Биллинговая система на телефонной сети города Ташкента
30 июня 2005
Рубрика: Связь и телекоммуникации.
Автор: Саидакбар Агзамов.
pic

Движущей силой развития телекоммуникационного рынка становится спрос на новые услуги, позволяющие компаниям-операторам увеличивать доходность своего бизнеса. Развитие этих услуг поставило перед предприятиями, оказывающими услуги телекоммуникаций, задачу разработки такой автоматизированной системы расчетов с абонентами, которая бы наиболее полно отвечала требованиям сегодняшнего дня. Такой системой является биллинговая система.

Современные биллинговые системы для операторов фиксированной связи служат основой для построения комплексной системы управления предприятием связи, обеспечивающим взаимодействие всех автоматизированных систем оператора связи (абонентский учет, технический учет, централизованное автоматизированное бюро ремонта — ЦАБР, автоматизированный повременной учет стоимости связи — АПУС, финансово-экономическая система и т.п.). Биллинговая система обеспечивает выполнение централизованных расчетов за услуги связи в условиях территориально-распределенного обслуживания абонентов.

Что такое биллинг? Это преобразование данных о начисленной плате в формат счета, который отправляется абоненту. Счет не только может включать всю учетную информацию за определенный период времени и начисленные при этом суммы, но и просто содержать общую сумму к оплате. Биллинг — это своего рода кровеносная система телекоммуникационной компании. Счет на оплату услуг является связующим звеном между абонентом и оператором связи. Изначально счет за услуги связи был единственной формой контакта с абонентами и сообщал им только о сумме, которую нужно заплатить. Сегодня благодаря возможностям биллинговых систем эти контакты значительно расширились.

В общем виде процесс биллинга состоит из следующих основных этапов: сбор информации о предоставленных услугах, подсчет стоимости предоставленных ресурсов, выставление счетов.
В современных телефонных сетях общего пользования, какой является и Ташкентская городская телефонная сеть (филиал ТШТТ АК «Узбектелеком»), данные по оказанным абонентам услугам собираются, затем сохраняются и передаются в определенном формате в биллинговую систему. Системы учета и биллинга операторов традиционной телефонии позволяют осуществлять тарификацию с учетом использования дополнительных услуг, времени суток, расстояния, а также выставлять пользователям детальные счета с точным указанием всех произведенных вызовов и предоставленных услуг.

Создание собственной биллинговой системы на филиале ТШТТ АК «Узбектелеком» было вызвано необходимостью совершенствования расчетов с абонентами телефонной сети Ташкента за услуги связи. Это, прежде всего, местные телефонные разговоры, междугородные и международные разговоры, дополнительные услуги, услуги спецсвязи. Биллинговая система ТШТТ была впервые запущена в эксплуатацию в апреле 2001 года на Сабир-Рахимовском телефонном узле. Сейчас она охватывает весь город.

На биллинговую систему ТШТТ возложено выполнение множества задач. Это, прежде всего:

• создание и ведение единой базы данных абонентов TШTT
• учет технических абонентских данных
• учет очередности на установку телефонов
• получение и оперативная обработка данных по всем видам оказанных услуг
• формирование и выдача к оплате счетов по требованию абонентов за любой отрезок времени
• предоставление абонентам справочной информации о произведенных платежах
• формирование и выдача списков задолженников для проведения их оповещения
• организация высокого уровня защищенности данных от несанкционированного доступа и другие задачи.

Вся информация по абонентам ТШТТ стекается в единый биллинг-центр, в котором происходят сбор и обработка полученной информации. Биллинг-центр связан с автоматизированными рабочими местами (АРМ) кассиров, расположенными в пунктах приема оплаты: на телефонных узлах, АТС, в кассах «Алокабанка», «Галабанка», почтовых отделениях. Эта связь осуществляется через собственную сеть передачи данных. Таким образом, все АРМы связаны с единой базой данных биллинг-центра, в которой содержится вся информация по абонентам ТШТТ. В любой момент через АРМ кассира абонент может получить любую санкционированную информацию из единой базы данных по своей оплате или имеющейся задолженности.

pic

В настоящее время специалистами информационно-вычислительного центра филиала ТШТТ АК «Узбектелеком» проводится большая работа по подключению почтовых отделений города к биллинговой системе ТШТТ. До конца этого года планируется подключить 136 отделений связи. На сегодняшний день в почтовых отделениях уже установлено и работает более 80 автоматизированных рабочих мест кассиров. Таким образом, общее количество касс, подключенных к биллинговой системе ТШТТ, на сегодня составляет около 50 единиц, включая кассы телефонных узлов и АТС, «Алокабанка», «Галабанка» и почтовых отделений. В результате проводящейся работы достигается максимальный охват территории города биллинговой системой ТШТТ. Это, несомненно, очень важно для абонентов Ташкентской городской телефонной сети, так как пункты оплаты за услуги связи приближаются к месту их проживания или работы и решают проблемы со своевременной оплатой предоставленных услуг.

Большая работа проводится и по обеспечению надежности и безопасности функционирования биллинговой системы. В частности, поддерживается высокая степень надежности функционирования базы данных. Для этого создается резервная копия базы данных на внешних носителях, которая поддерживается в актуальном состоянии операциями копирования.

Помимо основного сервера, содержащего единую базу данных, существует резервный. Он предназначен для ведения актуальной копии основной базы. Резервный сервер идентичен основному, то есть он содержит ту же базу данных, что и основной. В случае выхода из строя основного сервера администратор подключает резервный, таким образом, исключается потеря данных.

При функционировании системы обеспечена высокая степень защиты от несанкционированного доступа, она имеет несколько степеней защиты данных. Применяются аппаратные и программные средства защиты информации.
Так что же дает внедрение биллинговой системы на ташкентской городской телефонной сети? Прежде всего это удобство для абонентов. Внедрение биллинговой системы на телефонной сети города значительно экономит их время за счет установки автоматизированных рабочих мест кассиров практически по всему городу. Это снижение уровня дебиторской задолженности за счет уменьшения времени обработки информации по расчетам с абонентами, использование автоматизированного механизма воздействия на абонентов с дебиторской задолженностью путем подготовки информации на оповещение и отключение, оперативный контроль движения денежных средств, обеспечение высокой степени достоверности данных, возможность оперативного предоставления аналитической информации за любой период времени, предоставление клиентам необходимой информации о состоянии их лицевого счета, оперативное и достоверное ведение адресных, технических и расчетных данных абонентов ТШТТ и многое другое. Отношения оператора и абонентов становятся более прочными, поскольку абонентам доступна более точная информация о потреблении телекоммуникационных услуг, а использование единой базы данных снижает издержки и увеличивает прибыль компании.

В заключение хочется отметить, что все это стало возможным благодаря усилиям группы разработчиков информационно-вычислительного центра филиала ТШТТ АК «Узбектелеком», которые отнеслись к выполнению поставленной задачи ответственно и профессионально. Результатом их деятельности стала стабильная и высокопроизводительная работа биллинговой системы на телефонной сети города Ташкента.

pic
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте