Развитие информационных технологий — ключ к качественному образованию!
17 августа 2004
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Елена Сухарева.
pic

Сфера информационных технологий является наиболее насущной на данный момент, так как во всем мире без информационных технологий не решается ни одна глобальная проблема.
На первом месте сейчас стоит проблема доступности образовательных учреждений в Интернет и обеспечение их информационными технологиями и всей необходимой техникой. Для того чтобы преподаватели и специалисты могли добывать и пользоваться мировыми информационными ресурсами, для начала необходимо повысить уровень их грамотности. А это наиболее эффективно сделать только с помощью полного доступа всех подразделений образовательных учреждений в Интернет, с полным техническим обеспечением.

Внедрение Интернета и систем дистанционного образования создаст конкурентную среду между традиционным и дистанционным образованием, что повлечет за собой повышение качества традиционного образования, так как оно будет стремиться повысить свою конкурентоспособность в общем образовании, а это повысит общий уровень образования в республике. Необходимо создать условия более скоростного получения новой информации в электронном виде, для того чтобы студенты получали неустаревшую информацию, а образование — в ногу со временем.
Наибольшее влияние на развитие нового вида образования оказали фундаментальные достижения в таких областях, как образовательные методики, информационные технологии и маркетинговые методы обслуживания потребителей. Огромную роль сыграла необходимость перехода в образовании от использования отдельных методик к комплексным учебным технологиям, применению системного и комплексного подходов, обеспечивающих высокое качество при массовом предоставлении услуг.

pic

В Узбекистане более 63% населения проживает в сельской местности, поэтому обучение компьютерной грамотности должно достигаться с помощью методов дистанционного обучения и в том числе через телевидение. Огромную роль в этом вопросе играют и видеоконференции, на основе которых происходит общение между образовательными учреждениями разных стран мира. Студенты имеют возможность поделиться своими знаниями и идеями друг с другом. Это необходимо для расширения кругозора в различных секторах экономики и народного хозяйства. Данный вопрос возник в связи с уровнем и темпами развития международных систем образования и Национальной программой по подготовке кадров.
Основной упор в первую очередь должен быть сделан на качество образования, а это достигается за счет применения мультимедийных технологий, обеспечения интерактивного взаимодействия преподавателя и обучаемого, привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов при разработке учебных курсов, в том числе электронных учебных курсов.
Анализ деятельности образовательных учреждений, использующих информационные технологии, показал, что большая часть высших образовательных учреждений имеет подключение в Интернет на очень низкой скорости — 33,6 Кб/сек. На диаграмме видно, что количество ВОУ, подключенных на скорости 128 Кб/сек., составляет всего 15%. Это очень низкий показатель по сравнению с другими государствами СНГ. В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа ВОУ, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного образования на территории России, например, составляет более ста. Образовательные потребности людей, лишенных возможности регулярно посещать учебное заведение вследствие его удаленности, необходимости больших затрат на переезд и проживание или ограниченных возможностей здоровья, могут быть удовлетворены при расширении сети учебных заведений, а также распространении такой формы обучения, которая не предполагает посещения учебного заведения, то есть дистанционного.

pic

Если рассматривать огромные возможности Интернета, в обучении необходимо отметить такие важные составляющие, как наличие соответствующей технической оснащенности у потенциального обучаемого, его способность оплачивать свое обучение, общая информированность о возможности обучения с помощью средств телекоммуникаций.
В настоящий момент цены на компьютеры, доступ в Интернет и оплата телефонной связи препятствуют распространению дистанционного образования, но цены быстро падают, а возможности сети растут. Через несколько лет университетское образование будет основываться на интерактивном мультимедийном материале высокого качества, находящемся в образовательных базах данных, доступных в режиме on-line. Сверх этого учреждения будут предлагать различного рода функции сопровождения для разных групп учащихся, используя лекции и семинары «лицом к лицу» («face to face»), видеолекции и видеоконференции, виртуальные семинары в режиме on-line, проведение компьютерных конференций.
Развитие информационных технологий в образовании состоит из нескольких этапов. Выполнение каждого этапа предполагает наиболее эффективное внедрение информационных технологий в высшее образование. Несколько первоначальных этапов можно определить так:
На первом этапе в основном происходит накопление материально-технических, информационных, программных, организационных и других необходимых ресурсов. Этот этап можно считать завершенным только при условиях, когда Интернет является доступным и используется как источник дополнительной информации в учебном процессе как преподавателями, так и студентами, электронная почта применяется в административной и учебной деятельности и является элементом учебного процесса, существует опыт создания собственных информационных ресурсов (электронные учебники и библиотеки) и широкое внедрение информационных технологий и дистанционного обучения во все филиалы образовательных учреждений.
Второй этап — это в основном планирование и координация использования созданных информационных ресурсов и технологий в процессе дистанционного обучения. Результатом должна быть широкая известность ВОУ как продвинутого в области дистанционного образования, проведение конференций и семинаров по теме дистанционного образования и информационных технологий, а также создание систем и оболочек для ведения дистанционного обучения.
Третий этап — это информационное образование. Основным результатом данного этапа является применение новых информационных технологий во всех специальностях высших образовательных учреждений как в традиционной, так и в дистанционной форме обучения, развитие и работа виртуального университета, электронная информационная система управления образовательным учреждением, взаимодействие с другими университетами мира, с совместными образовательными программами, открытость ресурсов и работа в полной мере электронных библиотек.
Для того чтобы эти три этапа были выполнены, кроме технического, программного и узко методического обеспечения информационных технологий образования, необходимо перевести в новые условия всю учебно-методическую работу высшего образовательного учреждения на новый уровень технологии, организации и координации. Потребность в этом ощущается и традиционными учебно-методическими структурами ВОУ, что, в частности, связано с необходимостью мониторинга качества образовательного процесса ВОУ.
Образовательные учреждения страдают недостатком технологической поддержки, вузы недостаточно оборудованы технически или не обеспечивают функции консультирования, чтобы поддерживать создание преподавателями обучающих материалов с помощью интерактивной мультимедиа. Одно из препятствий развития информационных технологий в высших образовательных учреждениях — это начальная стоимость, необходимая для обеспечения условий интеграции ДО в классические учебные заведения. Оборудование, поддержка, доступ в Интернет и обучение должны быть профинансированы до того, как ожидаемая выгода от растущей аудитории, гибких образовательных программ и направленности обучающихся на образование станет видимой. С технической стороны одной из сложных задач для учебных заведений в ближайшие пару лет будет продолжение исследования обучающего потенциала в образовательных технологиях и развитие полностью интегрированной платформы обучения, которая поддержит совместное обучение в виртуальной среде.
Расходы на образование и профессиональную подготовку представляют собой капиталовложения, поскольку период обучения подразумевает определенные надежды на будущее. Эти затраты вносят вклад в увеличение производственных мощностей, поскольку производительность квалифицированного и образованного рабочего гораздо выше, чем неподготовленного. Таким образом, по многим основным аспектам вложение в людские ресурсы является инвестициями в физический капитал.
Изучая затраты на открытое дистанционное обучение на макроэкономическом уровне, необходимо рассматривать воздействие этих расходов на общество, продвижение образования и обучения различных социальных групп, из которых это общество состоит. Относительно соотношения расходов и эффективности, система образования может считаться эффективной с точки зрения экономики только тогда, когда количество предлагаемых образовательных услуг не может быть увеличено без сокращения издержек. Следует отметить, что, используя уже существующую технологическую инфраструктуру в ДО, такую, как телевидение, повышается производство при тех же самых затратах, так как эта структура уже существует для выполнения других задач — таких, как распространение информации.
В заключение хотелось бы сказать, что осуществление всех намеченных задач по улучшению образовательного процесса зависит в первую очередь от людей, которые стоят во главе высших образовательных учреждений и руководящих структур. Именно они в полной мере должны осознать всю необходимость и повлиять на дальнейшие процессы развития и внедрения информационных технологий в образовательный процесс в Узбекистане.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте