Специализированные научно-технические зоны как средство активизации процессов развития национального сектора информационно-коммуникац
2 мая 2005
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .
pic

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду институциональных формирований есть и такие хозяйственные структуры, которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ). Эти зоны призваны стать местом притяжения зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. В СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики открытых дверей в мировую систему хозяйства.

Не стоит считать, что СЭЗ — исключительно явление современности. Как компактные территориальные образования они своими корнями уходят в глубокую старину и в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. История знает множество примеров успешно существовавших СЭЗ, относящихся к эпохе средневековья — Генуя (Италия), Гамбург (Германия), Гибралтар (Испания) и т.п.

Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний. Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии.
Свободные экономические зоны — интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.
Свободные экономические зоны — области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управленческого механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры, ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

СЭЗ на новейшей стадии своего развития проникают во все сферы мировой экономики. Как утверждают специалисты, уже сегодня через свободные экономические зоны проходит свыше трети мирового товарооборота.
Закон РУз «О свободных экономических зонах» определяет их следующим образом. Свободная экономическая зона — специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны.
Другими словами, главной отличительной чертой СЭЗ является действие на ее территории системы специальных льгот, призванных стимулировать производственную, торговую и иного рода деловую активность. С этой точки зрения данные территории правильно было бы называть «специальными», а не «свободными» экономическими зонами.

pic

Говоря о классификации типов СЭЗ, можно сказать, что они весьма различны и вбирают в себя весь исторический путь развития СЭЗ от простейших экономических зон до комплексных совершенных структур. СЭЗ — это не что-то данное однажды и застывшее. Это вечно развивающиеся и совершенствующиеся экономические структуры. Они ярко отражают эпоху глубокой древности, промышленный переворот и научно-техническую революцию. Последняя, как известно, породила такие типы СЭЗ, как технополисы, инновационные центры, технопарки и т.д. На рассмотрении их деятельности мы остановимся поподробнее.

Своим становлением и развитием Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones) обязаны научно-технической революции. В индустриально развитых странах такие зоны считаются перспективным механизмом для передачи научных ноу-хау из университетов и исследовательских лабораторий в инновационные производства.
Свободные научно-технические зоны называют технополисами, или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применения новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка. Технопарк — это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими факторами становления и развития сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Если в экспортно-производственных зонах создается в основном крупносерийное, трудоемкое производство, то в технологических парках ведется разработка принципиально новых технологий, материалов, товаров и услуг, осуществляется экспериментальное малосерийное производство. Обычно такие зоны формируются вокруг научных центров, университетов, экспериментальных баз, лабораторий опытных заводов или наукоемких предприятий.
Первый в мире научно-технический парк появился в Соединенных Штатах при Стэндфордском университете в начале 1950 годов. К концу 90-х годов в этой стране уже насчитывалось более170 научно-технологических парков, занимаемая площадь которых исчисляется от 60 до 2600 гектаров.

В Европе научно-технологические парки стали возникать в конце 70-х годов сначала в Великобритании, затем в Бельгии и Франции. В Германии такие структуры начали появляться лишь с 1983 года, их развитие шло очень быстро: если в1989 г. их количество превышало 70, то в 1995 г.- более120. Германские технопарки, как и английские, ориентируются на создание малых наукоемких фирм. Во Франции около 30 технопарков. Их в этой европейской стране называют мини-питомниками: они представляют собой технически хорошо оснащенные организации, укомплектованные квалифицированными специалистами, которые помогают желающим начать свое дело, консультируют их при разработке бизнес-плана, содействуют поиску необходимых кадров.

Весьма важное значение технопаркам придает Европейский союз. В них видят инструмент, который способствует выравниванию структурного дисбаланса стран ЕС. Технопарки рассматриваются как механизм создания необходимого инновационного климата, укрепления науки с производством.
Принципы и цели европейского технологического сообщества были конкретизированы на Маастрихтской конференции. Сообщество, говорится в 130-й статье Договора о ЕС, ставит целью укрепить научную и технологическую базу европейской промышленности и поднять ее конкурентоспособность на мировом рынке. Сообщество, как написано в договоре, поощряет усилия предприятий на всей территории, включая малые и средние фирмы, исследовательские центры и университеты, в сфере научных исследований и высоких технологий, оно поддерживает их усилия.

pic

В Японии технопарки называют технополисами. С их помощью Страна восходящего солнца реализовывает свыше 30 национальных программ и разработок. Первые продукты этих проектов уже достигли США, куда японцы продают волоконную оптику, мобильные телефонные системы, приемники спутникового вещания и оборудование для видеосвязи. Японские технополисы намерены стать главными центрами науки и технологий XXI века. Они, по словам американского ученого Ш. Тацумо, будут инкубаторами не только новых продуктов и технологий, но также новых идей, услуг и стилей жизни.

Из индустриально развитых государств технопарки шагнули в развивающиеся страны — Бразилию, Индию, Китай и многие другие национальные государства. Уже в 1998 г. в мире насчитывалось более 400 технопарков. Один из крупнейших в Азии технопарк в г. Синджу (Тайвань) расположен на арендуемой площади в 380 гектаров. Его специализация — создание систем связи, компьютеров и медицинского оборудования. В нем работают 135 компаний с общим штатом в 4 тысячи человек.
Факт тяготения формирования современных СЭЗ к технопарковому виду и активный рост их количества является весьма показательным. Современная экономика все более становится информационной, в погоне за обеспечением большей эффективности она все больше и больше нуждается в использовании информационно-коммуникационных технологий. В то же время сам сектор ИКТ становится значимым по своим размерам в общей структуре мировой экономики. Так, уже на сегодняшний день доля информационных технологий в ВВП ведущих мировых стран составляет более 10 процентов. Объем мирового рынка информационных технологий равен 915 миллиардам долларов, что, к примеру, существенно превышает показатели нефтяного сектора.

Можно сделать вывод, что современная экономика нуждается в формировании островов «технологического рая». Формирование центров, где органически были бы решены вопросы оптимизации производственных процессов, финансового обслуживания, администрирования и внедрения научных инноваций, становится насущным требованием времени.
Важнейшей производственной деятельностью технопарков как структуры, специализирующейся на создании высокотехнологичной продукции, явилось создание программной продукции для компьютеров. Созданные в Ирландии, Индии, Китае технопарки, специализирующиеся на выпуске программного обеспечения, достигли весомых результатов.

Как один из самых эффективных примеров можно привести индийский технопарк «Бангалор», явившийся наиболее ярким достижением индийской индустрии, появившийся в результате масштабных мероприятий правительства этой страны по стимулированию отрасли экспорта разработки ПО. «Бангалор» начал работать в 1984 году с контракта, который был заключен с компанией Texas Instruments, сегодня же этот технопарк объединяет более 80 тыс. специалистов в области IT. В «Бангалоре» присутствует высокоразвитая сеть исследовательских и образовательных институтов, объединяющая свыше 55 колледжей и университетов. Эти факторы в совокупности с программой государственной поддержки помогли Индии стать лидером мирового рынка офшорного программирования. Всего в 13 индийских технопарках работает около 1,3 тыс. компаний-разработчиков, в которых трудится более 450 тыс. сотрудников.

Программы создания технопарков активно поддерживают и ведущие вендоры, усматривающие в их создании новые перспективы для развития сети своего присутствия. Так, в настоящее время между правительством Турции и компанией Microsoft идут переговоры по поиску наиболее подходящего места для реализации проекта «электронный город». Ими могут стать два больших района Стамбула — Умрание и Маслак.

«Технокент», как называют будущую ближневосточную Силиконовую долину, будет построен на площади 92 тыс. кв. м; предполагается, что впоследствии эта зона расширится до 552 тыс. кв. метров. Строительство комплекса планируется завершить уже к концу 2006 года. По словам экономистов Microsoft, компаниям, работающим в «Технокенте», будет предоставлен ряд значительных налоговых льгот.
Комплекс будет построен по примеру Силиконовой долины и станет технологической базой для стран Ближнего Востока и Африки. Кроме того, он поможет решить проблему трудовой занятости населения — там смогут работать примерно 500 тыс. человек.
«Уже сейчас многие компании выразили желание перенести свои штаб-квартиры в город на Босфоре. Реализация этого проекта принесет Турции до $8 млн. годового дохода в сфере информационных товаров и услуг», — подчеркивают экономисты Microsoft.

pic

Активны действия правительственных органов по открытию технопарков и на территории государств СНГ. Так подготовлена законодательная база и начаты работы по реализации проекта создания «Парка информационных технологий», который планируется открыть в поселке Алатау около Алма-Аты. Ведутся работы по открытию четырех технопарков в российских городах: Новосибирске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Дубне.

В Узбекистане, с его богатым интеллектуальным потенциалом, вопрос создания технопарков имеет стратегическую актуальность. Видится, что особую эффективность будут иметь технопарки, специализирующиеся на выпуске программной продукции. Анализ рынка программных продуктов Узбекистана показывает, что в настоящее время в данной сфере осуществляют деятельность порядка 100 компаний и фирм, в том числе иностранных, и их дочерних предприятий. По экспертным оценкам, объем рынка разработок программных продуктов Узбекистана оценивается в 7-8 млн. долларов в год. Рентабельность бизнеса в сфере программных продуктов составляет порядка 5-15%. Отмечается, что около 80% от общего числа издержек — издержки по внедрению продуктов. Усиливается инвестиционная привлекательность национального рынка ПО, что привело к открытию в Узбекистане представительств мировых лидеров в области создания программной продукции.

Настойчивой необходимостью дальнейшего развития рынка ПО стала идея концентрации интеллектуального потенциала вокруг инновационных идей, обеспеченных льготным режимом хозяйствования. Формирование зоны, где свободно будут реализовываться сложные технологические проекты, происходить обмен опытом и идеями среди профессионалов, позволит качественным образом улучшить динамику развития индустрии ПО.
Для создания зон, специализирующихся на создании ПО, не требуется больших финансовых инвестиций. Специфика данного вида деятельности основывается на наличии высококвалифицированного персонала и отлаженной системы привлечения заказов. Естественным для данного вида свободных зон является то, что они формируются в тесном конгломерате с техническими университетами, где уже существуют определенные наработки в сфере научно-исследовательских работ и имеется постоянный приток дипломированных специалистов, за счет подготовки студентов. Для Узбекистана вполне естественным является путь формирования научно-технических зон в сотрудничестве с ведущими вузами, осуществляющими подготовку ИТ-специалистов: Ташкентским техническим университетом, Ташкентским университетом информационных технологий и т.п. Организационной формой данного технополиса мог бы стать Национальный центр программирования. Здесь следует отметить, что технологии концентрированного, комплексного решения сложных ИТ-проектов на сегодняшний день в республике уже широко апробируются. Примером можно привести деятельность открытого в прошлом году Центра по подготовке и поддержке молодых программистов. Слушатели данного Центра на базе получаемых глубоких теоретических знаний в области программирования имеют возможность реализации на практике своих исследований.

pic

Важнейшим элементом в создании специальной научно-технической зоны (СНТЗ) является формирование соответствующей нормативно-правовой базы. Первоочередными шагами в этом направлении должны стать: внесение необходимым изменений и дополнений в Закон «О свободных экономических зонах»; принятие правительственных решений, определяющих программные цели и условия деятельности СНТЗ.
Возможно принятие отдельного Закона РУз «Об инвестиционном, экспортно-импортном режиме и деятельности технопарков, технополисов, социополисов в сфере производства программного обеспечения, интернет-технологий и других интеллектуальноемких производств». Основополагающими положениями этого законопроекта могло бы стать следующее: 100-процентная экспортно ориентированная схема, простейшая процедура регистрации предприятий, беспошлинный и безналоговый ввоз всех видов оборудования инофирмами без права продажи на таможенной территории Узбекистана, освобождение от экспортных пошлин и налогов всей вывозимой программной продукции, освобождение новых предприятий от налога на прибыль и местных налогов сроком на 10 лет… Наряду с этим законом было бы целесообразно принять поправки к Закону об инвестициях с целью предоставления дополнительных гарантий инвестициям, направленным на развитие интеллектуальных производств.
Таким образом, государство берет под свою опеку сначала технопарки, технополисы, а затем и социополисы, которые воспроизводят интеллект, объединяют производство, образование и науку и являются прообразами новой экономики, моделью будущего общества.

Определенные мероприятия в этом направлении осуществляются в Узбекистане и в настоящее время. Так, Координационным советом по развитию компьютеризации и ИКТ при Кабинете Министров Республики Узбекистан разработаны и одобрены Концепция развития индустрии производства программных продуктов и информационных технологий и Положение о свободной научно-технической зоне по развитию индустрии производства программных продуктов и информационно-коммуникационных технологий СНТЗ «Интеллект Узбекистана». Принятие данных документов позволит активизировать работы по координации деятельности различных министерств и ведомств в открытии СНТЗ в Узбекистане.
С учетом мирового опыта и особенностей реформирующейся экономики Узбекистана наиболее актуальными для деятельности СНТЗ станут вопросы оптимизации налогообложения доходов физических и юридических лиц и валютного регулирования хозяйственной деятельности.

Первое необходимо для того, чтобы привести заработную плату программистов, работающих в СНТЗ, в сопоставимое соответствие с общемировым уровнем. Это позволит привлечь к исполняемым работам высококвалифицированных специалистов и поставит барьеры на пути «утечки мозгов».
Особого внимания заслуживают вопросы обеспечения предоставления льгот в осуществлении внешнеэкономической деятельности, так как продукция, производимая в СНТЗ, в первую очередь будет ориентирована для представления на экспорт.
В целом же эффективно действующая СНТЗ, специализирующаяся на создании компьютерных программ, позволит активизировать развитие ИКТ-сектора, что непосредственно приведет к дальнейшему улучшению общеэкономической ситуации в стране.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте