Сам себе режиссер
12 февраля 2004
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Юрген Берлет.
pic

Когда речь заходит об Интернете, то в основном представление о нем складывается как о технологии клиент-сервер. Это и понятно, ведь сервер должен работать круглосуточно и занимать определенный адрес, чтобы позволить клиентским приложениям в любой момент и с любого адреса выйти на связь и воспользоваться установленным на нем сервисом. Такой принцип заложен в организации TCP/IP-соединений, и для того, чтобы установить любое соединение по данному протоколу, необходимо иметь серверный сокет с определенным адресом и портом на одном конце и клиентский сокет с любым и даже временным адресом и портом на другом. Таким образом, клиентское приложение не может иметь соединения с другим клиентским приложением не иначе, как через посредничество серверов.

С одной стороны, это удобно, с другой — возникает ограничение некоторых возможностей. Каждый сервер имеет администратора, который и решает, кому пользоваться сервисом, а кому поискать другие ресурсы. Вроде бы пространство огромное, но возможности строго регламентированы. Например, чтобы переслать файл другому пользователю, частенько приходится идти на различные ухищрения, так как размер почтового ящика или пространство хостинга на сайте ограничены. Я не говорю про то, что многие сервисы при такой организации сети могут быть попросту платными.
Чтобы избежать этих недоразумений, были созданы так называемые пиринговые сети (peer to peer, или p2p). По своей сути пиринговая сеть может устанавливать соединения между клиентскими приложениями без посредства постоянных серверов. Физически ничего не изменилось, поскольку для соединений здесь также используются серверные и клиентские сокеты, но идея заключалась в том, что серверное приложение запускается на стороне одного из клиентов. А следовательно, для передачи файла или другой информации достаточно только сообщить второй стороне адрес и порт локального сервера, а серверу указать имя файла. Таким образом, можно сформировать сеть, с огромными ресурсными возможностями не уступающую дорогостоящим вычислительным сетям. Ведь если в такой сети около миллиона пользователей, то у каждого есть хоть слабый, но все же процессор, а также некоторое количество дискового пространства. Если все это сделать доступным другим пользователям пиринговых сетей, то в результате получаются гигантские ресурсы. Плюс ко всему каждый участник (peer) такой сети получает возможности быть администратором собственного мини-ресурса, то есть стать самому себе режиссером, устроив свой собственный сайт.

pic

Именно это обстоятельство и приводит в негодование многих деятелей, которые пытаются удерживать застолбленный бизнес через Интернет, вынуждая платить буквально за все, что только можно. Поэтому пиринговые сети стали предметом нападок со стороны представителей интернет-делячества. Довольно-таки часто можно услышать, что пиринговые сети являются разносчиками вирусов, порнографии и пиратских копий. На самом деле это всего лишь потеря доходов для платных порнографических сервисов, производителей софта с закрытым кодом, скрывающим недоделки в области безопасности, а следовательно, и подверженного вирусам. Что касается пиринговых сетей, то, конечно же, здесь можно встретить и порнографию, и вирусы, и спам, и хакерские проделки. Но вся разница лишь в том, что здесь все эти «прелести» можно получить совершенно бесплатно. А что касается приверженности p2p, то, наверное, придется многих разочаровать, так как распространяемые на пиринговой основе ресурсы содержат и много другой полезной информации, но с гораздо более гибкой и удобной возможностью фильтрации всего, что вам не нужно. Например, можно самостоятельно урезать возможности для распространителей спама, не говоря уже о том, что рекламные банеры здесь вообще не в ходу. Можно объединяться в группы по интересам, где профессионалы общаются с профессионалами, тусовщики — с тусовщиками. А те, про кого говорят, что свинья всегда грязь найдет, будут вести между собой обмен более грязными ресурсами. Каждый выбирает, с кем ему объединяться, а от кого следует отделиться, при этом никого не спрашивая. Не удивительно, что с интернет-делягами никто объединяться не хочет, что их весьма обескураживает.

pic

В пиринговых сетях невозможно установить какой-либо контроль, прогноз или ограничение, поскольку отсутствуют сервера на постоянной основе, нет и назначаемых сверху администраторов и, соответственно, не с кого спросить и некому дать указание. Можно только ограничить свои, а не чужие возможности. Своего рода кооперация вычислительных ресурсов и интересов, но на безналоговой основе и на общественных началах. Причем следует заметить, что подобная самодеятельность во многих случаях по организационным возможностям намного превосходит аналогичную, но построенную на административной основе. Только потому, что здесь каждый участник заинтересован и замотивирован на то, чтобы все это работало и приносило пользу. А польза в том и заключается, что каждый пир в отдельности имеет маленькую персоналку, а объединившись — уже огромную вычислительную сеть. Остается только использовать эти ресурсы.

pic

Какие существуют пиринговые сети на сегодня? Все перечислить вряд ли представится возможным, но наиболее распространенные можно назвать:
UseNet и FidoNet — наверное, самые первые пиринговые сети, позволяющие объединять своих участников в форумы. Обе способны работать в offline, и для того, чтобы к ним присоединиться, достаточно иметь лишь компьютер с модемом, несложную софтинку, которая распространяется практически для всех платформ, включая уже несуществующие — такие, как ZXSpectrum или PDP-11. На их основе впоследствии была создана уже непиринговая сеть Relcom, администраторы которой перепродавали трафик из обеих вышеназванных сетей, но цивилизованно вместе с техническим обслуживанием.

pic

Различные интернет-пейджеры и чатилки — такие, как IRC, ICQ (http://www.icq.com/), Odigo (http://www.odigo.com/), и др.

Сети-файлообменники:

WinMX peer — с одноименным приложением (http://www.winmx.com/),

Gnutella позволяет обмениваться мультимедийными файлами форматов MP2,3,4, имеет множество различных клиентских приложений, например Morpheus (http://morpheus.com/) или Bear Share (http://www.bearshare.com/),

Fast track — тоже мультимедийная сеть с приложением Kazaa Media Desktop (http://www.kazaa.com/).

Также следует упомянуть набирающий силу открытый проект JXTA (http://www.jxta.org/), созданный под крышей компании Sun Microsystems. Название этой компании и первый символ «J» уже сами за себя говорят о том, что в основе данного проекта лежит Java-технология. Без Java тут, конечно же, не обошлось (я бы даже удивился, если бы было без нее), но ею и не ограничилось, так как спектр разрабатываемых приложений распространяется и на другие многоплатформенные языки программирования — такие, как, например, с++, perl или php. Этот проект сам по себе очень впечатляющий, даже несмотря на то, что он сравнительно молод. Можно сказать, что он вобрал в себя все самое лучшее из остальных уже устоявшихся пиринговых технологий, отбросив все, что оказалось на практике тупиковым, да еще и с резким продвижением вперед. Плюс ко всему это уже не совсем самодеятельная разработка, а серьезный развивающийся международный проект, включающий стандартизацию и совместимость с другими пиринговыми сетями. А если провести анализ, это будущий объединяющий центр пиринговых сетей и открытая технология, позволяющая беспрепятственно подключаться к этому самому центру. Помимо всего перечисленного сюда включаются реализации бизнес-проектов, что в других пиринговых сетях не очень приветствуется. Скорее всего, для бизнеса, который не склонен к сотрудничеству в подобных областях по причине конкуренции, это чуть ли не единственный выход на сцену практически неограниченных объединенных ресурсных возможностей p2p.

pic

Если говорить о JXTA, то следует упомянуть некоторые его реализации:
http://myjxta2.jxta.org/ — самый первый JXTA-проект. Здесь есть практически все, что существует в других пиринговых сетях. Но в других чего-либо может и не быть, а здесь все в одном флаконе: обмен личными и групповыми сообщениями и файлами.
http://brando.jxta.org/ — проект для разработчиков софта. Можно обменяться опытом и исходниками.
http://chess.jxta.org/ — для любителей игры в шахматы. Шахматисты всех стран, объединяйтесь!
http://oopster.jxta.org/ — проект для распространения Open Office — открытой и менее глючной альтернативы MSOffice.
http://ezel.jxta.org/ — (Easy Entry Library) библиотеки для пиринговых телефонных сетей. Практически IP-телефония, но только без АTC, провайдеров и прочих административных прелестей, а следовательно, для подключения к ней достаточно только иметь доступ в Интернет и софт EZEL. На данном ресурсе есть ссылки на некоторые реализованные проекты, основанные на базе данных библиотек.
http://jxme.jxta.org/ — ну и, наконец, для мобильных устройств. Если вы запустите свой мобильный трафик через этот канал, то ваш телефонный провайдер обанкротится. Конечно же, это не более чем шутка, ведь мобильники не будут работать без базовых станций. Но зато имеется еще одна возможность для приема и передачи сообщений посредством любого компьютера, подключенного к Интернету. К сожалению, мобильный Интернет пока можно получить только через соответствующего провайдера.

pic

Предположим, что у вас слабенький компьютер, но при этом необходимо выполнить большой объем вычислений, например проанализировать шахматную позицию на несколько ходов вперед. Что для этого нужно? Конечно же, подключиться к распределенным вычислениям других компьютеров пиринговых сетей. Один из таких проектов — OurGrid ( http://www.ourgrid.org/ )

Следует упомянуть и компьютерные игры, которые в современном сетевом исполнении представляют из себя самые что ни на есть p2p, коли имеют «на борту» встроенный сервер, и остается только через пиринговые же сети найти себе партнеров и сообщить им адресок.
Весьма заметна четкая тенденция, которая заключается в том, что новое поколение выбирает p2p, уходя от старомодной и отслужившей на славу технологии клиент-сервер. В этом нет ничего удивительного, ведь ограничивающие ресурсы клиент-серверные сети создавались для условий «холодной войны» и вместе с ней и уходят, уступая место неограниченным пиринговым. Поэтому многие, кто вложил свои инвестиции в технологии вчерашнего дня, сейчас бьют тревогу, замечая резкое снижение прибылей и отсутствие отдачи от сайтов с кредитно-карточным фейсконтролем. Хотя вместо набата следует уже сегодня приступать к пересмотру бизнеса и переходу на новые рельсы. Пиринг как технология состоялся, и обратно этого джина, выпущенного из бутылки, в узкое горлышко не запихаешь, а пользователей сети палкой на сайт с платными ресурсами не загонишь. Завтра уже можно будет лишь воскликнуть: «Клиент-Сервер умер. Да Здравствует Пиринг!»

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте