Внедрение информационных технологий в АО «Тошкент почтамти»

pic

За последние годы в почтовой связи Республики Узбекистан произошли значительные изменения. Объясняется все просто: сегодня, в век высоких технологий, когда с помощью компьютерных технологий стало возможным оказывать клиентам высококачественные услуги, мы не можем отставать от своих конкурентов. Но, как говорится, это еще не предел и будет иметь свое продолжение.

pic

Для создания удобств для клиентов организовали реализацию канцелярских товаров, почтовых открыток, лотерейных билетов и других обычных товаров.
Предложили услуги курьерской связи по доставке счетов абонентам сотовой связи, судебных извещений правоохранительных органов и органов управления городом.
Еще в 1999 году АО «Тошкент почтамти» было принято решение о разработке собственного программного обеспечения по обработке информации по оказываемым услугам в системе почтовой связи. Причиной принятия такого решения было то, что любое программное обеспечение после разработки или приобретения требует дополнительных затрат на ее сопровождение. При этом время на внесение изменений в программное обеспечение или его доработку должно быть минимальным, чего в случае приобретения готового продукта практически добиться было невозможно. Разработка программы была осуществлена сотрудниками ООО «Саркор-Компьютек» в 2000 году, запатентовано свидетельство № DGU00427, зарегистрировано 20.06.2001 года. В качестве базы данных была выбрана СУБД Post Gres, работающая в операционной среде Linux.Пользовательские приложения были разработаны с помощью средства доработки Delphi, работающей под Windows. Программа имела привычный интерфейс, принятый в операционной среде Windows, но при этом требовалось два компьютера. Один для базы данных, другой — для оператора, что оказалось практически неприемлемо. Пришлось заново переписывать клиентскую часть с использованием средств разработки операционной системы Linux, при этом использовать Widows подобную оболочку для запуска программы. С конца 2001 года началось поэтапное внедрение комплекса в отделениях связи. Параллельно по мере выявления ошибок в процессе эксплуатации вносились изменения в программное обеспечение. По мере приобретения парка персональных машин расширялось число автоматизированных отделений. В настоящий момент в городе автоматизировано более 62 отделений связи.
Сегодня нами накоплен большой опыт работы с автоматизированной системой. Это позволило сократить время обработки информации, получить кассовую справку, отчеты по проделанной работе, статистическую отчетность по ф.2А, отчетность по доходам и другие. Сократилось время обслуживания клиентов при предоставлении почтовых и прочих услуг. Но при этом необходимо отметить, что появились и проблемы.

pic

Корпоративная сеть. Не все надежды, связанные с внедрением комплекса, оправдались. Первоначальная идея создания корпоративной сети с использованием городского оптоволоконного кольца ТашГТС не оправдала себя. Основная причина — отсутствие надежной связи и большие тарифы на аренду (в среднем месяц стоимости передачи данных обходится более 50 тысяч сумов на одно почтовое отделение). В настоящий момент передача информации осуществляется посредством модемов и коммутируемых телефонных линий.
Обучение. В погоне за созданием надежного программного обеспечения была выбрана операционная система Linux и с помощью ее средств была разработана прикладная часть, но при этом не было учтено, что специалистов для работы с этой операционной системой нет, и любые изменения в системе приходится делать с выездом специалистов головного офиса. К тому же заработная плата в ОС стала причиной большой текучести кадров, минимум два раза в год приходится обучать новых сотрудников работе с комплексом практически на каждом рабочем месте.
Обслуживание вычислительной техники стало одной из существенных проблем. Когда все компьютеры были расположены компактно в одном месте, вопросов с их обслуживанием не возникало. Их рассредоточенность по всему городу привела к тому, что временные затраты на прибытие специалиста по вызову даже с использованием легкового транспорта стали на порядок выше, чем ремонт. К тому же, естественно, появились дополнительные затраты на ГСМ.
В настоящий момент комплекс находится в постоянной стадии усовершенствования программно-технических средств. Первоначально приобретенные машины работали с комплексом довольно медленно. В процессе работы были наращены оперативная память и объем винчестеров. Исходя из этого опыта, вторая партия машин была приобретена с более мощными характеристиками.

pic

Постоянно ведется работа по оптимизации ядра операционной системы.
Кроме этой компьютерной сети, в АО «Тошкент почтамти» имеется еще несколько других сетей — сеть передачи переводной информации, локальная сеть бухгалтерии Почтамта, локальные сети в ОС-115 и ОС-100 ЧМФ и ОС-52 МУМФ.
Первоначально созданная локальная сеть внутри Почтамта объединяла компьютеры производственных отделов и рабочие места в операционном зале. В связи с большими расстояниями были установлены промежуточные свичи. Так как соединение компьютеров в операционном зале с остальными компьютерами не дало ожидаемых результатов, был установлен локальный сервер в участке страховой почты, к которому имеют доступ все компьютеры операционного зала. Технологически этот сервер играет роль узлового сервера. При этом компьютеры в операционном зале работают автономно. Ежедневно информация со всех компьютеров операционного зала передается на локальный сервер, где происходит первоначальная ее обработка, после чего передается на главный сервер.
В заключение можно отметить, что разработка программного обеспечения и его внедрение потребовало очень больших финансовых затрат, но это было необходимо. Мы смогли перейти на более качественный уровень работы с клиентурой. Произведена автоматизация более 60 рабочих мест в отделениях и филиалах АО «Тошкент почтамти».
В операционном зале Главпочтамта в течение 3 лет оказываются интернет-услуги и работает электронная почта. В здании Почтамта работает интернет-маркази на 10 мест, в 3 отделениях города также открыты интернет-кафе. Все эти услуги оказываются согласно договорам о совместной деятельности между АО «Тошкент почтамти» и подрядчиками.
Все вышеуказанные почтовые операции выполнялись на базе физически устаревших, давно изношенных кассовых аппаратов системы «Онега», «Ока» или IBM,что естественно не удовлетворяло растущие потребности клиентов в новых информационных технологиях — таких, как Интернет, гибридная почта. В связи с этим нами было принято решение внедрить компьютерную систему с соответствующей сетью передачи данных.

Orphus system