История Узнета номер три
28 апреля 2005
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .
pic

К десятилетию Узнета

После публикации первой части истории Узнета в № 12 2004 стали приходить отклики. Все замечания сводились к тому, что рассказ неполный, что ничего не сказано о тех или иных участниках становления Узнета. Поэтому были направлены просьбы «повспоминать» разным участникам для получения как можно более объективной картины. Ибо воспоминания участников стократ дороже рассуждений и домыслов. Еще была просьба ко всем – как можно больше рассказать о себе, своем пути в мир IT и своем отношении к процессам становления Узнета.

Первым откликнулся директор старейшего провайдера GlobalNet Анатолий Аббасов. Вот его замечательный очерк.

Начнем потихоньку… Немного о себе. Родился в 1962 году. В 1979 году закончил школу, не добрал немного при поступлении на физфак ТашГУ и вынужден был довольствоваться обучением на вечернем отделении (о чем нисколько и никогда не жалел), одновременно работая в «Военпроекте-704». В 1980 году заново поступал на тот же факультет, который закончил в 1985 году. Работал после окончания в п/я минобщемаша СССР. Участвовал в создании и испытаниях изделий космического базирования. Это было время «асимметричного ответа» американской программе СОИ. Было чертовски интересно: всесоюзные испытательные базы по всей стране, поездки в командировку с револьвером под мышкой (это еще до первого вооруженного конфликта на территории СССР)… Имею несколько авторских свидетельств по темам с грифом «Секретно». В период создания кооперативов и малых предприятий был приглашен в такое предприятие без смены крыши над головой. Космос потихоньку стал «уходить из-под ног», а приборчики делать мы умели, чем и занялись, удовлетворяя кое-какие потребности медиков. Параллельно и далее – когда и со спросом на некосмические приборчики возникли проблемы – занимался благородным делом продвижения в массы (от Находки до Калининграда) книжной продукции. В этой отрасли наблюдался настоящий бум. Позднее, года два работал в Москве, в которой, кстати, ранее был свидетелем обоих путчей (1991, 1993 гг.).

В один из очередных приездов из Москвы встретился с сокурсником Сабиром Саидовым. Слова «Интернет» я тогда не знал, но то, что компьютеры можно связывать между собой посредством модемов через телефонные линии, читал. Сабир, говорю, а не создать ли нам такой сервер, на котором будем размещать свежие газеты (предполагал, что их придется вручную набивать на компьютерах ), и продавать доступ к ним. А он мне в ответ: «Толян, не суйся туда. Что-то подобное пытался организовать мой друг Саша Голденберг. У них была БД (попросту говоря, объявления типа «Куплю-Продам»). Так вот Саша неожиданно умирает (инфаркт), а все дело затухает».

В 1995-1996 гг. Москва переживала зарождение Интернета, и я случайно оказался в «самом сердце» одного из провайдеров. Имея внешний канал 28,8 Кбит/с, провайдер успешно продавал доступ к Интернету и к своим внутренним ресурсам. Там работала моя нынешняя жена, которая и предложила мне заняться «провайдерством» в Ташкенте. Недаром, видимо, у меня возникали родственные мысли, подумал я.
Приехав в Ташкент, пообщался с однокурсником Борисом Миллером, с которым не просто учился вместе, но и одной компанией жил несколько хлопковых сезонов в одной «каморке». Борис в это время (1996 год) работал системным администратором в «Нуроне», представлявшем «Релком» в Узбекистане. Из разговоров следовало, что on-line в республики нет, а «Нурон» и PERDCA, существовавшая на гранд, предлагают только почту по протоколу UUCP (так называемый of-line). Между тем спрос на «онлайн», по Бориным словам, имеется, так как просьбы подключить к Интернету поступают регулярно. Коммуникационный узел «Нурон» был размещен на одной из самых древних и ветхих АТС города, на 45… Буквально в соседнем здании располагалась и PERDCA, до которой был протянут кабель все с той же 45-й АТС. Кстати, выяснилось, что в PERDCA тоже нашелся знакомый, учившийся на 2 курса раньше на нашем же физфаке. Когда я затеял с ним разговор о создании интернет-провайдера, то в ответ услышал: «Онлайн в Узбекистане?! Еще лет 5 не понадобится».

Евгений Дробов, как и Борис работавший сисадмином в «Нуроне», выслушав меня, посоветовал расположить узел на 133 АТС, так как, во-первых, станция цифровая (одна из немногих в то время), во-вторых, имеет стратегическое месторасположение в деловом и географическом центре города. Рассчитывать на клиентов-частных лиц тогда не приходилось, а значительная часть фирм, в том числе иностранных, размещалась именно в центре. Владимир Куренков, работавший на АТС-45 и владевший небольшой частной фирмой, взялся помочь мне в поисках денег на открытие нового дела. Наши совместные походы по деловым людям города результата не дали: все пожимали плечами, явно не понимая, о чем речь. Теперь мне в это самому трудно поверить… Мы были у руководства СП «Камалак», СП «Бузтон», на ГТС, на крыше литого «небоскребика» над магазином «Жемчуг» и так далее. Благодарен Володе я еще и за то, что это именно он договорился о помещении для размещения Узла.
Без подробностей сообщу, что вопрос финансирования был решен через других людей.

Первый вариант Узла был смонтирован, к нему была подведена «двадцатка» с АТС-132/133, а первую систему (LINUX) на сервере установил Борис Миллер. К этому времени Борис перешел на работу в FREENET — организацию, которой руководил Кристофер Паркер. А протекцию Борису составил Алексей Востриков, уже работающий у Паркера системным администратором. FREENET был подразделением IREX, который, в свою очередь, занимался международным обменом студентами и прочими вопросами сотрудничества в области образования. При финансовой поддержке Американского информационного агентства FREENET создал коммуникационный узел, имевший в своем распоряжении несколько модемов (насколько помню, 4). Проблема состояла в необъяснимой невозможности провести необходимое количество телефонных пар с АТС-67…
В то же самое время (весна-лето 1997 г.) мы пытались связать Узел GLOBALNET (модемный пул состоял из 10 «Курьеров») с Интернетом с помощью двух «Искровских» линий, двух «Курьеров» и одного московского провайдера. Замечу, что в то время (и еще год-два после этого) звонок по «Искре» из Москвы был абсолютно бесплатным. И все же качество описанного линка нельзя было назвать перспективным… К моменту назревания у GLOBALNET проблемы, FREENET («на паях» с открывающимся параллельно East Link’ом) начал использовать «тарелку» с пропускной способностью 128 Кбит/с. Антенна принадлежала СП East Link, а оплата канала делилась поровну, как, впрочем, и его (канала) возможности, то есть – 64/64. По тем временам это была колоссальная скорость, да и альтернативы не было. Если не считать канал Nuron’a (сначала 1, а потом 2 «Искры»), который был «забит» «UUCP’шной» почтой, да аналогичный канал организации PERDCA, также использовавшийся исключительно под почту. У «Ист Линка», кстати, модемный пул был подключен к 55 (или 54) АТС. И только GLOBALNET располагал невиданной роскошью – модемным пулом на цифровой АТС!

После недолгих переговоров сначала с Востриковым, а потом с Паркером договорились «дотянуться» от GLOBALNET до FREENET при помощи двух «Искр». От FREENET’а, находившегося тогда в здании Института дипломатии, до «Ист Линка», силами «Паркеровской команды», был проброшен первый в истории Ташкента радио-Ethernet гражданского назначения. Качество полученного канала казалось эталонным и превосходило самые смелые ожидания.

Через несколько недель работы по описанной схеме Борису пришла в голову мысль подключить «глобалнетовский» Узел к радиоканалу, благо, что антенна на «Детском мире» была видна из нашего окна. В качестве «платы» за такой подарок Крис Паркер попросил право использовать наш модемный пул «фринетовскими» клиентами, работавшими бесплатно по американской благотворительной программе. Естественно, я согласился. Необходимо заметить, что администрирование нашего сервера велось Лешей Востриковым и Борисом Миллером. Борис, кроме того, написал программу статистики для учета наработок клиентов.
Как-то в середине осени 1997 года Востриков сообщил, что «Найтов» «обмывал вчера тарелку». Тогда это казалось совершенно неважным: ведь мы-то давно на рынке, нас знают. А «Найтов», включив тарелку с каналом на Sovam Teleport (256 кбит/с!), дал с 1 ноября 1997 г. бесплатный доступ к Интернету на 1 месяц в качестве рекламной акции. Позднее появился UzNET (256 Кбит/с). По условиям в его задачу входило обеспечение доступом в Интернет Кабмина РУз. Коммерческое использование канала не предусматривалось и в начале не практиковалось. Затем для коммерческого доступа был порожден «Ишонч», работавший через тарелку UzNET. Примерно в это время (может, чуть раньше) через «Ист Линк» начал оказывать услуги ВСС… Короче, «процесс пошел».
А GLOBALNET в паре с FREENET’ом первыми в Узбекистане освоили технологию асимметричного доступа через сеть ZAKNET, позднее – и уже без FREENET’а – использовали технологию Broad Cast «от Дойче Телеком» (кстати, мы были первыми клиентами, на которых эта технология была «опробована»). И дальше было немало событий, но к первым шагам Интернета по Узбекистану все они отношения уже не имеют…

Спасибо за отличный рассказ!

Следующий старейший участник становления Узнета, незаслуженно пропущенный в первой части истории — интернет-провайдер ВСС. На просьбу рассказать о провайдере и о себе откликнулся администратор BCC (и один из создателей freemail.uz) Илья Рубинчик. Вообще-то журнал рассказал о BCC в статье «Мощный провайдер, надежный партнер», опубликованной в №1 2005, поэтому приведенный ниже рассказ содержит лишь дополнения к этой статье.

Центр деловых связей, более известный в миру, как интернет-провайдер ВСС (Business Communication Centre), на сегодняшний день является одним из лидеров на рынке Интернета в Узбекистане. Центр деловых связей официально открылся в Ташкенте в сентябре 1994 года в соответствии с соглашением между Комиссией Европейского союза и правительством Республики Узбекистан в рамках программы Тасis. Благодаря технической поддержке со стороны программы Тасis компания ВСС стала тем, чем она является сегодня – частной консалтинговой компанией, которая предоставляет разнообразные интернет-услуги, дает консультации по вопросам бизнеса, а также помогает в установлении деловых контактов между узбекскими и западными предприятиями.

Предоставление услуг Интернета компания ВСС начала в далеком теперь 1995 году, когда в компании появился молодой и энергичный сотрудник Виктор Гартвич. Позже он стал одной из самых заметных фигур мира Интернета в Узбекистане. И даже сейчас, когда он уже почти год, как уехал в Израиль, его имя вспоминают с уважением – настолько много им было сделано по развитию Интернета в нашей стране. ВСС была второй после компании «Нурон», начавших предоставление услуг Интернета на коммерческой основе. Компания по праву гордится тем, что она была одним из первороходцев Интернета в Узбекистане. Общепризнанным является тот факт, что многие из известных интернет-провайдеров Узбекистана (такие, как Sarkor Telecom, Buzton, и другие) начинали свою деятельность по предоставлению услуг Интернета через ВСС.

Примечание редакции.
29-го апреля мы получили письмо, которое уточняет некоторые детали этого рассказа. Приводим письмо целиком и выражаем уверенность в том, что данная информация только уточняет историю Узнета в интерпретации Евгения Скляревского.

Уважаемые господа!
Позвольте выразить Вам наше глубочайшее почтение.
Разрешите внести некоторые уточнения к статье, опубликованной вчера
28.04.2005 г. на Вашем сайте, расположенной по адресу:
http://ru.infocom.uz/more.php?id=772_0_1_0_M10

1. В воспоминаниях сис. админа BCC Ильи Рубинчика прозвучала фраза:
«Общепризнанным является тот факт, что многие из известных интернет-провайдеров
Узбекистана (такие, как Sarkor Telecom, Buzton, и другие) начинали свою деятельность
по предоставлению услуг Интернета через ВСС»

Это является совершенно неверной информацией.
ООО «Sarkor Telecom» никогда не работал через BCC, скорее наоборот —
долгое время BCC арендовал у нас канал (2002 год).
В конце 90-х годов Dial-Up клиентом BCC являлась организация Sarkor
Computech (учредитель Sarkor Telecom), но это не есть «начинать
деятельность по предоставлению услуг Интернета».
Очень просим Вас отредактировать вышеуказанную фразу.

2. Информация, предоставленная мною г-ну Скляревскому касательно
Sarkor Telecom на сегодняшний день тоже устарела:), а именно:
Данные о динамике роста каналов следует читать так:
1 Мбит/сек — 1999 год;
2 Мбит/сек — 2002 год;
4 Мбит/сек — 2003 год;
6 Мбит/сек — 2004 год;
9 Мбит/сек — 2005 год (в статье стоит 8 Мбит/сек, поскольку на момент
интервью так было).

С наилучшими пожеланиями,
Мансур Кучкаров
Sarkor Telecom ISP, менеджер

Компания являлась и является инициатором многих жизнеспособных проектов и идей в сфере Интернета. Одним из таких проектов стал пиринговый центр TAS-IX – негосударственная некоммерческая организация, призванная способствовать обмену тарфиком внутри Узбекистана, не используя при этом внешние каналы. TAS-IX – детище совместных усилий группы ведущих интернет-провайдеров, в число которых помимо ВСС входят Sarkor Telecom, Buzton, Sharq Telecom, TPS, Узнет. С появлением пирингового центра – «притчи во языцех» узбекского Интернета, местным пользователям, подключенным к «пирингующимся» провайдерам, стало приятнее и удобнее пользоваться местными ресурсами – теперь, чтобы открыть, допустим, с BCC, страничку, расположенную на сервере, в «Саркоре» совсем не нужно ждать, пока трафик пробежит от провайдера-пользователя через Китай-Россию-Америку до провайдера-хостера, а потом обратно – весь местный трафик вращается внутри Ташкента, так что странички открываются очень быстро, а файлы качаются прямо-таки со свистом. ;) С 2000 года компания BCC занимается поддержкой одного из вторичных DNS-серверов зоны .uz, наряду с ns.spb.su, ns.uz и ns2.uz.

В конце августа 2004 года компанией был запущен бесплатный почтовый сервис freemail.uz. К настоящему времени число зарегистрировавшихся пользователей этого сервиса уже превысило 4000 человек! Причем сервис действительно бесплатный – в модемном пуле ВСС выделено 10 линий, на которые все желающие воспользоваться услугой почтового сервиса, зайти на форум.
В настоящее время в ВСС разрабатывается ряд новых проектов и сервисов, говорить о которых публично пока рано – пусть это будет приятным сюрпризом!

И ответы на вопросы.

1. Когда в Узбекистане появились первые BBS-ки, ФИДО, первая эл.почта, доступ к Сети, первые сайты? Желательно хронологию, имена.
Насколько мне известно, в 1991-1992 году. Я тогда еще под стол пешком ходил в компьютерном смысле — юзал Sinclair 48k. Было прикольно. :)

2. Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в ФИДО — насколько это важно для Вас и интересно?
Важно только тем, что интересно. А интересно — общением. Я считаю, что интернет-общение в виде форумов, чатов, которые я не перевариваю, или ЖЖ, который я не понимаю — не дает того эффекта, ощущения того, что ты «участник клуба» таких же немного сумасшедших сисопов, которые готовы зачастую за свои личные деньги передавать информацию другим людям, не извлекая из этого никакой прибыли, кроме моральной, или опять же информационной. Да и то, что за фидо платить не надо, придает сети совсем другую окраску.

3. Hасколько живо ФИДО — не уходят ли фидошники в ЖЖ, форумы и аську?
Уходят. Почему — не знаю. Видимо, времена меняются. Интернет, даже при своей платности, нынче доступнее фидо — софт для пользования электронной почтой или хождения по сайтам включен в любую операционную систему и практически не требует настройки. С фидо все немного не так.

Как Вы относитесь к тому, что Голубицкий назвал фидошников «Дети подземелья»?
Параллельно. Ну назвал, и назвал. Между прочим, он в чем-то прав.

4. Когда Вы впервые вышли в Сеть? Какими сервисами больше всего пользуетесь?
Читать/писать начал примерно 1995 году, с одной из ББС. По-моему это была Orient Xpress Евгения Павленко. А может, и BVV или Sirius Юры Сметанина. Хотя, вероятно, и Onix Саши Стеклянова или Bridge BBS Вовика Петрова. Короче давно это было. :) Через некоторое время взял поинт у Андрея Антипина, был у него /36.4, если мне память не изменяет. Потом открыл свою BBS, а через год, в 1996 получил свой узел — /45.

5. Hа какие сайты Узнета Вы заходите? Какие сайты в зоне уз считаете достойными?
Редко на какие. Часто бываю на всеУЗном форуме http://forum.const.uz
Понравился проект «Люди Узнета» — http://people.narod.uz

6. Hа какие сайты Рунета Вы часто заходите?
Определенных каких-то нет. Какие в данный момент нужны — ищу и захожу. :) Очень помогают Яндекс и Гугль. :)
Часто пользуюь библиотекой http://www.opennet.ru — там много хорошей документации.
7. Чего не хватает Узнету?
Много чего. В первую очередь всевозможных интернет-сервисов.

Спасибо за ответы. В Неформальном форуме и на «живых» тусовках постоянно обсуждается задача наполнения Узнета (внутри пирингового кольца) трафикогенерирующими сервисами. Так вот Илья из тех немногочисленных энтузиастов, кто не только обсуждает, но и разрабатывает эти сервисы. И тут огромное перспективное поле для воплощения разных идей. Пожелаем успеха всем разработчикам.

И опять обращаемся к формальному «центру» Узнета, его регистратору ООО TOMAS. В первой части «Очерков по истории Узнета» директор ответила на вопросы, связанные с ценой доменного имени. Но всем, безусловно, интересно узнать побольше о работе регистратора, услышать его «живую речь». Предлагаем ответы на вопросы директора ООО Tomas Андреевой Дианы.
1.Повспоминайте: – когда Вы впервые вышли в Интернет? Когда начали работать в «Томасе»? Кто первым зарегистрировал в «Томасе» доменное имя?
При создании ООО «Томас» в 2001 году самое первое доменное имя зарегистрировал «Навигатор». С тех пор у нас с ними дружеские отношения, тем более что они наши соседи по этажу.

2.Какие отношения у «Томаса» с провайдерами и студиями Узнета, кого бы Вы хотели отметить особенно?
Самые хорошие почти дружеские отношения у нас с «Альбатросом», BCC и «ТПС», с остальными нормальные рабочие. Конфликтов больших нет, все вопросы оперативно решаются в рабочем порядке.
Из студий самые хорошие отношения с Next.uz. Приятно работать с Омоном Муминовым, Артуром Вашуриным, Аскаром Байбузовым, Дмитрием Муратовым и всеми, кто понимает специфику нашей работы, своевременно оплачивает и правильно оформляет заявки на регистрацию.

3.Какие основные трудности возникают при регистрации доменного имени? Что бы Вы хотели пожелать заказчикам для облегчения процедуры регистрации? Какие курьезные случаи можете вспомнить?
Основные трудности – клиенты, особенно те, кто впервые обращаются, не могут заполнить регистрационную форму. Несмотря на то, что на наших сайтах (старом http://reg.uz и новом http://tomas.uz) расположена подробная инструкция, практически ежедневно приходится сталкиваться с самыми невероятными ситуациями. Например, позвонил человек, попросил помочь заполнить регистрационную форму. Когда дошли до доменного имени, он впал в ступор и спросил – а что мы должны его заранее выбрать? То есть он пытался регистрировать неизвестно что, не выбрав никого имени. Это случай редкий, но характерный, частенько клиент, заполнив все правильно, спрашивает – и что – сейчас появится наш сайт? На вопрос – а есть ли сайт, отвечает, что нет. Приходится объяснять, что сайт надо делать заранее, размещать у хост-провайдера, вбить в базу его ДНС – и только тогда появится сайт. И еще обижаются – как будто мы что-то от них скрываем и не хотим, чтобы их сайт сам по себе моментально появился. Часто спрашивают – а что, вы сами разве сайты не делаете? А кто делает? Приходится отсылать к веб-студиям.

Еще болезненный для многих вопрос об отключении доменного имени за неуплату. Жалуются в форумах, что не предупреждали. Повторю еще раз – предупреждаем всех. Но если организация переехала, поменяла свои реквизиты и мы не можем их найти – то это проблема организации, ведь они должны позаботится о жизнеспособности своих координат. Еще есть ситуации, когда организация регистрировала домен через провайдера, в этом случае предупреждать клиентов должен провайдер, так как реквизиты заказчика находятся у него. В любом случае отключаем за неуплату только тогда, когда исчерпаны все попытки связаться с держателем домена.

Самое же страшное в моей работе, когда за дело берутся бухгалтеры или руководители, впервые слышащие об Интернете. Они негодуют – как же так, деньги заплатили, а сайта нет, они искренне уверены, что «Томас» делает все и причем все сразу. Не слушают разъяснений, кричат, грубят. Один солидный гражданин, оформив все, заплатив и получив доменное имя, спросил шепотом: «Теперь объясните мне, пожалуйста, за что мы заплатили?» Было бы смешно, если бы не приходилось сталкиваться с такими курьезами ежедневно и ежечасно.

4.На какие сайты Вы заходите в Сети, какими сервисами пользуетесь?
http://gismeteo.ru и, конечно, Яндекс, чтобы что-то найти. Больше ничего особенно интересного в Сети нет. Иногда смотрю сайты российских, украинских, казахстанских регистраторов, чтобы быть в курсе новинок.

5.Как Вы относитесь к утверждению о том, что «у дурацкой организации не может не быть дурацкого сайта»?
Если это камешки в наш огород, то могу заверить, что работы над сайтом ведутся и скоро он заработает в полную силу. Во всяком случае, сервис Who is и информация о регистрации есть, и форум работает – можете на нем задавать любые вопросы по регистрации доменного имени. А вообще, конечно, верно – чем серьезнее организация относится к своему имиджу, тем лучше должен быть у нее сайт.

6.Как Вы относитесь к сетевому общению – чаты, форумы, ICQ, Живые Журналы? К встречам узнетчиков в реале?
Иногда просматриваю Неформальный форум Узнета (Станишевского), но не пишу – и так говорунов хватает. Другие форумы, блоги, чаты, Живые Журналы и Аська вызывают всегда один и тот же вопрос – неужели у людей есть время на все это? Успеть бы почту разобрать. В реале пару раз ходила на тусовку узнетчиков и поняла, что мне вполне хватает ежедневного общения с ними на работе. Хотя было приятно увидеть некоторых администраторов, с которыми общалась лишь по телефону.

7.Что бы хотели пожелать разработчикам и пользователям Узнета?
Желаю, чтобы у нас было побольше интересных сайтов, на которые хотелось бы зайти и с которых не хотелось бы уходить.

Спасибо за ответы, они хоть и не «исторические», зато злободневные и поучительные.

Вот что написал Мансур Кучкаров, менеджер Sarkor Telecom ISP, на мою просьбу «повспоминать».

Для полноты подготавливаемой информации обратился я к директору. На удивление, реакции от него не последовало. Видимо, реально сильно занят. Поэтому буду приводить те сведения, которые знаю достоверно. Приведу несколько строк из истории, которая предоставляется в наших брошюрах с моими дополнениями.
Компания Sarkor Telecom была создана в 1996 году. С 1997 года компания начала активно развивать беспроводные системы связи и к 1999 году успешно реализовала ряд крупных сетевых проектов, среди которых:
организация высокоскоростной беспроводной сети передачи данных для ГУВД г. Ташкента
организация корпоративной беспроводной сети передачи данных для компании УзБАТ в г. Самарканде
организация беспроводной связи между штаб-квартирой учений ЦЕНТРАЗБАТ-97 (совместно с НАТО) в Чирчике и Министерством обороны РУз в г. Ташкенте.

С 1999 года Sarkor Telecom начинает деятельность в качестве интернет-провайдера, развивая уже собственную беспроводную сеть передачи данных на базе технологии Radio Ethernet и подключая крупных корпоративных абонентов.
Активная деятельность компании в качестве интернет-сервис-провайдера начинается с 2001 года, с началом предоставления услуг Dial-up на базе технологий Cisco Systems.
На сегодняшний день емкость модемных пулов провайдера составляет 480 портов. В этом же году компания первой в республике начинает эксплуатацию международного оптоволоконного канала по TAE емкостью 1 Мбит/сек. с подключением к азиатскому телекоммуникационному оператору China-Telecom (Китай). В последующие годы общеканальная емкость динамично увеличивалась. На сегодняшний день емкость каналов Sarkor Telecom составляет 8 Мбит/сек:
6 Мбит/сек — оптоволоконный канал от «Казахтелеком» (дальше Россия, Европа);
2 Мбит/сек — спутниковый канал (резерв).
В 2003 году компания активно внедряет качественно новые технологии высокоскоростного кабельного доступа — ADSL — наиболее популярной технологии высокоскоростного доступа во всем мире (между прочим, именно наша компания стала пионером внедрения данной технологии — почти на всех узлах заводились первыми именно наши рамки:)) На текущий момент компания располагает узлами доступа ADSL на 23 телефонных станциях по Ташкенту (еще одна АТС 77/367 добавится в ближайшее время).
В начале 2004 года произведены тестирование и запуск новой беспроводной системы — Breeze Access OFDM. Данная уникальная технология позволяет предоставлять гарантированные транспортные емкости по Ташкенту в любые точки города на скоростях от 64 до 2048 Кбит/сек. (в обе стороны) в целях организации распределенных корпоративных сетей.
Успешная реализация данных проектов позволяет нашей компании сегодня обеспечивать удовлетворение любых корпоративных потребностей в высокоскоростном и бесперебойном доступе в сеть Интернет за счет высокотехнологичного сервиса и широких резервируемых международных каналов.

О лицах:
Обо всех, конечно же, не скажешь, поэтому приведу информацию о руководителе, тех. директоре и краткий портрет Саркоровца.
Директор Sarkor Telecom — Розиев Фархад Зафарович. Грамотный специалист, молодой, справедливый директор. Обладает всеми качествами отличного руководителя. Пронизан духом корпоративного единства:) На мой взгляд, он полностью отвечает золотому правилу менеджмента «Внимательное отношение к людям: к клиентам и к сотрудникам».
Технический директор — Туляганов Гафур Исмаилович. Монстр всевозможных технологий доступа в Интернет, мастер на все руки, отличный организатор, специалист, считающий, что связь можно организовать где угодно (доказано им самим:)) Ведет кружок всевозможных исследований, направленных на адаптацию заморских железок под реалии нашего кабельного хозяйства:)
Средний возраст сотрудников организации — 25 лет. В коллективе царят здоровая обстановка, желание работать, взаимовыручка.

Если у Вас есть история изменения цен на подключение — было бы просто замечательно ее опубликовать — это всем интересно.
Оказывается, я поторопился с предложением дать историю изменения цен. Официально ни у кого ее не осталось: (Скажу только, что в 2002 году стоимость часа днём была 1200 сумов, тогда как в настоящее время 0,6 цента (на обычном плане «интернет-карта»; также есть различные вариации стоимости часа или мегабайта), ночью — 800 сумов в 2002, 0,2 цента — сегодня.
Стоимость мегабайта на услуги корпоративного доступа в Интернет также была снижена в 2 раза по сравнению с ценами 2002 года.

И данные о динамике роста каналов, если есть.

1 Мбит/сек — 1999 год;
2 Мбит/сек — 2002 год;
4 Мбит/сек — 2003 год;
6 Мбит/сек — 2004 год;
8 Мбит/сек — 2005 год.

Напишите, пожалуйста, о себе — хоть капельку, но лучше побольше. На какие сайты лично Вы часто заходите в Рунете и в Узнете, какими сервисами пользуетесь?
Кучкаров Мансур. В 2001 году работал в helpdesk’е Найтова, в 2002 пришел в тех. поддержку «Саркора», затем переквалифицировался в менеджера по работе с корпоративными клиентами. В 2004 закончил магистратуру ТУИТ по специальности «Менеджмент: связь и информатизация».
По пользованию сайтов я вряд ли могу быть образцом показательного узнетовца:) Использую поисковики: yandex.ru, rambler.ru, google.com, altavista.com
Новости: ferghana.ru, lenta.ru
Спорт: sport-express.ru, spartak.msk.ru, spartak.com
Развлечения, юмор: voffka.com, zadorno.com, yuretz.ru, pukov.net
Музыка: delit.net, rmp.ru
Из ресурсов Узнета посещаю forum.const.uz, goldenpages.uz, uzjobs.com, uzfootball.com, mp3.uz, torg.uz

Кого из деятелей (студии, админы, разработчики) Узнета хотите отметить — какие проекты считаете лучшими?
Ну разве что своих:) Админы, как правило, остаются в тени. Особенно лучшие:) Поэтому, если где-то будет замолвлено слово об сис. админах «Саркора» Тимуре Ирматове и Муллахмате Ибрагимове — это будет справедливо. Насчет разработчиков и студий: у меня совершенно отсутствует вкус, поэтому оценку «отечественным производителям» давать боюсь.

Хорошо бы словечко про пиринговое кольцо — отношение к нему.
Вряд ли скажу что-то новое и неизвестное Вам. Отношение «Саркора» к пиринговому кольцу самое положительное. Мы были инициаторами и по сей день являемся участниками межпровайдерского соглашения; ресурсы mp3.uz, sk.uz, soft.uz, личные странички пользователей в домене sarkor.uz являются доступными именно с IP-адресов участников TAS-IX.

Спасибо, Мансур, за ответы.
Благодаря таким собранным здесь живым и порой эмоциональным рассказам история Узнета становится объемной и выпуклой, прорастает животворной тканью, созданной ее свидетелями и творцами.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте