Развитие услуг сети интернет в Республике Узбекистан: проблемы и решения
15 марта 2004
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Файзулла Агзамов.
pic

Если мы хотим представить себя готовыми
к 21 столетию, жить по современным технологиям,
жить по информационным технологиям, мы должны
внедрять Интернет.
И.А. Каримов

На сессии Олий Мажлиса в мае 2001 года Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своем выступлении призвал правительство разработать стратегию по ускорению распространения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в поддержку социального, культурного и экономического будущего страны. Это нашло отражение в постановлении Кабинета Министров республики «О мерах по организации разработки Программы развития компьютерных и информационных технологий на 2001-2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам «Интернет», принятом 23 мая 2001 года.

Развитие информационных, коммуникационных и телекоммуникационных технологий должно стать важнейшей частью экономики Узбекистана и служить в качестве основного двигателя экономического развития. Экономический рост, улучшение жизненного уровня и активизация культурной деятельности будут значительно ускорены с введением современной информационной инфраструктуры и широкомасштабным внедрением ИКТ в повседневную жизнь.
Развитие ИКТ невозможно без высокоскоростных сетей связи, в том числе Интернета. Всемирная сеть является не только частью ИКТ, но также существенным компонентом современной цивилизации. Интернет — архитектурно открытое и децентрализованное, изобилующее информацией, недорогое и уникальное средство коммуникации, которое идеально подходит для развития открытого демократического общества, имеющее большое значение для экономического роста и человеческого развития всего мира.

Информационные ресурсы Интернета в Узбекистане. Информационные ресурсы Интернета, созданные в Узбекистане, пока крайне бедны. В национальном сегменте республики, по состоянию на май 2003 года, насчитывалось более 2,5 тысячи веб-сайтов, т.е. на 100 тысяч населения республики приходится 9,8 сайта. Низок процент материалов по местной тематике. Содержание сайтов, за исключением общественных и информационных, в основном бедное. Возрастает число организаций, имеющих веб-сайты с базовой описательной и контактной информацией, но только несколько из них постоянно обновляются с использованием баз данных. Образовательные и научные сайты не отличаются насыщенностью. Нет сайтов, своевременно освещающих спортивные события, лишь небольшое число предоставляют информацию для детей и общие сведения по искусству и культуре.
Доступ к международным информационным ресурсам Интернета сдерживается из-за ограниченного знания иностранных языков. 78% всех текстов, доступных в WWW, на английском языке.

pic

В домене .uz есть несколько поисковиков. Часть из них разработана самими авторами сайтов (как www.vse.uz), некоторые работают на готовых «движках». Из-за того, что скорость соединения отечественных провайдеров на международном уровне очень низкая, многие популярные сайты, к примеру, www.uzreport.com, www.uzdessert.uz и www.internet.uz, находятся на серверах других стран с высокой скоростью.
Но, несмотря на многие сложности, в республике созданы и успешно функционируют новостные и информационные сайты www.uza.uz, www.tashkent.uz, www.uzreport.com, www.uznet.net, сайт пресс-службы при Президенте Республики Узбекистан www.press-service.uz, сайт Центра развития и внедрения компьютерных и информационных технологий www.uzinfocom.uz и ряд других.
Ведется постоянная работа над созданием новых веб-ресурсов. В сентябре 2003 года запущена новая версия портала государственной власти Узбекистана www.gov.uz Правительственный портал содержит подробную информацию об органах власти республики, а также тематические материалы об Узбекистане на русском и английском языках.
Основными задачами портала являются расширение объема информационных ресурсов, предоставляемых органами власти и управления, а также формирование механизма общественного контроля их деятельности. Важнейшей задачей является интенсификация межгосударственного обмена информацией и создание условий для повышения международного авторитета Республики Узбекистан и привлечения инвестиций в национальную экономику.

pic

Среди последних разработок следует отметить появление собственного сайта у MDS. Это первое в Узбекистане негосударственное лечебное учреждение современного типа, которое насчитывает более 20 различных медицинских направлений. В сентябре 2002 года MDS запустил свой собственный сайт в Интернете www.mds.uz Вся информация на сайте доступна пользователям на русском и английском языках, причем постоянно ведется работа над обновлением информации. Конечно, пока сайт носит в большей степени описательный характер, но со временем пациенты смогут получать консультацию врача в реальном времени, как говорится, не выходя из дома.

Интернет-пользователи в Узбекистане. Число интернет-пользователей в Узбекистане, по данным на 1 января 2004 года, составляет почти 492 тысячи. В начале 2003 года в стране насчитывалось около 275 тысяч интернет-пользователей. В 2001 году данная цифра составляла 137 тысяч человек. Число операторов и провайдеров услуг Интернета увеличилось со 130 на начало года до 263, число подключенных к Интернету госучреждений — 468, хозсубъектов — 8621. Подавляющая их часть находится в Ташкенте.
Темпы роста количества интернет-пользователей в регионах страны сильно отстают от столицы. До 80% пользователей сконцентрированы в Ташкенте. По числу пользователей на тысячу жителей самые низкие показатели наблюдаются в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях. Основная доля пользователей (почти 70%) приходится на пункты коллективного доступа, число которых на 1 января 2004 года составляет 228. Наименьшее количество пунктов коллективного доступа в Республике Каракалпакстан и Сурхандарьинской области.
Такие провайдеры, как «Найтов», «УзПАК» и «Интал Телеком», предоставляют доступ к Интернету практически на всей территории Узбекистана. Остальные провайдеры предоставляют свои услуги главным образом в Ташкенте. Несколькими компаниями («Саркор Телеком», «Компьютерные коммуникации») применяется технология Radio Ethernet для предоставления беспроводного доступа к Интернету на территории Ташкента.

pic

В Узбекистане тарифы на Интернет намного выше, чем в США или Западной Европе. Прежде всего это связано с незначительной емкостью рынка, которая не позволяет использовать «эффект масштаба» для снижения средних издержек. При этом существует высококонкурентный рынок перепродажи интернет-услуг. Многие провайдеры проводят агрессивную политику по привлечению клиентов путем предоставления различных пакетов услуг. Чтобы удержать своих клиентов, они предоставляют также различные скидки и льготы. В частности, у местных пользователей все популярнее становится более дешевое подключение к Интернету в ночное время суток.

Электронная коммерция. В Узбекистане электронная коммерция практически отсутствует. Ташкент, где проживает основная часть интернет-пользователей республики, в настоящее время представляет единственно жизнеспособный рынок для электронной коммерции в Узбекистане. Существует несколько местных веб-магазинов, которые используют систему оплаты товаров наличными при доставке.
Проблемы оформления покупок и оплаты приобретенных через электронные магазины товаров вызваны низким уровнем использования пластиковых карточек. Фактически карточки, выпускаемые в Узбекистане, являются дебетовыми. Это ограничивает заемный потенциал местных пользователей Интернета. Еще одна проблема — доставка. Использовать курьеров рационально только в крупных районных центрах.
В зоне домена .uz существуют всего 14-17 веб-сайтов, которые претендуют на электронную коммерцию по системе «бизнес — потребитель» и используют систему оплаты наличными при доставке по Ташкенту. Все они специализированы в основном на продаже пищевых продуктов, электроники и бытовых приборов.

pic

В стране имеется положительный опыт внедрения электронной коммерции по системе «бизнес — бизнес». Внедрение на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже (УзРТСБ) единой электронной системы биржевых торгов привело к заметному росту оборота биржевой торговли в целом по республике. Опыт УзРТСБ демонстрирует, что наибольшие выгоды от внедрения электронной коммерции получают предприниматели регионов республики, для которых внедрение в практику бизнеса информационных технологий открывает доступ к материально-техническим ресурсам.
Рынки электронной коммерции бизнес — потребитель и бизнес — бизнес в стране ограничены из-за высоких цен на телекоммуникации, отсутствия доверия к электронной коммерции как у покупателей, так и продавцов и отсутствия прозрачности в ведении дел.
В Узбекистане создана единая банковская корпоративная сеть, которая может быть использована для ускорения развития электронной коммерции во всех сферах экономики. В настоящее время все банки страны применяют электронную технологию «банк — клиент». Однако ни один банк страны еще не применяет систему Интернет-банкинг платежей.
В то же время отсутствуют некоторые аспекты технологической основы для электронной торговли: в стране не имеется ни органа по электронной сертификации, ни единой государственной системы распространения ключей; отсутствуют технологии межсетевой защиты и технологическая структура для систем электронных платежей с использованием сети Интернет.
Использование ИКТ для целей электронной торговли обеспечит равный доступ отечественным предпринимателям к ресурсам и ускорит выход продукции узбекских товаропроизводителей на мировые рынки.

pic

Развитие законодательной и нормативной базы. Действующее законодательство в целом регулирует существующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий и Интернет, определяет порядок вхождения фирм на рынок телекоммуникаций и информационных технологий, устанавливает общие принципы деятельности хозяйствующих субъектов на этом рынке, условия их налогообложения, меры ответственности за нарушение законодательства. Особое место занимает Указ Президента республики «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30 мая 2002 года, нацеленный на совершенствование институтов поддержки ИКТ. Разработана и утверждена Кабинетом Министров Республики Узбекистан «Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы» (постановление КМ от 6 июня 2002 года № 200). Принятие этой программы подтверждает, что государство начало играть существенную роль в создании благоприятной среды для развития ИКТ в Узбекистане.
Разработан и вынесен на обсуждение Олий Мажлиса ряд важных законов в сфере связи и информатизации, касающихся дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий:

• Закон Республики Узбекистан «Об информатизации»
• Закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи»
• Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте»
• Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции».

На состоявшейся в декабре 2003 г. тринадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва были одобрены и приняты законы «Об информатизации» и «Об электронной цифровой подписи». Проекты двух последних на этой же сессии приняты в первом чтении.
Проводится работа по претворению в жизнь мероприятий по реализации Программы развития национальной сети телекоммуникаций и передачи данных на период 2003-2010 годы. Разработаны и вынесены на широкое обсуждение проекты программ в сфере связи и информатизации:

• Программа внедрения электронных технологий в государственное управление на период 2003-2010 годы
• Программа развития телекоммуникаций на период 2003-2010 годы
• Программа развития электронной коммерции на период до 2010 года в Республике Узбекистан.

pic

В Центре развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UzInfoCom» разработаны проекты ряда законодательных и нормативных документов, регулирующих отношения в сфере связи и информатизации — такие, как:

• типовое положение о центрах регистрации электронных цифровых подписей
• положение о национальном хостинг-центре
• положение о свободной научно-технической зоне
• типовые требования к программам информатизации бюджетных организаций на период 2003-2010 годы
• законопроект (первая редакция) «О поддержке инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий»
• положение о порядке осуществления мониторинга информационных ресурсов Республики Узбекистан
• положение о порядке администрирования доменов в зоне .uz
• закон Республики Узбекистан о компьютерных преступлениях.

Создание благоприятной правовой и регулятивной среды будет способствовать развитию информационных инфраструктур в республике. Знания и информация, полученные из сети Интернет, будут оказывать значительное положительное влияние на общее развитие страны. В этом отношении применение информационно-коммуникационных технологий, как основной движущий фактор процесса развития во всех секторах экономики, становится важным приоритетом для страны, что было признано в протоколе сотрудничества ПРООН и правительства Республики Узбекистан на период 2000-2004 годы.

Список использованной литературы:
Экономическое обозрение № 6, 2002г., «Информационные технологии на службе развития»
Экономическое обозрение № 7, 2002г., «Информационные технологии на службе развития»
Правда Востока, 3 сентября 2003 г., А.Атаджанов «Новый сайт в Интернете»
InfoCOM.UZ №9, 2003 г., «Клиника MDS теперь и в Интернете…»
Мониторинг развития ИКТ в Узбекистане (подг. ПРООН при участии КМ РУз, УзАСИ, Госкомстата, МВССО, МНО; 2003 г.)
Итоги Комплекса Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам связи и информационно-коммуникационных технологий (www.ICTCouncil. gov.uz — сайт Координационного совета по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий).

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте