Интернет-журналистика: вчера и сегодня

pic

Развитие информационных и компьютерных технологий кардинально изменило уровень и характер коммуникационных процессов и мышление современного человека. В системе средств массовой информации появились так называемые on-line-СМИ, которые уже успели стать важным источником информации для миллионов людей. Основные характеристики, отличающие On-line-СМИ от традиционных, — это тенденции развития интерактивной журналистики и место интернет-изданий на современном информационном рынке.

Благодаря открытиям и изобретениям, сделанным человечеством в XX веке, расстояния между людьми, находящимися в разных уголках земного шара, сократились от нескольких минут до нескольких секунд. Как отметил на Саммите тысячелетия генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, в настоящее время уже более половины взрослого населения развитых стран заняты именно в сфере предоставления информационных услуг и информационных технологий. Прогресс в этом был обеспечен приобретением человеком инструмента, который позволил заметно увеличить эффективность не физической, а интеллектуальной деятельности — это персональные компьютеры. В свою очередь, их массовое распространение привело к возникновению феномена — глобальной информационной сети Интернет, которая с каждым годом играет все возрастающую роль «жизнеобеспечивающих сосудов» для развития человеческого сообщества в целом.

Интернет объединил мировое сообщество в едином электронном пространстве и стал самым массовым и оперативным источником информации. В конце двадцатого столетия появились первые электронные газеты, интернет-журналы, цифровое ТВ и информационные агентства, работающие в режиме on-line. В журналистике формируется новый вид деятельности — интернет-журналистика и создаются on-line-СМИ.

Экскурс в историю

История свидетельствует, что не всегда интернет-ресурсы и даже интернет-аналоги СМИ можно было отнести к on-line-СМИ. Прародителями сегодняшних интернет-изданий были электронные доски объявлений (ВBS) и группы новостей (Newsgroups), которые появились на заре Интернета, имели тематическое членение и периодически обновлялись. Затем спектр on-line-СМИ необычайно расширился, и в Интернете уже обозначились и традиционные медийные структуры, и специфически-сетевые.

В США первая электронная газета «The Electronic Club» появилась в 1990 году, а затем начался настоящий бум электронных версий периодических изданий (The Wall Street Journal, Los Angeles Times, etc.). Статистика показывает, что в начале 1995 года существовало всего 100 электронных газет, к началу 1996 их уже было 815, а к середине 1996 — 1115. В 1999 году в базе данных компании AJRNewslink насчитывалось 4925 сетевых газет, к этому моменту среди них было уже значительное количество, существующих только в электронном виде, появились электронные версии журналов (Businessweek, Editor & Publisher, etc.), сайты ИА (Associated Press), теле- и радиокомпаний (CNN, ABC). Развитие интернет-представительств традиционных СМИ происходило неравномерно. По сравнению с теле- и радио-интернет-проектами развитие электронных версий печатных СМИ было более успешным.

В Узбекистане первыми электронные версии начали выпускать такие газеты, как «Народное слово», «Правда Востока», «Зеркало ХХI». Но интернет-версии этих изданий во временном отношении отстают от обычной формы распространения, информация, опубликованная на страницах газет, не всегда присутствует в Интернете. Руководство газет не развивает интернет-версию, она не является приоритетным направлением издания.

Однако, несмотря на эти недостатки, хочется отметить, что эти газеты заслуживают внимания уже только потому, что были первыми. Но время стремительно бежит, и застоя, который, на мой взгляд, переживает ряд отечественных изданий, сегодняшняя журналистика не прощает.

Чем является
on-line-журналистика сегодня?

Необходимо отметить, что сегодня существует множество мнений по поводу выбора определенного термина, отражающего суть данного вида медиа. В частности, часть российских теоретиков придерживается понятия сетевая журналистика, у англоязычных ученых и практиков заметна склонность к термину on-line, или кибер-журналистика (on-line or cyber journalism). Отечественные исследователи данного направления употребляют понятие интерактивная или интернет-журналистика. Отталкиваясь от всех позиций, могу привести аргументы в поддержку понятия on-line-журналистика. Исходя из того, что этот вид СМИ формируется на основе Интернета, есть резон в правомерности использования его в данном виде. К тому же понятие on-line неразрывно связано с Интернетом, и изначально оно внедрялось параллельно с развитием глобальной Сети. Многие зарубежные исследователи отмечают, что расширенное толкование термина «on-line-СМИ» неизбежно, потому что особенность Интернета составляет то, что формальные критерии оценки СМИ (структура и оформление, показатели объема и тиража, государственная регистрация и прочее) в Интернете малоприменимы. По сути, единственными реально работающими критериями для выработки научного определения термина «on-line-СМИ» могли бы стать целевое назначение (распространение массовой информации) и периодичность обновления материалов сайтов и серверов.

Итак, on-line, или интернет-журналистика — это электронные издания в сети Интернет, которые представлены в виде электронных версий бумажных изданий, сугубо интернет-издания, а также издания, имеющие в качестве двойника бумажную версию. Печатные версии можно разделить на несколько видов: бумажно-сетевые, чисто сетевые и другие. Необходимо отметить, что on-line-журналистику отличает активное участие в ней не только профессиональных журналистов, но и всех желающих, испытывающих потребность в виртуальном общении. Это свидетельствует о том, что в данном виде медиа более ярко выражена интерактивная журналистика.

Существует ряд признаков уникальности Интернета в качестве средства массовой коммуникации. К ним относятся:

• глобальность
• децентрализованность
• доступность
• контролируемость пользователем.

К этому списку также необходимо добавить такие достоинства, как оперативность и экономичность. Совокупность всего вышеуказанного и является причиной все возрастающего числа пользователей Интернета. И уже можно считать сформировавшимся новое сообщество людей, связавших с Интернетом свою профессиональную деятельность и даже повседневную жизнь.

pic

Я бы интернет-журналистом стал, пусть меня научат…

Как видно сегодня, работа в Интернете — это не столько техническая деятельность, сколько информационная. Если на начальном этапе развития Сети все внимание уделялось техническим составляющим, то ныне информационная работа становится одним из «жизнеобеспечивающих» сторон киберпространства. Многие образовательные учреждения мира осознали необходимость в подготовке квалифицированных кадров именно в этом направлении, и в ряде стран уже не первый год преподаются специальные курсы по интернет-журналистике. В Национальном университете Узбекистана на факультете журналистики в марте 2003 года тоже открылась кафедра интернет-журналистики, работа которой направлена на обучение студентов основам журналистской деятельности на базе новых информационных технологий. Сегодня на кафедре интернет-журналистики в основном работают молодые кадры. Оно и понятно: ведь это направление журналистики начало формироваться не так давно, и его теоретические и практические стороны легли в основу исследовательских работ молодых специалистов. Их усилиями сегодня на факультете преподаются специальные курсы по изучению формирования и развития Интернета, свойства интернет-медиа.
В частности, это они входят в содержание таких предметов, как информационные технологии и печать в системе Интернета для магистрантов факультета; основы Интернета и его развитие в Узбекистане, электронные издания и интернет-журналистика, творчество журналиста в условиях глобализации информационного пространства, компьютеризация журналистики: теория и практика, информационная безопасность в условиях глобализации информационных процессов, основы веб-дизайна и электронные варианты СМИ для студентов-бакалавров. По данным предметам опубликован ряд направляющих методических разработок. Лекционные и практические занятия проводятся в компьютерном зале ресурсного центра факультета, где обеспечена непосредственная работа в Сети, которая как воздух необходима кафедре. Здесь отдельное внимание уделено и научному осмыслению развития журналистики, несмотря на небольшой срок работы (2 года), уже ведутся научные исследования и разрабатываются новые направления работы со студентами.

Сегодня задача наших педагогов заключается не только в преподавании основ журналистики, но и в умении научить студентов работать по-современному, используя все возможности новых технологий.

Orphus system