Технологии и тенденции дистанционного обучения в высшем образовании

pic

Что такое дистанционное обучение и как мы его понимаем? В настоящее время имеет смысл говорить о нескольких, существенно отличающихся формах обучения — кейс-технология, телевизионное обучение и он-лайн-обучение (обучение по Интернету или по корпоративным сетям передачи данных). Наиболее богатые возможности предоставляет он-лайн-обучение, включая в себя при этом все возможности кейсовой и телевизионной форм. Активное развитие сетей передачи данных как корпоративных сетей, так и сетей общего пользования и повышение уровня компьютеризации населения делает возможным широкое использование этой формы обучения. Здесь и далее под дистанционным обучением будем понимать именно он-лайн-обучение.

Преимущества дистанционного обучения стоит рассматривать в двух плоскостях — экономической и методической. К методическим преимуществам относятся:

• Удобное расписание занятий. Студент сам выбирает время обучения в зависимости от рабочего графика, жизненного ритма или личных предпочтений.
• Удобное местоположение. Студент имеет доступ к материалам курса из компьютерного класса, из дома, с рабочего места, из гостиницы, интернет-клуба, точки общественного доступа к Интернету.
• Удобный темп обучения. Обучение проводится в темпе, максимально соответствующем скорости усвоения студентом учебного материала.
• Гибкий учебный план. Модульность учебных курсов позволяет строить индивидуальный учебный план, отвечающий одновременно как требованиям образовательных стандартов, так и личным предпочтениям студента.
• Накопление базы знаний. Возможность ознакомиться с ранее заданными вопросами, перенять опыт студентов, обучавшихся ранее. Накопленные в процессе обучения вопросы и ответы можно рассматривать как базу знаний по темам курса.
• Высокая наглядность обучения. Дистанционный вариант курса может содержать гораздо больше мультимедийного материала, чем можно продемонстрировать во время очного курса.
• Привлечение лучших преподавателей. Общение с преподавателем является крайне важным для эффективного обучения. Дистанционная форма позволяет привлечь к обучению лучших преподавателей, где бы они ни находились. Особенно важным этот фактор становится в случае острой нехватки преподавателей по отдельным дисциплинам. Тогда веб-портал системы дистанционного обучения вуза становится связующим звеном между студентами и преподавателями, которые могут находиться и в другой стране.
К экономическим преимуществам дистанционного обучения относятся:
• Независимость от расстояния. Студенты и преподаватели могут быть существенно разнесены территориально.
• Без отрыва от работы. Студент может совмещать работу и получение высшего образования. Можно смело сказать, что для работающих студентов или студентов, получающих второе высшее образование, дистанционная форма обучения будет основной, а вузы, ее практикующие, будут гораздо более привлекательны для студентов.
• Увеличение охвата. Высшее учебное заведение, в полной мере внедрившее в учебный процесс технологии дистанционного обучения, может в 2-3 раза увеличить контингент своих студентов при незначительном увеличении нагрузки на преподавателей.
• Стоимость. Дистанционные курсы в 2 и более раз дешевле очных курсов, что делает их привлекательными для студентов.
• Приобретение учебных курсов. Современные системы дистанционного обучения позволяют использование дистанционных учебных материалов, разработанных третьими фирмами или другими вузами, что позволяет говорить о существовании рынка отчуждаемых дистанционных материалов.

Применение технологий дистанционного обучения. Дистанционное обучение может использоваться как основная форма обучения. В этом случае весь процесс обучения должен быть реализован для дистанционного варианта. Это включает в себя разработку мультимедийных учебных пособий, тестов, практических работ. В случае очного обучения технологии дистанционного обучения могут играть вспомогательную роль.

pic

Технологии дистанционного обучения. При дистанционном обучении весьма важным является технологический аспект. Рассмотрим основные технологии, применяемые в корпоративном дистанционном обучении:

• Портал дистанционного обучения (образовательный портал). Образовательный веб-портал дистанционного обучения является единой точкой доступа всех сотрудников вуза и студентов к учебным курсам и сервисам дистанционного обучения. Портал дистанционного обучения также должен предоставлять информационные сервисы административному составу и руководству вуза. Программное обеспечение портала должно обеспечивать возможность его интеграции с различными компонентами информационной системы вуза ERP, документооборот, каталог пользователей, почтовая система и т.д.
• Самостоятельное изучение учебных материалов. Основной формой получения знаний в дистанционном обучении является самостоятельное изучение учебных материалов.
• Консультации с преподавателем по электронной почте, в веб-форуме или чате. Наименее затратные способы для организации взаимодействия преподавателя и слушателей при изучении курса. Идеально подходят для начального этапа внедрения системы дистанционного обучения в вузе.
• Видео- и аудиоконференции. Максимального эффекта воздействия лектора на аудиторию можно добиться с использованием сессий видеоконференций. Достижение качества изображения и звука, необходимого для обучения, требует каналов связи с высокой пропускной способностью (384 или 768 Кбит/сек) и гарантированным качеством сервиса. Фактически это означает, что в полной мере эту технологию можно использовать только в том случае, если у вуза есть своя корпоративная сеть с высокой пропускной способностью. Обеспечить работу данного сервиса через Интернет в настоящее время практически невозможно. Возможен также вариант аренды выделенных каналов у глобальных провайдеров.
• Удаленный доступ к реальному оборудованию или программному обеспечению. Используется для приобретения студентами практических навыков. Особенно интенсивно эта технология используется при обучении информационным технологиям. Компания Cisco Systems, мировой лидер в области сетевых технологий, содержит стенды с большим количеством дорогостоящего оборудования и предоставляет к нему удаленный доступ для выполнения практических работ. Удаленный доступ к программному обеспечению полезен для снижения затрат на администрирование рабочих мест студентов и решению (хотя бы частично) вопросов с лицензионной чистотой программных продуктов.
• Симуляторы и обучающие программы. Отличаются высокой степенью интерактивности и развитым, нестандартным пользовательским интерфейсом. Симуляторы активно используются при обучении «эксплуатационным» специальностям (операторы, пилоты). Обучающие программы (например, модели физических процессов) позволяют проводить виртуальные эксперименты, зачастую невозможные в реальных условиях. Высока трудоемкость разработки модели поведения достоверных симуляторов и обучающих программ, что ограничивает их применение областями высокого риска, когда обучение в реальных условиях может привести к авариям или высоким финансовым затратам.
• Тестирование. В настоящее время система тестирования является совершенно обязательным элементом любого учебного процесса, не только дистанционного.

Учебные материалы для дистанционного обучения. Учебные материалы для дистанционного обучения должны обязательно содержать следующие элементы.
• Графика. Отсутствие преподавателя, концентрирующего на себе внимание студента, должно быть скомпенсировано высокой наглядностью учебных материалов.
• Видеофрагменты. Использование видеоматериалов, с одной стороны, улучшает наглядность материала и позволяет задействовать эмоциональную составляющую в обучении, с другой — увеличивает требования к каналам связи до удаленных участников курсов.
• Анимация. Анимационные ролики также повышают наглядность материалов. Наиболее рационально в настоящее время создавать такие ролики на технологии Flash компании Macromedia.
• Вспомогательные вопросы. В ходе самостоятельного изучения материалов студент должен постоянно отвечать на наводящие и проверочные вопросы. Это, с одной стороны, стимулирует дальнейшее изучение материала, с другой — дает слушателю возможность самостоятельно проанализировать качество усвоения им материала.

Вышеперечисленные требования делают разработку дистанционного учебного курса сложным проектом, в котором должны быть задействованы специалисты разного профиля — авторы, редакторы, дизайнеры, методисты. Система разработки учебных курсов вуза должна обеспечивать их совместную согласованную работу.

Соответствие международным стандартам. Бурное развитие рынка технологий и продуктов для дистанционного обучения привело к необходимости взаимодействия систем различных производителей. Такое взаимодействие невозможно без принятия единых для индустрии стандартов, и они были разработаны. К ним относятся стандарты консорциумов IMS, ADL SCORM, IEEE, AICC. Тот или иной стандарт (или несколько сразу) реализован в любой зарубежной системе дистанционного обучения. Отечественные системы также в ближайшее время будут поддерживать эти стандарты.
Наличие таких стандартов позволяет говорить о рынке дистанционных учебных курсов, отчуждаемых от разработчика. Это дает возможность вузу сосредоточиться на учебных курсах, максимально отвечающих его специфике. Вспомогательные дисциплины могут быть отданы на своего рода аутсорсинг. С другой стороны, вуз сам может выступать в роли поставщика учебных материалов для других вузов или коммерческих компаний.
Также наличие стандартов снижает зависимость вуза от производителя конкретного инструментария или системы дистанционного обучения, что обеспечивает долговременную сохранность вложений в систему дистанционного обучения даже при изменении ситуации на рынке программного обеспечения.

Сценарии внедрения системы дистанционного обучения в вузе. Реализовать систему дистанционного обучения в вузе можно различными способами. Рассмотрим типичные сценарии:

Обучение на «чужом» сервере. Минимальные начальные затраты, пригодные для оценки эффективности дистанционного обучения по требуемой тематике. Возникнут сложности в интеграции с корпоративной информационной системой (бухгалтерия, документооборот), есть зависимость от внешних каналов связи.
Разработка системы собственными силами. Данный вариант имеет шансы на успех только в том случае, если вуз имеет опытную многочисленную команду разработчиков, поставленный процесс управления программными проектами, единую информационную политику. В большинстве вузов в настоящее время такой ситуации не наблюдается.
Локальная установка сторонней системы, разработка учебных материалов и проведение дистанционного обучения либо своими силами, либо с привлечением сторонних преподавателей. Наиболее естественный для вуза вариант. При этом большим плюсом для системы, которую вуз внедряет у себя, является то, что компания-разработчик готова осуществить доработку системы по уникальным требованиям вуза, открыть исходные коды и провести обучение разработчиков из числа сотрудников и студентов вуза — то есть осуществить «передачу технологий» разработки системы. Это позволит вузу быть менее зависимым от разработчика системы и в долговременной перспективе имеет много существенных плюсов — снижает общую стоимость владения системой (TCO), формирует собственные команды разработчиков вокруг реально действующего и важного для вуза проекта, способствует общему развитию информационных технологий в вузе.

Orphus system