Зачем вам сайт?
24 января 2005
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Роман Поликарпов.
pic

Попробую-ка я сегодня рассмотреть основные причины, по которым люди создают сайты… Они все такие разные — большие и маленькие, красивые и не очень, полезные и бесполезные, но все создавались с какой-то целью. Но иногда смотришь на сайт и думаешь: «И зачем его делали?..»

Может быть, просто нечего делать?
Как это ни странно (во всяком случае, мне), существуют в Интернете тысячи людей, которым нечего делать. Часто такие вот люди идут создавать сайты. Способствует этому всевозможная реклама в духе: «Создай сайт за 60 секунд!» Нет, я ничего не имею против, просто если что-то делать, то браться за это следует основательно, учиться, учиться и так далее по первоисточникам…
Как показывает мой скромный опыт, люди, которым нечем заняться, у которых уйма свободного времени, делятся на тех, у кого может что-то получиться (10%), и тех, кого в некоторых кругах называют балластом. То есть иногда человека действительно захватывает сайтостроительство, у него открываются талант, вдохновение и прочие шуточки муз, тогда такой прото-дизайнер и вправду создает нечто интересное. По-моему, это просто замечательно, вот только жаль, что скучающих людей такого типа немного, иначе Интернет был бы много интереснее и полезнее.
Вторые, их большинство (90%), являются изначально, по своему мнению, мега-дизайнерами, богами тега и фрейма, строителями Всея Интернет. Как вы догадываетесь, ничего хорошего у них не получается, так что творцы narod’ного в интернет-строителях ненадолго. Ну, да ладно, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не HTML. Поиграли и выбросили, нормально.

А не заработать ли мне денег?
Какой вопрос! Просто песня! Опера меркантильных желаний под аккомпанемент звона монет. Признаюсь, в мою голову сей вопрос тоже проникал. Слава Богу, не стал навязчивой идеей.
Очень многие начинающие идут в Интернет с мешками для «условных енотов». Мол, «щас слабаю сайт, навешаю банеров, да и все». К таким шагам нас подталкивают множество сайтов о заработке, реклама. «Заработать просто!» — говорят они. — «Поставь наш банер и ты заработаешь миллион!» Готовьте ложки, господа! Нет, есть мы будем не черную икру, а лапшу. С ушей.
На самом деле, я не отрицаю, что заработать в Интернете теоретически можно, особенно имея сайт. Но для этого не лишним будет приложить к делу время, деньги и мозги. Кстати, немало.
Если вы хотите начать делать сайты для заработка, то мой вам совет — бросьте, это пустая трата времени. Большинство «младого поколения» под «зарабатывать» понимают размещение банеров на сайте, участие в банерных сетях, размещение партнерских программ на сайте (а также участие в клик-клубах, платные регистрации, почтовые спонсоры). Такими методами можно что-то заработать, если вы имеете популярный сайт. Популярность в данном случае это от 1000 уников в день. Не меньше. Но имея такой посещаемый сайт, вы на его поддержку будете тратить больше того, что сможете заработать на банерах. И какой тут заработок?
Реально можно получить деньги, предварительно вложив их или выполняя какую-либо трудовую функцию (иначе говоря, найти работу). Заработать в полном смысле этого слова смогут игроки на бирже, дизайнеры, рекламщики и прочие — это люди, имеющие соответствующее образование. Чаще всего, высшее.
Надеюсь, вы поняли, что не стоит делать сайт исключительно для заработка? В любом случае посетитель вам судья!

Создаем корпоративный сайт
…или сайт некой группы людей. С помощью такого мощного инструмента, как сайт, люди могут заявить о себе в сети Интернет. Фирмы найдут в «паутине» себе новых клиентов, музыкант получит возможность рассказать о себе всем желающим слушать, команда программистов найдет себе новых знакомых и получит опять же заказы. Короче, каждому свое.
Все эти цели объединяет одно — сайт в данном случае не более чем инструмент, проект в поддержку другого проекта. Мощный, эффективный и полезный инструмент. Чаще всего такие сайты действительно полезны кому-то (но в большей степени именно создателю). Корпоративные сайты обычно делаются командой профессионалов за деньги. Признаки — качественный дизайн, стиль, определенный слог, доменное имя 2-го уровня.
Таким образом, если вы руководитель какого-то проекта в оффлайне, то очень разумно будет сделать его web-представительство. Но, как было сказано выше, работу эту лучше предложить профессионалам, «знающим толк в колбасных обрезках».

pic

Мне есть что сказать людям!
Если вы честно и откровенно можете сказать такую фразу, то смело идите и делайте себе web-сайт! Вот она, та самая, главная причина создавать что-либо в Интернете. Действительно, миллионы пользователей ежедневно подключаются к сети не за красивым дизайном, а, прежде всего, за информацией! И если на вашем сайте пользователь найдет именно то, что ему нужно, он будет очень вам благодарен!
Конечно, надо знать, о чем говорить. Быть может, вы способны часами говорить про свою любимую Жучку, но вот вопрос — а кому это интересно? Зайдите на narod.ru, там тысячи таких страниц о себе и своей собачке, и это никому не интересно! А если нет интереса — нет ценности такого сайта, это просто мусор… Так что, прежде чем создать себе домашнюю страницу, хорошо подумайте, что там разместить. Нет смысла писать про любимую Жучку, лучше создайте на своей home page клуб собаководов. Устраивайте конкурсы, пишите статьи, создайте форум для единомышленников, особую атмосферу взаимопонимания и согласия, сделайте так, чтобы к вам на сайт захотелось вернуться вновь и вновь! Будьте интересны другим, и к вам потянутся!

И еще один совет…
Один, но зато самый важный — будьте уникальны! То есть перед созданием сайта зайдите на поисковую систему и оцените, какие материалы по вашей теме уже представлены другими сайтами. Быть может, не стоит делать еще один, двухсотый, сайт о группе N? Ведь у них наверняка есть официальный ресурс, где всегда можно получить свежую информацию из первых рук. Зачем тогда пользователю ходить на другой сайт? Та же ситуация с коллекциями mp3, архивами программ, каталогами ссылок, коих расплодилось незримое множество… К чему создавать лишний мусор, ведь zvuki.ru , listsoft.ru и каталог Яндекса не переплюнуть никому?.. Лишнее копирование информации добавляет объема, но не добавляет смысла.
Задумайтесь над вышесказанным. Знаете, очень обидно будет положить уйму сил и времени на никому не нужную вещь…
Желаю вам от всей души найти свою нишу в этом безумном мире Интернета. Удачи!

Как «заценить» собственный сайт?

Любой дизайнер по природе своей любопытен. Хотя бы в той части, что является предметом его деятельности. В частности, это относится к его работам: сделав сайт, ему интересно узнать — получилось или нет? В большей части это относится к начинающим дизайнерам, ибо у профессионалов «проколы» случаются редко.
Обычно, чтобы оценить свой, зачастую построенный на чистом энтузиазме труд, новичок обращается на форумы о дизайне, где есть раздел, посвященный оценке сайтов другими пользователями. И, наверное, такой ход оправдан: создатель сайта при минимуме усилий со своей стороны получает максимум, зачастую достаточно компетентных комментариев.

pic

Однако я советую, прежде чем выносить сайт на обсуждение, самому «заценить» свой сайт. Понимаю, что достаточно сложно сделать это объективно, все-таки свое, родное… Но чтобы вам помочь, могу привести примерный список деталей, на которые я обращаю внимание при оценке сайта. На всякий случай я приведу расширенный список для «глубокой оценки», ведь лучше сделать сразу все в лучшем виде, чем потом выслушивать гневно-насмешливые высказывания в свой адрес.
Сразу оговорюсь, что все ниже сказанное зыбко и шатко, и список неполон… Просто примите к сведению. В большинстве случаев ошибки случаются в «технической части», например неполадки с версткой или ошибки с юзабилити. Своевременно найдя и исправив их, можно создать качественный и удобный ресурс. Но, с другой стороны, если у вас совершенно нет дизайнерского таланта, то, даже сделав трижды грамотный сайт, но «запоров дизайнерскую часть» (подбор цветов, идея, стиль, исполнение графики), больше чем на «3» ваш сайт «не потянет».

Ищем грубые ошибки

• Не остались ли на сайте страницы, отличающиеся дизайном от общего стиля? Все одинаковые элементы должны быть выполнены в одном цвете, одним шрифтом и.т.д. Ситуация, когда на одной странице меню в синих тонах, а на другой в зеленых — недопустима.
• Нет ли ошибок в скриптах, SSI-директивах? Все ли ссылки работают и ведут на существующие страницы?
• Исправлены ли все орфографические ошибки, особенно в важных элементах, таких как заголовки?
• Исправлены ли грубые ошибки в верстке — блоки разной ширины, «поехавшие» заголовки, отсутствующие изображения, текст вне предназначенного для него места — в общем, все, что сразу бросается в глаза.
• Правильно ли подобраны цвета? Нет ли нечитаемого текста, с цветом, близким к цвету фона? Цвета шрифта и текста должны быть контрастными.
Ошибки в использовании шрифтов
и оформлении текстов
• Контрастен ли шрифт по отношению к фону? Например, серый шрифт по черному фону совершенно нечитабелен
• Шрифт не задан фиксированно? В принципе, фиксированный шрифт имеет право на существование, но если вы лишаете пользователя возможности самому выбрать необходимый размер шрифта, уделите двойное внимание подбору оптимального размера шрифта.
• Нормально ли выглядит страница при любом размере системного шрифта. Некоторые пользователи устанавливают в настройках максимальный размер шрифта, отчего плохой дизайн сразу разваливается. Проверьте свою верстку на прочность при максимальном размере шрифта.
• Корректно ли сайт печатается? Для информационных сайтов есть смысл создавать специальную версию для печати.
• Текст выводится удобной для чтения гарнитурой? Отвечает ли данная гарнитура настроению и стилю сайта? Помогает ли (или хотя бы не мешает?) усвоить содержание текста?
• Разбит ли текст на абзацы? Абзацы должны быть не слишком длинными, в каждом абзаце должна быть законченная мысль.
• Нет ли лишних эффектов в тексте? Мигающий, яркий, движущийся текст часто раздражает пользователя. Использовать данные эффекта лучше только в крайних случаях.
• Выделяются ли главные мысли наклонным или жирным шрифтом? Выделение существенных моментов позволяет облегчить восприятие текста.
• Отсутствует ли выделение текста подчеркиванием? Подчеркивание — это стереотип, обозначающий для пользователя ссылку. Не стоит обманывать пользователя, лучше обойтись другим методом выделения.
• Присутствуют ли заголовки и подзаголовки? Такое деление помогает пользователю лучше ориентироваться в документе. Причем деление следует проводить с помощью специальных тэгов .
• Если вы используете темный или черный фон, установлено ли жирное начертание текста по умолчанию (на большинстве низкокачественных мониторов, которые и составляют большинство, тонкий светлый текст на темном фоне проявляет несведение лучей и от этого выглядит сильно размытым)?

Ошибки при использовании графики

• Хорошо ли оптимизирована графика? Нет ли лишних изображений, особенно больших? Графика существенно увеличивает время загрузки сайта. Обычно вес всей страницы с графикой не должен превышать 50 kb. Иначе пользователь может так и не дождаться полной загрузки и уйти
• Использует ли графика метафоры, известные пользователю по обычной жизни? Лишаете ли вы ее несущественных подробностей, без пользы усложняющих ее восприятие? Вообще говоря, нет никакого смысла как в абстрактных пиктограммах, так и в пиктограммах, инспирированных компьютером. Место хранения файлов можно обозначить изображением жесткого диска, но при этом от пользователя будет требоваться знание того, как этот диск выглядит. Что неправильно, так как от пользователя вообще нельзя ничего требовать. Лучше нарисовать шкаф.
• Если вы используете графику, имитирующую трехмерность, все ли тени падают в одну сторону? Это очень распространенная ошибка: сайт, на котором все тени падают в разные стороны, выглядит нелепо и смешно.
• По назначению ли используются флэш и анимированные изображения? Лишнее мельтешение на странице еще никому не принесло пользы. Кроме того, такие объекты обычно прилично «весят».
• У всех ли графических изображений есть соответствующий альтернативный текст? Он поможет разобраться, если у пользователя в браузере отключена возможность просмотра графики, кроме того, указание этих атрибутов является обязательным в стандарте HTML 4.0

Ошибки в навигации

• Хорошо ли продумана навигация? Разбит ли сайт на разделы, если это необходимо?
• Навигация должна присутствовать на всех страницах сайта. На каждой ли странице есть ссылка на главную страницу?
• Отражает ли навигационная панель текущее местоположение посетителя на сайте? Это может быть выделение текущего пункта в меню цветом, либо другим эффектом.
• Всегда ли корректно работает кнопка Back браузера? Некоторые страницы, переданные по шифрующему протоколу, не могут быть взяты браузером из кэша, и их требуется загружать заново (в лучшем случае пользователю нужно самому нажать кнопку Refresh, в худшем — производить более сложные и неочевидные действия). При повторной загрузке таких страниц может также слететь установленная в браузере кодировка (и весь русский текст превратится в тарабарщину). Избегайте делать такие страницы. Также, если у вас есть страницы с формами ввода, добейтесь того, чтобы вернувшийся на эту страницу пользователь (не важно, кнопкой ли Back, либо благодаря гиперссылке) нашел ее со всеми своими установками (это очень экономит время, если нужно вернуться и что-нибудь поправить).
• Если навигация вашего сайта непрозрачна, сложна, имеет древовидную структуру, то доступна ли карта сайта?

Тестируем юзабилити

• Использованы ли все возможности для взаимодействия с пользователем? Я имею в виду интерактивные кнопки, другие элементы, реагирующие на действия пользователя.
• Если объем сайта велик, имеется ли возможность текстового поиска?
• Всегда ли доступен архив информации? Старая информация не значит ненужная.
• Предупрежден ли пользователь о возможных неприятных последствиях его действий? Это может быть открытие нового окна, запуск апплета, уведомление о ходе загрузки страницы или размер файла, доступного для скачивания
• Видимы ли все изменения в содержании и дизайне, происшедшие из-за действий пользователя? Например, если пользователь установил какой-нибудь переключатель, то во всех страницах, демонстрирующих результаты его действий, должно быть показано, что этот переключатель установлен в соответственное положение. Принципом, послужившим основой этого вопроса, является утверждение, гласящее, что любое действие пользователя должно быть отражено интерфейсом.
• Находятся ли важные данные в начале страницы? Важная информация должна заинтересовать пользователя, заставить его прочесть до конца ваш материал.
• Помогает ли альтернативный текст понять изображение? Имеется ли у всех навигационных ссылок пояснение? Пояснение должно отвечать на вопрос, куда попадет пользователь, щелкнув по ссылке.
• Различаются ли цвета у пройденных и непройденных гиперссылок?
• Отражают ли заголовки (title) путь к данной странице?
• Стараетесь ли вы использовать кнопки с глаголами, нежели иными частями речи, например «Показать» вместо «Готово»?
• Нет ли на странице ссылок на саму себя? Это нелогично, так как ссылка сама по себе предполагает перемещение.
• Изображение логотипа должно быть ссылкой на главную страницу.
• Помните, что синий подчеркнутый текст — это стереотип? Так чаще всего обозначают ссылки. Старайтесь это использовать и вашу ссылку заметят.

Послесловие

Это лишь основные, но далеко не единственные пункты. Соблюдение всех из них необязательно, более того, иногда даже вредно и может совершенно испортить весь дизайн. Но все же для большинства сайтов многие пункты актуальны. Хотя даже соблюдение правил не гарантирует создание хорошего дизайна. Ведь, зайдя на сайт, мы, прежде всего, оцениваем общую красоту, стильность, а лишь потом сталкиваемся со всеми прочими частями.
Впечатление от сайта, как известно, формируется в первые 5-10 секунд после загрузки. Если вам удалось создать стильный, красивый, необычный сайт и при этом не испортить все впечатление грубыми ошибками, то можете считать, что дизайн удался! Можно начинать заполнять сайт информацией, раскручивать, совершенствовать. Немного терпения — и ваш проект будет популярным!
Удачи тебе, Дизайнер!

pic
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте