Именно здесь понадобятся 44 регулятора на передней панели, с помощью которых редактирование программ упрощается и ускоряется. Также XT может быть полезен в качестве фильтра для других источников звука. Во всех остальных случаях, в том числе и из экономических соображений, стоит остановиться на Microwave II.

Достоинства: отличный звук с характерной окраской, мощнейшие возможности модуляции, очень удобное редактирование в реальном времени (для XT).
Недостатки: слабоват процессор эффектов, не очень точные многофункциональные регуляторы под дисплеем.

pic
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте