Преподавание информатики в высшей школе: проблемы и решения
3 сентября 2004
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Нодир Зайналов, Артур Давронов.
pic

Рассматриваются и анализируются имеющиеся проблемы преподавания
информатики и пути их преодоления для оптимизации учебного процесса.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в нашей стране обусловлено государственной поддержкой, что позволяет уверенно входить в мировое информационное сообщество. В прошедшем 2003 году в области информационно-коммуникационных технологий проделан огромный объем работ, которые были рассмотрены 16 января 2004 года на заседании Комплекса Кабинета Министров Республики Узбекистан. Уже сам факт обсуждения этой проблемы на уровне Кабинета Министров говорит о важности поставленной проблемы. Мы же хотим обратить внимание на аспекты преподавания и подготовки квалифицированных кадров, отражением которых может служить тот факт, что, по данным Государственного патентного ведомства, в 2003 году поступило всего 140 заявок на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных.

При этом наибольшую активность проявляют заявители из Ташкента, Самарканда и Ташкентской области. Этот факт наводит на мысль, что разработка отечественных программных продуктов находится на стадии развития, а об их экспорте, мы думаем, говорить рано. Отрадно, что в целях создания нормативно-правовой базы для развития экспорта программных продуктов и благоприятных условий для отечественных производителей программных продуктов разработаны и одобрены на заседании Координационного совета проекты Концепции развития индустрии производства программных продуктов и информационных технологий, Положения о свободной научно-технической зоне по развитию индустрии производства программных продуктов и информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из вышесказанного, мы хотим обратить внимание на другой аспект, а именно — на методику обучения студентов, которые не специализируются в области информатики и составляют большинство и которые при повседневной профессиональной деятельности будут широко пользоваться возможностями современных компьютерных технологий.
Имеющиеся проблемы по содержанию этого предмета должны быть немедленно решены таким образом, чтобы учебный процесс стал наиболее оптимальным. Какие проблемы мы можем наблюдать:

• соотношение лекционных и практических занятий
• необходимый минимум объема часов
• что должно служить базовым образованием?
• как оценить знание студентов?
• как преуспеть за гонкой программного обеспечения?
• насколько необходимо обучение программированию?
• насколько стыкуется школьная и вузовская информатика?
• совершенствование учебных программ.

Рассмотрим эти проблемы более подробно.
Надо учитывать, что обязанностью педагога является не только учить, но и научить, и что последнее всегда возможно по отношению к информатике. Изучение технического и программного обеспечения не требует больших умственных напряжений. Изучение этих разделов информатики является не самоцелью, а неизбежной необходимостью, обусловленной тем, что компьютеры играют большую роль в освоении своей будущей специальности. Так, во многих частных образовательных организациях практикуется обучение прямо за компьютером. Это позволяет за довольно короткий промежуток времени получить достаточно высокий уровень квалификации. Поэтому нельзя оставить соотношение лекционных и практических занятий таким же, как и по другим предметам. Лекция должна быть направлена на то, чтобы изложенный материал помогал студентам ориентироваться в современных тенденциях развития информатики.
Исходя из этого трудно определить решение следующей проблемы. Конечно, объем часов непосредственно связан с учебным планом. И поэтому часов должно быть столько, чтобы можно было выполнить программу. Но, к сожалению, сейчас сложилась такая ситуация, что это становится невозможным. Достаточно привести один пример, а именно: в учебном плане есть раздел программирования, на освоение которого не хватит и всех часов, отведенных для информатики.
Базовое образование должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли приобрести достаточно высокие и фундаментальные знания, позволяющие им овладеть дополнительными знаниями, необходимыми для их дальнейшей работы. Для этого, на наш взгляд, чтобы развить навык самостоятельной работы следует уделять большое внимание индивидуальной работе с каждым студентом. Преподаватели не должны забывать, что результат обучения нужно оценивать не только количеством сообщаемой информации, но также и качеством ее усвоения, умением использовать ее в самостоятельном повышении образования. А в состоянии ли наши студенты заниматься самостоятельно? В данный момент мы имеем определенные неудобства в этом вопросе, а именно: бесконечный контроль знаний студентов по всем без исключения предметам отнимает у них довольно много времени.
Информатика коренным образом отличается в части оценки уровня знаний студентов, так как здесь в большей степени как нас, так и заказчиков интересуют навыки работы на компьютере. При этом можно исключить субъективный подход к оценке знаний. И в связи с этим отпадает необходимость в проведении письменных экзаменов.
Чтобы добиться коренного перелома в этом направлении, во-первых, необходимо, чтобы каждый студент имел все права беспрепятственного доступа к техническим средствам, во-вторых, нужно ввести в практику курсовую работу, и не одну, которая целиком должна посвящаться описанию новых технических и программных средств.
Если мы заговорили о письменных экзаменах, то следует остановиться на следующих моментах: в состоянии ли студент сдать письменные экзамены по 12-13 предметам в течение одного месяца, к тому же без отрыва от учебного процесса? Могут ли студенты отразить свои мысли так же лаконично, как в учебниках, особенно на первых курсах?
При этом уместно напомнить, что всякий экзамен для студента — переживание, стрессовая ситуация, а ведь фактически наши студенты по каждому предмету сдают три экзамена. А сколько экзаменов будет всего?
Какие же качества студентов мы не в состоянии определить на письменных экзаменах: творческое отношение к предмету; сообразительность; находчивость; скорость мышления; умение работать с дополнительной литературой; и вообще, знание студентов.
Каким способом можно развить эти качества? Конечно же, не только подготовкой к различным видам контроля. Например, можно принимать письменные отчеты, а не контроль. Такие письменные отчеты в образовании используются с давних времен, например, расчетно-графическая работа, производственная практика (без отрыва и с отрывом от учебного процесса), курсовая работа и другие.
Надо отметить, что и сейчас для некоторых специальностей по информатике пишутся курсовые работы, а почему не по всем специальностям? Ответить тяжело.
Многолетний опыт работы в вузе наталкивает на мысль, что экзамен не просто оценка знания студентов, а продолжение обучения, где студент осознает, что он знает и к чему в дальнейшем должен стремиться.
Очень хороших результатов можно добиться, если сочетать различные способы контроля знаний, например, письменный, а потом устный. Конкретный способ контроля, на наш взгляд, должен решаться на уровне кафедры. Письменная работа может быть в виде задач, case study, а устный экзамен — служить проверкой знаний теоретического материала, или вместо устного экзамена можно принимать защиту курсовой работы. При этом правильный подход в оценке знаний студентов укрепляет в них веру в торжество справедливости и объективность оценки.
Таким образом, какие же специфические задачи стоят перед вузами в свете компьютеризации нашего общества?
Появление этих задач вызвано тем, что быстрый темп развития вычислительной техники и программного обеспечения делает практически невозможной систему обучения, при которой выпускаемые специалисты могли бы справляться с новыми повседневными проблемами.
Увы, но к окончанию вуза мы становимся свидетелями того, что то, чему мы учили студентов, оказывается устаревшим. Преодолеть эту проблему возможно только в том случае, если студент приобрел необходимые навыки работы на компьютере, научился самостоятельно пополнять свои знания.
Таким образом, происходящие изменения в развитии программного обеспечения ставят новые требования, предъявляемые в настоящее время к выпускникам высших учебных заведений, которые сводятся к необходимости усиления целенаправленного обучения информатике.
В этом плане отметим, что обучение программированию в курсе по информатике становится сомнительным, так как выделенный объем часов не позволяет в полном объеме освоить программирование. Но это не означает, что элементы программирования не надо включать в учебный процесс. Авторы уверены, что современный студент должен ознакомиться с передовыми технологиями программирования, но для этого необходимо пересмотреть и увеличить объем часов, отведенных для информатики. По этой проблеме авторы имеют определенный опыт работы, и в своих дальнейших работах мы его будем представлять на суд читателя.
Уместно напомнить, что к выпускникам, например, по специальности менеджмент, предъявляются такие требования — они должны в пределах своей специальности уметь владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, использовать компьютер как инструмент в профессиональной деятельности.
Достигнуть этих целей возможно только при хорошо спланированном учебном плане, скоординированности с другими кафедрами. В этом плане, например, надо решить, насколько необходимо в курсе по информатике изучать внутренние аспекты (система счисления, строение компьютера и другие), которые не столь важны для приложения. Здесь мы исходим из критерия полезности и необходимости для работы по будущей специальности.
Ясно, что основу эффективного обучения информатике нужно закладывать в школе. К сожалению, до сих пор эта проблема еще не решена, что, естественно, затрудняет достижение поставленной перед нами цели.
Конечно, в целом мы еще не знаем, какой метод обучения информатике наиболее эффективный. Здесь решающую роль должен сыграть обмен опытом и идеями. Вопрос о квалификации самих преподавателей тоже проблемный, но это отдельная тема для дискуссии.
Какой из возможных конкретных путей изучения информатики эффективнее — покажет время, но, не теряя оного, мы уже сейчас должны принять кардинальные решения этих проблем, так как переход к рыночной экономике со временем будет диктовать естественные способы отбора специалистов, а именно: предприятиям будут необходимы не просто всего лишь дипломированные работники, а всесторонне развитые люди и истинные специалисты в своей области.
Конечно, многие моменты, изложенные здесь, имеют отношение и к другим предметам. Но, тем не менее, мы надеемся на поддержку наших коллег в решении перечисленных проблем и заранее благодарим за их участие.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте