Мультимедийный уголок цифрового дома

pic

22 ноября в московской гостинице «Ренессанс» состоялись пресс-конференция и презентация новинок, объединенные захватывающим названием «День технологий Intel для цифрового дома». В предварительно распространенном пресс-релизе, подготавливающим нас к введению в тему, говорится, что аналитические компании характеризуют настоящий момент как цифровой Ренессанс, в чем шутники журналисты усмотрели связь с названием гостиницы. Вообще все мероприятие проходило живо и непринужденно, и рекламные заклинания выступающих часто прерывались удачными шутками-репликами из зала, корректирующими речи выступавших. Так вот, возвращаемся к аналитикам, исследующим рынок и обобщающими тенденции. По данным Forester Research, на сегодняшний день телевизор есть у 93%, видеокамера – у 84%, настольный ПК – у 61%, цветной принтер – у 53%, а DVD-плейер – у 44% европейцев. Особый интерес потребители предъявляют к технологиям работы с цифровым мультимедийным контентом. Объемы онлайнового медиа-контента сегодня огромны и продолжают стремительно увеличиваться. К 2006 году продажи услуг по загрузке музыки из Интернета составят примерно 10% от общего оборота музыкальной индустрии (12,8 млрд. долл.), а к 2008 году эта доля возрастет до одной трети.

Большая часть произведений киноиндустрии переведена в цифровую форму и составляет основу услуги «Видео по требованию». Уместно напомнить, что за время существования кинематографа было снято более 370 тысяч кинофильмов и их просмотр в непрерывном режиме занял бы более 100 лет. В соответствии с аналитическим обзором Yankee Group, 31% домашних пользователей в США уже скачивают музыку в режиме онлайн, а 32% — регулярно обмениваются цифровыми фотоснимками (к 2007 году эти показатели составят, соответственно, 43 и 56%). Как отмечает Forrester Research, 20% европейцев скачивают музыку из Интернета, 2% — видеофильмы, а 10% — и то, и другое. Замечу в скобочках, что речь идет, конечно же, о законном, официально оплаченном скачивании, обмен по пиринговым сетям и «пиратские» скачивания значительно увеличили бы приводимые проценты.
По данным Forrester Research, европейцы активно стремятся «оцифровать» доступный им контент – в Европе стремительно растет популярность DVD-плейеров и DVD-приводов для ПК. На сегодня уже 57% европейских домашних пользователей имеют возможность просмотра и записи DVD-фильмов. Быстро растет и популярность цифровых фотокамер – по сравнению с 2003 годом число цифровых камер в Европе увеличилось на 12%. Приводятся также цифры резкого роста широкополосного доступа к Интернету, количества домашних сетей, использующих беспроводные технологии. Не стоит, наверное, приводить все количественные характеристики европейских сетевых реалий, тем более что они пока далеки от российских и узбекистанских показателей. Но тенденция развития прослеживается как движение общества к более широкому использованию мультимедийных приложений. А обобщает и обеспечивает этот процесс корпорация Intel, снабжая крупных мировых производителей и мелких новичков рынка своими процессорами и чипсетами.
Все приведенные выше цифры повторил в своем докладе директор Intel по маркетингу в странах СНГ Денис Мальцев.

pic

Он также обобщил требования, предъявляемые к появляющемуся новому классу оборудования для цифрового мультимедийного дома. Среди них:

• высокое разрешение
• простота в управлении
• гибкость, обновляемость
• многопоточное видео
• мобильность устройств
• поддержка различных устройств
• обширные мультимедийные библиотеки
• возможность одновременной работы нескольких членов семьи (многозадачность).

С другой стороны, устройства должны быть максимально простыми и удобными в работе и не требовать специальных знаний. Например, иметь возможность
• дистанционного управления (расширенный ПДУ)
• быстрого создания фотоальбомов, коррекции изображений
• захвата видео и удобной работы с TV
• монтажа и записи своего видеоматериала
• обмена контентом через Сеть

Для выработки стандартов и согласования подходов разработки устройств будущего Цифрового дома более 180 компаний (в их числе, конечно же, и все ведущие компании электронной отрасли) объединились в Альянс Digital Living Network Alliance (DLNA). Для справки — ранее эта организация называлась Digital Home Working Group. То есть процесс взрывного интереса к мультимедиа признается всеми производителями, что предполагает скорое появление нового оборудования. Еще можно добавить, что корпорация Intel создала специальный фонд Digital Home Fund размером в 200 миллионов долларов в поддержку развития технологий для цифрового дома.

pic

В заключение выступления Денис Мальцев представил новую концепцию класса устройств с объединяющим названием «Entertainment PC», что предлагается переводить как «компьютер для развлечений». Это устройство, объединяющее мобильный, карманный и настольный компьютеры с экранами и звуковыми колонками, стоящими во всех жилых комнатах, и дающее легкий доступ к музыке, фотографиям, фильмам и играм.
После такого подробного «теоретического» выступления началась практическая демонстрационная часть – некоторые российские производители уже выпускают подобные устройства. Это:

• компания Kraftway с медиацентром Kraftway Popular MCE
• известный производитель ноутбуков — компания Rover Cmputers с мультимедийным центром Centro T960/T760
• холдинг R-Style Cоmputers с развлекательным центром R-Style Proxima MC-e.

Вообще-то три представленные модели обладают сходными параметрами. На огромном плазменном экране с помощью ПДУ выбирается пункт меню – любое действие из внушительного списка возможностей – просмотр TV или видео, прослушивание аудио или FM-радио, просмотр фотоальбома, общение через Сеть в режиме видеоконференции.

pic

Одновременно можно качать из Сети файлы, оцифровывать аналоговую видеозапись, редактировать фотографии. Ну и, конечно, множество программных примочек – продолжить просмотр в другой комнате или, например, запоминать телепередачу, вырезать кусочки и смотреть в урезанном виде. Сразу же вопрос из зала о наболевшем – а можно ли автоматически вырезать рекламу из телефильмов? Пока такой возможности не предусмотрено, отвечают представители разработчиков. Хотя в Сети обсуждаются разработки, способные отделять рекламу от фильма, и хотя бы занижать громкость. Опять же реплики из зала – представляют продукцию профессиональные маркетологи, более всех заинтересованные в действенности рекламы, поэтому подобные вопросы обсуждать лучше не с ними.
Еще были представлены две разработки устройств класса Creativity PC – традиционного ПК, обладающего большими мультимедийными возможностями. Это компьютеры от Depo Computers и от K-System. Навороты их во многом совпадают – просмотр всех известных видеоформатов, запись DVD, восьмиканальный звук, видеомонтаж, качественные TV и FM-тюнеры, работа с качественными фотографиями. Наверное, не стоит и говорить, что все перечисленные устройства работают на базе процессоров Intel Pentium 4 с технологией Hyper-Treadind, нам все время об этом напоминают выступающие.

pic

Очень эмоционально и артистично выступил представитель копании «Точка-ру», чей проект высокоскоростного (по технологии ADSL) подключения «Стрим» безусловно явился событием уходящего года. А без такого подключения о цифровом доме и речи идти не может. Было продемонстрировано прослушивание музыки, лекции из Сети, игра через Сеть и видеоконференция.
Представитель R-Style сообщил также, что их клиенты получают льготный доступ к платному контенту на портале KM.ru. Это сообщение вызвало шумок в зале – всем памятен апрельский скандал с иском от КМ-ру к бесплатным сетевым библиотекам. В той истории портал КМ (входящий в состав холдинга R-Style) выглядел не совсем красиво, и вспоминать об этом при рекламе нового продукта – ход или недальновидный, или, наоборот, тщательно рассчитанный на привлечение внимания – я, например, попался на эту удочку. Вслух же никто из журналистов не стал заострять щекотливый вопрос, обсуждение которого всегда эмоциональное, увело бы пресс-конференцию далеко от темы.
Из заданных журналистами вопросов большинство касались технических подробностей представляемых устройств, наиболее интересными показались два вопроса. Первый — столько говорилось о беспроводном доступе, а выставляемые модели буквально опутаны проводами? Ответ – действительно, колонки, усилители, телевизоры и прочие устройства не снабжены подобными устройствами, и пока совсем уйти от проводов вряд ли получится. Второй вопрос – насколько актуально для нас «подняться в спальню на втором этаже и продолжить просмотр фильма там» (цитата из рекламного ролика), другими словами, насколько может быть востребована такая продукция? Ответ – по некоторым данным, только в Москве проживают не менее ста тысяч миллионеров (долларовых, конечно же), то есть рынок есть и развивается. И мой вопрос. Вообще-то за последние годы компьютерная пресса приучила нас, что в понятие «цифровой дом» входит нечто другое, чем то, что мы сегодня увидели. Это холодильник, который знает, что заканчивается молоко, и докупает его в магазине, это унитаз, делающий анализ (оживление в зале) и уточняющий на основании его диагноз, это кондиционер, мясорубка, кофеварка, освещение, знающие, что им делать. А то, что мы увидели сегодня, это не цифровой дом, а, скорее, его мультимедийная частичка. Ответ Дениса Мальцева: «Возможно, в будущем таким будет цифровой дом, пока же мы начали с медийных потребностей, и главное, что нам удалось показать, что компьютер может быть центром цифрового дома».

Orphus system