История создания одного сайта
9 марта 2004
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .
pic

Началось все с того, что называется «удачным стечением обстоятельств».
Я в очередной раз переделал дизайн своего собственного сайта и упомянул об этом в разговоре со своим приятелем Константином Куликовым, который возглавляет компьютерный отдел фармацевтической компании «Асклепий». Случилось так, что в то же время руководство фирмы решило создать свой собственный ресурс и разместить его во всемирной сети. Своего человека, способного осуществить данное предприятие, в штате фирмы не оказалось, и Константин посоветовал меня. Возможно, нестандартный дизайн моего ресурса приглянулся руководству фирмы, и я был приглашен для собеседования.

Чего хотят заказчики?

Если кто-нибудь думает, что создание сайта начинается с создания графики или написания кода страниц, то он заблуждается. Создание ресурса начинается с разговора исполнителя и заказчика, в ходе которого выясняется, чего именно хочет получить владелец ресурса в конечном итоге.
Все заказчики виртуально делятся на несколько категорий:

• одни мало или вообще не пользовались Интернетом и посему понятия не имеют, что такое сайты и как должен выглядеть ресурс их компании. В этом случае сложность заключается в том, что заказчику приходится объяснять весь процесс создания сайта, вплоть до мелочей, причем пользоваться обычными словами, а не компьютерным лексиконом. Более того, такой заказчик завалит вас мегабайтами информации, из которой вам придется выбирать килобайты, которые пойдут на страницы сайта
• другие, наоборот, активно пользуются услугами всемирной сети и потому считают себя профессионалами в области сайтостроительства. Они покажут вам их любимые (перенасыщенные графикой и анимацией) ресурсы и скажут, что хотят что-то вроде этого. Здесь вам приходится отстаивать свое видение сайта, оперировать цифрами, фактами и ссылаться на статьи в солидных изданиях
• редко, но встречаются заказчики, которые довольно четко представляют себе, что они хотят увидеть в итоге вашей работы. С такими заказчиками работается лучше всего, вы быстро получаете всю необходимую для работы информацию, и дальше, как говорится, уже дело техники.

Итак, в процессе собеседования выяснилось, что владельцы данного ресурса хотели бы, чтобы он был сориентирован на рынок Узбекистана (для быстрейшего обеспечения информацией клиентов фирмы и привлечения новых), а также на внешний рынок (для того, чтобы заявить о существовании в Узбекистане крупной фармацевтической фирмы и привлечь еще большее количество партнеров).
По моему мнению, ресурс, предназначенный для аудитории Узбекистана, должен отвечать следующим требованиям:
Быть максимально «легким» для более быстрой загрузки в любой точке республики. Многие все еще отключают графику для скорейшего вывода информации, и посему графика должна быть сведена к минимуму.
Меню сайта должно быть информативным, чтобы пользователь мог сразу попасть туда, куда ему нужно. Разделы меню должны называться лаконично, но в альтернативном тексте можно пояснять содержание ссылки.
Страницы сайта должны содержать максимум информации. Редкий пользователь не будет раздражен, увидев после долгой загрузки коротенькую справку и предложение перейти к следующей странице.

pic

Где лучше хостится?

Как ни печально это звучит для патриотов Узнета, но этот вопрос все еще стоит перед владельцами интернет-сайтов, и далее будет видно, почему.
С технической точки зрения сайту все равно, где он будет располагаться (все администрирование все равно ведется через Интернет), а вот с финансовой стороны имеются существенные различия между «нашим» и «заграничным» хостингом.
Судите сами, к примеру, российская компания AGAVA Software предлагает для размещения сайтов на своем сервере следующие услуги:
Место: 300 МБ
Трафик: неограниченный
Домен: бесплатно
Панель управления
Почта: веб-интерфейс, IMAP, POP3, SMTP, антивирус, спам-фильтр
Почтовых аккаунтов: неограниченно
Поддержка CGI, Perl, PHP, SSI, MySQL, ssh

Цена в месяц при оплате:
до 6 мес. — 9 у.е.
от 6 мес. — 8.55 у.е.
от 1 года — 8.1 у.е.
от 2 лет — 7.2 у.е.

А что у нас?

Когда я обзванивал интернет-провайдеров (по списку из журнала «Компас» № 2/2002), то в большинстве случаев получал отрицательный ответ.
В отчаянии спросив очередного менеджера: «Ну кто-то же занимается хостингом?», получил ответ: «Позвоните в «Альбатрос».
Вот что выяснилось после звонка в «Альбатрос»:
Место: 5 МБ
Почтовых аккаунтов: неограниченно
Поддержка CGI, Perl, PHP, MySQL.
Цены:
5000 сумов за 5 МБ + 1000 сумов за каждый МБ дополнительно.
Для клиентов 5 МБ бесплатно + 1000 сумов за каждый МБ дополнительно.

Если заняться подсчетами и прибавить к 5000 сумов сумму, которая идет на поддержку доменного имени, то выходит, что приблизительно за те же деньги (7,2 у.е.) владелец сайта в зоне «uz» приобретает всего 5 МБ дискового пространства.
Здесь необходимо пояснить, что такие цифры на нашем интернет-рынке складываются исключительно из-за сверхмалых размеров Узнета. Ситуация может в корне измениться, если директора фирм поймут, наконец, что создание сайта своей фирмы это не выбрасывание денег на ветер и что при грамотном подходе сайт способен принести значительную пользу его владельцу.
Мне также хотелось бы выяснить, почему солидные узбекские компании, предлагающие интернет-услуги, не могут позволить себе организовать бесплатный хостинг для всех желающих жителей республики. Я знаю несколько российских сайтов, которые из-за своей популярности вышли из бесплатного хостинга и приобрели доменные имена первого уровня. Возможно, это один из способов скорейшего развития Узнета.
Но вернемся к нашему вопросу. Когда во время презентации сайта вопрос о размещении сайта был поднят еще раз, я высказал мысль о том, что для компании, работающей для рынка Узбекистана, позиционирующей себя на международном рынке, как крупного узбекского партнера, было бы СОЛИДНЕЕ разместить сайт именно в зоне «uz» (всем директорам компаний рекомендую прочесть это предложение еще раз).
В то самое время компания «Асклепий» вела переговоры с интернет-провайдером «Альбатрос» о проведении выделенной линии, для подключения сервера компании к сети Интернет по технологии SDSL, и посему было принято решение о размещении сайта на сервере «Альбатрос». Кстати, руководство «Альбатрос» разрешило разместить наш сайт еще до того, как фирма «Асклепий» стала их официальным клиентом, за что им огромное спасибо!

Мистер Дизайн

Для того чтобы заказчик решил работать именно с вами, ему на суд должны быть представлены несколько (не менее трех) эскизов внешнего вида страниц. Я приступил к работе, имея только результаты собеседования и изображение логотипа фирмы на дискете.
Хочу отметить, что логотип фирмы является отправной точкой, от которой можно начинать создавать внешний вид сайта. Логотип выполнен в определенных цветах, которые должны иметь место на страницах, кроме этого, его стиль подскажет стиль шрифта текстового наполнения и геометрию графической части (прямые, острые или закругленные углы).
Для реализации всех условий, о которых говорилось выше, сайт необходимо делать с использованием клиент-серверной технологии. Наиболее распространенной технологией является РНР (PHP Hypertext Processor).
Популярность тандема PHP+MySQL объясняется следующими факторами:

• во-первых, дистрибутивы этих программ распространяются совершенно бесплатно
• во-вторых, они легко устанавливаются на любую ОС и работают со многими серверами (в основном используется сервер «Apache»)
• в-третьих, они не слишком сложны в изучении.

Все варианты будущего сайта были выполнены мной из страницы-шаблона и динамически вставляемой в нее информации. Этот прием часто используют на сайтах, потому что он обеспечивает множество преимуществ:
Быстрое создание большого количества страниц для сайта. Хотя нужно отметить, что вставляемая информация — это не просто голый текст, он также включает в себя элементы языка HTML.

pic

Более быстрая загрузка. Все элементы дизайна грузятся из сети один раз и затем выводятся на экран из кэша компьютера пользователя.
Все важные элементы страницы (меню, реклама, новости) постоянно перед глазами пользователя. Посетитель может сразу попасть в любой раздел сайта.
Итак, я создал несколько эскизов, разместил их на собственном сайте (они там лежат до сих пор) и стал ждать ответа от руководства фирмы. Но не тут-то было, самый главный из директоров наотрез отказался принимать «полуфабрикат», ему нужен был готовый сайт с информационным наполнением. И вот я на свой страх и риск (меня еще не утвердили в качестве исполнителя заказа), в тесном сотрудничестве с менеджерами из отдела маркетинга приступил к созданию разделов сайта. Не могу сказать, что здесь возникали какие-либо сложности, потому как сайт любой компании должен включать условно-обязательные разделы:
Раздел «О компании», где постранично будет размещена информация про создание фирмы, ее успехи и достижения, перспективы, расположение и контактная информация и многое другое.
Раздел «Для клиентов», где можно разместить любую информацию, напрямую касающуюся деятельности фирмы.
Последнее время стало модным создавать раздел «Новости» даже для неновостных сайтов.
Кроме этого, практически на каждом сайте присутствует меню, состоящее из ссылок на страницы,не относящиеся к разделам сайта — «на главную», «карта сайта», «гостевая книга», «контакты», «рус./анг./узб.» и так далее.
Более того, так как окончательный вариант внешнего вида сайта еще не был выбран, мне пришлось присоединить информационное наполнение ко всем вариантам.
И вот презентация, на которой было все многочисленное руководство компании, состоялась. На ней был выбран вариант, который присутствует на сайте в данное время, кроме того, утверждены названия, количество и наполнение всех разделов и создана группа, призванная работать над сайтом в дальнейшем.

Раскручиваемся

После того, как сайт был окончательно оформлен и размещен на хостинге «Альбатроса», я приступил к его раскрутке. Хочу сразу отметить, что раскрутка сайта должна вестись в двух направлениях — сетевая (регистрация ресурса в поисковых системах и каталогах) и внесетевая (размещения адреса ресурса на визитках, прайс-листах, рекламных буклетах, растяжках и так далее).
Первым делом я зарегистрировал сайт в узбекистанских системах www.sk.uz, www.ferghana.ru, www.vse.uz поставил счетчики www.axiom.uz и www.top.arbuz.com
Затем я сделал регистрацию ресурса в российских поисковых системах и каталогах общей направленности www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.aport.ru, а также в специфических каталогах, напрямую относящихся к деятельности фирмы — www.mednavigator.ru, www.rusmedserv.com, www.medagent.ru
Хочу отметить, что вышеуказанные действия дали свои результаты, на сайт сразу потянулся народ, и за короткий срок существования сайта цифра на счетчике «Аксиом» существенно увеличилась и продолжает расти ежедневно.

Дальнейшее развитие сайта

Хочу заметить, что практически любой ресурс в Интернете нельзя назвать полностью законченным. Всем сайтам есть куда «расти», то есть пополняться новой информацией, расширять круг своих пользователей.
Зачем все это нужно? Дело в том, что существует еще одна категория посетителей вашего ресурса — рекламодатели. Они появляются только после того, как тот или иной ресурс становится достаточно посещаем (о чем должна свидетельствовать цифра на счетчике посещений). Ваш ресурс для них представляется общедоступным местом для размещения своей рекламы.
На сегодняшний день сайт «www.asklepiy.uz» практически полностью удовлетворяет требованиям сайта компании. Он будет полезен всем работающим в области производства/реализации лекарственных препаратов на территории Узбекистана и за его пределами, фирма «Асклепий» является постоянно растущей компанией, поэтому ресурс будет интересен работникам многих специальностей, ищущих работу (филиалы фирмы расположены во многих городах Узбекистана). Врачи могут ознакомиться с новейшими лекарственными средствами, которые скоро поступят на рынок Узбекистана.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте