Жил да был Интернет в регионах
18 апреля 2005
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .
pic

В недавнем прошлом говорить о доступе в Интернет в некоторых регионах республики было нереально. Быстрое развитие информационных технологий сокращает расстояния, делает далекое близким, открывает путь к знаниям мировой цивилизации.
Читатели журнала, наверное, помнят меня по моим статьям по дистанционному обучению. Вот уже второй год я работаю в программе, внедряющей Интернет в школах Узбекистана. Это вторая программа для школ, которую администрирует IREX в Узбекистане. Сегодня хочу рассказать о том, как реализуется программа в регионах республики, об успехах, достигнутых в народном образовании, о том, как учителя, учащиеся, а также их родители пользуются Интернетом.

Программа «Интернет в школах Узбекистана» начала свою деятельность в республике в июле 2003 года. Финансирует ее Бюро по вопросам образования и культуры государственного департамента США, администрирует — Международный совет по научным исследованиям и обменам (IREX).
Программа стремится дать преподавателям и администраторам навыки, способствующие расширению и совершенствованию методов обучения в классе. Доступ в Интернет поможет школьникам не только хорошо учиться, но и общаться со своими сверстниками из других регионов и даст возможность участвовать в международных интернет-ориентированных проектах, направленных на взаимопонимание.

pic

По программе создано 60 учебных интернет-центров (УИЦ) в школах Андижанской, Ферганской, Наманганской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областей и Республики Каракалпакстан. Чтобы участвовать в программе, школы прошли отборочный конкурс. Заявки на конкурс подали более 250 школ. Независимый отборочный комитет, состоящий из экспертов Министерства народного образования Республики Узбекистан, посольства США и ННО, провел оценку каждого из претендентов на оригинальность и практичность предложенной идеи по использованию ресурсов программы и их общему соответствию целям программы.
30 школ были подключены к Интернету в первом раунде — декабре 2003 года и 30 во втором раунде — июле 2004 года. Впервые был предоставлен доступ в Интернет в следующих районах:

• Асака, Ахтачи, Булакбаши (Андижанская область)
• Киргили, Учкуприк, Ташлак (Ферганская область)
• Мингбулак (Наманганская область)
• Китаб, Яккабаг (Кашкадарьинская область)
• Денау (Сурхандарьинская область)
• Ходжейли, Тахиаташ, Халкабад (Республика Каракалпакстан)

Учащиеся, учителя, представители администрации, а также представители сообщества впервые получили возможность пользоваться Интернетом в школах. Всего
более 300000 человек.

«Благодаря УИЦ в нашей школе я и мои коллеги получили возможность совершенствовать свои знания как по своему, так и по другим предметам. Внедрение ресурсов Интернета в учебный процесс обогатило и разнообразило уроки, что, несомненно, повысило интерес и успеваемость учащихся. В УИЦ мы получили навыки работы на компьютере и в Интернете, что теперь позволяет нам идти в ногу со временем и повышать свою квалификацию. Интернет имеет огромное значение и для семьи. Каждый в нашей семье имеет свои интересы в Интернете. Я, например, занимаюсь поиском информации для своих уроков, муж узнает о новостях спорта, общается с друзьями, дети получают знания и навыки».
Наталья Хамидова, учитель английского языка, школа № 34, Карши

pic

«Я учитель физкультуры. Работаю уже третий год. Раньше мне не хватало времени на семью и дом. Но теперь, когда в нашей школе открыли УИЦ, мне стало намного легче готовиться к урокам. Теперь нет необходимости бегать по библиотекам, друзьям. Все очень просто найти. Теперь у меня остается время и со старшей дочкой уроки сделать, и за младшей в садик сбегать. Даже появилось время смотреть телевизор.
Светлана Каримова, школа № 3, г. Карши

Раньше сын в свободное время ничем не занимался. Сейчас он после занятий посещает интернет-центр, где узнает новости, происходящие в мире, читает книги в интернет-библиотеках. Дома старается полученные знания передать своим младшим братьям и сестре, которая тоже заинтересовалась и с недавнего времени стала посещать интернет-центр.
Якшибике Сабирова, мама учащейся школы №71, г. Ходжейли, Каракалпакстан

«Я мама Шакира Юсупова из школы № 9 города Маргилана, в которой недавно открылся учебный интернет-центр. Раньше меня беспокоило, как он проводит свободное время. Теперь он посещает УИЦ, где и многому научился, и достиг успехов».
Юсупова Дилоромхон, школа № 9, Maргилан, Ферганская область

Мои дети учатся в школе № 15 города Ферганы. Они имеют друзей в разных городах и переписываются с ними. В учебном интернет-центре они готовятся к экзаменам, к тестам. Интернет дает возможность расширить кругозор наших детей, быть в центре всех новостей. Повысилась их успеваемость и заинтересованность к учебе. Конечно, было бы еще лучше, если бы и дома был компьютер, подключенный к Интернету.
Гульсанам Абдуназарова, учитель русского языка и литературы школы № 15 города Ферганы

По программе создан сайт www.connect.uz, который является электронным образовательным порталом. Здесь можно найти подробную информацию на узбекском, русском и английском языках о программе, о ее деятельности и о школах-участницах программы. Специальные разделы для учителей и для учащихся включают в себя следующее:

• возможности для самосовершенствования учителей и учащихся
• ресурсы по предметам
• электронную библиотеку
• образовательный каталог
• проекты и конкурсы
• форум

Портал ежедневно обновляется, каждый день его посещают более 6000 пользователей.
Проводятся тренинги по широкому спектру информационных технологий от базовых до тренингов для начинающих и продвинутых пользователей. Проведение бесплатных тренингов для учителей, учащихся, администрации школ и представителей школьного сообщества является одним из основных направлений деятельности программы и осуществляется во всех центрах. С начала деятельности программы обучено более 150000 пользователей, в числе которых:

• 70000 учащихся
• 9000 учителей
• 1300 представителей администрации
• 14000 представителей сообщества.

Тренинги проводятся администраторами и волонтерами УИЦ по разработанным интерактивным тренинг-модулям и учебным программам по следующим курсам: знакомство с компьютером, работа с документами, таблицами и презентациями, знакомство с Интернетом, как использовать www.connect.uz, эффективное использование email/chat. Каждый может проверить свои навыки и знания с помощью тестирования в реальном режиме в сети Интернет. Модули находятся в разделе сайта программы «Тренинги программы» для свободного пользования.
Познание возможностей компьютера и Интернета подвигает учителей и учащихся создавать свои сайты. По программе систематически проводятся тренинги по веб-дизайну в режимах офф- и он-лайн. Каждая школа имеет свою страничку в Интернете. Создано более 200 веб-страниц, которые постоянно поддерживаются учащимися и учителями. Вы можете ознакомиться с ними по адресу www.connect.uz/schools

Ежемесячно проводится конкурс «Лучший веб-сайт», направленный на содействие развития увеличения образовательных ресурсов в Узнете по категориям:

• Лучший материал по истории местного края
• Лучшие веб-страницы о местном сообществе
• Лучшая веб-страница о местном проекте
• Лучший веб-сайт на английском языке
• Наиболее функциональный веб-сайт.

Тухтахон Хашимова, пенсионерка, бывшая учительница математики школы № 15 г. Ферганы, ознакомившись с сайтами по математике, решила создать свой сайт на узбекском языке — http://ferghana15.connect.uz/mat/about.html, в котором опубликовала методические материалы, накопленные в течение своей педагогической деятельности. Теперь ее коллеги и молодые учителя математики используют ее сайт на своих уроках. Карлыгаш Ишанова, учительница английского языка гимназии № 1 г. Нукуса, тоже создала свой сайт http://nukus1.connect.uz/karly/, где делится полученными знаниями на тренингах программы и приобретенным опытом использования интерактивных методов обучения и введения Интернета на уроках английского языка.

Тренинги и консультации по современным технологиям обучения для учителей и представителей администрации школ-участниц были проведены партнерами программы — Ташкентским центром общественного просвещения. Здесь более 600 учителей обучалось интерактивным методам преподавания, методам демократизации урока, деятельности социально активных школ. Это, несомненно, способствует эффективному использованию современных технологий и воспитанию гражданина. Ежемесячно проводится конкурс «Лучший учебный план» и учителя подают заявки на проведение тренингов. На участие в конкурсе подано более 400 заявок, около 100 электронных презентаций опубликованы в электронной библиотеке сайта для свободного использования. Заявки разрабатываются согласно государственным образовательным стандартам и содержат рекомендации по использованию интернет-ресурсов.

«У меня не очень большой опыт в использовании Интернета на уроках. И мне очень помогают библиотека и полезные ссылки на connect.uz. В библиотеке я нашел несколько учебных планов, которые я немного переделал и хочу использовать на своих уроках. А полезные ссылки мне помогли для написания своего учебного плана, который я планирую отправить на конкурс «Лучший учебный план месяца с использованием Интернета».
Курбан Сейтмеметов, учитель истории школы № 19 г. Халкабада, Республики Каракалпакстан

В электронной библиотеке собрано более 500 работ по различным предметам на узбекском, английском, русском, каракалпакском языках. Стоит отметить, что в конкурсе участвуют не только учителя-филологи, но и предметники по социальным и естественным наукам, труда, физкультуры, а также и логопеды. Каждая разработка уникальна и оригинальна по содержанию и методике обучения. Отдельно можно отметить учебные планы победителей конкурса Гульнары Давлетназаровой по предмету «Идея национальной независимости» из школы № 33 г. Нукуса или урок английского языка Жанны Ким из школы № 34 г. Намангана.

Проекты и конкурсы iEARN (Международная образовательная и ресурсная сеть) помогают учителям и учащимся активно использовать интернет-ориентированные проекты в учебном классе. Более 250 учителей прошли соответствующую практику на тренингах. 60 учителей дистанционно. В результате школьники участвуют в ряде он-лайн-проектов и мероприятий, привлекая к этому своих ровесников из разных регионов республики для учащихся школ и из-за рубежа. При УИЦ программы «Интернет в школах Узбекистана» впервые в республике для учащихся школ во время весенних и осенних каникул были организованы он-лайн-лагеря. В лагере под руководством наставников ребята проводили самостоятельные исследования, делились опытом и знаниями со сверстниками, обсуждали идеи с наставниками и гостями на форуме, а также создавали веб-сайты. Например, учащиеся школы № 11 г. Термеза создали сайт об истории Фаезтепа http://manguzar11.connect.uz/fayoztepa/, а учащиеся гимназии № 1 — сайт об исторических местах окрестностей г. Нукуса http://nukus1.connect.uz/uniq/index.html

Участники программы регулярно встречаются в режиме он-лайн на форуме программы. Учителя обмениваются опытом и знаниями, обсуждают самые последние актуальные учебные и педагогические вопросы, включая такие, как сделать их школы более социально активными и как внедрять информационные технологии в повседневное обучение, как разработать учебный план, поделиться идеями по проектам, находят партнеров для сотрудничества. Администрация обсуждает вопросы по повышению качества обучения, перспективы развития ИТ в школах Узбекистана, кадровые вопросы и развития школьного сообщества. Учащиеся обсуждают со сверстниками такие важные вопросы, как, например, кем я хочу стать, куда пойти учиться, как стать хорошим гражданином, как сохранить землю. Регулярно проводятся встречи с официальными лицами из МНО РУз, УзАСИ, МВССО РУз, ГТЦ РУз, а также других ведомств и учреждений, видными учеными и специалистами из Узбекистана и из-за рубежа. На форуме программы зарегистрировано более 6800 пользователей, из них 3000 учителей и представителей администрации, оставлено более 36000 сообщений и создано 800 тем. Из этого следует, что он-лайн-сообщество школ создано и в нем активное участие принимают учителя, учащиеся, родители, представители администрации и сообществ. Это является одной из целей программы.

Осенью 2004 года десять учителей из школ-участниц программы прошли 3-недельную стажировку в Соединенных Штатах Америки по программе повышения профессиональной квалификации, где получили возможность развить навыки эффективного использования ИТ (информационных технологий) в учебном процессе и обменяться опытом с коллегами в США и установить сотрудничество школ Узбекистана с американскими школами.

18 сентября 2004 года, в день национального интернет-фестиваля программы, учебные интернет-центры посетило более 15000 человек. Также были проведены презентации клубов, встречи с выпускниками программ, финансируемых правительством США, музыкальные и культурные представления. Участники имели возможность встретиться в режиме он-лайн с высокопоставленными должностными лицами Узбекистана и США, принять участие в он-лайн-конкурсах. Совместно с журналом InfoCOM.UZ впервые была проведена интернет-викторина в он-лайне на знание Интернета. В этот день, находясь в офисе в Ташкенте, я посредством электронной почты, форума и видеоконференц-связи участвовала в региональных мероприятиях и почувствовала себя свидетелем нового праздника Интернета в республике.

pic

УИЦ стали ресурсным центром сообщества школы. Возможности Интернета постигают и используют родители, частные предприниматели, представители махаллинских комитетов, учителя, дети детских домов и инвалиды.
Сейчас к деятельности УИЦ активно подключаются и родители. В ноябре-декабре 2004 года было проведено 12 гражданских форумов для представителей родительских комитетов, в которых участвовало более 250 человек. Цель — содействие развитию демократических взаимоотношений школы и сообщества. Форум дал возможность участникам не только узнать и самостоятельно сформулировать проблемы, но и выразить свое мнение и найти практические решения. Представители родительских комитетов отражают свою деятельность на сайте школы и делятся идеями на форумах.

Хотелось бы рассказать немного и о моих коллегах, о нашей молодой и зрелой команде (средний возраст 25 лет). Это определение полностью характеризует следующие качества: профессионализм, творческий подход, инициативность, трудолюбие, чувство локтя и, конечно, юмор.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте