Инфокоммуникационные услуги — будущее почтовой связи
25 января 2005
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Мухсим Махмудов.
pic

Услуги почтовой связи в Узбекистане являются самыми распространенными видами социальных услуг, охватывают все слои общества и предоставляются по доступным ценам.
Национальный оператор — ОАО «Узбекистон почтаси» (ОАО), кроме традиционных почтовых услуг (прием, передача и доставка почтовых сообщений, посылок), также предоставляет услуги по доставке пенсионных выплат, периодических изданий, платежных документов за коммунальные услуги и другие.

Узбекистан по количеству доставляемой письменной корреспонденции на душу населения и по качеству предоставляемых услуг почтовой связи значительно отстает от многих развитых стран. Например: среднее количество доставок на душу населения в Узбекистане равно 25 в год, что в 30 раз меньше количества доставок в США, а среднее время доставки письменной корреспонденции по сравнению с развитыми странами выглядит следующим образом: внутри Европейского Союза 80% сообщений доставляются в течение трех дней с момента отправки; в Германии — 95% на следующий день с момента отправки; в Узбекистане 95% сообщений доставляется в течение семи дней с момента отправки.
Невысокая прибыльность ОАО вызвана низкими тарифами на услуги почтовой связи, что не дает возможности полностью компенсировать затраты на содержание почтовой сети, состоящей из более 3000 почтовых объектов, распределенных по всем регионам страны.

Наличие такой распределенной и функционирующей сети почтовых отделений связи является основой для внедрения и развития новых видов услуг на базе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Преимуществом ОАО по сравнению с другими организациями, предоставляющими подобные услуги населению (например, «Халкбанком»), является наличие разветвленной сети отделений почтовой связи, которые присутствуют почти во всех населенных пунктах страны. Это обстоятельство позволяет ОАО приоритетно разрабатывать и широко внедрять нетрадиционные услуги, список которых достаточно обширен.
Из анализа деятельности ОАО можно выделить следующие актуальные проблемы, которые требуют безотлагательного решения по реструктуризации производства и бизнеса:

• тенденция в снижение объема традиционных почтовых услуг
• неадекватный уровень развития непрофильных услуг
• требование физической замены почтового оборудования, автотранспорта и оргтехники
• низкая квалификация персонала в области использования ИКТ
• требование замены или поставки «Программного обеспечения» современного технологического процесса почтовых и новых информационно-коммуникационных услуг
• неудовлетворительный уровень предоставления услуг на основе Internet-технологии
• ограниченный и неразвитый уровень предоставляемых почтово-банковских услуг
• необходимость оптимизации организационной структуры ОАО и менеджмента в сфере с целью выработки оперативных и эффективных административных и других решений.

В настоящее время ОАО находится в критической фазе своего развития — с одной стороны, сокращается выручка от традиционных почтовых услуг (в том числе и по причине их низкого качества), с другой — недостаточностью средств, необходимых для проведения кардинальной модернизации и развития сети почтовой связи.
Исходя из изложенного, основными задачами ОАО целесообразно определить:

• гарантированное предоставление универсальных услуг, создание корпоративной информационной сети, почтовой инфраструктуры, расширение и внедрение новых видов услуг информатизации и почтовой связи, включая экспресс-почту и финансовые услуги для удовлетворения потребностей клиентов и производственных задач
• централизация системы управления национального оператора, оптимизация структуры, обеспечение прозрачности его деятельности, социальной защищенности работников почты и привлечение инвестиций на развитие почтовой связи
• улучшение качества и сокращение сроков прохождения почтовых отправлений за счет создания дополнительных зоновых узлов обработки почты с применением соответствующих транспортных средств и средств автоматизации.

Существенным элементом стратегии развития отрасли должна стать организация широкого предоставления финансовых услуг (безналичные расчеты по кредитным картам, прием коммунальных платежей, прием и доставка электронных денежных переводов и других услуг), особенно в местностях, где недостаточно развита финансово-платежная инфраструктура.
Для указанных целей и задач, а также внедрения услуг ИКТ необходимо поэтапно создавать корпоративную информационную сеть (КИС) ОАО с подключением к ней всех региональных филиалов, районных, городских узлов и части городских и сельских отделений почтовой связи (с приемлемым для потребителя соотношением цена/качество и автоматизации процесса обработки и доставки почты). Одновременно для внедрения востребованных услуг как организациями, так и населением, которые не входят в перечень традиционных почтовых услуг, отделения почтовой связи целесообразно оснащать компьютерной и другой техникой.
Для привлечения инвестиций на указанные цели, включая иностранные, у ОАО есть все необходимые предпосылки: людские ресурсы, здания и сооружения, развитая сбытовая сеть, а также признанная потребителями торговая марка «Узбекистон почтаси».
Рассмотрим одно из перспективных направлений развития почтовой связи.
Известно, что международное сообщество интенсивно претворяет в жизнь идею ускорения внедрения информационного общества, которое должно сократить социальный разрыв и обеспечить широкий доступ общества к информационным системам и ресурсам.
Для развития указанных направлений в стране за последние два года приняты четыре закона: «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте» и «Об электронной коммерции», а также разрабатываются соответствующие программы и нормативно-правовые акты по ускорению их внедрения в повседневную жизнь.
В сети телекоммуникаций республики мощные транспортные цифровые потоки доведены до каждого областного центра, и до конца первого полугодия 2005 года их предполагается довести и до каждого районного центра. Завершена цифровизация международных и междугородных коммутационных станций.
Все эти работы являются основой для ускоренного создания информационного общества на базе цифровых информационных систем и ресурсов, в том числе и для создания мощных информационных систем и сетей министерств и ведомств, а также широкому развитию и ускорению создания КИС и информационных систем.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что почтовая отрасль в настоящее время может оказать существенное влияние на ускоренное развитие и внедрение информационного общества в стране при ее развитой инфраструктуре почтовых узлов и отделений связи в условиях их подключения к КИС.
Создание КИС почтовой связи позволит резко расширить возможность внедрения новых видов почтовых электронных услуг и услуг ИКТ. Ниже приводятся основные виды новых электронных услуг почтовой отрасли (Рис. 1).

pic

Электронная почта расширяет список основных услуг ОАО, что значительно ускоряет и упрощает процессы обмена сообщениями, а также дополнительно позволяет следующее: транспортировку сообщений между почтовыми отделениями; возможность пересылки графических сообщений и других нетекстовых сообщений; возможность доставки сообщения любому абоненту сети Internet в мире; значительное снижение стоимости пересылки сообщения.
Гибридная почта является развитием электронной почты и предоставляет возможность пересылки сообщений между абонентами сети Internet и всеми пользователями обоих направлений. При этом письмо в распечатанном виде доставляется отделениями связи.

Электронное распространение газет — распечатка газет и журналов в необходимом количестве, за счет установки в крупных региональных узлах специальных серверов и принтеров, подключенных к сети. Такой вариант распространения отменяет необходимость в развозке их из столицы, что соответственно снижает затраты по доставке, но делает доставку почти мгновенной.

Электронная почтовая марка — снабжение почтовой марки штрих-кодом с уникальным номером позволит немедленно обеспечивать достоверной информацией о прохождении письменной корреспонденции (автоматической сортировке писем стандартного размера и ручной сортировке остальной корреспонденции информация об их прохождении будет поступать в единую базу данных).
Система по автоматическому считыванию номера почтовой марки позволит отслеживать прохождение почтовых сообщений как сотрудникам почты, так и населению.

Наличия системы контроля продвижения почтовых отправлений — клиенты, используя доступ через Internet к специализированному порталу компании, могут определять местонахождение своего отправления в любое время. Аналогичным способом можно получить информацию об отправлениях из центра обслуживания вызовов.
В качестве примера можно привести автоматизированную систему контроля за продвижением почтовых отправлений внедренной в почтовой службе Республики Корея — почтальоны снабжены абонентскими терминалами, которые имеют полную информацию о всех данных как исходящих, так и входящих почтовых отправлений.

«Товары-почтой» — любые виды товаров возможно будет заказывать ОАО по каталогам товаров на почтамтах в отделениях связи, по телефону через центр обслуживания вызовов или через Internet. ОАО эту услугу может реализовать без увеличения затрат, одновременно снизив себестоимость традиционных услуг.
Электронная справочная система — установка специальных компьютеров в почтамтах и узлах связи позволит организовать национальную справочную систему по любым вопросам (право, география, погода, расписание транспорта и другие).
Голосовая справочная система — создание электронной справочной системы незначительным расширением системы, рассмотренной в предыдущем пункте, и выделением нескольких операторов в центре вызовов для предоставления голосовой информации с более высокой доступностью для населения.

«Переговорный пункт» — в отличие от услуг телекоммуникационных компаний ОАО может оказывать услуги с использованием цифровых методов передачи голоса с гарантированным качеством и широтой охвата населения офисами ОАО, что намного эффективнее имеющихся переговорных пунктов у телекоммуникационных компаний, особенно в удаленных районах.

Национальная система безналичных расчетов по кредитным карточкам и прием платежей — построение такой системы является неизбежной для любого государства. ОАО имеет необходимый географический охват для реализации этой системы, что позволит значительно упростить, ускорить и удешевить процесс выплат. Реализация и невысокая стоимость услуги дает возможность оказывать ее во всех почтовых отделениях.

Электронный денежный перевод — как и большинство других услуг, требует только организации дополнительной сети и установки компьютеров.
Кроме указанных услуг, КИС может организовать предоставление услуг по различным программам — национальная электронная система выборов; единый государственный экзамен; прием налоговой отчетности организаций и физических лиц; управление пенсионными счетами физических лиц (в случае внедрения подобной системы), что дает возможность населению на почтовых объектах контролировать и управлять собственными счетами и вопросами.

Internet-кафе — для пользователей, которые не могут себе позволить высокоскоростное подключение к Internet (в дополнение к компьютеру), можно предоставить возможность аренды компьютера, подключенного на высокой скорости к Internet за почасовую оплату, а также сканирование документов, запись CD, ксерокопирование документов и другие.
На рисунке 1 приведена классификация предлагаемых новых видов услуг для оказания на всех объектах национального оператора почтовой связи.

Принятие Олий Мажлисом Республики Узбекистан вышеперечисленных законов открыло широкие возможности для развития электронной коммерции, которая позволяет резко сократить транзакционные издержки и различные непроизводственные расходы. Наличие разветвленной инфрастуктуры почтовых узлов и отделений при ускоренном создании КИС позволит ОАО составить достойную конкуренцию с ведущими операторами и провайдерами услуг телекоммуникаций.
Предлагаемая структура КИС национального оператора почтовой связи показана на рисунке 2.

pic

В настоящее время город Ташкент соединен с Республикой Каракалпакстан и областными центрами волоконно-оптической магистральной линией связи, зарезервированными радиорелейными линиями, то есть создана мощная высокоскоростная магистральная транспортная сеть телекоммуникаций, позволяющая быстрыми темпами реализовать указанный проект.
Как видно из рисунке 2, центральный офис ОАО будет иметь локальную сеть (ЛВС), которая подключается к международной сети Интернет и через высокоскоростные каналы и тракты телекоммуникаций к ЛВС региональных филиалов ОАО.
ЛВС районных и городских почтовых узлов будут соединены с ЛВС ОАО через ЛВС региональных филиалов. При этом необходимо отметить, что районные центры Республики Узбекистан и областей связаны по кольцевому принципу с использованием волоконно-оптических линий связи, оснащенных аппаратурой синхронной цифровой иерархии. Надо отметить, что до конца первого полугодия 2005 года эти работы будут завершены.
Таким образом, ОАО, арендуя каналы и тракты телекоммуникаций с различными скоростями передачи данных от Ташкента до региональных филиалов и районных центров, организует современные КИС, используя при этом различные информационные технологии, может предоставлять все виды современных информационно-коммуникационных услуг.
Создание КИС на основе IP-технологии создает целый ряд преимуществ, то есть IP поддерживает соединения типа «каждый с каждым», которые необходимы для функционирования большинства современных приложений, включая приложения мультимедиа (средства аудио- и видеоконференций).
Для увеличения эффективности сети, то есть гибкости, управляемости, наращиваемости и высокой надежности, можно менять уровень приоритетности приложениям, которые не очень чувствительны к задержкам (электронная почта, факс и голосовая почта), может присваиваться низкий уровень приоритетности, что позволяет максимально повысить эффективность использования имеющихся ресурсов. Достоинством такой системы является возможность организации выполнения разделенных функций на разных уровнях.
Доступ пользователей к указанным услугам через КИС возможен, через существующие абонентские сети или создаваемые высокоэффективные средства беспроводного доступа.
Модернизация сети почтовой связи также должна предусматривать обновление основных фондов путем замены офисной и клиентской мебели, оснащение современной оргтехникой операционных залов филиалов, обновление и пополнение парка автомобильного транспорта, поэтапную замену электронных весов, которые обеспечат повышение качества услуг и защиту прав пользователей при пересылке почтовых отправлений и самое главное — сохранение сети отделений связи как основного пункта предоставления услуг клиентам.
Одновременно с созданием КИС, освоением новых видов услуг будут оптимизированы почтовые магистральные и зоновые маршруты перевозки почты.
Кроме этого, учитывая международный опыт, необходимо постепенно переходить на автомобильный способ перевозки почты на магистральных линиях (кроме письменной корреспонденции), а также создавать в регионах не менее двух или трех зоновых узлов обмена и сортировки почты.
Финансирование развития сети почтовой связи может осуществляться за счет кредитов банков (внутренние и внешние), инвестиций и грантов финансовых учреждений и собственных средств ОАО. Кроме этого, Закон Республики Узбекистан «О почтовой связи» предусматривает оказание государственной поддержки операторам и провайдерам почтовой связи страны.
В заключение можно отметить, что реализация указанных мероприятий позволит:

• создать единую информационно-коммуникационную сеть как для оказания современных видов инфокоммуникационных услуг и приближения этих услуг населению, так и для решения внутриотраслевых производственных и управленческих задач
• обновить основные фонды, что улучшит систему контроля, учета ресурсов в реальном режиме времени, обеспечит соответствие стандартам всех видов услуг
• ускорить прохождение почтовых отправлений, сократить сроки доставки писем, а также снизить затраты на перевозку почты более чем в 2 раза.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте