KORG: на грани ретро и ультра
14 мая 2004
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .
pic

Синтезаторы, имитирующие старые аналоговые инструменты посредством физического моделирования, уже давно перестали быть экзотикой — их используют очень многие музыканты в самых разных направлениях современной музыки. Но до сих пор за удовольствие обладания такими «клавишами» приходилось расставаться с внушительной суммой. Единственным исключением из этого правила являлся синтезатор Yamaha AN 1x — на момент выхода шесть лет назад он стоил почти $1500, а через некоторое время цена упала ниже $1000, и до сих пор AN 1x оставался в этой ценовой категории в гордом одиночестве.

Дело сдвинулось с мертвой точки — фирма Korg выпустила в 2000 году синтезатор MS 2000 и его рэковую модификацию MS 2000 R, которые теперь перехватили у AN 1x право называться самыми недорогими «виртуальными аналоговыми синтезаторами». Инструменты имеют четырехголосную полифонию и одночастную мультитембральность, 128 пэтчей в памяти (разбитых на восемь банков), два генератора плюс генератор шума на голос, 16-шаговый секвенсор, способный управлять модуляцией, вокодер и процессор эффектов. Новинки смотрятся не хуже AN 1x — с одной стороны, у разработки Yamaha больше полифония и мультитембральность, а с другой стороны, у нее отсутствует вокодер. Так что, по возможностям их стоит признать очень близкими.

pic

Внешний вид

Мне очень нравится дизайн синтезаторов Korg Trinity/Triton и Z 1 — стильные серебристые корпуса, очень удобные органы управления, великолепные клавиатуры. И когда я услышал, что Korg выпустил новый математический синтезатор, то ожидал чего-нибудь в этом духе или, на худой конец, что-то типа Prophecy. И для меня большой неожиданностью было увидеть нечто старомодно-аляповатое, с деревянными накладками по бокам. Позже я несколько успокоился насчет внешнего вида MS 2000, когда убедился, что собран он очень аккуратно и добротно (особенно мне понравился прочный металлический корпус), а его система управления хорошо продумана. За все время тестирования я заглянул в руководство пользователя всего пару раз. Кроме этого, я понял, наконец, зачем оставлены «пустыми» края верхней панели (именно из-за них инструмент смотрится так странно): там на панель нанесены замечательные шпаргалки — структурная схема синтеза, схемы коммутации вокодера и эффектов, а также таблицы параметров. Иметь все это перед глазами оказалось очень удобно — мне практически не пришлось заниматься занудным чтением руководства пользователя.
Итак, MS 2000 имеет динамическую клавиатуру в 3,5 октавы (44 клавиши) без послекасания, причем, в отличие от стандартных, она начинается с клавиши Ля, а не с До. По сравнению с другими синтезаторами Korg клавиатура несколько жестче и совершенно не имеет инертности — как я понял, и здесь специально имитировались старые синтезаторы. Клавиатуру можно сдвигать на одну или две октавы вверх и вниз, и транспонировать строй в пределах одной октавы с точностью до полутона. Также у нее могут переключаться динамические кривые (восемь кривых плюс полное отключение динамики), настраиваться частота ключевой ноты с шагом 0,1 Гц и создаваться пользовательские альтернативные строи. Левее клавиатуры находятся довольно большие и удобные колеса высоты тона и модуляции.
В центральной части верхней панели сосредоточены все органы управления инструментом. Далее для краткости я буду называть эту часть просто панелью управления. В ее правой стороне находится небольшой жидкокристаллический дисплей (две строки по 16 символов) с десятью служебными кнопками — входа в разные режимы, пролистывания страниц, изменения значения и так далее. Но для вызова нужных пэтчей гораздо удобнее пользоваться рядом больших квадратных кнопок с подсветкой, которые находятся прямо над клавиатурой. Там же есть и две кнопки поменьше, которыми переключают банки. Если же включить режим редактирования, то большие кнопки позволяют быстро переключиться на нужную страницу дисплея. Решение, надо сказать, очень разумное — обычно инструменты с маленьким дисплеем доставляют своим владельцам много неприятных минут, когда приходится листать страницы, судорожно вспоминая, куда же подевалась нужная. Все остальное пространство панели управления разбито на секции синтеза — о них будет сказано далее.

pic

На задней панели синтезатора есть два выхода и два входа на джеках, переключатель чувствительности входов Mic/Line, вход для педали и педального переключателя, три MIDI-разъема In, Out и Thru и гнездо питания 9 В, адаптер прилагается. А в переднем торце инструмента, левее клавиатуры, расположен джек выхода для наушников. Рэковая версия инструмента — MS 2000 R, — помимо отсутствия клавиатуры, внешне практически не отличается от панели управления MS 2000, за исключением пары-тройки мелочей типа расположения выхода для наушников.

Синтез звука

Структура синтеза звука MS 2000 довольно проста, но, в отступление от традиций, звуковые генераторы сделаны более «навороченными», чем обычно.
Как видно на рисунке, любой пэтч может состоять из одного или двух «тембров» (Timbre), цепочки синтеза в которых идентичны. «Тембры» можно наложить друг на друга, указать для них свои области действия на клавиатуре или заставить звучать в унисон. Последний вариант применяется для уплотнения звучания. Разумеется, если в пэтче используется два наложенных друг на друга или звучащих в унисон «тембра», то полифония синтезатора уменьшается до двух нот. А в режиме разделения «тембров» по клавиатурным областям можно для каждого из них указать необходимую полифонию (например, три ноты — для первого и одна — для второго). Первый звуковой генератор каждого «тембра» способен производить пилообразную, прямоугольную, треугольную и синусоидальную формы волны. Кроме того, он может переключаться в режимы волнового генератора, включающего в себя 64 формы волны, генератора шума, имитации хорового вокала. Также вместо генератора может использоваться сигнал, поступающий с линейного входа. В секции этого генератора на панели управления есть две ручки, которые называются Control 1 и Control 2. С их помощью можно вносить некоторые изменения в производимый сигнал. Например, если выбрать пилообразную волну, то Control 1 позволяет менять высоту тона в пределах одной октавы, а Control 2 управляет глубиной частотной модуляции от первого генератора низкой частоты LFO 1. А если выбрать прямоугольную форму, то Control 1 управляет шириной импульса, а Control 2 — глубиной модуляции ширины импульса от LFO 1. Подобные «фокусы» можно проделывать и с остальными волнами.
Второй звуковой генератор устроен несколько проще — он может производить только три базовые формы волны: пилообразную, треугольную и прямоугольную. Зато в его секции есть регуляторы изменения высоты тона в полутонах и расстройки. Разумеется, звуковые генераторы имеют функцию портаменто и могут модулировать друг друга несколькими способами. Можно применить кольцевую модуляцию и синхронизацию, кнопки включения этих режимов находятся в секции второго генератора. Кроме того, если выбрать в первом генераторе синусоиду, то второй генератор может осуществлять перекрестную модуляцию этой волны, а глубина модуляции устанавливается регулятором Control 2. Шумовой генератор MS 2000 ничем особенным не выделяется — он умеет производить только белый шум, и все.

pic

Сигналы от двух звуковых генераторов и генератора шума попадают в микшер (на панели управления есть три регулятора уровня), а затем — в мультирежимный фильтр с резонансом. Фильтр может переключаться между четырьмя типами: пропускающий низких частот LPF 12 дБ/окт, пропускающий низких частот 24 дБ/окт, пропускающий полосовой BPF 12 дБ/окт и пропускающий высоких частот HPF 12 дБ/окт. Типы фильтрации переключаются при помощи кнопки в соответствующей секции на панели управления. После фильтра сигнал поступает в усилитель, где есть регуляторы уровня и панорамы, а также дисторшн. Замыкают цепочку синтеза два блока эффектов — модуляционный (хорус, фленджер, фейзер и Ensemble — вариант хоруса) и линия задержки, а также двухполосный полупараметрический эквалайзер.
Модуляционная система MS 2000 достаточно развита. Есть два генератора огибающей типа ADSR и два генератора низкой частоты LFO. LFO 1 может производить пилообразную, прямоугольную, треугольную и случайную формы волны, а LFO 2 вместо треугольной волны производит синусоиду. Оба генератора могут синхронизироваться с MIDI Clock.

pic

И генераторы огибающей, и LFO имеют на панели управления свои секции с регуляторами. Но самым главным элементом модуляционной системы является коммутационная панель под названием Virtual Patch. Здесь можно создать четыре независимые связки из источников и целей модуляции, для каждой из которых предусмотрены отдельные регуляторы уровня Patch 1-4. В качестве модуляторов, помимо генераторов огибающей и LFO, могут также выступать сообщения MIDI-ноты (Keyboard Tracking), динамики (Velocity) и два любых контроллера, указанных в глобальных настройках инструмента. В качестве целей модуляции можно указать общую высоту тона (Pitch), высоту тона второго звукового генератора, регулятор Control 1 первого звукового генератора, уровень белого шума, частоту среза фильтра, уровень и панораму усилителя, а также частоту второго LFO.
Очень важным элементом модуляционной системы MS 2000 является 16-шаговый секвенсор. С его помощью можно задавать последовательность значений трех произвольных параметров. Это позволяет не только создавать традиционные мелодические секвенции, запускаемые нажатием клавиши, но и программировать рисунки открытия и закрытия фильтра, изменения времени элементов огибающей, частоты LFO, уровня обоих генераторов и генератора огибающей и т. д. Все эти возможности позволяют, например, создавать ритмизированные подклады, басовые секвенции, изменяющиеся во времени звуковые эффекты и многое другое.
Управление секвенсором очень простое. При его включении нужно выбрать одну из трех дорожек, назначить на нее необходимый параметр из 30 доступных, ввести нужное значение для каждого шага с помощью 16 регуляторов, которые находятся над кнопками выбора пэтча, и установить необходимое значение темпа. Помимо этого, можно выбрать один из четырех вариантов проигрывания созданного паттерна прямое, задом наперед, туда и обратно, туда и обратно со сдвигом шага, включить режимы цикла и синхронизации с клавиатурой, а также указать разрешение при выборе 1/1, каждый шаг соответствует целой ноте. А для каждой дорожки можно выставить количество требуемых шагов и параметр «движения» (Motion): плавное или дискретное.

Вокодер и арпеджиатор

Аудиосигнал отбирается со второго входа, а затем раздваивается: часть поступает прямо на выход вокодера, где ее можно смешать с обработанным синтезаторным сигналом, а вторая часть — на 16-полосный фильтр Analysis и блок анализа (Envelope Follower), в котором происходит выделение формантных огибающих. В создании синтезаторного сигнала участвуют только первый звуковой генератор, генератор шума, один генератор огибающей и микшер, на выходе которого можно включить дисторшн. После формирования синтезаторный сигнал поступает в 16-полосный фильтр Synthesis с резонансом, у которого можно гибко перенастраивать частотные полосы все одновременно, разумеется. И после фильтра происходит модуляция синтезаторного сигнала при помощи выделенных формантных огибающих. На выходе вокодера можно включить эффекты и эквалайзер.

pic

Для вокодера не предусмотрено никаких отдельных органов управления: когда инструмент переводится в соответствующий режим, некоторые регуляторы верхней панели переключаются на управление разными параметрами эффекта. Вообще управление вокодером довольно простое. После подключения микрофона и настройки чувствительности входа можно убрать ненужный шум при помощи самого обыкновенного гейта (регулируются порог срабатывания и время закрытия). Далее следует быстрая настройка канала Analysis: установка чувствительности блока анализа, выставление резонанса и сдвига частотных полос (грубое и точное) фильтра. После этого остается определиться с уровнем и панорамой, а также настроить эффекты, и можно смело нажимать клавиши и бормотать в микрофон.
Арпеджиатор MS 2000 имеет всего шесть паттернов: Up, Down, Alt1, Alt2, Random и Trigger. Кроме этого, можно указывать диапазон арпеджио до четырех октав, менять время звучания шагов секвенции Gate Time и разрешение до 1/24 ноты, включать режим синхронизации с клавиатурой, устанавливать значение свинга, включать режим Latch, когда арпеджио проигрывается, и после того, как отпущены клавиши, изменять значение темпа. Темп также можно синхронизировать с MIDI Clock. Если используется «двухтембровый» пэтч, то арпеджиатор можно применить и к любому из «тембров» по отдельности. Возможностей, в общем, не густо. Но так как MS 2000 имеет шаговый секвенсор, который можно программировать как угодно, нет необходимости в более развитом арпеджиаторе.

Впечатления

Я ожидал, что звук MS 2000 будет похож на Korg Z 1 — прозрачный, холодный, возможно, несколько «стеклянный», но при этом довольно живой. Однако, запустив демонстрационные песни, я убедился, что моим ожиданиям не суждено сбыться: MS 2000 выдавал довольно резкий звук, который мне очень хочется назвать «липким» (в положительном смысле) — многие инструменты у него работают с таким своеобразным «причмокиванием», особенно сильно это заметно в басах. Среди демонстрационных песен мне очень понравились «навороченные» секвенции, сделанные при помощи шагового секвенсора, — все-таки саунд-дизайнеры Korg очень здорово умеют делать нетривиальные подкладочные звуки.

pic

А вот сольные звуки, да еще сыгранные с развертками фильтра, имеют очень жесткое звучание. Однозначно — мне не понравились попытки изобразить барабаны; но плохое их звучание — это общая болезнь математических синтезаторов, с которыми мне приходилось сталкиваться.
Korg MS 2000 оказался похожим на Yamaha AN 1x не только по цене. Характер звука у них местами довольно близкий, и особенно сильно это проявляется в секвенциях, только Yamaha работает более «нахально». А в развертках фильтра они ведут себя вообще почти одинаково — выдают довольно натужный и жесткий звук. У AN 1x гораздо лучше получаются плотные подкладочные звуки. А вот MS 2000 может легко дать фору своему конкуренту по части секвенций, да и басы, пожалуй, у него пооригинальней. Также MS 2000 по звуку местами пересекается с Roland Jp 8000 и звуковым модулем Jp 8080 (есть у них очень похожие резкие интонации в солирующих звуках). Собственно, я бы сказал, что MS 2000 — это нечто среднее между Yamaha AN 1 и JP 8000. Вообще японские математические синтезаторы очень сильно отличаются от европейских:Waldorf Xt K, Access Virus, Novation Nova и Nord Modular звучат, с одной стороны, мягче, а с другой — гораздо плотнее и обертонально насыщенней. Да и фильтры у последних намного лучше.

pic

Выяснив, наконец, где находится место MS 2000 в «табеле о рангах», я занялся прослушиванием его пресетных пэтчей. Впечатления о них следующие.
Басы резко делятся на две категории: «никакие» и очень своеобразно звучащие «липкие» — как будто каждая нота выпрыгивает из болота. Если вы соберетесь слушать инструмент, то найдете пэтчи D15 Banana Bass, E15 Backin’ Bass или A09 MG Bass — вы сразу поймете, что я имею в виду. Лично мне этот странный эффект очень нравится.
Подклады MS 2000 тоже выглядят довольно неровно. Всевозможные вариации на тему синтетических струнных и духовых звучат резко и не очень глубоко, так что мне они не понравились. Любой европейский математический синтезатор делает все это гораздо лучше. Зато, как только заканчиваются попытки изобразить аналоговый синтезатор, получаются замечательные звуки. Например, пэтч F12 Past Mind в басах является мягким «пилообразным» подкладом, у которого очень медленно разворачивается фильтр, а наверху — это очень красивый и лиричный свист (пэтч создан на основе двух «тембров», разделенных по клавиатуре). Также замечателен B3 Silk Pad — действительно «шелковый» пэд, сделанный на основе переключенного в режим sample playback первого звукового генератора.
О секвенциях я уже говорил выше: сделаны они здорово. Если будете слушать инструмент, то прямо в первом банке есть два образца для внимательного изучения: A02 Synth Lana и A14 DWGS Wave Seq. В первом пэтче, помимо шагового секвенсора, кстати, используется и арпеджиатор. А если вы доберетесь и до других банков, то предлагаю послушать пэтчи B02 Stairs Pad, С10 Tap Lead, D03 Reactor Pad или H02 Diginator, они мне очень нравятся.
О солирующих звуках я также уже говорил — ваше отношение к ним очень сильно зависит от того, как вы вообще относитесь к японским математическим синтезаторам. И у Yamaha AN 1x, и у Roland JP 8000, и у Korg MS 2000 они похожи своим резким и злобным характером. Первый же пэтч MS 2000 — A01 Stab Saw — при нажатии на клавиши заставляет буквально подпрыгнуть от неожиданности, особенно если громкость большая. Такими звуками только тяжелый гитарный чес в индустриальной музыке пробивать. А если еще и фильтр покрутить… Но я знаю несколько человек, которые, слыша такую помесь бензопилы с электродрелью, закатывают глаза и кричат: «Круто!» Поэтому прежде чем делать какие-то выводы, все-таки попробуйте послушать инструмент сами. Мне гораздо больше нравятся теплые, бархатистые сольные звуки Nord Modular или тоскливые завывания Novation Nova. Не забывайте только, что тот же Nord Modular стоит практически в два раза больше, чем MS 2000.
На самом деле я немного сгустил краски насчет сольных звуков MS 2000. Есть у него и пэтчи, которые мне понравились. Например, C12 Freq Lead — звук, построенный на основе прямоугольной волны с модуляцией ширины импульса, к которой подмешена «пила» со второго генератора. Звук имеет холодный, отстраненный характер и очень красиво звучит на фоне секвенций заднего плана. Еще одна вариация на эту же тему — E12 Back in the Day. У него тоже в основе лежит модулированная импульсная волна, но синхронизированная со вторым генератором. В результате получается та же холодность, но с несколько другим оттенком.
Из прочих пэтчей могу отметить A07 Ice Field — нечто среднее между пэдом и спецэффектом с крайне загадочным звуком, B07 Deep Bell — колокольчики с довольно неожиданным вибрато, которое задается шаговым секвенсором, F13 Future Vibe — еще один вариант мелодической перкуссии, или G11 Astral Vox — пэтч, демонстрирующий возможности голосового режима первого генератора и вполне достойный группы Future Sound of London (специально для альбома Lifeforms).
Закончив с прослушиванием штатного набора пэтчей инструмента, я принялся за его вокодер. Оказалось, что этот эффект в целом работает неплохо, но не совсем однозначно. Когда я подключил к MS 2000 микрофон и вызвал один из вокодерных пэтчей, то в наушниках раздалось невразумительное шебуршание. Немного поэкспериментировав с настройками, я обнаружил очень странную вещь — вокодер лучше всего работает, когда первый звуковой генератор установлен в режим воспроизведения семплов. Причем самыми «говорибельными» оказались семплы из групп синтетических басов и синтезаторов. С остальными артикуляция «голоса робота» оказывалась не очень хорошей, а если генератор переводился в режим классических волн, то почему-то не менялась высота тона синтетического голоса.

pic

Заключение

Во-первых, инструмент подойдет, скорее, для создания современной электронной музыки, с уклоном в достаточно жесткое звучание. Во-вторых, мне кажется, что MS 2000 плохо уживается с математическими синтезаторами европейских производителей, зато отлично подходит в пару к какому-нибудь Roland JP 8000 или MC 505. Korg хорошо справится с созданием ритмического наполнения (с чем у Roland, кстати, есть некоторые проблемы), а Roland поработает солирующим инструментом. Также не забывайте, что MS 2000 на сегодняшний день является самым дешевым математическим синтезатором. И если вы пока не обзавелись подобным инструментом, а денег на Virus не хватает, то стоит повнимательней присмотреться к Korg MS 2000.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте