Правовое регулирование электронной коммерции в Республике Узбекистан: основные проблемы и способы их разрешения

pic

В нашей стране стали уделять особое внимание правовому регулированию отношений с использованием информационных коммуникационных технологий. Этому способствовали взлет интереса к ИТ и их проникновение в различные сферы деятельности общества и государства. Определенное ускорение нормотворческому процессу было придано в 2000 году, в частности, в связи с несовершенством действующего законодательства, и в 2003-м, когда было обнародовано несколько проектов законов, например проекты законов «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной коммерции», «Об электронном документообороте».

За последний год в процессе законотворчества стали наиболее заметны инициативы по регулированию электронной коммерции. В частности, в 2003 году 11 декабря Олий Мажлис Республики Узбекистан принял Закон «Об электронной цифровой подписи» (далее Закон об ЭЦП РУз). В 2004 году 29 апреля были приняты законы «Об электронном документообороте» и «Об электронной коммерции».
В данной статье нам хотелось бы проанализировать Закон об «Электронной коммерции», так как эффективное развитие электронной коммерции в Узбекистане невозможно без усовершенствования правовой базы с учетом международного законодательства и тенденций его развития.

В ближайшие годы именно электронная коммерция станет важнейшей составной частью мировой экономической инфраструктуры. В связи с этим одним из приоритетных направлений становится развитие электронной коммерции, что для нашей страны очень важно как с позиций подъема внутренней экономики, так и с позиций участия в мировом экономическом процессе, в частности в деятельности Всемирной торговой организации.

На сегодня электронная коммерция набирает быстрый темп развития, уже через десять лет после ее возникновения объем доходов электронной коммерции составил 40-50 млрд. долл. В 2002 году более 70% корпораций из списка Fortune стали использовать Интернет в своем бизнесе, где доходы увеличились до 300-500 млрд. долл., а доля корпоративного сектора составила 70-80%. С каждым днем становится все более очевидным, что именно электронная коммерция открывает дорогу к будущему росту, так как электронная коммерция позволяет компаниям более эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, плотнее взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков.
В электронной коммерции покупатель и продавец заключают сделки посредством Интернета. При этом субъекты электронной коммерции обмениваются электронными документами, аналогичными с бумажными документами, то есть содержащие требуемые реквизиты для юридического признания его в качестве документа. С юридической точки зрения под электронной коммерцией следует понимать коммерческую деятельность с использованием коммуникационных технологий, включающих электронную почту, факс, электронный обмен данными EDI и электронные платежи EFT, Интернет, Интранет (то есть корпоративный Интернет), Экстранет (электронный обмен информацией с внешним миром) и т. п.

Согласно ст. 3 Закона РУз «Об электронной коммерции», электронная коммерция — это предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая с использованием информационных систем, то есть совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и средств связи, позволяющая осуществлять сбор, хранение, поиск, обработку и пользование информацией.

По определению, данному в документах UNCITRAL (United Nations Commission on International Trade Law — Комиссия ООН по Праву международной торговли), электронная коммерция охватывает вопросы, возникающие в связи со всеми отношениями коммерческого характера, которые включают, но не ограничиваются, следующие сделки: куплю-продажу, поставку, соглашение о распределении продукции, торговое представительство или агентство, факторинг, лизинг, проектирование, консалтинг, инжиниринг, инвестиционные контракты, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, банковские услуги, совместную деятельность и другие формы промышленного и делового сотрудничества, перевозку грузов или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным транспортом.
Электронная коммерция осуществляется между определенными лицами, то есть субъектами правовых отношений. Круг субъектов электронной коммерции могут составить физические и юридические лица. В ст. 4 Закона РУз «Об электронной коммерции» указано, что в качестве участников электронной коммерции могут выступать физические и юридические лица, осуществляющие электронную коммерцию, покупатели соответствующих товаров или услуг, а также информационные посредники. Однако такая формулировка статьи не раскрывает состава участников электронной коммерции. На наш взгляд, будет целесообразно изменить норму этой статьи иным образом, где будут предусмотрены следующие положения: «Участниками электронной коммерции являются лица, заключающие коммерческие сделки посредством электронного средства связи, то есть адресат, инициатор, покупатель, продавец и информационные посредники.

Адресат — это лицо, которое, согласно намерению инициатора, должно получить электронное сообщение или электронный документ. Данный термин не включает лиц, действующих в качестве информационных посредников.
Инициатор — это лицо, которое от своего имени или от имени третьего лица составляет, отправляет электронные сообщения или электронные документы. Данный термин не включает лиц, действующих в качестве информационных посредников.
Информационные посредники (операторы, провайдеры), то есть юридические или физические лица, которые от имени других лиц отправляют, получают или хранят электронные сообщения, либо оказывают услуги, связанные с оборотом электронных документов, электронных цифровых подписей».

pic

Как было сказано выше, в электронной коммерции могут участвовать информационные посредники (операторы, провайдеры). В свою очередь, информационные посредники подразделяются на 3 группы:

1) Интернет-провайдеры (Internet service providers ISP), основная деятельность которых заключается в оказании услуг постоянного доступа в Интернет через соответствующий сервер.
2) Провайдеры приложения (Application service providers ASP), провайдеры, предоставляющие услуги по доступу к необходимому пользователю набору программных приложений, размещенных на аппаратных средствах провайдера и позволяющих осуществлять хостинг веб-сайтов, электронных торговых площадок, доступ к сводным каталогам интернет-магазинов.
3) Провайдеры сертификационных услуг (Certification service providers CSP) — это провайдеры, оказывающие услуги в сфере использования электронных документов, электронных цифровых подписей и т.д.

Понятие информационных посредников довольно четко и ясно определено в
нескольких законах Республики Узбекистан. Так, в Законе РУз «Об электронной коммерции» указано, что информационные посредники являются юридическими или физическими лицами, оказывающими услуги, связанные с оборотом электронных документов, на договорной основе (ст. 5, 7 закона). В соответствии со ст. 13 Закона РУз «Об электронном документообороте», где сказано, что информационные посредники — это юридические и физические лица, которые на договорной основе оказывают услуги, связанные с оборотом электронных документов. Вместе с тем ст. 2 Закона РУз «О телекоммуникациях» гласит, что провайдерами являются юридические или физические лица, предоставляющие на коммерческой основе услуги телекоммуникаций пользователям через сети операторов. Кроме того, в ст. 3 Закона РУз «О почтовой связи» под оператором следует понимать юридических и физических лиц, владеющих сетью почтовой связи на правах собственности или других вещных правах и имеющих права на оказание услуг почтовой связи.

Следует, однако, отметить неясность процессов создания и лицензирования сервис-провайдеров, отсутствие материальных и финансовых требований, которым должен соответствовать сервис-провайдер, что может повлечь неоправданные ограничения при выдаче лицензии и отрицательно сказаться на конкуренции среди сервис-провайдеров.

На основании изложенного целесообразно установить более четкие требования в отношении сервис-провайдеров. Кроме того, необходимо использовать опыт законодательного регулирования страховой и банковской деятельности в части положений, устанавливающих кредитоспособность сервис-провайдеров. Например, в ст.8 Федерального Закона РФ «Об электронной цифровой подписи» указано, что основным требованием к центрам регистрации является наличие у них достаточных материальных и финансовых возможностей, позволяющих нести гражданскую ответственность перед пользователями. Предусмотрено, что такая ответственность наступает за убытки, которые пользователи понесли из-за недостоверности сведений, включенных удостоверяющим центром, то есть центром регистрации, в сертификат ключа подписи.

pic

Для решения указанных вопросов необходимо внести в Закон об ЭЦП РУз нормы, в которых будет предусмотрена строгая процедура лицензирования деятельности центров регистрации уполномоченными органами. В связи с этим надо отметить, что центр регистрации может получить лицензию только в том случае, если докажет способность выполнять предписанные законом требования, и в дальнейшем уполномоченные органы обязаны регулярно проводить проверки соблюдения ими данных требований. К таким требованиям можно отнести следующее:

1) лицензированный центр регистрации должен осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим законом и иными законодательными актами Республики Узбекистан;
2) центр регистрации должен осуществлять только такие виды деятельности, которые предусмотрены в его лицензии;
3) центр регистрации должен быть способным обеспечить оказание достоверных сертификационных услуг;
4) центр регистрации должен предоставлять информацию и подробные сведения, включая отчеты, подтвержденные аудитом балансы и счета прибылей и убытков, касающиеся своей деятельности;
5) центр регистрации должен использовать надежные системы и продукты, защищенные против несанкционированной модификации, а также обеспечивать техническую и криптографическую безопасность;
6) центр регистрации должен принимать меры против любой возможной подделки сертификатов.

Если деятельность центра регистрации перестанет отвечать требованиям, указанным выше, и недостатки не будут полностью устранены в течение установленного уполномоченным органом срока, лицензия должна быть отозвана.

В зависимости от участников электронных взаимоотношений электронную коммерцию следует делить на следующие правовые формы:

Business to Business (B2B), в данной форме в качестве участников электронной коммерции могут выступать юридические лица, заключающие или исполняющие договоры электронным способом на двусторонней основе или в рамках специализированной электронной площадки. Эта форма электронной коммерции характерна заключению договоров на торгах ст. 379 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (ГК РУз), где сказано, что в качестве организатора торгов могут выступать собственник или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Последние действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и могут выступать от их или от своего имени, так как информационные посредники выступают в качестве организаторов торгов. При этом продавец и информационный посредник заключают между собой договор о комиссии, согласно которому одна сторона, то есть комиссионер, обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 832 Гражданского кодекса РУз).

Business to Consumer (B2C) — в электронной коммерции в виде B2C сделки заключаются между юридическими и физическими лицами, заказывающими товары для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Здесь покупателем является потребитель по смыслу Закона РУз «О защите прав потребителей», где сказано: потребителем является лицо, приобретающее, заказывающее либо имеющее намерение приобрести или заказать товар или работу, услугу в целях личного потребления или иных целях, не связанных с извлечением прибыли. В основном в этой форме между субъектами электронной коммерции правовые отношения основываются на договоре розничной купли-продажи. Согласно ст. 425 ГК РУз, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Business to Government (B2G) — при этой форме электронной коммерции, с одной стороны, выступает юридическое лицо, с другой стороны — государство, соответственно здесь юридическое лицо участвует в качестве продавца, а государство — в качестве покупателя. В статье 457 ГК РУз говорится: поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров.

Consumer to Consumer (C2C) — эта форма электронной коммерции отличается тем, что здесь сделки заключаются между физическими лицами, то есть покупателем и продавцом, которые являются физическими лицами. Они могут легко заключать сделки между собой и развивать свое присутствие он-лайн с помощью третьего лица — провайдера. Таким ведущим провайдером в США является ebay.com, которая революционизировала концепцию С2С, предоставив хостинг торговли напрямую между потребителями в формате аукциона в Интернете. Данное направление позволяет людям, испытывающим те или иные ограничения, заключать сделки в любой удобный для них момент; в итоге уменьшаются накладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечного потребителя. В данной форме купля-продажа осуществляется в форме аукциона.

Система правовых норм, регулирующих электронную коммерцию, является очень обширной: здесь следует назвать нормы финансового права, включая налоговое право о налогообложении, нормы административного права о сертификации и лицензировании и др. Однако следует отметить, что в результате урегулирования нормами гражданского права общественных отношений, связанных с использованием коммуникационных технологий, которые, в свою очередь, приобретают форму гражданских правовых отношений.

Отношения в электронной коммерции между сторонами, как и в других гражданских правовых отношениях, складываются на договорной основе. Из теории частного права известно, что договор является юридическим фактом, лежащим в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения, иными словами — это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

pic

Согласно ст. 9 Закона РУз «Об электронной коммерции», договор в электронной коммерции может заключаться посредством обмена электронными документами; отправления электронного документа о принятии оферты (предложения заключить договор), полученной не в виде электронного документа; совершения действий по выполнению условий договора, содержащихся в оферте, полученной в виде электронного документа. Электронный документ — это аналог бумажного документа, содержащий в себе информацию данных, цифр, символов или других способов письменного выражения. В ст. 5 Закона РУз «Об электронном документообороте» говорится, что электронный документ — это информация, зафиксированная в электронной форме, подтвержденная электронной цифровой подписью (далее ЭЦП) и имеющая другие реквизиты электронного документа, позволяющего его идентифицировать. При этом ЭЦП выполняет функцию реквизита документа, которая получена в результате специальных преобразований информации данного электронного документа, с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющая при помощи открытого ключа электронной цифровой подписи установить отсутствие искажения информации в электронном документе и идентифицировать владельца закрытого ключа электронной цифровой подписи.
Однако положение, закрепленное в ст. 9 Закона РУз «Об электронной коммерции», противоречит способам заключения договоров в электронной коммерции, так как в электронной коммерции договора могут быть заключены не только посредством электронных документов, но и иных видов электронного сообщения.

Исходя из вышесказанного, в электронной коммерции договор может быть заключен двумя способами:

1) заключение договоров посредством электронной почты (e-mail). Через обмен электронными письмами-сообщениями могут осуществляться три стадии заключения договора: преддоговорные контакты сторон (переговоры), оферта и акцепт оферты.
2) заключение договора с использованием web-страниц (сайтов) путем «щелчка по иконке». Какое-либо лицо предлагает свои товары и услуги, размещая информацию о них в графическом, текстовом или звуковом формате на интернет-странице. Другое лицо, желающее воспользоваться размещенным предложением, заполняет на этом же сайте некую форму, указывая сведения о себе и, если это необходимо и возможно, определяя условия договора. После заполнения клиент нажимает помещенную, как правило, в конце формы кнопку-иконку «Согласен» или «Submit», «I Agree».

В соответствии со ст. 8 Закона РУз «Об электронной коммерции» условия договора в электронной коммерции должны соответствовать требованиям законодательства. Однако данная норма противоречит требованию ст. 366 ГК РУз, где отмечено, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. Согласно ст. 107 ГК РУз, сделки могут заключаться посредством факсимильного копирования подписи, обмена документами, письмами, телеграммами, телефонограммами, телетайппрограммами, факсами. Следует отметить, что вышеупомянутая норма ГК РУз может ввести стороны электронной коммерции в заблуждение, так как в статье 116 ГК РУз сказано: сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, признается ничтожной, то есть недействительной. В связи с этим будет целесообразно внести изменения в нормы пунктов 2, 3, 4 ст. 107 ГК РУз следующим образом: «Сделки могут быть совершены с помощью использования средств факсимильного копирования подписи, электронной цифровой подписи, путем обмена бумажными или электронными документами, письмами, телеграммами, телефонограммами, телетайппрограммами, факсами, а также посредством сети Интернет и иных средств связи, если законодательством не установлено иное».

pic

Большое значение в электронной коммерции имеет достижение единого согласия, то есть консенсуса о заключении договоров между сторонами. Заключение договоров проходит две стадии:

1) оферта, когда лицо делает предложение о заключении договора;
2) акцепт, когда лицо приняло данное предложение.

В соответствии со ст. 367 ГК РУз офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, содержащего существенные условия договора. При этом оферта должна соответствовать требованиям ст. 11 Закона РУз «Об электронной коммерции», где указано: оферта, в том числе адресованная неопределенному кругу лиц. Она должна содержать:

• порядок заключения договора с использованием электронных документов
• возможность и порядок внесения изменений при согласовании условий договора
• порядок направления и отзыва акцепта посредством электронного документа
• указания на условия, включаемые в договор путем ссылки на электронный документ, размещенный в общедоступном информационном ресурсе.

Рассмотрев норму ст.11 Закона РУз «Об электронной коммерции», можно с полной уверенностью сказать, что отсутствие более конкретных требований к оферте может привести к ущемлению прав потребителей. В связи с этим для обеспечения защиты прав потребителей оправданно будет включить следующие положения:

• юридический адрес продавца
• наименование способа заключения договоров
• характеристика и цена товара, услуг
• стоимость поставки, страховые тарифы и подлежащие уплате налоги
• условия и сроки поставки, исполнения договора и последствие в случаях неисполнения обязательств по договору
• возможность отказа от договора, сделки и его сроки
• способ возврата товаров путем обмена или возмещением
• способ подтверждения заказа товаров.

Необходимо пояснить, что не всякое предложение заключить договор приобретает силу оферты. Например, полученное по электронной почте предложение от торговой фирмы посетить ее магазин и приобрести имеющиеся в наличии товары не является офертой, поскольку в данном предложении отсутствуют существенные условия договора, так как реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, что вытекает из ст. 369 ГК РУз.

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, причем ответ должен быть полным и безоговорочным (ст. 370 ГК РУз).
В электронной коммерции юридическое действие оферты и акцепта зависит от того, кем была отправлена и получена оферта, а также кем был отправлен акцепт. Именно эти моменты приобретают важное значение при заключении договоров в электронной коммерции. Однако в Законе РУз «Об электронной коммерции» не приведено разъяснение по этому поводу. Всего лишь в ст. 14 Закона РУз «Об электронном документообороте» говорится, что электронный документ считается отправленным, если он отправлен непосредственно отправителем электронного документа или его информационным посредником, а в ст. 15 сказано, что электронный документ считается полученным с момента поступления отправителю электронного документа с сообщением о факте его получения.
Наиболее важным элементом в электронной коммерции является придание электронным документам юридической силы в качестве судебных доказательств, что, в свою очередь, может быть применено как юридический факт или как доказательство о заключенной сделке. Согласно ст.12 Закона РУз «Об электронном документообороте», электронные документы могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделки. Однако в ст. 54 Хозяйственного процессуального кодекса РУз говорится, что в качестве судебных доказательств могут быть объяснения сторон, третьих лиц или их законных представителей, показания свидетелей, вещественные или письменные доказательства, заключение экспертов, что одновременно вызывает ряд коллизий. В этой связи в законодательствах зарубежных стран предусмотрено, что электронные договора или документы могут быть применены в качестве доказательств. Например, ст. 1316-1 ГК Франции гласит, что электронный носитель может быть приравнен в качестве доказательства к бумажному носителю.

Проведенный анализ привел к следующим выводам. Существующая правовая база электронной коммерции находится на стадии развития, что не исключает выявлений в нем пробелов и недостатков. Важно отметить, что для усовершенствования законодательной основы необходимо решить следующие вопросы:

• дать более широкое определение субъектам электронной коммерции
• правовое закрепление способов совершения электронных договоров
• придание доказательственной силы электронным документам, внести изменения по этому поводу в Гражданский и Хозяйственный процессуальный кодекс
• создание правовой системы налогообложения электронной коммерции
• защита прав потребителей в электронной коммерции.

Orphus system