Мы обсуждаем электронное завтра!
24 сентября 2004
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .
pic

В центре Электронного правительства будут гражданин и его интересы

В конце мая в Ташкенте было проведено мероприятие, значение которого для будущего развития страны трудно переоценить. Два дня, 27 и 28 мая, в гостинице Dedeman Silk Road шла работа представительной международной конференции «Электронное правительство: движение на пути к информационному обществу». Ее организаторами выступили все ответственные за развитие информатизации государственные структуры республики — Координационный совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий, Комитет Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи, Узбекское агентство связи и информатизации (УзАСИ), а также Программа Развития ООН (ПРООН), Программа «Инициатива Цифрового Развития» (DDI) и Центр «УзИнфоКом».

В качестве основных целей конференции было предусмотрено ознакомление с мировым опытом внедрения электронных правительств и обсуждение возможных перспектив развития Электронного правительства в Узбекистане. По замыслу организаторов, в совокупности с рассмотрением достижений и имеющихся проблем в построении Электронного правительства в нашей стране важным итогом конференции должны были стать конкретные предложения для успешного развития у нас данного направления в ближайшие годы.
Актуальность конференции была также обусловлена фактом принятия Олий Мажлисом на последней сессии ряда ключевых законодательных актов пакета электронных законов, открывающих широкие перспективы для беспрепятственного внедрения современных информационных технологий во всех сферах нашего общества, и прежде всего в сфере государственного управления.
В конференции приняли участие более 250 делегатов из многих стран, в том числе США, Испании, Германии, России, Казахстана, Афганистана, а также представители авторитетных международных организаций: Агентства США по торговле и развитию, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, USAID, JICA.
Столь масштабная конференция была организована за счет средств DDI и большого количества отечественных и зарубежных спонсоров, чье внимание привлекла тема конференции. Среди них такие компании, как SAP, Oracle, Alcatel, IT, Техносерв А/С. Генеральным спонсором выступила российская компания ООО НПФ «Беркут».
Работа конференции была построена в трех направлениях, которые были последовательно рассмотрены на трех сессиях:

• «Государство — государству» (G2G) — развитие инфраструктуры э-Правительства, системы правительственного электронного документооборота, информационная безопасность в э-Правительстве
• «Государство — бизнесу» (G2B) — обсуждение международного опыта по проблемам электронной цифровой подписи в э-Правительстве, электронных платежей, стандартизации в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и финансирования развития ИКТ
• «Государство — населению» (G2C) — рассмотрение опыта развитых стран в данной сфере, системы электронных налоговых деклараций, перспективы портала Gov.Uz, состояние телемедицины в стране.

Официальная часть

Как и положено столь представительному собранию, открыло конференцию пленарное заседание. Впоследствии один из участников конференции — представитель российского бизнеса — удивленно заметил: «Я не помню, чтобы у нас в России на подобных конференциях присутствовали первые государственные лица». И действительно, в президиуме конференции — заместитель премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипов, председатель комитета Олий Мажлиса республики И.А. Кочмарик, заместитель генерального директора УзАСИ А.Д. Хаджаев, а также другие VIP-персоны, среди которых постоянный Представитель ПРООН в Узбекистане Эрик де Мюль и руководитель программы ИЦР (DDI) Ш.Х . Шерматов.
Конференция началась со вступительного слова от правительства Узбекистана, с которым к аудитории обратился заместитель премьер-министра Абдулла Арипов. В своем выступлении он приветствовал всех участников конференции и призвал их к плодотворной работе. Он отметил, что Республика Узбекистан должна занять достойное место и определить свою роль в формирующемся глобальном информационном обществе. Для осуществления этой цели Правительством страны были определены стратегические приоритеты развития и внедрения информационных и коммуникационных технологий, в которых одно из важных мест занимает программа по созданию Электронного правительства.

pic

Формирование Электронного правительства позволит кардинально трансформировать принципы организации деятельности правительственных и государственных институтов. Электронное правительство как обеспечение государственных структур информационно-коммуникационными технологиями позволит существенным образом повысить эффективность работы управленческих аппаратов, максимально уменьшить расходы на их деятельность, обеспечить прозрачность управления и использования государственных ресурсов.
Однако формирование Электронного правительства должно быть направлено не только на повышение эффективности работы и производительности органов государственного управления, но и нацелена на увеличение степени взаимодействия государства и населения, государства и бизнеса. Данная задача особенно важна в силу содействия укреплению основ гражданского общества и демократии. Свобода доступа к государственной информации должна укрепить доверие к государству и проводимой им политике и позволит обеспечить необходимый уровень общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций. При этом мы ожидаем новое качество предоставления услуг в электронном виде со стороны государственных служб гражданам и коммерческим структурам для решения ими различного рода задач, например получения официальных разрешительных документов, оплаты налогов, предоставления статистической информации и многое другое.
Однако достижение этих целей потребует активизации и консолидации усилий как государственных структур, так и негосударственных организаций. Именно под этой эгидой было принято решение организовать и провести международную конференцию по Электронному правительству, сказал в заключение г-н Арипов.
Затем с приветствием от ПРООН выступил г-н де Мюль

pic

Председатель Комитета Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства, транспорта и связи Изидор Кочмарик рассказал о наработанной законодательной базе развития Электронного правительства в Узбекистане. Он отметил, что основными вопросами, требующими правового регулирования при внедрении информационно-коммуникационных технологий в государственное управление, являются:

• реализация права каждого на свободное получение информации из общедоступных информационных ресурсов и информационных систем органов государственной власти и управления
• правовое обеспечение экономической деятельности государства, осуществляемой с помощью сети Интернет (электронная коммерция, электронный документооборот, информационные услуги и т.д.)
• обеспечение информационной безопасности при использовании ИКТ государством
• установление порядка использования средств подтверждения подлинности электронных документов, циркулирующих в инфокоммуникационных системах
• совершенствование законодательства в области информатизации общества в целом, так как именно граждане должны ощутить преимущества внедрения электронных технологий в государственное управление.

pic

Государственная политика внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в государственное управление Республики Узбекистан отражена в недавно принятых и уже набравших активно действующую силу блоков так называемых электронных законов. Это законы Республики Узбекистан «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте» и «Об электронной коммерции», при разработке которых был учтен огромный опыт международных организаций и ряда стран в этой области.
Дальнейшее развитие законодательной базы в области внедрения электронных технологий в государственное управление предполагает собой разработку и внедрение законов «О компьютерных преступлениях», «Об электронных платежах», «О стандартах баз данных органов государственного управления и власти», «О защите персональных данных», «Об информационной безопасности», «Об электронных государственных услугах», «Об электронном цифровом удостоверении личности».
Принятие данных законов должно создать правовую основу для осуществления деятельности Электронного правительства и будет способствовать дальнейшей интеграции Республики Узбекистан в мировое информационное сообщество.
О состоянии и перспективах развития э-Правительства в условиях проводимой в Узбекистане административной реформы рассказал участникам конференции заместитель генерального директора УзАСИ Алишер Хаджаев.
В соответствии с требованиями современного этапа либерализации и реформирования всех сторон жизни общества существующая государственная система управления страны безусловно требует кардинальных изменений, поскольку в противном случае она может стать одним из главных препятствий на пути дальнейших преобразований.

pic

В этой связи Правительством Республики Узбекистан по инициативе Президента в декабре 2003 года и январе 2004 года был принят ряд решений по проведению административной реформы в Республике Узбекистан.
Главными и основополагающими задачами проводимой административной реформы являются:

• децентрализация существующей системы управления
• повышение уровня компетенции и ответственности органов власти на местах
• сокращение вмешательства органов государственного управления в деятельность хозяйствующих субъектов
• обеспечение прозрачности деятельности государственной системы управления на всех ее уровнях.

Основным вспомогательным инструментом по созданию эффективной системы государственного управления и средством достижения определенных задач административного реформирования должно стать Электронное правительство, внедрение которого позволит:

• существенным образом повысить эффективность работы управленческого аппарата, при этом уменьшить расходы на их деятельность и повысить эффективность использования бюджета
• обеспечить прозрачность управления, а также необходимый уровень общественного контроля за деятельностью государственных органов
• создать новые механизмы регулирования общественных процессов.

Указанные позитивные результаты, которые могут быть достигнуты в результате использования решений и инструментов Электронного правительства, а также сочетание многих решаемых задач в рамках административной реформы и внедрения Электронного правительства свидетельствуют о том, что оба эти процесса — административное реформирование и создание Электронного правительства — являются тесно взаимосвязанными. Поэтому задача создания Электронного правительства должна рассматриваться не только как стратегическая задача информатизации страны, но и как приоритетная задача административного реформирования.
Сегодня развитие Электронного правительства в Узбекистане в целом находится на начальной стадии. В данном направлении в последние годы уже сделаны определенные шаги: государственными органами управления была проведена работа по созданию и развитию собственных активно действующих веб-страниц, локальных компьютерных сетей, запущен в эксплуатацию портал государственной власти «gov.uz», идет широкое внедрение современной компьютерной техники в процесс управления, а также переподготовка и обучение ответственных работников аппаратов управления работе на современных компьютерных средствах. Дальнейшее развитие Электронного правительства в Республике Узбекистан будет осуществляться в рамках разрабатываемых программ и стратегий.

Каким будет наше
Электронное правительство?

Одним из ключевых докладов первого дня конференции стало представление руководителем программы «Инициатива Цифрового Развития» (DDI) Шерзодом Шерматовым проекта Концепции развития э-Правительства в Узбекистане.
Проект Концепции подготовлен группой специалистов Программы «Инициатива Цифрового Развития», которая является совместной программой ПРООН и Правительства Республики Узбекистан. В этом стратегическом документе авторы попытались на основе анализа международного опыта определить цели и задачи Электронного правительства в Узбекистане, смоделировать его общую структуру, а также предусмотреть этапы его реализации исходя из текущего состояния развития элементов э-Правительства в Узбекистане.
Докладчик напомнил, что Президент страны И.А. Каримов определил одним из важнейших направлений реформирования скорейшую реализацию административной реформы. При этом Президент обратил особое внимание, что в отдельных министерствах, ведомствах и территориях административную реформу воспринимают упрощенно, только как формальное сокращение численности работающих, не меняя сути и содержания управления. Таким образом, обеспечение деятельности государственного управления на базе информационных технологий в масштабе страны в действительности предполагает трансформацию всей деятельности правительственных учреждений, всего комплекса отношений государственного управления с обществом. Это является сложным процессом, требующим значительных финансовых затрат и решения целой системы взаимосвязанных правовых, административных и технологических вопросов.

pic

Прежде всего в Концепции дано четкое определение понятия «электронное правительство» — это правительство, в котором вся совокупность как «внутренних», так и «внешних» связей и процессов поддерживается и обеспечивается соответствующими информационно-коммуникационными технологиями.

pic

Понятие «электронное правительство» появилось в начале 1990-х годов, но в практическую плоскость фактически начало переходить только в последние годы. Разработкой Электронного правительства занялись в первую очередь США и Англия, а также Италия, Норвегия, Сингапур, Австралия и некоторые другие страны (Франция, Германия, Катар, ОАЭ).
Сингапур — одно из передовых государств по внедрению информационных технологий, в том числе и в таком наиболее консервативном и наименее подверженном изменениям общественном институте, как государственное управление и взаимодействие органов власти с обычными гражданами. Сингапур стал первой страной мира, где в 1999 году был создан крупный правительственный портал eCitizen Centre ( www.ecitizen.gov.sg ), на котором граждане Сингапура могут не только получить информацию о том или ином государственном ведомстве, но и совершить ряд действий, ради которых ранее пришлось бы сходить в конкретное государственное учреждение.
На постсоветском пространстве наиболее продвинутое э-Правительство сформировано в странах Прибалтики, особенно в Эстонии и Латвии. Так, в конце 2000 года в Эстонии было объявлено о реализации программы компьютеризации Кабинета министров. Информационная система эстонского КМ даст возможность обмениваться документами в электронном виде, знакомиться с поправками того или иного министра, внесенными им в обсуждаемые проекты нормативных актов, проводить голосование в он-лайновом режиме. Эстонцы считают, что, помимо всего прочего, использование компьютерной системы даст возможность сэкономить значительные средства на затратах PR-акций, на канцелярских материалах, бумаге. Настолько значительные, что только это позволило правительству Эстонии окупить все затраты на создание системы в течение 14 месяцев.
Все, кто задумывается об Электронном правительстве, должны понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации управленческих процессов в государственных органах всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать функции взаимодействия этих органов с населением и структурами бизнеса. Однако невозможно говорить о том, что услуга будет реализована в он-лайновом режиме, например прием налоговых деклараций или выдача каких-то справок, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота.
Согласно Концепции, основной целью э-Правительства Узбекистана является повышение эффективности деятельности государственных органов власти и управления на основе широкого использования ИКТ, а также поднятие взаимоотношения государства с обществом на новый качественный уровень.
Исходя из вышеуказанной цели, предполагается решение следующих задач:

• формирование корпоративной государственной сети — Интранет, основанной на внедрении единой системы правительственного электронного документооборота с охватом всех уровней государственного управления (G2G)
• расширение объемов и ассортимента государственных услуг, оказываемых с использованием сети Интернет (G2C, G2B) и обеспечение равного доступа к услугам госорганов
• разработка и внедрение электронной системы обеспечения диалога государственных органов с гражданами и другими субъектами общества (e-демократия)
• обеспечение технической и информационной безопасности.

Предлагаемая модель Электронного правительства Узбекистана, по аналогии с мировым опытом и на основе сложившейся практики, состоит из двух взаимосвязанных, но функционально самостоятельных блоков: Правительственного Интранета и внешней инфраструктуры, то есть так называемого общедоступного Интернета (рис. 1).

pic

Правительственный Интранет охватывает внутреннюю инфраструктуру информационной системы, которая используется государственными структурами во взаимоотношениях между собой для реализации государственных корпоративных задач. Эти задачи включают внутриведомственные и межведомственные взаимодействия, а также взаимодействия коллективной работы сотрудников государственных органов разных уровней.
Главным компонентом Правительственного Интранета является защищенная единая транспортная среда, обеспечивающая функционирование и взаимодействие внутренних информационных систем и защищенный выход в телекоммуникации общего пользования.
В состав Правительственного Интранета также входят:

1. Портал GOV.UZ, обеспечивающий защищенный доступ на ведомственные системы;
2. Центр оформления сертификатов на разные уровни доступа в сети Интранет;
3. Регистры физических и юридических лиц — государственные системообразующие базы данных;
4. Поставщики электронных услуг;
5. Интерфейс между порталом GOV.UZ и ведомственными информационными системами.

Сердцевиной Правительственного Интранета является система электронного документооборота, регулируемая стандартами государственного документооборота и административным регламентом. В ней могут быть предусмотрены также программы управления кадрами, финансами и др.
Развитие Правительственного Интранета с учетом темпов формирования и готовности элементов инфраструктуры э-Правительства представляет собой эволюционный процесс. Его внедрение должно происходить поэтапно.
Внешняя инфраструктура охватывает публичную информационную инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие государства с гражданами ( G2C) и субъектами экономической деятельности (G2B).
Планируемый базовый набор государственных услуг, реализуемый через портал э-Правительства, может быть условно разбит на следующие категории:

• для системы «государство — население» (G2C)
1. Осуществление личных платежей: подоходного налога, налога на транспорт и другие.
2. Услуги социального обеспечения.
3. Регистрация свидетельств (о рождении и браке): запрос и доставка.
4. Оформление личной документации (паспортов и водительских прав).
5. Регистрация собственности (движимого и недвижимого имущества) и операции с ней.
6. Регистрация граждан по месту жительства и/или временного проживания, извещение о перемене адреса.
7. Услуги по поиску работы биржами труда.
8. Оформление разрешения на строительство.
9. Услуги, связанные со здравоохранением (интерактивные консультации по наличию услуг, запись на прием).
10. Поступление в высшие учебные заведения и другое.
• для системы «государство — бизнес» (G2B)
1. Государственная регистрация и перерегистрация компаний.
2. Получение разрешений и согласований проектной документации от уполномоченных организаций (экология, строительство, использование природных ресурсов).
3. Получение и продление лицензий.
4. Организация государственных закупок.
5. Осуществление обязательных корпоративных платежей в бюджет (корпоративного подоходного налога, НДС, налога на транспорт, земельного и др.) и во внебюджетные фонды.
6. Оформление товарно-сопроводительной документации по экспортно-импортным операциям.
7. Оформление статистической отчетности и другие.

По мере возникновения потребностей пользователей и готовности государственных органов к предоставлению новых услуг этот перечень может расшириться.
В Концепции подчеркивается, что серьезным препятствием массовому распространению информационных технологий может стать остающийся пока невысоким уровень доходов основной части населения Республики Узбекистан. Поэтому принципиальное значение приобретают ценовые факторы. Доступ к электронным услугам правительства должен быть предоставлен определенным слоям населения без всякой оплаты или с оплатой ограниченной разумными пределами, если существо информации представляет общегражданский интерес и не вызвано коммерческим интересом пользователя.
Со стороны правительства было бы целесообразно разработать специальные мероприятия по стимулированию снижения тарифов на предоставляемые государственные электронные услуги.
Требования к инфраструктуре э-Правительства Узбекистана вытекают из необходимости обеспечения разумного баланса принципов прозрачности и конфиденциальности информационного потока. В связи с этим на этапе реализации проекта э-Правительства должна быть отдельно разработана концепция обеспечения информационной безопасности. При этом вполне вероятно, что контроль использования и защита государственных информационных систем и ресурсов от злоупотреблений со стороны государственных служащих будет обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета их операций при работе с государственными информационными системами, ресурсами и технологиями.
Авторы Концепции исходят из того, что развитие Электронного правительства Узбекистана, по состоянию на май 2004 года, в целом находится на начальной стадии. Она характеризуется:

• наличием политической воли руководства страны в направлении скорейшего внедрения э-Правительства: принят ряд основополагающих правительственных документов по дальнейшему развитию ИКТ, расширяется законодательная база
• ростом общей технологической оснащенности государственных органов управления: по данным УзАСИ, в среднем по республике на 1 компьютер в органах государственного управления приходится 3 государственных служащих, хотя на 1 компьютер, подключенный к сети Интернет, приходится около 10% государственных служащих центральных аппаратов государственных органов, или 7% во внутриведомственной системе государственных органов. Вместе с тем только 7% государственных органов имеют свои корпоративные сети
• внедрением первых электронных систем в государственных структурах: начата опытная реализация Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций; отдельные информационные услуги о проведении продаж государственной собственности представлены на сайте Госкомимущества РУз и на некоторых веб-сайтах отраслевых органов государственного управления
• проведением переподготовки работников аппаратов управления работе на современных средствах ИКТ. Однако уровень компьютерной грамотности специалистов в государственных органах остается в целом достаточно низким, причем существует значительный отрыв между уровнями знаний сотрудников аппарата управления и подведомственных структур.

Одной из основных причин недостаточных темпов внедрения ИКТ в деятельность государственных органов авторы Концепции считают отсутствие целевого финансирования государственным бюджетом проектов по внедрению ИКТ.
Концепцией предполагается следующая этапность развития э-Правительства Узбекистана:

I. В 2004-2005 гг. должна быть создана общая информационная среда, обеспечено присутствие на ней всех ведомств и регионов.
II. Затем в 2006-2007 годах следует сформировать механизмы двух- и многостороннего общения, повсеместно ввести электронный документооборот, расширить ведомственные и межведомственные электронные информационные ресурсы.
III. Наконец, период 2008-2010 годов должен стать этапом становления интегрированного э-Правительства Узбекистана, нацеленного на решение множества аналитических задач.
Ожидается, что создание э-Правительства Узбекистана, по опыту зарубежных стран, может в итоге привести к существенному продвижению в следующих направлениях:

• повышение внутренней эффективности деятельности государственных служб, эффективное использование интеллектуального потенциала и технической базы
• сокращение расходов на содержание государственных структур на 20-25% и повышение эффективности государственных расходов
• создание новых механизмов общественных отношений и повышение участия граждан в принятии правительственных решений, что в целом может способствовать повышению ВВП по стране на 5-7%.

pic

Реализация данной Концепции позволит также реформировать всю структуру государственного управления информационными потоками и информационными технологиями и сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру для дальнейшего совершенствования работы государственных органов в целом.
Однако авторы Концепции признают, что отечественная ИКТ-отрасль никогда ранее не решала таких социально значимых, технически сложных, ответственных, наукоемких и ресурсоемких задач, как задача построения э-Правительства Узбекистана. Чтобы обеспечить предпосылки для успешной реализации проекта э-Правительства, необходимо уже на начальной стадии реализации и планирования проекта предусмотреть и принять административные и политические решения.
Прежде всего необходимо сделать задачу создания Электронного правительства одним из национальных приоритетов.
Следующим важным моментом является создание специальной группы по управлению проектом э-Правительства Узбекистана. В задачу этой группы входят разработка и реализация плана мероприятий по созданию э-Правительства. Группа должна иметь соответствующую компетенцию и полномочия и работать на основе четкой постановки задач со стороны КМ РУз. Она должна объединить ведомственные информационные, технические и интеллектуальные ресурсы для решения главной задачи.
В обязательном порядке должны быть созданы действующие на постоянной основе рабочие группы по следующим направлениям:

• правовые вопросы э-Правительства
• информационная безопасность
• документооборот и цифровая аутентификация
• системные услуги э-Правительства Узбекистана.

Одновременно по мере реализации услуг э-Правительства могут создаваться временные рабочие группы для решения вопросов, связанных с прикладными аспектами реализации.
В процессе разработки и реализации проекта э-Правительства Узбекистана необходимо изучать и использовать международный опыт, что позволит избежать заведомо не эффективных решений.
И, наконец, должен быть разработан четкий порядок финансирования разработки э-Правительства Узбекистана с учетом выделения средств на внедрение ИКТ не менее 1% от общих расходов государственных органов.
Подготовленный проект Концепции планируется доработать с учетом замечаний и предложений участников конференции и затем представить на рассмотрение Правительства республики.
Бесспорно, что современная телекоммуникационная сеть должна стать основой развития Электронного правительства путем:

• обеспечения взаимодействия информационных систем государственных органов
• предоставления новых видов услуг и сервиса.

В этой связи очень важную информацию о состоянии и планах развития инфраструктуры сообщил участникам конференции заместитель генерального директора УзАСИ Хуршид Мирзахидов.

pic

Он отметил, что состояние местных сетей телекоммуникаций в настоящее время характеризуется следующими показателями:

• 2,07 тыс. автоматических телефонных станций (АТС)
• общая монтированная емкость 1,916 млн. номеров
• уровень использования — 87,5%
• доля цифровых АТС составляет 37,3%
• количество основных телефонных аппаратов — 1667,6 тыс. штук
• телефонная плотность — 6,77 телефона на 100 жителей
• 355 тыс. абонентов сотовой связи.

Состояние сетей передачи данных:

• 314 операторов и провайдеров сетей передачи данных
• 267 пунктов коллективного доступа к Интернету
• 511 тысяч пользователей Интернета среди населения
• 480 тысяч пользователей Интернета в государственных структурах
• 32,8 Мбит/с общая емкость доступа к Интернету.

В ближайшее время планируется существенное развитие инфраструктуры, в частности
Междугородные сети:

• завершение строительства автоматизированной системы управления международной и междугородной сетями телекоммуникаций
• доведение цифровых международных телефонных каналов до 2,48 млн. канало-км
• увеличение количества каналов региональной связи до 50 тысяч, их уровня цифровизации до 72%
• доведение уровня автоматизации обмена до 98%
• доведение ВОЛС до всех райцентров республики к 2005 году.

Местные сети:
• введение в действие цифровых АТС общей емкостью 128,3 тыс. номеров
• доведение уровня охвата цифровой телекоммуникационной сетью всех городов и районных центров и 50,8% сельских населенных пунктов
• внедрение перспективных технологий организации сети абонентского доступа (волоконно-оптической, цифровой и т.д.)
• развитие систем беспроводного доступа
• развитие новых видов услуг телекоммуникаций, включая услуги интеллектуальных сетей, услуги ISDN, услуги IP-телефонии.

Сотовая связь:
• обеспечение доступности услуг сотовой связи широким слоям населения
• создание условий для развития сотовой связи в сельской местности и труднодоступных регионах
• подготовка к постепенному переходу от действующих сетей сотовой связи к системам сотовой связи третьего поколения 3G.

Сети передачи данных:
• модернизация существующих сетей передачи данных и внедрение современных высокоскоростных технологий передачи данных
• расширение присутствия Интернета в регионах страны, в том числе в сельских населенных пунктах
• расширение доступа к международным информационным сетям не менее 512 МБит/с
• увеличение количества пользователей Интернета до 11,9 на 100 жителей
• развитие сетей доступа пользователей и решение проблемы «последней мили»
• внедрение технологий на сетях кабельного телевидения для доступа к сети Интернет.

«Заграница нам поможет!»

Но чтобы не сделать ненужных ошибок, необходимо детально проанализировать и учесть уже накопившийся мировой опыт в этом направлении. Поэтому организаторы конференции постарались пригласить как можно больше зарубежных экспертов.
Весьма интересным был доклад о мировом опыте в построении э-Правительств специально приглашенного на этот саммит Программой DDI международного консультанта из Индии г-на Викас Нас.

pic

Внимательно прислушаться к мнению граждан при построении будущего э-Правительства призвал участников конференции еще один международный консультант — главный экономист Мирового банка Ульрих Альберт Хьювер, так как главная цель такого правительства — улучшение благосостояния граждан.
Он считает, что главные факторы, определяющие деятельность э-Правительства, это не проблемы автоматизации, а доверие со стороны граждан и подотчетность им. При создании э-Правительства важно выработать государственные приоритеты, но не менее важно, чтобы учитывались интересы и мнения граждан, представителей бизнеса и других представителей общества. Нужна открытая дискуссия.

pic

На самом деле э-Правительство — очень дорогостоящий процесс, поэтому важно осуществлять общественный мониторинг эффективности его внедрения. Граждане должны участвовать в принятии решений о важности и необходимости мероприятий, которые планирует правительство. При этом следует делать поправку на то, что они не всегда знают свои потребности.
Простое добавление компьютеров или модемов не улучшит правительство, а делать бесполезные процедуры более эффективными не продуктивно в принципе. Необходимо рассматривать э-Правительство как важную часть строящегося «информационного общества», и видеть его основную цель в помощи гражданам и бизнесу при обнаружении новых возможностей во всемирной экономической системе.

Так как проблема создания э-Правительства имеет широкий аспект мероприятий, начинать лучше с небольших конкретных проектов, постепенно увеличивая масштаб внедрения. Например, в Чили система э-Правительства с успехом решает вполне конкретную задачу, помогая гражданам найти дешевое жилье. В некоторых других государствах проблема борьбы с коррупцией достаточно эффективно решается внедрением электронных торговых площадок, где проводят открытые тендеры.
Для активного участия граждан в процессе формирования э-Правительства государством должен быть обеспечен широкий доступ населения к ИКТ путем развития компьютерного образования и повышения доступности новых технологий.
Богатым опытом Германии в вопросах создания э-Правительства поделился с участниками конференции менеджер компании Alcatel по Восточной Европе Михаил Пахомо в.
Он отметил, что в Германии пришли к выводу, что именно правительство должно стать инициатором роста доверия и безопасности в информационном обществе. Для этого с целью осуществления проекта э-Правительства в 1999 году была основана некоммерческая ассоциация «Инициатива D21», которая стала самой крупной общественно-частной ассоциацией Германии (более 300 членов). Председателем консультативного совета стал канцлер Герхард Шредер.

pic

Целями этой ассоциации стали:

• Ускоренное превращение Германии из индустриального в информационное общество
• Повышение глобальной конкурентоспособности Германии за счет использования информационных и коммуникационных технологий
• Преодоление «цифрового неравенства»

Основным лозунгом, выражающим суть проекта э-Правительства, является высказывание канцлера Германии Г. Шредера: «Бегать должны данные, а не граждане».
При этом оно развивается в рамках глобального проекта «Электронная Европа».
Основными целями проекта э-Правительства в Германии являются:

• повышение качества услуг для населения, ориентация на пользователей, новаторство
• повышение прозрачности правительства для граждан и заказчиков
• совершенствование информационных каналов между правительством, бизнесом и гражданами
• сокращение административных расходов

pic

В ра

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте