ПИКСЕЛЬ или ЛИНИЯ?
18 августа 2005
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Сергей Наследов.
pic

Бурное, даже агрессивное наступление цифровых технологий привело к тому, что они добрались и до традиционной фотографии и традиционного кино. Но галогеносеребряная фотография еще жива, и попробуем немного разобраться — THAT THERE IS THAT.

Хорошая механическая камера, свободная от электропитания, менее подвержена влиянию повышенной влажности, температурным перепадам, механическим и ударным нагрузкам — нежели цифровая. (Цифровики пока плохо работают при низких температурах и очень боятся влаги). Да и цена на цифровую фотоаппаратуру пока еще очень высока, хотя широкая степень автоматизации съемочного процесса, ненужность дальнейшей химической обработки делает цифровую технику весьма привлекательной.

pic

Удобна, безусловно, и оперативность от момента съемки и до получения конечного результата.
Автоматическая программная обработка изображения, своеобразное нивелирование и подгонка под некий стандарт делают цифровую фотографию пригодной для большинства целей. Однако ей присущи некоторая сухость, худшая объемность изображения, малая фотографическая широта и меньшая чувствительность (в сравнении с современными фотопленками). Большинство цифровых камер еще и недостаточно скорострельны (только навел.., а поезд ушел). Объясняется это необходимостью программной обработки каждого кадра, в то время как съемка на пленку может производиться почти мгновенно. В связи со всем этим многие художники (живописцы, графики и другие) отдают предпочтение аналоговой фотографии (особенно при репродуцировании своих работ). Неважно ведет себя «цифра» и при съемке объектов, имеющих регулярный растр (холст, ткань крупной вязки и других), при этом возникает явление муара. Поэтому ведущие фотостудии и фотосалоны в разных странах используют цифровую съемку как preview. Новейшие разработки фирм: KONIKA, KODAK, FUJI и других привели к появлению новых материалов. Этим фотопленкам свойственны минимальное зерно, большая фотографическая широта, стойкость к вуалированию и так далее. Разработчикам удалось достичь минимальных размеров кристаллов галогенида серебра, а также облечь каждый кристалл в специальную оболочку, которая устраняет воздействие фонового излучения Земли, а значит, и возникновение вуали. Эти фотопленки стали 4-слойными, что придало им большую гибкость при съемке с источниками смешанного освещения, хотя иногда свойство фотопленок своеобразно реагировать на изменения цветовой температуры дает фотографу возможность использовать смешанное освещение в своих творческих целях. Знание фотохимии, свойств фотоматериалов, способов обработки позволяет фотографу изначально планировать и получать задуманные результаты. Цифровая камера старается такие нюансы выравнивать. И хотя имеются программы, позволяющие практически любую компьютерную обработку, изначальный замысел всегда точнее.

pic

Пока выгодно отличается аналоговая фотография и в отношении качества разрешения фотоснимков. Хорошая современная фотопленка имеет разрешение порядка 120 линий на мм для контрастных объектов и 60-70 — для полутоновых. Если принято считать, что одна линия равна 3 пикселям, то, пересчитав кадр 24*36 мм, получаем разрешение, равное примерно 9144 dpi для контрастных и 4574dpi.- для полутоновых. Однако, чтобы выжать из фотопленки все ее возможности, требуется соблюдение всей цепочки, а именно: пленка, объектив, увеличитель, бумага, обработка. Естественно, что все эти составляющие должны иметь качества, позволяющие реализовать это разрешение. Если же прибегать к оцифровыванию негатива или слайда, то сканер должен иметь разрешение порядка -18000-20000 dpi (теорема Котельникова). При такой оцифровке получаем изображение, равное 447мегапикселям для контрастных и примерно 112-115 мп — для полутоновых изображений! Это сложно, долго и очень дорого, поэтому, как правило, применяется сканирование с разрешением порядка 1200-2400dpi, но и при этом разрешение кадра остается очень высоким. (Хотя есть мнение, что современные сканеры еще не способны выдавать такое разрешение). И это при «узком» кадре, а если речь идет о среднем или широком формате…

pic

Учитывая все эти нюансы, некоторые ведущие фирмы стали выпускать цифровые приставки (так называемые задники), которые делают фотоаппаратуру универсальной (см. фото). Это очень здорово, хотя и страшно дорого. Имеется и такой вопрос, а что все-таки лучше — пиксель или зерно? И то, и другое — плохо, хотя при определенном увеличении цифровой снимок практически перестает читаться, в то время как аналоговый сохраняет свою информативность. В общем, выбор за фотографом. Если камера нужна только для домашней летописи, то, безусловно, это цифромыльница. Если запросы гораздо выше, то, по-видимому, стоит иметь оба варианта (хороший цифровик + хорошая аналоговая зеркалка или, что еще лучше — универсальная аналогово-цифровая камера).

Итак, если подвести итог нашему коротенькому опусу, то мы имеем следующие результаты:

Аналог- отработанная десятилетиями механика, надежность, некритичность к условиям съемки, отличное разрешение и фотографическая широта современных фотоматериалов, обилие применяемой оптики и иных приставок и приспособлений. И хотя теоретически этот вид фотографии почти достиг своего порога для профессиональных и художественных целей, она еще пока впереди. К тому же живы еще фотографы старой школы. Они еще обладают знаниями фотохимии, опытом работы в фотолабораториях, где посредством своего «колдовства» вытягивают из благородного серебра свои «коварные» замыслы. Они еще помнят романтические времена стеклянных пластинок, деревянных камер, а то и просто коробок с крошечным отверстием, где можно было получать интересные по замыслу снимки. А уютные, прокуренные фотолаборатории с тихой музыкой из старых ламповых приемников и…

pic

А что же цифра?
Конечно, это будущее, которое уже ворвалось в настоящее и продолжает свое наступление. Как долго и что дальше?
А пока это оперативность получения конечных результатов, при необходимости миниатюрность, минимум операций, возможность моментального редактирования и пересъемки и так далее. В науке это безусловный приоритет ввиду опять-таки оперативности получения готовых результатов, отсутствия химической обработки, возможность производить сотни и тысячи снимков без затрат на фотографический материал. Для фотолюбителей это еще и простота в работе, ненужность каких-то лишних познаний, скoрость передачи информации в любой уголок нашего шарика, а совмещение цифровой камеры с сотовым телефоном дает огромные преимущества любителям сенсаций…

pic
pic
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте