Насколько готовы мы к электронному обществу?
4 октября 2004
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Юлия Павлова.
pic

В последнее десятилетие ХХ века информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества и образ жизни людей. Многие страны осознали колоссальные преимущества, которые несет с собой ускоренное внедрение и развитие этой отрасли. Экономическая деятельность, связанная с производством и использованием информации и знаний, стала движущей силой для устойчивого экономического роста этих стран.
Скорость интеграции Узбекистана в развивающуюся мировую экономику зависит от его способности быстро модернизировать политические институты и механизмы управления. В этом плане информационно-коммуникационные технологии, являясь основной движущей силой институциональной реформы, предоставляют огромные возможности для экономического развития страны.

Создание электронного общества требует прежде всего готовности населения к использованию новых технологий, а также преодоления проблем цифрового расслоения в обществе. Сегодня в Узбекистане на изучение состояния информационных систем и ресурсов направлены усилия как главного регулирующего органа в сфере ИКТ — Узбекского агентства связи и информатизации (Агентство), так и ряда международных организаций, имеющих совместные проекты с Агентством. Первые шаги в этом направлении делает и Центр «UzInfoCom», одной из главных задач которого является проведение исследовательской деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий. Предметом одного из таких исследований стало изучение эффективности использования средств ИКТ министерствами, ведомствами, хозяйствующими объединениями и органами государственной власти на местах Республики Узбекистан.

Согласно данным опроса, проведенного Агентством в первом квартале того года и охватившим 166 структур, 37% респондентов сталкиваются с проблемами внедрения ИКТ, которые в целом можно разделить на:

• финансовые (нехватка средств для приобретения оборудования, обучения персонала и т.д.)
• технические (отсутствие локальных сетей, плохое качество линий связи и т.д.)
• кадровые (низкий уровень ИТ-грамотности работников, отсутствие специальной службы по ИКТ).

Специальные службы присутствуют в 29% ведомств, а количество сотрудников в них не превышает 3% от общей численности занятых в данных структурах. К регионам республики, «осознавшим» необходимость создания в ведомствах такого рода служб, можно отнести: Ферганскую, Навоийскую Андижанскую, Джизакскую области и город Ташкент. Менее «продвинутой» в этом отношении является Ташкентская область.
Электронное общество во всем мире способствует повышению эффективности внутреннего управления и функционирования государства, делает прозрачной и информационно открытой деятельность правительства, экономит средства при переходе к онлайновым тендерам на товары и услуги, востребованные федеральными и местными государственными ведомствами.
Одним из основных факторов, характеризующих отношение руководства структур к внедрению и использованию передовых технологий, является наличие или отсутствие соответствующих программных документов по развитию и внедрению ИТ (это может быть ведомственная программа, комплекс мероприятий и пр.). А самой первой ступенью на пути к электронному обществу является создание web-сайтов, причем постоянно обновляемых и действующих в динамическом режиме.
К сожалению, по данным опроса, соответствующие программные документы развития и внедрения ИТ имеют только 28% государственных структур (рис.1), а у 3/4 опрошенных отсутствуют собственные web-странички.

pic

Наиболее «продвинутым» регионом по данным параметрам можно назвать г.Ташкент (рис.2), где из общего количества опрошенных 88% имеют собственные web-сайты, 64% — программы развития. Промежуточные позиции по наличию web-сайтов занимают Ферганская и Навоийская области — 67% и 50% соответственно. Наиболее «слабыми» являются Ташкентская, Хорезмская, Сырдарьинская и Андижанская области.

pic

Создание «Интернетного общества», отмеченное Президентом, будет невозможным без многочисленных экономичных возможностей физического доступа к Интернету.
«Оценить» доступность Интернета можно используя такой показатель уровня компьютеризации, определяемый как соотношение количества компьютеров к численности персонала в ведомстве. Согласно результатам опроса, уровень оснащенности компьютерной техникой невысок: для аппарата управления ведомства этот показатель составляет 53%, для ведомства в целом — 35%.
Доля структур, подключенных к сети Интернет, — 50% (рис.3), а вот электронная почта присутствует у 46% опрошенных.

«Лидерами» по количеству подключенных ведомств к сети можно назвать город Ташкент, Навоийскую и Ферганскую области — в каждом из этих регионов эта цифра составляет 90% и выше. Промежуточные позиции (в диапазоне 40-60%) занимают: Сырдарьинская (40%), Андижанская (42%), Сурхандарьинская (44%), Самаркандская (50%), Наманганская (50%), Кашкадарьинская (50%) и Джизакская области (60%). Наиболее худшее положение по данному показателю в Ташкентской (4%), Хорезмской (14%), Бухарской областях (20%) и Республике Каракалпакстан (30%) (рис.3).

pic

Причем необходимо отметить, основным типом подключения является dial-up соединение (в среднем 79%), что «определяет» низкую скорость передачи информации (рис.4). Почти у половины опрошенных (48%) скорость подключения к сети Интернет составляет менее 56 Кб/с, лишь у 1% она превышает 256 Кб/с.
При этом соответствующими программно-техническими средствами обеспечения защиты пользуются только 35% опрошенных. Наихудшие позиции здесь занимает Ташкентская область (4%).

pic

Однако не всегда факт подключения какого-либо ведомства к глобальной сети означает, что Интернет доступен всем и каждому. Ведь зачастую только ограниченный круг сотрудников ведомства имеет эту возможность. Если взглянуть на такой показатель, как количество персональных компьютеров, подключенных к сети, то окажется, что в среднем цифра не превышает 10% для аппарата управления и 8% для ведомства в целом.
Немаловажную роль играет цена доступа в Интернет. Конкурентный рынок интернет-услуг постепенно делает цены на доступ к Интернету более приемлемыми. Многие провайдеры проводят агрессивную политику по привлечению клиентов путем предоставления различных пакетов услуг, а также установления скидок и льгот для местных пользователей. Так, все более популярными становятся скидки, предоставляемые при подключении к Интернету в ночное время суток.
В заключение хотелось бы отметить, что наблюдается определенная тенденция в «отставании» между развитием и внедрением ИКТ в аппаратах управления и по ведомствам в целом по таким показателям, как количество подключенных к сети Интернет персональных компьютеров (например, для Наманганской области в среднем этот показатель составляет 14% для аппарата управления и 11% для ведомства в целом), численность сотрудников, умеющих пользоваться офисными приложениями и Интернет (количество сотрудников, умеющих пользоваться простым офисным приложением — таким, как MS Word, в среднем в аппаратах управления ведомств Сырдарьинской области составляет 51%, а по ведомствам в целом эта цифра равна 31%) и т.д.

pic

Развитие отрасли ИТ в Узбекистане является приоритетным направлением. Однако по разным причинам (объективным и субъективным) страна пока не располагает многими существенными компонентами, необходимыми для того, чтобы считаться «готовой» к информационному обществу. Республика обладает значительными человеческими ресурсами (как по количественным, так и по качественным параметрам), которые могут быть направлены на реализацию взаимосвязанных программ развития. Индия, к примеру, является наглядной демонстрацией того, как продуманная государственная политика может успешно содействовать развитию индустрии программного обеспечения на высочайшем мировом уровне и в относительно короткие сроки. Узбекистану для мобилизации своего потенциала необходимо взаимосвязанное осуществление административной реформы и процесса создания электронного общества.
Мониторинг развития ИКТ, являясь достаточно длительным и сложным процессом (проблемы координации, спорные точки зрения, дискуссии являются необходимыми его атрибутами), позволяет выявить основные проблемы, а значит, и сформулировать пути их решения. Несмотря на то, что приведенные данные носят относительный характер, надеемся, что эта информация найдет свое отражение в действиях нашего Правительства, направленных на решение проблем повсеместного развития и внедрения ИКТ.

pic
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте