Командный чемпионат мира по программираванию

2 ноября 2003 года в Ташкентском университете информационных технологий проходил командный четвертьфинальный чемпионат мира по программированию среди сборных команд высших учебных заведений в рамках мирового студенческого командного чемпионата по программированию АСМ.

Международная организация Association for Computing Machinery (ACM) была основана в 1947 году в Филадельфии сотрудниками Пенсильванского университета, создавшими первый в мире компьютер ENIAC.
В настоящее время ACM является наиболее авторитетной в мире международной организацией в области компьютеров (The First Society in Computing), объединяющей более 80000 своих членов — ученых, инженеров, программистов, студентов — всех специалистов, занимающихся проблемами огромного современного компьютерного мира. Поле деятельности ACM весьма широко — ACM проводит конференции, издает журналы и книги, присуждает ежегодные премии за достижения в области теоретической информатики и компьютерных технологий и, в частности, знаменитую ACM Annual Meeting Turing Award, называемую нобелевской премией в области компьютеров, и так далее. Штаб-квартира ACM находится в Нью-Йорке, в одном из наиболее престижных кварталов Манхэттена. Финансовые средства для реализации своих целей ACM черпает частично из членских взносов, но главным образом получает от крупнейших корпораций, работающих в различных областях высоких технологий.

Ежегодно в феврале — марте ACM проводит так называемую компьютерную неделю ACM (ACM Computing Week). В программу ACM Computing Week входят флагманские конференции ACM по основным направлениям информатики, выставки, демонстрации, встречи молодых программистов с предполагаемыми работодателями, различные специальные мероприятия и так далее. Например, в 1996 году в число специальных мероприятий входили матч из шести партий между чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым и компьютером Deep Blue, разработанным в одной из лабораторий корпорации IBM, и памятный обед, посвященный ученым и инженерам, создавшим в 1946 году компьютер ENIAC. Одним из главных событий ACM Computing Week является финал командного чемпионата мира по программированию, победители которого награждаются вместе с лауреатами различных научных премий на традиционном ежегодном торжественном банкете (Award Banquete) ACM.
Командный чемпионат мира по программированию среди сборных команд высших учебных заведений (ACM International Collegiate Programming Contest) проводится ACM начиная с 1977 года. Схема организации чемпионата включает два этапа: региональный и финальный. Команды — победительницы региональных групп выходят в финал и разыгрывают звания чемпионов мира, Европы, Северной Америки и других континентов.
В первые годы в соревнованиях участвовали в основном команды североамериканских вузов, а весь остальной мир был представлен одной европейской региональной группой. Однако начиная с 1990 года в связи с сильным ускорением распространения персональных компьютеров резко возрастает международный интерес к этим соревнованиям, и буквально каждый год начинают появляться новые региональные группы. Постепенно европейские, австралийские и новозеландские команды начинают занимать места в верхней части итоговой таблицы. Наконец, в 1995 году сенсационную победу в мировом чемпионате одерживает команда университета Альберта Людвига из немецкого города Фрайбурга — впервые европейская команда становится чемпионом мира. Однако в следующем сезоне американцы берут реванш — чемпионом мира становится команда калифорнийского университета Беркли, второе место занимает команда Гарвардского университета, а лучшая из европейских команд — команда Софийского университета — остается на четвертом месте.
За более чем двадцатилетнюю историю состязаний сформировались международные правила этих соревнований, в соответствии с которыми команде, состоящей из трех участников, предоставляется один компьютер и предлагается в течение 5 часов решить максимальное число из предложенных задач. Количество задач обычно варьируется от 8 до 9. Побеждает команда, решившая наибольшее число задач, а в случае равенства числа решенных задач — команда, затратившая меньше времени. Характер традиционно предлагаемых на соревнованиях задач предполагает, что участники продемонстрируют свое мастерство как в искусстве компьютерной алгоритмизации задач, так и в составлении эффективных программ, реализующих выбранные для решения алгоритмы.
Схема организации чемпионата мира включает три этапа: четвертьфинальный, полуфинальный и финальный. На полуфинальных этапах команды в соревнованиях в сезоне 2002/2003 гг. в 28 региональных группах, среди которых были распределены вузы стран всех континентов. В сезоне 2002/2003 гг. в 26-м чемпионате приняли участие около 2000 команд из более чем 1000 ведущих вузов 70 стран. Команды — победительницы полуфинальных состязаний выступили в финале. В прошлом году в финале приняли участие 60 команд из ведущих университетов мира.
Сборные команды высших учебных заведений Узбекистана участвуют в мировом чемпионате с 2002 года.
В проводившемся 2 ноября 2003 года четвертьфинале в ТУИТ приняли участие 47 команд из 17 вузов. Полуфиналы проходили с 26 ноября 2003года в Санкт-Петербурге, Барнауле и Тбилиси. В них примут участие сборные ТУИТ, ТГТУ, УзГУ, БухГУ, успешно прошедшие четвертьфинальный отбор.
Необходимо также отметить, что в Узбекистане студенческий командный чемпионат мира по программированию организован непосредственно Министерством высшего и среднего специального образования, Узбекским агентством связи и информатизации и Ташкентским университетом информационных технологий при поддержке фонда «Истеъдод», фонда «Улугбек» и программы развития ООН в Узбекистане.

Orphus system