Законодательство в сфере ИТ
16 августа 2004
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

Каждая страна, осознавая важность вхождения в информационное общество, разрабатывает собственную «концепцию» реализации данного направления. При этом доминирующим фактором становится законодательство, которое не только отражает государственную политику, но и устанавливает правила поведения юридических и физических лиц на территории страны.
В этой связи информационное законодательство — это законодательство, регулирующее весь комплекс общественных отношений, связанных с производством информации, ее распространением, использованием и обеспечением доступа к ней. Современные тенденции развития мирового информационного общества подталкивают к формированию информационного законодательства в качестве самостоятельной отрасли права.

Исходя из этого, усилия Правительства нашей страны направлены на обеспечение открытости правотворческой, правореализационной деятельности, правовое обеспечение процессов информатизации, формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в этой сфере.
Сформированная на сегодня нормативно-правовая база Республики Узбекистан определяет экономические, правовые и организационные основы функционирования информационного комплекса, его место и роль в стране, регламентирует взаимоотношения органов государственной власти и управления, юридических и физических лиц — собственников и пользователей информации, регулирует общественные отношения в области создания, функционирования и развития телекоммуникаций и так далее.
Здесь можно выделить, прежде всего, законы Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» и «Об информатизации», которые регулируют такие вопросы, как:

• стандартизация информации
• создание единого информационного пространства и обеспечения условий вхождения республики в мировое информационное сообщество
• сертификация создаваемых в республике и импортируемых технических, программных и технологических информационных средств и ресурсов
• создание и внедрение в республике новейших средств электроники, вычислительной техники и средств связи в производственной, управленческой, научной и социальной сферах
• создание условий для интенсивного развития информатизации на основе предупреждения чрезмерной концентрации и монополизации в информационной сфере, перехода от государственных, централизованных методов финансирования и управления информационными процессами к самостоятельности организаций и предпринимательству
• разработка и внедрение механизмов защиты информации и средств ее обработки в целях соблюдения интересов Республики Узбекистан, прав юридических и физических лиц, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов
• обеспечение сохранности, накопления и эффективного использования государственных информационных ресурсов и так далее.

Разумеется, законодательство должно быть откорректировано так, чтобы не загонять фирмы и предпринимателей на полулегальное и нелегальное поле, а стимулировать частные инициативы. ИТ преобразуют все, чего они касаются, от политики и бизнеса до культуры, образования и здравоохранения. Находчивые первопроходческие частные компании в состоянии продемонстрировать то, как коммерческие учреждения могли бы с выгодой использовать возможности информационных технологий, предлагая даже очень бедным клиентам необходимые услуги.
Содействие государственных органов управления разработчикам информационных технологий, индустрии информатизации, стимулирование развития приоритетных направлений научных исследований и производства, содействие повышению конкурентоспособности информационной продукции, обеспечение освоения информационных технологий — эти и другие вопросы отражены в нормативно-правовой базе Республики Узбекистан.
Кроме того, важнейшие задачи развития и внедрения современных систем компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий четко определены государством, изложены в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий». В числе первоочередных задач можно выделить следующие:

• создание современных надежных и безопасных национальных информационных баз данных, развитие рынка информационных ресурсов и услуг, последовательный поэтапный переход к электронным формам обмена информацией
• широкое внедрение компьютерных и информационных технологий в отраслях реальной экономики, в сфере управления, бизнеса, науки и образования, создание условий для широкого доступа различных слоев населения к современным компьютерным и информационным системам
• введение в учебный процесс в школах, профессиональных колледжах, академических лицеях и высших учебных заведениях прогрессивных систем обучения, основанных на овладении и активном использовании современных компьютерных и информационных технологий
• организация подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий в первую очередь в сфере разработки программных средств, информационных баз данных, формирования республиканских, отраслевых и локальных информационно-коммуникационных сетей, разработки компьютерной и телекоммуникационной техники
• ускоренное развитие технической инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий на всей территории страны, включая мобильную связь, IР-технологии, другие современные средства телекоммуникации и передачи данных с учетом конвергенции информационно-коммуникационных сетей и услуг
• создание эффективного механизма по стимулированию развития отечественного производства качественных программных продуктов и их экспорта
• содействие в организации разработки и производства отечественной компьютерной техники и комплектующих изделий к ней.

Стремительный рост возможностей компьютерных технологий, развитие Интернета в Узбекистане и дальнейшие оптимистические прогнозы его развития диктуют нам свои требования, в числе которых необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы данной отрасли.
В связи с этим Центром развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UzInfoCom» начиная с 2003 года ведется активная работа в этом направлении. В частности, при участии центра разработан и принят ряд нормативно-правовых документов, в числе которых и закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи».
Принятие закона «Об электронной цифровой подписи» — еще один значительный шаг вперед, который подтолкнет организации и предприятия к более активному использованию ИТ и повысит эффективность их деятельности.
В законе разъясняются такие понятия, как электронная цифровая подпись, закрытый и открытый ключи электронной цифровой подписи, их создание, подтверждение подлинности электронной цифровой подписи, электронный документ, центр регистрации и так далее.
Закон определяет специально уполномоченный орган, который:

• разрабатывает стандарты, нормы и правила по использованию электронной цифровой подписи
• осуществляет государственную регистрацию центров регистрации ключей электронных цифровых подписей
• ведет единый государственный реестр сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц центров регистрации и обеспечивает свободный доступ к нему юридических и физических лиц
• выдает сертификаты ключей электронных цифровых подписей уполномоченным лицам центров регистрации
• осуществляет, по обращениям юридических и физических лиц, подтверждение подлинности электронной цифровой подписи уполномоченных лиц центров регистрации и так далее.

Но наиболее важным является тот факт, что в законе четко определены условия признания равнозначности электронной цифровой и собственноручной подписи.
В настоящее время законодательство Республики Узбекистан в основном ориентировано на печатную версию официальных нормативных актов и, соответственно, не регулирует порядок формирования, регистрации и обмена электронных версий официальных нормативных актов. Также не предусмотрен порядок официального опубликования нормативных актов в электронной версии на официальных сайтах государственных органов в Интернете. Ясно, что существует необходимость внесения изменений в действующие нормативные акты, определяющие порядок принятия и вступления их в законную силу в электронной версии, порядок опубликования их в официальных изданиях и в Интернете.
Центром «UzInfoCom» ведется работа и в этом направлении. В ближайшем будущем ожидается принятие закона «Об электронном документообороте», который определит правоотношения в данной области, государственную политику и позволит использовать электронные документы для совершения сделок (в том числе заключение договоров), осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки, передачи документов и иной информации.
Государственная политика в области электронного документооборота направлена на обеспечение широкого применения электронного документооборота, защиту прав и законных интересов участников электронного документооборота, разработку стандартов, норм и правил по использованию электронного документа.
Все это станет возможным благодаря законодательно закрепленной норме, приравнивающей электронный документ к документу на бумажном носителе, то есть имеющих одинаковую юридическую силу.
В числе других документов, разрабатываемых при активном участии Центра «UzInfoCom», проект закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», направленный на регулирование предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемых с помощью информационных систем. Четкое определение условий договора в электронной коммерции, способов его заключения и механизмов осуществления сделок переведет экономику страны на новый тип коммерческих отношений, столь популярных и развитых в странах мира.
В развитии уже созданной нормативно-правовой базы формируются иные документы конкретизирующего, дополняющего, разъясняющего и прочего характера.
К ним можно отнести такие, как «Типовое положение Центров регистрации электронных цифровых подписей», определяющее задачи, функции, деятельность центров регистрации ЭЦП, порядок взаимодействия государственных органов и физических лиц, «Порядок осуществления электронного документооборота», направленный на определение общих принципов осуществления электронного документооборота между его участниками, требований к содержанию и оформлению электронных документов, их реквизитам и форматам, особенности порядка их обработки, регистрации, отправки, получения и так далее.
Кроме того, в плане работ центра в этой области есть также создание документов, направленных на определение порядка формирования и регистрации государственных информационных ресурсов, сертификации программных продуктов, а также технические требования по созданию локальных и корпоративных ведомственных компьютерных сетей и межведомственных компьютерных сетей.
Законодательством будут определены условия информационного взаимодействия органов государственной власти и общества, а также условия создания национальной системы государственного учета и регистрации информационных ресурсов.
Кроме того, разрабатываемый «Порядок формирования и регистрации государственных информационных ресурсов» обеспечит соответствующий доступ пользователей к информационным ресурсам и повысит эффективность государственного управления в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Разрабатываемые документы по унификации и определению единых требований к организации межведомственных компьютерных сетей и созданию локальных и корпоративных ведомственных компьютерных сетей предусматривают решение таких вопросов, как:

• разделение ресурсов и услуг сети
• требования к обеспечению информационной безопасности
• требование к программному обеспечению и другие.

Разумеется, разработка центром вышеперечисленных нормативно-правовых документов — только первый шаг на пути совершенствования ИТ-законодательства.
В следующих материалах мы постараемся рассказать более подробно и о так называемых «узких местах» в ИТ-законодательстве и путях их разрешения.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте
Законодательство в сфере ИТ
16 августа 2004
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

Каждая страна, осознавая важность вхождения в информационное общество, разрабатывает собственную «концепцию» реализации данного направления. При этом доминирующим фактором становится законодательство, которое не только отражает государственную политику, но и устанавливает правила поведения юридических и физических лиц на территории страны.
В этой связи информационное законодательство — это законодательство, регулирующее весь комплекс общественных отношений, связанных с производством информации, ее распространением, использованием и обеспечением доступа к ней. Современные тенденции развития мирового информационного общества подталкивают к формированию информационного законодательства в качестве самостоятельной отрасли права.

Исходя из этого, усилия Правительства нашей страны направлены на обеспечение открытости правотворческой, правореализационной деятельности, правовое обеспечение процессов информатизации, формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в этой сфере.
Сформированная на сегодня нормативно-правовая база Республики Узбекистан определяет экономические, правовые и организационные основы функционирования информационного комплекса, его место и роль в стране, регламентирует взаимоотношения органов государственной власти и управления, юридических и физических лиц — собственников и пользователей информации, регулирует общественные отношения в области создания, функционирования и развития телекоммуникаций и так далее.
Здесь можно выделить, прежде всего, законы Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» и «Об информатизации», которые регулируют такие вопросы, как:

• стандартизация информации
• создание единого информационного пространства и обеспечения условий вхождения республики в мировое информационное сообщество
• сертификация создаваемых в республике и импортируемых технических, программных и технологических информационных средств и ресурсов
• создание и внедрение в республике новейших средств электроники, вычислительной техники и средств связи в производственной, управленческой, научной и социальной сферах
• создание условий для интенсивного развития информатизации на основе предупреждения чрезмерной концентрации и монополизации в информационной сфере, перехода от государственных, централизованных методов финансирования и управления информационными процессами к самостоятельности организаций и предпринимательству
• разработка и внедрение механизмов защиты информации и средств ее обработки в целях соблюдения интересов Республики Узбекистан, прав юридических и физических лиц, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов
• обеспечение сохранности, накопления и эффективного использования государственных информационных ресурсов и так далее.

Разумеется, законодательство должно быть откорректировано так, чтобы не загонять фирмы и предпринимателей на полулегальное и нелегальное поле, а стимулировать частные инициативы. ИТ преобразуют все, чего они касаются, от политики и бизнеса до культуры, образования и здравоохранения. Находчивые первопроходческие частные компании в состоянии продемонстрировать то, как коммерческие учреждения могли бы с выгодой использовать возможности информационных технологий, предлагая даже очень бедным клиентам необходимые услуги.
Содействие государственных органов управления разработчикам информационных технологий, индустрии информатизации, стимулирование развития приоритетных направлений научных исследований и производства, содействие повышению конкурентоспособности информационной продукции, обеспечение освоения информационных технологий — эти и другие вопросы отражены в нормативно-правовой базе Республики Узбекистан.
Кроме того, важнейшие задачи развития и внедрения современных систем компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий четко определены государством, изложены в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий». В числе первоочередных задач можно выделить следующие:

• создание современных надежных и безопасных национальных информационных баз данных, развитие рынка информационных ресурсов и услуг, последовательный поэтапный переход к электронным формам обмена информацией
• широкое внедрение компьютерных и информационных технологий в отраслях реальной экономики, в сфере управления, бизнеса, науки и образования, создание условий для широкого доступа различных слоев населения к современным компьютерным и информационным системам
• введение в учебный процесс в школах, профессиональных колледжах, академических лицеях и высших учебных заведениях прогрессивных систем обучения, основанных на овладении и активном использовании современных компьютерных и информационных технологий
• организация подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий в первую очередь в сфере разработки программных средств, информационных баз данных, формирования республиканских, отраслевых и локальных информационно-коммуникационных сетей, разработки компьютерной и телекоммуникационной техники
• ускоренное развитие технической инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий на всей территории страны, включая мобильную связь, IР-технологии, другие современные средства телекоммуникации и передачи данных с учетом конвергенции информационно-коммуникационных сетей и услуг
• создание эффективного механизма по стимулированию развития отечественного производства качественных программных продуктов и их экспорта
• содействие в организации разработки и производства отечественной компьютерной техники и комплектующих изделий к ней.

Стремительный рост возможностей компьютерных технологий, развитие Интернета в Узбекистане и дальнейшие оптимистические прогнозы его развития диктуют нам свои требования, в числе которых необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы данной отрасли.
В связи с этим Центром развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UzInfoCom» начиная с 2003 года ведется активная работа в этом направлении. В частности, при участии центра разработан и принят ряд нормативно-правовых документов, в числе которых и закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи».
Принятие закона «Об электронной цифровой подписи» — еще один значительный шаг вперед, который подтолкнет организации и предприятия к более активному использованию ИТ и повысит эффективность их деятельности.
В законе разъясняются такие понятия, как электронная цифровая подпись, закрытый и открытый ключи электронной цифровой подписи, их создание, подтверждение подлинности электронной цифровой подписи, электронный документ, центр регистрации и так далее.
Закон определяет специально уполномоченный орган, который:

• разрабатывает стандарты, нормы и правила по использованию электронной цифровой подписи
• осуществляет государственную регистрацию центров регистрации ключей электронных цифровых подписей
• ведет единый государственный реестр сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц центров регистрации и обеспечивает свободный доступ к нему юридических и физических лиц
• выдает сертификаты ключей электронных цифровых подписей уполномоченным лицам центров регистрации
• осуществляет, по обращениям юридических и физических лиц, подтверждение подлинности электронной цифровой подписи уполномоченных лиц центров регистрации и так далее.

Но наиболее важным является тот факт, что в законе четко определены условия признания равнозначности электронной цифровой и собственноручной подписи.
В настоящее время законодательство Республики Узбекистан в основном ориентировано на печатную версию официальных нормативных актов и, соответственно, не регулирует порядок формирования, регистрации и обмена электронных версий официальных нормативных актов. Также не предусмотрен порядок официального опубликования нормативных актов в электронной версии на официальных сайтах государственных органов в Интернете. Ясно, что существует необходимость внесения изменений в действующие нормативные акты, определяющие порядок принятия и вступления их в законную силу в электронной версии, порядок опубликования их в официальных изданиях и в Интернете.
Центром «UzInfoCom» ведется работа и в этом направлении. В ближайшем будущем ожидается принятие закона «Об электронном документообороте», который определит правоотношения в данной области, государственную политику и позволит использовать электронные документы для совершения сделок (в том числе заключение договоров), осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки, передачи документов и иной информации.
Государственная политика в области электронного документооборота направлена на обеспечение широкого применения электронного документооборота, защиту прав и законных интересов участников электронного документооборота, разработку стандартов, норм и правил по использованию электронного документа.
Все это станет возможным благодаря законодательно закрепленной норме, приравнивающей электронный документ к документу на бумажном носителе, то есть имеющих одинаковую юридическую силу.
В числе других документов, разрабатываемых при активном участии Центра «UzInfoCom», проект закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», направленный на регулирование предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемых с помощью информационных систем. Четкое определение условий договора в электронной коммерции, способов его заключения и механизмов осуществления сделок переведет экономику страны на новый тип коммерческих отношений, столь популярных и развитых в странах мира.
В развитии уже созданной нормативно-правовой базы формируются иные документы конкретизирующего, дополняющего, разъясняющего и прочего характера.
К ним можно отнести такие, как «Типовое положение Центров регистрации электронных цифровых подписей», определяющее задачи, функции, деятельность центров регистрации ЭЦП, порядок взаимодействия государственных органов и физических лиц, «Порядок осуществления электронного документооборота», направленный на определение общих принципов осуществления электронного документооборота между его участниками, требований к содержанию и оформлению электронных документов, их реквизитам и форматам, особенности порядка их обработки, регистрации, отправки, получения и так далее.
Кроме того, в плане работ центра в этой области есть также создание документов, направленных на определение порядка формирования и регистрации государственных информационных ресурсов, сертификации программных продуктов, а также технические требования по созданию локальных и корпоративных ведомственных компьютерных сетей и межведомственных компьютерных сетей.
Законодательством будут определены условия информационного взаимодействия органов государственной власти и общества, а также условия создания национальной системы государственного учета и регистрации информационных ресурсов.
Кроме того, разрабатываемый «Порядок формирования и регистрации государственных информационных ресурсов» обеспечит соответствующий доступ пользователей к информационным ресурсам и повысит эффективность государственного управления в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Разрабатываемые документы по унификации и определению единых требований к организации межведомственных компьютерных сетей и созданию локальных и корпоративных ведомственных компьютерных сетей предусматривают решение таких вопросов, как:

• разделение ресурсов и услуг сети
• требования к обеспечению информационной безопасности
• требование к программному обеспечению и другие.

Разумеется, разработка центром вышеперечисленных нормативно-правовых документов — только первый шаг на пути совершенствования ИТ-законодательства.
В следующих материалах мы постараемся рассказать более подробно и о так называемых «узких местах» в ИТ-законодательстве и путях их разрешения.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте
Законодательство в сфере ИТ
16 августа 2004
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .
pic

Каждая страна, осознавая важность вхождения в информационное общество, разрабатывает собственную «концепцию» реализации данного направления. При этом доминирующим фактором становится законодательство, которое не только отражает государственную политику, но и устанавливает правила поведения юридических и физических лиц на территории страны.
В этой связи информационное законодательство — это законодательство, регулирующее весь комплекс общественных отношений, связанных с производством информации, ее распространением, использованием и обеспечением доступа к ней. Современные тенденции развития мирового информационного общества подталкивают к формированию информационного законодательства в качестве самостоятельной отрасли права.

Исходя из этого, усилия Правительства нашей страны направлены на обеспечение открытости правотворческой, правореализационной деятельности, правовое обеспечение процессов информатизации, формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в этой сфере.
Сформированная на сегодня нормативно-правовая база Республики Узбекистан определяет экономические, правовые и организационные основы функционирования информационного комплекса, его место и роль в стране, регламентирует взаимоотношения органов государственной власти и управления, юридических и физических лиц — собственников и пользователей информации, регулирует общественные отношения в области создания, функционирования и развития телекоммуникаций и так далее.

pic

Здесь можно выделить, прежде всего, законы Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» и «Об информатизации», которые регулируют такие вопросы, как:

• стандартизация информации
• создание единого информационного пространства и обеспечения условий вхождения республики в мировое информационное сообщество
• сертификация создаваемых в республике и импортируемых технических, программных и технологических информационных средств и ресурсов
• создание и внедрение в республике новейших средств электроники, вычислительной техники и средств связи в производственной, управленческой, научной и социальной сферах
• создание условий для интенсивного развития информатизации на основе предупреждения чрезмерной концентрации и монополизации в информационной сфере, перехода от государственных, централизованных методов финансирования и управления информационными процессами к самостоятельности организаций и предпринимательству
• разработка и внедрение механизмов защиты информации и средств ее обработки в целях соблюдения интересов Республики Узбекистан, прав юридических и физических лиц, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов
• обеспечение сохранности, накопления и эффективного использования государственных информационных ресурсов и так далее.

Разумеется, законодательство должно быть откорректировано так, чтобы не загонять фирмы и предпринимателей на полулегальное и нелегальное поле, а стимулировать частные инициативы. ИТ преобразуют все, чего они касаются, от политики и бизнеса до культуры, образования и здравоохранения. Находчивые первопроходческие частные компании в состоянии продемонстрировать то, как коммерческие учреждения могли бы с выгодой использовать возможности информационных технологий, предлагая даже очень бедным клиентам необходимые услуги.

pic

Содействие государственных органов управления разработчикам информационных технологий, индустрии информатизации, стимулирование развития приоритетных направлений научных исследований и производства, содействие повышению конкурентоспособности информационной продукции, обеспечение освоения информационных технологий — эти и другие вопросы отражены в нормативно-правовой базе Республики Узбекистан.
Кроме того, важнейшие задачи развития и внедрения современных систем компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий четко определены государством, изложены в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий». В числе первоочередных задач можно выделить следующие:

• создание современных надежных и безопасных национальных информационных баз данных, развитие рынка информационных ресурсов и услуг, последовательный поэтапный переход к электронным формам обмена информацией
• широкое внедрение компьютерных и информационных технологий в отраслях реальной экономики, в сфере управления, бизнеса, науки и образования, создание условий для широкого доступа различных слоев населения к современным компьютерным и информационным системам
• введение в учебный процесс в школах, профессиональных колледжах, академических лицеях и высших учебных заведениях прогрессивных систем обучения, основанных на овладении и активном использовании современных компьютерных и информационных технологий
• организация подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий в первую очередь в сфере разработки программных средств, информационных баз данных, формирования республиканских, отраслевых и локальных информационно-коммуникационных сетей, разработки компьютерной и телекоммуникационной техники
• ускоренное развитие технической инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий на всей территории страны, включая мобильную связь, IР-технологии, другие современные средства телекоммуникации и передачи данных с учетом конвергенции информационно-коммуникационных сетей и услуг
• создание эффективного механизма по стимулированию развития отечественного производства качественных программных продуктов и их экспорта
• содействие в организации разработки и производства отечественной компьютерной техники и комплектующих изделий к ней.

Стремительный рост возможностей компьютерных технологий, развитие Интернета в Узбекистане и дальнейшие оптимистические прогнозы его развития диктуют нам свои требования, в числе которых необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы данной отрасли.
В связи с этим Центром развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «UzInfoCom» начиная с 2003 года ведется активная работа в этом направлении. В частности, при участии центра разработан и принят ряд нормативно-правовых документов, в числе которых и закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи».
Принятие закона «Об электронной цифровой подписи» — еще один значительный шаг вперед, который подтолкнет организации и предприятия к более активному использованию ИТ и повысит эффективность их деятельности.
В законе разъясняются такие понятия, как электронная цифровая подпись, закрытый и открытый ключи электронной цифровой подписи, их создание, подтверждение подлинности электронной цифровой подписи, электронный документ, центр регистрации и так далее.
Закон определяет специально уполномоченный орган, который:

• разрабатывает стандарты, нормы и правила по использованию электронной цифровой подписи
• осуществляет государственную регистрацию центров регистрации ключей электронных цифровых подписей
• ведет единый государственный реестр сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц центров регистрации и обеспечивает свободный доступ к нему юридических и физических лиц
• выдает сертификаты ключей электронных цифровых подписей уполномоченным лицам центров регистрации
• осуществляет, по обращениям юридических и физических лиц, подтверждение подлинности электронной цифровой подписи уполномоченных лиц центров регистрации и так далее.

pic

Но наиболее важным является тот факт, что в законе четко определены условия признания равнозначности электронной цифровой и собственноручной подписи.
В настоящее время законодательство Республики Узбекистан в основном ориентировано на печатную версию официальных нормативных актов и, соответственно, не регулирует порядок формирования, регистрации и обмена электронных версий официальных нормативных актов. Также не предусмотрен порядок официального опубликования нормативных актов в электронной версии на официальных сайтах государственных органов в Интернете. Ясно, что существует необходимость внесения изменений в действующие нормативные акты, определяющие порядок принятия и вступления их в законную силу в электронной версии, порядок опубликования их в официальных изданиях и в Интернете.
Центром «UzInfoCom» ведется работа и в этом направлении. В ближайшем будущем ожидается принятие закона «Об электронном документообороте», который определит правоотношения в данной области, государственную политику и позволит использовать электронные документы для совершения сделок (в том числе заключение договоров), осуществления расчетов, официальной и неофициальной переписки, передачи документов и иной информации.
Государственная политика в области электронного документооборота направлена на обеспечение широкого применения электронного документооборота, защиту прав и законных интересов участников электронного документооборота, разработку стандартов, норм и правил по использованию электронного документа.
Все это станет возможным благодаря законодательно закрепленной норме, приравнивающей электронный документ к документу на бумажном носителе, то есть имеющих одинаковую юридическую силу.

pic

В числе других документов, разрабатываемых при активном участии Центра «UzInfoCom», проект закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции», направленный на регулирование предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемых с помощью информационных систем. Четкое определение условий договора в электронной коммерции, способов его заключения и механизмов осуществления сделок переведет экономику страны на новый тип коммерческих отношений, столь популярных и развитых в странах мира.
В развитии уже созданной нормативно-правовой базы формируются иные документы конкретизирующего, дополняющего, разъясняющего и прочего характера.
К ним можно отнести такие, как «Типовое положение Центров регистрации электронных цифровых подписей», определяющее задачи, функции, деятельность центров регистрации ЭЦП, порядок взаимодействия государственных органов и физических лиц, «Порядок осуществления электронного документооборота», направленный на определение общих принципов осуществления электронного документооборота между его участниками, требований к содержанию и оформлению электронных документов, их реквизитам и форматам, особенности порядка их обработки, регистрации, отправки, получения и так далее.
Кроме того, в плане работ центра в этой области есть также создание документов, направленных на определение порядка формирования и регистрации государственных информационных ресурсов, сертификации программных продуктов, а также технические требования по созданию локальных и корпоративных ведомственных компьютерных сетей и межведомственных компьютерных сетей.
Законодательством будут определены условия информационного взаимодействия органов государственной власти и общества, а также условия создания национальной системы государственного учета и регистрации информационных ресурсов.
Кроме того, разрабатываемый «Порядок формирования и регистрации государственных информационных ресурсов» обеспечит соответствующий доступ пользователей к информационным ресурсам и повысит эффективность государственного управления в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Разрабатываемые документы по унификации и определению единых требований к организации межведомственных компьютерных сетей и созданию локальных и корпоративных ведомственных компьютерных сетей предусматривают решение таких вопросов, как:

• разделение ресурсов и услуг сети
• требования к обеспечению информационной безопасности
• требование к программному обеспечению и другие.

Разумеется, разработка центром вышеперечисленных нормативно-правовых документов — только первый шаг на пути совершенствования ИТ-законодательства.
В следующих материалах мы постараемся рассказать более подробно и о так называемых «узких местах» в ИТ-законодательстве и путях их разрешения.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте