Информационная независимость

pic
Все несчастья на свете от недостатка информации
Клод Шенон

В современном информационном мире быть независимым — это в первую очередь обладать информационной независимостью. Что же включает в себя это понятие?
На наш взгляд, информационная независимость — это пять основных типов возможностей, а именно:

1. Получать информацию из любых существующих во вне информационных каналов.
2. Проверять эту информацию на достоверность и ревалентность.
3. Использовать ее для обеспечения собственных потребностей и интересов.
4. Создавать собственные национальные ресурсы.
5. Защищать эти ресурсы от несанкционированного доступа и других посягательств.
Если принять к сведению указанные выше пять принципов информационной независимости, то начинают вырисовываться и основные подходы к информационной стратегии рыночной экономики Узбекистана.

Как отмечают зарубежные исследователи, на современном этапе в области информации и информационных технологий занято более 2/3 всех работающих в основных промышленно развитых странах.
В настоящий момент сложились характерные черты международного обмена информацией. Такими чертами являются:

• объективный характер развития международного обмена информацией
• монополизация информации
• проведение ведущими промышленно развитыми странами и крупнейшими компаниями целенаправленной политики в области передачи информации
• использование ведущими странами и их фирмами внутрикорпорационного обмена информацией как одного из средств внешнеэкономической экспансии
• активное участие в международном информационном обмене мелких и средних фирм
• усилие противоречий между основными генераторами информации, обострение конкуренции между ними на мировом информационном рынке
• стремление монопольных владельцев информации к созданию новых форм зависимости (в начале информационной, затем научно-технической и далее экономической и, наконец, политической), развивающихся и независимых государств
• борьба развивающихся и независимых стран за установление нового, более справедливого информационного порядка.

Эти тенденции стали характерными для информационной эры, которая наступила уже сегодня в США, Японии, ФРГ и других странах Западной Европы. Вплотную приблизились к ней такие страны, как Сингапур, Тайвань, Южная Корея. Главная характеристика информационной эры — преимущественный рост в экономике сферы услуг (как в валовом продукте, так и в численности занятых). В особенности это касается отраслей, связанных с переработкой информации.
Производство становится гибким, немассовым, ориентированным на индивидуальные запросы, на относительно небольшие его емкости рынка сбыта, сегменты и «ниши».
Как отмечает ряд специалистов, ученых, общее повышение эффективности современного производства идет по пути экономии издержек по реализации продукции и снижения ‘накладных расходов в целом. Так, доля издержек на оплату труда производственных рабочих в общей стоимости продукции в большинстве отраслей промышленности США, Японии и ведущих западноевропейских стран составляет сегодня не более 5 %, что меньше доли отчислений на амортизацию.
На основании статистических данных, в США на 1990-2000 гг. список тех профессий, по которым численность работников возросла в стране наиболее быстрыми темпами, не содержит ни одной рабочей профессии. Вместе с тем в среднем в 1,5 раза возросла численность инженеров и техников по электронике, программистов ЭВМ, системных аналитиков и других «белых» воротничков, труд которых так или иначе связан с обработкой информации.
В современных условиях не слишком большим секретом является тот факт, что от политической зависимости избавиться легче, чем от научно-технической и информационной.
Из этого следует та нехитрая мысль, что при проектировании информационной стратегии рыночной экономики необходимо в первую очередь ориентироваться на обеспечение научно-технической независимости. А то, что в Японии почти нет природных ресурсов, убедительно показывает, что накопление знаний и их применение в новых изделиях, исследованиях, разработках может быть определяющим фактором роста и развития экономики. А это находит и количественное выражение. Как отмечает Пол Кеннеди в своей книге «Взлет и падение великих держав», в конце второй мировой войны в США было сосредоточено около 50 % мирового промышленного потенциала. С тех пор этот потенциал в Соединенных Штатах вырос, но в других странах он вырос еще больше, так что сегодня промышленность США составляет уже всего около 20 % мировой.
Думаю, нет необходимости специально доказывать, что это произошло в первую очередь благодаря развитию информационного и как следствие научно-технического прогресса.
Но информация нужна не сама по себе. Она необходима как «сырье», как «ресурс» для принятия управленческих, прогнозных и иных решений, для выбора приоритетов научно-технического, технологического, социально-экономического развития. Информация обслуживает решения проблем и возникает из них. Становясь с каждым годом все дороже (как по стоимости самого носителя, так и по стоимости аппаратурно-инструментальных средств ее обработки), информация требует высокоселективного подхода к ее выявлению, переработке, накоплению, передаче и использованию. Здесь мы вплотную подходим к необходимости сформулировать ряд моментов, из которых, на наш взгляд, в последующем может быть построена новая информационная политика и соответствующая технология.

Во-первых, информацию необходимо собирать не вообще, а только под соответствующие проблемы научно-технического и социально-экономического развития.

Во-вторых, эти проблемы должны быть хорошо отструктурированы и быть системно
необходимо-достаточными для каждого этапа развития.

В-третьих, накапливаемая информация по видам и формам должна быть такой, чтобы позволять создавать информационный «синергетический» эффект и обеспечивать создание новой информации.

В-четвертых, любая подготавливаемая информация должна быть системно-адресной и охватывать всю инфраструктуру.

В-пятых, информация и информационная деятельность должны быть полностью коммерциализованы.

Главным в рынке является всеобщность рыночных отношений, т.е. распространение рыночных отношений во все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли и регионы. При этом глубина проникновения рыночных отношений в разные отрасли и сектора не одинакова и вся экономика становится совокупностью многообразных рынков. Изучение структуры рынка позволяет при укрупненной структуризации в составе единого рынка выделить следующие виды отдельных рынков:

• потребительских товаров, услуг, жилья, зданий и сооружений непроизводственного назначения
• средств производства и производственных видов деятельности
• денег, валюты и ценных бумаг
• труда, рабочей силы, рабочих мест
• информации, интеллектуального продукта, инноваций.

Следует отметить, что внутри каждого из этих рынков существуют и функционируют еще около двух десятков отдельных видов рынков.
Мы не будем сейчас подробно останавливаться на них. Рассмотрим вкратце лишь последний — рынок информации, интеллектуального продукта, инноваций. Рынок инноваций, или нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, пока еще практически отсутствует. В то же время рынок информационного продукта у нас в зачаточном состоянии уже есть и охватывает сферу информационных услуг, справочной информации, программного обеспечения, технических средств и другое.
Однако информационная стратегия призвана охватывать все основные типы и виды рынков, складывающихся в нашей республике. Как отмечают в своей книге «Информационная технология. Миллионные прибыли» Т. Поппель и Б. Голдстайн, коммерциализация информации привела к тому, что на информационную технологию стали оказывать влияние несколько тенденций, а это, в свою очередь, выделило несколько основных направлений, среди которых:

• информационный продукт
• способность к взаимодействию
• ликвидация промежуточных звеньев
• глобализация
• конвергенция.

Мировое потребление информационного продукта распределяется следующим образом. На долю Северной Америки приходится примерно 40% мирового объема средств и услуг телесвязи и свыше 60% в области микрокомпьютеров и программного обеспечения.

pic

Японский рынок, являющийся вторым по величине, потребляет 12-18% мировой информационной продукции и услуг. Страны Западной Европы в целом потребляют 25-30%. Доля Азии вместе с другими континентами составляет 5-10%.
Красноречивым является тот факт, что ведущие западные компании допускают ежегодные финансовые потери в размере более 200 млрд. долл., связанные с нехваткой необходимой информации.

Orphus system